Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Наин 
(«миловидный», «приятный»), упоминаемый только в НЗ (Лк 7:11; ср. -> Нея) галилейский город на сев. склоне холма Море, в 8 км юго-вост. Назарета, совр.

Неин (новоевр. Наим).

Наказание, наказывать

ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ
Н. от Самого Бога или через человека постигает всех людей, к-рые совершили преступление против Бога или нарушили Его установления и этим обременили себя -> виной или -> грехом. Т.о., Н. обличает зло и восстанавливает установленный Богом порядок, свидет-вуя о святости и праведности Бога. В соотв. с этим целью наказания является не только возвращение наказуемого к нравственному образу жизни, поскольку даже самое совершенное наказание не может искупить человека от власти злых сил. В значит. большей степени Н. призвано показать, посредством страданий, удаленность наказуемого от Бога и тем самым вызвать стремление к получению Божьей помощи и к обращению. Н. должно отделить грешника от греха; но если наказанный упорствует в своем грехе, то Н. ему может стать смерть. Только в том случае, если виновный придет к признанию закона Божьего как нормы поведения и вместе с тем осознает свою вину, Н. сможет помочь ему. В Новом Завете это означает, что провинившийся подчиняется Закону Божьему, и этот Закон становится для него в конечном итоге «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24).

СПОСОБЫ БОЖЬИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ

1) если Бог наказывает во гневе, то человек изнемогает под этим Н. (Пс 6:2; Пс 37); уничтожению и истреблению подвергаются отдельные люди и семьи, и даже целые народы. Такого рода Н. понесли, напр., египтяне (Исх 12:12), Ирод, к-рый был «изъеден червями» (Деян 12:23), Вавилон (Иер 51:54-58);

2) кара Божья может быть и отцовским наказанием или испытанием (Притч 3:12; Иер 10:24; 1 Кор 11:31-34), к-рыми Бог напоминает Своим чадам о неисповеданных ими прегрешениях (ср. Иез 18:23; 2 Петр 3:9), дабы привести их к смирению и побудить через страдания к поискам Божьего прощения (Пс 38:11-14; Пс 72:14.23-28; Евр 12:5-11; Откр 3:19). Такие Н. и испытания верующие должны воспринимать как особое доказат-во милости Божьей (Иов 5:17-27); это «путь к жизни» (Притч 6:23);

3) Н. за грехи не всегда правильно оценивается человеком, склонным необъективно оценивать свое поведение. Порой длительные, повторяющиеся проявления зла и греха долгое время остаются безнаказ., а последовавшее наказание воспринимается как тяжкое бремя без осознания собств. вины. Это кажущееся противоречие особенно занимало Иова, Екклесиаста и автора Пс 72. Итак, основной принцип ветхозаветного возмездия «око за око, зуб за зуб» действует с ограничениями; но и само Н. может служить прославлению Бога (Иов 2:3; Ин 9:3; ср. Ин 11:4). Эта мысль находит свое выражение в наказании, к-рое Раб Божий (Ис 53:5-7) принял на Себя не за собств. прегрешения, а за грехи других, чтобы привести их к миру с Богом. То, что здесь было обетованием, осуществилось в Иисусе Христе. Он, Судья, принимает смертельную кару за грешников и милостиво дарует им жизнь. Эта беспредельная любовь Христа дает право Его ученикам отпускать грехи и вину провинившимся, освобождая их от Н. (-> Прощение);

4) кроме Н., являющегося прямым следствием совершенного греха, существуют и такие, к-рые исполняются по особому распоряжению Бога или через человеч. правосудие (напр., Н. за соверш. Аханом воровство, Ис Нав 7:1; кара, постигшая Анания и Сапфиру, Деян 5). Осуществляют Н. прежде всего родители и власти, будь это устное порицание или физическое воздействие; так, родители могут применять розги (Притч 13:24), а начальствующий вправе применить силу как «Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (Рим 13:4). Т.о., наказывает Сам Бог, даже если Он использует для этого Своих слуг, напр., врагов Израиля (Ис 10:5; Иер 25:9; Иер 27:6);

5) часто Божья праведность в отмщении или кара за нарушение Закона наказывает грешника именно тем, в чем он сам согрешил. Давид, пославший на смерть Урию, сам переживает угрозу смерти и убийство членов своей семьи (2 Цар 12:10). Он ввел в грех жену Урии, и его собств. жены были опозорены (2 Цар 16:21-23). Закосневших в грехе Бог предает во власть зла (Рим 1:24-32). При телесных повреждениях (Исх 21:23-25) и лжесвидет-ве (Втор 19:18-21) Н. преступника, исполняемое людьми, должно полностью соответствовать содеянному им злу. Возмещение ущерба относится к Н. за воровство и за ущерб, причиненный имуществу другого (Исх 22:2-20). В духе этого предписания Закхей возвращает неправедно нажитое им богатство, возмещая ущерб в многократном размере (Лк 19:8).

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

У израильтян Н. за нек-рые виды преступлений могли служить побои (Втор 25:1-3). От предписанных сорока ударов позднее стали давать «сорок без одного», чтобы ни в коем случае не переступить эту границу (ср. 2 Кор 11:24). В более позднее время чаще стали прибегать к тюремному заключению (-> Темница); такая мера Н. не предусматривалась ветхозаветным Законом, однако широко применялась в Египте (см. историю Иосифа). К этому добавлялись денежные штрафы (Втор 22:19), возмещение ущерба (Исх 22:4), продажа в рабство (Исх 22:3) и различные телесные наказания (см. выше II,5). Смертные приговоры приводились в исполнение через побивание камнями, к-рое происходило за пределами города. Его скрупулезно регламентиров. проведение описано в трактате Мишны Сангедрин: приговоренного ставили на возвышенности (Лк 4:29), и один из свидетелей сталкивал его вниз с отвесного склона; если он при этом еще оставался жив, то второй свидетель бросал камень ему на грудь, в область сердца, а затем присоединялся остальной народ, пока не забивали осужденного до смерти (Втор 17:5-7; Втор 21:21; Ин 8:7). Нередко побивание камнями возникало и спонтанно, когда с человеком расправлялась толпа (Числ 14:10; 1 Цар 30:6; 3 Цар 12:18; Лк 20:6; Ин 10:31). Кр. того, была известна казнь через сожжение за блудодейство (Быт 38:24; Лев 20:14; Лев 21:9), а также казнь мечом (2 Цар 1:15; 4 Цар 11:20). Обезглавливание, как и распятие на кресте (-> Крест), стали применяться только в рим. период (Деян 12:2). Нет никаких свидет-в о том, чтобы израильтяне сажали осужденного на кол; во многих случах труп казненного вывешивали на дереве или на столбе (Втор 21:22-23; Ис Нав 8:29; 1 Цар 31:10; 2 Цар 4:12; 2 Цар 21:6.9; -> Повешенный).

НАКАЗАНИЕ КАК ОБЛИЧЕНИЕ

Н., как в ВЗ, так и в НЗ, может иметь значение порицания или обличения в грехе: «обличи ближнего твоего» (Лев 19:17; ср. Пс 140:5). Так, пророки обличают народ (Иез 29:21; Ам 5:10), Иоанн Креститель — Ирода (Лк 3:19), разбойник на кресте — своего товарища (Лк 23:40); так должен был поступать Тимофей в церквах (2 Тим 4:2), так же действует Св. Дух в отношении мира (Ин 16:8), то же сказано и о воздействии Свящ. Писания (2 Тим 3:16). В церкви обличение должно происходить с глазу на глаз, прежде чем будут привлечены другие свидетели или вся церковь (Мф 18:15-20). -> Вразумление,

Накалывать 
Накалывание «на себе письмен» (Лев 19:28), вероятно, было языч. татуировкой.

Наколенники 
-> Оружие и орудия труда (1,б).

Налог 
Н. в ВЗ иногда обозначает подать храму (2 Пар 24:6.9 — в Синод. пер. — «дань»; -> Подати, I). Но чаще это слово обозначает отчисления гос-ву, в частн., для выплаты дани за счет Н. с населения (4 Цар 15:20; ср. 4 Цар 23:35; Езд 4:13; Неем 5:4). В НЗ также говорится о государственных Н. (Мф 22:17-22; Рим 13:6-10).

Намессия 
(евр. Нимши, «ихневмон», «фараонова мышь»), дед израил. царя Ииуя (3 Цар 19:16; 4 Цар 9:2).

Наместник, 
царский представитель в покоренной области, напр., в областях, присоединенных к южному (Иудейскому) царству (3 Цар 22:47). Кр. того, Н. называли чиновника вавил. царя (Дан 3:2.3; Дан 6:2), а также перс. сатрапа (Есф 1:3; Есф 3:12; Есф 8:9; Есф 9:3 — в Синод. пер. — «правитель области», «начальствующий над областью») или чиновника, к-рый осуществлял надзор над небольшим районом внутри сатрапии (Езд 5:14; Езд 8:36; Неем 2:7.9; Неем 5:14, в Синод. пер. — «областеначальник»). В Езд 2:63; Неем 7:65.70; Неем 8:9; Неем 10:1 вместо слова «Н.» употреблен перс. титул наместника — Тиршафа. В НЗ титул «Н.» относится к рим. проконсулу, главе администрации имперской провинции, напр. к Сергию Павлу на Кипре (Деян 13:7, в Синод. пер. — «проконсул») и к Галиону в Ахаии (Деян 18:12, в Синод. пер. — «проконсул»); к легату императора, руководителю администрации и вместе с тем военачальнику в имперской провинции, напр. к Квиринию в Сирии (Лк 2:2); к прокуратору, верховному чиновнику администрации имперской провинции, в к-рой не было легата, напр. к Понтию Пилату в Иудее (Лк 3:1).

Наперсник 
(евр. хошен). Н. был частью облачения первосвященника и надевался поверх ефода (Исх 28:15-30; Исх 39:8-21). Описание Н. в вышеуказ. библ. отрывках неодинаково. В одном месте — это квадратная двойная «сумка», сдел. из золотых нитей, голубой, пурпурной и червленой шерсти, украшенная драг. камнями и содержащая -> урим и туммим (Исх 28:30). На Н. могла крепиться золотая табличка, в к-рую вставлялись в четыре ряда 12 драг. камней (Исх 39:8.15). Камни должны были напоминать первосвященнику о 12 коленах Израиля (Исх 28:29). На каждом камне было вырезано имя одного из израил. колен, к-рые т.о. постоянно находились в присутствии Бога.

Напиток 

1) среди напитков в Библии упомянуты Н. израильтян: -> вода, к-рую черпали из колодцев или водоемов (Иер 2:13), а также овечье или козье -> молоко (Втор 32:14; Притч 27:27), -> вино (в т.ч. плодовое) и более крепкие Н. Вино, забродивший виноградный сок, пили либо чистым, либо, примешивая к нему пряности. Кр. того, был известен кислый Н. -> уксус, или винный уксус, смеш. с водой или маслом (Руф 2:14; Мф 27:48; Мк 15:36; Ин 19:29). У римлян это был напиток простых людей, солдат и рабов;

2) евр. шехар (в Синод. пер. — «сикер») обозначает крепкие Н. (1 Цар 1:15; Притч 20:1; Притч 31:4.6; Ис 29:9 и др.); корень этого слова — шкр — имеет значение «напиваться», «быть пьяным». Трудно сказать, какие именно Н. названы словом шехар. Наряду с виноградным вином пили забродившие соки других плодов, напр. яблок или фиников. Одним из самых популярных Н. было пиво. Известно, что в Египте пиво варили из ячменя, пшеницы с добавлением дикого шафрана и соли. Распростран. Н. пиво было также в Ассирии, Вавилонии, Сирии, причем в этих странах его варили различными способами и с использованием различных компонентов. Процесс перегонки с целью получения спирта в те времена еще не был известен;

3) священникам, совершающим службу в святилище, а также тем, кто дал обет Богу (-> Назорей), запрещалось пить вино и другие крепкие Н., а также уксус, получ. из вина или забродивших соков (Лев 10:9; Числ 6:3; ср. Лк 1:15). Не пили вина и рехавиты (Иер 35:6). С одной стороны, в Библии восхваляется вино (Пс 103:15) и не запрещается питье вина и крепких Н. (Втор 14:26), повествуется о чуде в Кане, где Иисус превратил воду в вино (Ин 2:1-11). С др. стороны, Свящ. Писание предостерегает от пьянства и осуждает его (Быт 9:20-29; Притч 31:4-9; Еф 5:18). Обычай подавать осужденным на распятие пьянящий Н. (Мк 15:23) практиковался в соотв. с советом из Притч 31:6.

Нард 
(евр. нерд; греч. нардос), ароматич. жидкость, к-рую получают из корневища и нижней части стебля Nordostachys Jatamansi, растения из семейства валериановых (Valerianacae), произрастающего в Гималаях на высоте 3500-5500 м. Индусы уже в древности употребляли Н. в мед. целях, а также торговали им. В Израиле Н. был известен еще со времен Соломона (Песн 1:11; Песн 4:13-16), но доставка из далекой Индии делала его очень дорогим (Мк 14:5; -> Деньги). Нард, смешанный с другими веществами, продавался в алебастровых сосудах (-> Стекло) как нардовые вода, масло или мазь (Мф 26:7; Мк 14:3).

Наркисс 
(«нарцисс»), житель Рима; среди его домашних или среди его рабов были христиане, к-рым Павел передает приветствие (Рим 16:11).

Народ 

I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена (-> Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово «Н.» во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. семье, но и к определ. Н. и не может освободиться от этой принадлежности, хотя он может, напр., поменять гражданство (Деян 22:28). Положение -> царя в Н. во многих отношениях подобно положению -> отца в семействе. Бог назначает Н., как и отдельному человеку, удел (тер. для проживания), определив его пределы и срок существования (Втор 32:8; Деян 17:26). Израиль стоит в центре библейского повествования, а другие Н. чаще всего упоминаются лишь постольку, поскольку они приходят в соприкосновение с евреями. Но ВЗ никогда не забывает, что Бог есть Господь всех Н. (4 Цар 19:15; Пс 23:1; Пс 66:4-8; Пс 97:9; Пс 98:1), и пророки предвещают время, когда все Н. устремятся к Господу (Ис 2:2-4; Ис 2:60).

II. (евр. гойим, греч. этнэ):

1) оба слова, как евр., так и греч., означают нацию или Н. вообще, но в Библии они употребляются в тех случаях, когда речь идет о Н., практикующих идолопоклонство (язычниках) (4 Цар 16:3; Иез 23:30), олицетворяющих собой нечестивость (Езд 6:21) и являющихся врагами истинного Бога и Его Н. (Пс 78:1.10; Иер 10:25; Плач 1:3.10; Иез 34:29; Иез 36:7.15);

2) с момента призвания Авраама Бог отделил Свой избр. Н. от других «племен земных» (Быт 12:1-3) и заключил с ним завет (Исх 19:5.6, -> Союз, завет). Н. Израиля — это Н. Его откровения (Числ 14:14). Израильтяне должны осознавать свое особое положение, отличное от других Н. (Лев 18:24-30; Лев 20:23; Числ 23:9; Иез 20:32; ср. Мф 6:7.32). Этот Н. стал благословением для всех Н., когда из него произошел Мессия, Которому в конце времен будут служить все «племена земные» (Пс 71:11; Ис 2:2-4; Ис 25:6-8; Зах 14:16-19);

3) с др. стороны, в ВЗ говорится об открытости нек-рых язычников Богу и Его деяниям, совершаемым над ними и через них: таковы, напр., Иофор, тесть и советчик Моисея (Исх 18); Руфь, к-рая, как и Рахава (Раав), представлена в родословии Иисуса (Мф 1:5); вдова из Сарепты (3 Цар 17); Нееман, исцеленный и обращенный Елисеем (4 Цар 5); ниневийцы, обратившиеся к вере в результате проповеди Ионы (Ион 3:5-10); Кир, помазанник Господа (Ис 45:1), и другие. ВЗ не только сообщает о жестоковыйности фараона, ярости Сеннахирима и упрямстве Навуходоносора, но и подготавливает к событию дня Пятидесятницы, когда Св. Дух снизошел на всякую плоть (Иоил 2:28-32; Деян 2);

4) в НЗ говорится, что первоначально язычников разделяла пропасть. Иисус, осознавая Себя посланным только к Н. Израиля (Мф 15:24), запрещал Своим ученикам идти к язычникам (Мф 10:5). Лишь отдельные язычники исповедали веру в Господа (Мф 8:10), преодолев барьер, отделявший их от народа Божьего (Мф 15:21-28). После воскресения Иисуса Христа положение изменилось: Господь, Которому дана вся власть на небе и на земле, послал Своих учеников до края земли (Мф 28:18-20; Еф 2:11-22). Петр через Божье откровение получил задание идти в Кесарию к язычнику — сотнику Корнилию. Во время проповеди Петра язычники приняли Св. Духа, как до этого Его принимали христиане-евреи (Деян 10, Деян 11). С этого времени Церковь начинает расти и за счет обращенных язычников, прежде всего благодаря трудам Павла, апостола язычников (Деян 9:15; Деян 22:21; Деян 26:17-32; Гал 2:7), хотя объединение христиан, обращенных из иудеев и язычников, происходило не без трудностей (-> Апостольский собор). Подобно привитым к «хорошей маслине» ветвям «дикой маслины», язычники стали приносить добрые плоды. И это будет продолжаться до тех пор, пока в Церковь не «войдет полное число язычников», а от народа Израиля не отступит духовная слепота и этот народ не придет наконец к признанию своего Мессии (Рим 11:16-27; 2 Кор 3:14-16). И будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16).

Нарыв 
-> Болезнь.

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий