Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Нива 
-> Поле, нива.

Нивхаз, 
идол, к-рому поклонялись в Авве (4 Цар 17:31). Какое именно божество подразумевалось под этим именем, неизвестно.

Нившан, 
селение в Иудейской пустыне (Ис Нав 15:62), предположит. совр. Хирбет-эль-Макари, в 8,5 км юго-зап. Кумрана.

Нигер 
(лат. «черный»), прозвище антиохийского пророка и учителя Симеона (Деян 13:1).

Низкие (низменные) места 
Словосочетание «низкие (низменные) места» (Втор 1:7; Ис Нав 11:2.16), а также слова «долина» (1 Пар 27:28) и «равнина» (Иер 17:26) обозначают в Синод. пер. область на зап. берегу Иордана, называемую по-евр. Шефела, т.е. «низменность». Если на карте пометить города, к-рые находились в «низменных местах», то окажется, что Шефела простиралась между Средиземным морем и Центральным плоскогорьем Палестины. Ландшафт Шефелы как бы поделен на две части: собственно равнину и холмистую местность вост. нее. Юж. граница Шефелы — ручей Вади-эль-Ариш, «поток Египетский» (Числ 34:5), или «поток в пустыне» (Ам 6:14). Сев. граница — Вади-Шелал, ручей, к-рый протекает вост. Яффы (Иоппии), отделяющей Шефелу от равнины Шарон (Сарон). Почва Шефелы — смесь песка и глины; грунтовые воды залегают неглубоко и легко доступны; орошение земель позволяет собирать богатые урожаи.

В 1 Пар 27:28-34 говорится о выращиваемых в этих местах масличных деревьях и смоковницах, о разводимом здесь крупном рогатом скоте. Н.М., как и прибрежные области, всегда играли важную полит. и экономич. роль. По прибрежной равнине проходила большая воен. дорога, пролегавшая по земле филистимлян (Исх 13:17) и называвшаяся «дорогой у моря». По ней двигались войска и караваны из Египта в Сирию и обратно, от Евфрата к Нилу. В Н.М. велись войны между израильтянами и филистимлянами. В Аиалонской долине филистимляне были разбиты «от Гевы (в Синод. пер. — Гаваи) до Газера» (2 Цар 5:25). Между Цорой и Естаолом Дух Господень поднял Самсона на битву с филистимлянами (Суд 13:25), а поединок между Голиафом и Давидом (1 Цар 17) прославил -> «долину дуба». Шефела являлась спорной тер., на нее притязали и филистимляне, и израильтяне, к-рые так и не смогли овладеть прибрежной равниной.

Низкий 
-> Возвышение, возвышать, унижение, унижать.

Никанор 
(греч. «победитель»), один из семи -> служителей (IV) Иерусалимской церкви (Деян 6:5).

Никодим 
(греч. «победитель народа»), фарисей и сведущий в Свящ. Писании учитель, член синедриона. Н. пришел к Иисусу ночью, как было принято в тех случаях, когда хотели вести спокойный, серьезный разговор. Н. признавал Иисуса истинным Учителем, пришедшим от Бога, и хотел учиться у Него. Иисус говорил ему о необходимости рождения свыше (Ин 3:1-21). Плоды этого разговора проявились впоследствии. Н., ссылаясь на Писание, вступился за Иисуса перед синедрионом (Ин 7:50-52), а после смерти Иисуса помогал организовать достойное погребение Усопшего (Ин 19:39).

Николаиты, 
группа лжеучителей, приверженцы к-рой были в Эфесской (Откр 2:6) и Пергамской (Откр 2:14-17) церквах. Господь ненавидит Н. (Откр 2:6.15), потому что те объявили дозволенными -> жертвы идолам (-> Идоложертвенное) и -> любодейство (Откр 2:14) (-> Блуд, блудница, блудник); их учение приравнивается к учению -> Валаама (Числ 25:11-18; Числ 31:16; ср. также 2 Петр 2:15; Иуд 1:11). Те же упреки адресованы некоей Иезавели из Фиатирской церкви (Откр 2:20), известной тем, что она познала т.наз. «сатанинские глубины» (Откр 2:24).

Это обстоят-во указывает на влияние гностицизма. Среди различных групп гностиков, существовавших в III в. по Р.Х., также появляются Н., о связи к-рых с новозаветными Н. ничего не известно. Гностицизм понимал спасение исключит. как духовное познание, для к-рого внешнее поведение человека, его поступки не имеют никакого значения; истинное познание, по мнению гностиков, само по себе делает человека совершенным. В этой связи излишними становятся послушание (-> Послушание, повиновение), хождение (пред Богом) (-> Ходить) и -> освящение; т.е. в обыденной жизни позволялось практиковать языч. обряды и обычаи, чтобы не выделяться и не ставить под угрозу свое положение в обществе. Н., очевидно, получили свое название по имени некоего Николая, к-рого отцы Церкви отождествляли с -> Николаем, прозелитом из Антиохии, одним из семи служителей Иерусалимской церкви (Деян 6:5), но до конца этот вопрос не изучен. Другие понимают это имя символич., как перевод на греч. язык (Николай = «победитель народа») евр. имени Валаам (=»развратитель народа»).

Николай 
(греч. «победитель народа»), антиохиец, обращенный из язычников, один из семи -> служителей (IV) Иерусалимской церкви (Деян 6:5).

Никополь 
(«город победы»), город в рим. провинции Эпир (на северо-западе Греции), основ. имп. Августом в память о победе в сражении у мыса Акция (31 г. до Р.Х.). Павел хотел остаться здесь на зиму и призвал к себе Тита, находившегося на Крите (Тит 3:12).

Нил, 
река в Африке, самая длинная река в мире (протяженность свыше 6500 км). Под названием Кагера она берет свое начало сев. оз. Танганьика и протекает через озера Виктория и Альберта. Затем, под названием Бахр-эль-Джебель, река прокладывает свое русло в скалах и течет по болотистым землям Судана. Прим. в 800 км сев. оз. Альберта в реку впадают три притока — Бахр-эль-Газаль, Бахр-эс-Сарафа и Собат. Н. получает здесь название Бахр-эль-Абиад, или Белый Н.; близ Хартума в него впадает Бахр-эль-Азрак, к-рый называется также Голубым Н. Между Хартумом и Средиземным морем в Н. впадает лишь один приток — Атбара. Протекая по пустыне, река мелеет, но больше всего воды теряется из-за оросит. каналов. -> Египет почти не знает осадков; без вод Н. он был бы такой же мертвой пустыней, как и Сахара. В период полноводья (с июня по сентябрь) Голубой Н. и Атбара несут много ила, к-рый при разливах остается на полях Египта. Эти многовековые отложения создали плодородную пойму, ширина к-рой колеблется от 0,5 до 15 км. Дельта Н. также имеет наносное происхождение. После сбора урожая (в апреле и мае) до нового разлива (т.е. с мая по июль) можно было только возделывать землю вблизи речного русла или строить ирригац. сооружения. Такие оросит. сооружения упомянуты во Втор 11:10, где о Египте говорится как о земле, к-рую надо было поливать как масличный сад.

Сегодня уровень воды регулируется дамбами и плотинами, что позволяет собирать три урожая в год. На участке от второго до первого порога (от Вади-Хальфы до Асуана) река становится судоходной. Здесь на берегах Н. встречаются многочисл. следы древнеегип. культуры. В древности сильные егип. гарнизоны защищали население долины Н. от набегов нубийских кочевников. Собственно Египет с его храмами, дворцами, алеей сфинксов, обелисками и пирамидами начинается ниже Асуана, где долина реки расширяется. Несколько ниже Бени-Хасана от Н. ответвляется рукав Бахр-эль-Юсуф, текущий парал. основному потоку на протяжении свыше 300 км (-> Египет, IV,2). В Дельте река делится на несколько рукавов, поэтому в Библии можно встретить выражения «реки Египетские» или «воды Египетские» (Исх 7:19; Исх 8:6; 4 Цар 19:24; Ис 37:25). Роль Н. в жизни Египта всегда была огромной. Он давал стране воду и плодоносный ил. Египтяне рано научились измерять землю и строить ирригац. сооружения. Когда позднее егип. зодчие по поручению фараонов сооружали огромные памятники, то камень для них доставляли по реке — Н. был водной артерией Египта. Эту страну по праву называют «даром Нила». Поэтому так страшны библ. пророчества: «И река иссякнет и высохнет» (Ис 19:5) или «И реки сделаю сушею» (Иез 30:12).

Нимра 
(Числ 32:3) -> Беф-Нимра.

Нимрим 
(«воды Нимрима») (Ис 15:6; Иер 48:34), река в Моаве, возм., совр. Вади-эн-Нумейра, впадающая в Мертвое море юж. полуо-ва Лисан.

Нимрод (Немврод), 
сын Хуша, о нем сказано, что он был «силен на земле» (Быт 10:8-12; 1 Пар 1:10). Вначале его царство составляли Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Оттуда он пошел на Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен. В Мих 5:6 Ассирия названа страной Н. Несмотря на все попытки найти более точные историч. сведения о Н., исследователям известно о нем не более того, что сказано в Библии. В Быт 10:9 Н. назван «сильным звероловом пред Господом».

Нимфан 
(греч. Нюмфа или Нюмфас), христианка (или христианин) из Лаодикии или Колосс, к-рую (к-рого) Павел приветствует в своем послании, равно как и ее (его) «домашнюю церковь» (Кол 4:15).

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий