Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Неаполь 
(«новый город»), порт. город в 15 км от Филипп. Здесь начиналась знаменитая рим. Эгнатиева дорога, ведущая через Амфиполь и Фессалоники в Ахаию. Ап. Павел впервые вступил на европ. землю, когда прибыл в Н. (Деян 16:11). Ныне город, стоящий на этом месте, называется Кавала.

Неария 
(«юноша Господа»):

1) один из вождей колена Симеона во времена Езекии (1 Пар 4:42);

2) потомок Шехании из цар. рода Иудеи (1 Пар 3:22-24).

Небесный, 
принадлежащий небу, происходящий с неба, живущий на небе. Нередко это прил. используется в выражении «Отец мой (ваш) Небесный» (Мф 6:14.26.32; Мф 15:13; Мф 18:35).

Небесный Иерусалим 
Описанию земного города -> Иерусалима (II,Б) как места, где должно обитать имя Господа (3 Цар 8:29), и картинам будущего Иерусалима (Ис 2:2; Мих 4:1; Зах 14) соответствует содержащееся в конце Библии изображение Н.И. — города мира, где Божий народ будет вечно жить вместе с Богом (Откр 21:3.4) и где нет места любому нечестию (Откр 21:8). Улучшение мира или его обновление не являются причиной возникновения Н.И.; лишь исчезновение прежней земли освобождает место для нисходящего от Бога на новую землю Н.И. (Откр 3:12; Откр 21:1). Желание вступить в этот город несовместимо с земными желаниями, на нынешней земле граждане Н.И. — пришельцы (1 Петр 2:11; Евр 12:22-24); здесь они безродны, подобно Израилю во время странствования по пустыне (Евр 3:7 — Евр 4:11), и поэтому их цели должны быть сообразованы с вечностью (Флп 3:14; Кол 3:1.2; Евр 13:14). Граждане Н.И. — это истинное потомство Авраама, к-рый ожидал построенного Богом города как обетованного наследства и жил на обетованной земле как пришелец (Евр 11:9.10). Ап. Павел говорит, что у Авраама было два сына: один — от рабыни Агари, рожденный по плоти, в рабство закона, второй — от свободной Сарры, рожденный по обетованию.

Павел подчеркивает, что «в этом есть иносказание»: Агарь «соответствует нынешнему Иерусалиму», а «вышний Иерусалим… матерь всем нам» (Гал 4:22-30). Только в связи с этими, новозаветными, высказываниями предвидение пророками новой земли (Ис 65:17) и грядущего спасения Иерусалима (Ис 66:10.13) обретает истинный смысл.

Небо, небеса 
В Библии евр. слово шамайим, как и греч. уранос, означает видимое и невидимое Н.

I. Н. и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Быт 1:1; Пс 72:25; Пс 120:2). Н. в ВЗ рассматривается как большой, натянутый над землей шатер (Пс 103:2; Ис 40:22 и проч.), к-рый однажды, в Судный день, свернется «как свиток» (Ис 34:4; Откр 6:13-17). Наряду с этим существует и другое представление, согл. к-рому Н. — это подобие свода, хрустального (Иез 1:22), зеркального (Иов 37:18) или выполненного из чистого сапфира (Исх 24:10). Этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах (Иов 26:11).

В нем есть ворота, двери (Быт 28:17; Пс 77:23) и окна (Быт 7:11; Быт 8:2; 4 Цар 7:2.19; Ис 24:18), через к-рые Господь посылает дождь, снег, град и молнию (Иов 38:25), а также Свое благословение (Мал 3:10). Отсюда на землю сыпалась манна небесная (Пс 77:23-31). По Н. прокладывают свой путь солнце и звезды (Быт 15:5; Ис Нав 10:13; Иов 9:9 и проч.). К небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы (Быт 1:26; Мф 6:26 и проч.). Однажды Н., как и земля, прекратит свое существование (Пс 101:26-29; Ис 51:6; Мф 24:35), уступив место новому творению (Ис 65:17; 2 Петр 3:10.13).

II.

1) Библия, к-рая рассматривает Н. как ЖИЛИЩЕ БОГА (Пс 2:4; Пс 13:2; Пс 113:11; Ис 63:15; Мф 6:9), называет небосвод престолом Господа, а землю — Его подножием (Ис 66:1; Мф 5:34-37; Мф 23:22; Деян 7:49). Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеч. представления о пространстве (3 Цар 8:27; Пс 138:7-12), хотя видимое Н. прочно утвердилось в человеч. представлении как образ Н. невидимого (Кол 1:16). Сообщения о явлении ангелов (Быт 18:2; Ис Нав 5:13) и воскресшего Иисуса (Ин 20:19.26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром. (Ср. облако, к-рое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении — закрывает от глаз учеников, Мф 17:5; Деян 1:9.) Н. по своей сущности — это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека;

2) жилище Бога вместе с тем — это вечная родина Христа. Он сошел с небес (Ин 3:13.31) и после воскресения возвратился туда (Мк 16:19; Лк 24:51; Деян 1:9-11). Он восседает одесную Бога (Мк 16:19; Евр 1:3) и когда-нибудь вновь придет на землю (Мф 24:30; Деян 1:11; 1 Фес 4:16; Откр 1:7);

3) Н. является и местом пребывания ангелов (Мф 18:10; Откр 7:11; Откр 15:5-8 и проч.); сатана же был низвержен с Н. (Лк 10:18; Откр 12:7-9);

4) Н. однажды станет жилищем спасенных (Ин 14:2-4; Ин 17:24; 1 Фес 4:17; Откр 7:9-17) — тех, чьи имена написаны на небесах (Лк 10:20; Евр 12:23). Здесь они будут жить (Флп 3:20), здесь находятся их сокровища (Мф 6:20), их награда (Мф 5:12) и их наследство (1 Петр 1:4). Библия понимает это место как место славы (Евр 2:10), где будут царить недоступные человеч. разуму совершенство и красота (Откр 21:1 — Откр 22:5). Жизнь (1 Тим 4:8), служение Богу (Откр 22:3), поклонение Богу (Откр 5:9-14; Откр 11:15-18; Откр 12:10-17 и др.) и слава (2 Кор 4:17) пребудут вечно.

III. По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ (евр. шамайим — мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь. О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о «третьем небе» (2 Кор 12:2-4). В Послании к Евреям говорится не только о том, что «превознесенный выше небес» Христос «воссел одесную престола величия на небесах» (Евр 7:26; Евр 8:1), но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, «прошел небеса» (Евр 4:14) и вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр 9:24).

IV. В НЗ слово «небо» употребляется в значении «Бог небесный», или «Бог (явивший Себя) с неба» (Мф 21:25; Мк 11:30; Лк 15:18).

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий