Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3

Рассматриваем значение слов, начинающихся на букву «В».

В

А, Б, Г, Д, Е, Ж, З, И, КЛМ, Н

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Ваа

Ваал 
(евр. и арам. Баал).

1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве Ваала (букв. «владыка», «хозяин») определенных местностей и животных, обитающее в свящ. деревьях, горах и источниках. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Суд 6:25; 3 Цар 16:31; 3 Цар 18:26). Впервые имя семит. бога плодородия В. встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества. Возм., что в клинописных табличках из архива Телль-Амарны В. отождествляется с сир. богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду. В Сирии имя В. принадлежало другому божеству, «хозяину небес» (Баал-Шамем), к-рое, в свою очередь, было связано с вавил. богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка. При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль (ср. -> Ашера), отцом В., был найден храм В., а также небольшие скульптурные изображения этого божества; на найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя. Женой В. являлась богиня Анат (часто она же — Астарта, или Ашера). О сильном влиянии культа В. в Ханаане свидет-вуют названия многих местностей (напр., Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал); даже Бог (Яхве) называется В. (см. Веалия = Яхве есть Ваал, 1 Пар 12:5);

2) на высотах Моава В. поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Числ 22:41). В Палестине жертвенники В. существовали во времена судей (Суд 2:13; Суд 6:28-32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил. царя Ахава, почитание сир.-финик. божества В. распространилось по всей стране. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами В. на горе Кармил (3 Цар 18:17-40); в этом отрывке (3 Цар 18:26) дается подробное описание служения В.: жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств. кровь в жертву В., призывали имя В. до полного изнеможения. В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу. Однако вскоре поклонение В. стало распространяться с новой силой. Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В. в Израиле (4 Цар 10:18-28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (2 Пар 21:6; 2 Пар 22:3). После свержения Гофолии храм В. в Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В. Матфан убит (4 Цар 11:18). Несмотря на это, поклонение В. возродилось как в Израиле (Ос 2:8), так и в Иудее. Царь Ахаз даже приказал отлить статуи В. (2 Пар 28:2). После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В. (4 Цар 21:3). Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В. (4 Цар 23:4). Лишь после -> плена (V) опасность возрождения культа В. была окончат. устранена. Пророки в своих книгах часто упоминают культ В. (Иер 19:4; Иер 23:13; Ос 2:8; Ос 13:1; Соф 1:4), к-рый рассматривается ими как почитание «срама» (евр. бошет) (ср. имя Ешбаал, упоминающееся в 1 Пар 8:33, и имя Иевосфей (евр. Иш-Бошет, «муж срама») из 2 Цар 2:8; то же — с именем Мемфивосфей (Мефибошет). Почитание В. было связано с развратом и культовой проституцией (3 Цар 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3 Цар 19:18; Ос 13:2). Часто имя В. упоминается вместе с Астартами (Суд 2:13), а рядом с жертвенниками В. чаще всего находилось изображение Ашеры (Суд 6:30 — в Синод. пер. — «дерево»; 3 Цар 16:32 — в Синод. пер. — «дубрава»). Скорее всего, в древности происходило смешение культа В. с почитанием Яхве. Согл. Ос 2:16, элементы культа В. проявлялись и в поклонении Яхве. Но, возм., такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль. ->

Веалия -> Веелиада.

1) рувимлянин, сын Иоиля, живший до падения Северного царства (1 Пар 5:5);

2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона, праотец царя Саула (1 Пар 8:30; 1 Пар 9:36);

3) город в уделе колена Симеона (1 Пар 4:33), тождествен Ваалаф-Бееру;

4) (евр. Баала, «госпожа, владычица»), город, известный как -> Кириаф-Иарим (Ис Нав 15:9; 2 Цар 6:2), располож. на границе между уделами колен Иуды, Вениамина и Дана;

5) (евр. Баала), гора (Ис Нав 15:11) между Екроном и Иавнеилом.

Ваал-Вериф 
(евр. Баал-Берит, «Ваал союза/завета» = «Господин, основатель, покровитель союза/завета/договора». В.-В., или Эль-Вериф (= «Бог союза/завета» Суд 8:33; Суд 9:4; Суд 9:46)), под этим именем в Сихеме около 1200 г. до Р.Х., во времена судей, почитали хананейское верховное божество (-> Ваал), подлинное имя к-рого неизвестно. После смерти Гедеона израильтяне снова обратились к хананейским божествам (Суд 8:33). Сын Гедеона Авимелех заключил с жителями Сихема именем В.-В. договор, согл. к-рому он становился царем (Суд 8:33; Суд 9:4.46). Этот союз, заключ. под знаком языч. божества, просуществовал только три года, т.к. «послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема» (Суд 9:22). Так Бог разрушил завет, к-рый Авимелех, пренебрегши заветом Божьим, заключил со своим народом. В клинописных док-тах, найденных при раскопках города Мари (XVIII-XVII вв. до Р.Х.), встречается выражение «убить осла», означающее «заключить союз». И т.к. Еммор, имя праотца жителей Сихема, означает «осел», а его потомки называются «сынами Еммора», т.е. «сыновьями осла» (см. Быт 33:18), то, вполне вероятно, что убой или разделка осла входили в ритуал жертвоприношения В.-В. и что подлинное имя божества могло быть Еммор (евр. Хамор).

Ваал-Гад 
(возм., «Ваал счастья»), город у подножья горы Ермон (Ис Нав 11:17; Ис Нав 12:7; Ис Нав 13:5), возле одного из истоков Иордана. В.-Г. был, вероятно, одним из главных мест поклонения Ваалу и, скорее всего, идентичен Ваал-Ермону (1 Пар 5:23) и совр. г. Хасбея, располож. вост. Ермона.

Ваал-Гамон 
(«Ваал богатства» или «Ваал множества»), местность, где Соломон отдал виноградники внаем сторожам (Песн 8:11). Местоположение неизвестно.

Ваал-Гацор, 
место возле города Ефрема, куда Авессалом пригласил всех сыновей царя, чтобы умертвить Амнона (2 Цар 13:23). В наст. время — гора Джебел-эль-Азур (1016 м), в 9 км от Вефиля.

Ваал-Ермон 
(«Ваал Ермона»):

1) город вблизи горы Ермон (1 Пар 5:23), вероятно, тождествен -> Ваал-Гаду (Ис Нав 11:17);

2) гора вост. Ливанских гор (Суд 3:3). Израилю не удалось победить живших там евеев. В.-Е. служил сев.-зап. границей земли, выделенной полуколену Манассии (1 Пар 5:23). Точно неизвестно, являлся ли В.-Е. местом на горе Ермон, посвящ. Ваалу, или городом на вост. склоне горы.

Ваал-Меон 
(«господин укрытия, жилища»), древний город аморреев на границе с Моавом (Числ 32:38; Иез 25:9), перешедший к колену Рувима и восстановленный рувимлянами. Он также называется Веон (Числ 32:3), или Беф-Ваал-Меон (Ис Нав 13:17). Согл. надписи на «камне Меши», В.-М. нек-рое время принадлежал царю Моава. Во времена великих пророков городом также владели моавитяне (Иер 48:23; Иез 25:9), называвшие его Бет-Меон. В наст. время город носит название Мейн и расположен прим. в 17 км юго-зап. Хесбана (библ. Есевон) и в 6 км юго-зап. Мадабы (библ. Медевы).

Ваал-Перацим 
(«Ваал разрыва»), место недалеко от Иерусалима, в долине Рефаим, где Давид победил филистимлян (2 Цар 5:17-20; 1 Пар 14:9-11). Возм., это была возвышенность между Иерусалимом и Вифлеемом (2 Цар 5:20) или же гора Перацим (Ис 28:21), где Господь разнес перед Давидом врагов его «как разносит вода» (2 Цар 5:20). Т.о., в названии В.-П. собственное имя Бога — Яхве — вновь заменяется титулом «Ваал». Когда филистимляне расположились лагерем в долине Рефаим, Давид, продвигаясь от холмов Одоллама, прошел через -> Шефелу и поднялся на вершину горы. Застав филистимлян врасплох, он разбил их сторожевые посты, а затем обрушился на их главный стан на равнине.

Ваал-Фамар 
(«Ваал пальмы»), город в уделе колена Вениамина (Суд 20:33), у к-рого израил. войско сразилось с вениамитянами. В перечне городов, составленном Евсевием, В.-Ф. отождествляется с холмом Расет-Тавил, располож. в километре сев.-вост. Телль-эль-Фула (т.е. Гивы Сауловой).

Ваал-Фегор 
(евр. Баал-Пеор), божество, почитавшееся моавитянами (-> Ваал), к поклонению к-рому были совращены многие израильтяне (см. Числ 25:5).

Ваал-Цефон 
(«Ваал севера»), место, где израильтяне разбили стан, перед тем как переправиться через Чермное море (Исх 14:2.9; Числ 33:7). Оно находилось на побережье, около Мигдола и Пи-Гахирофа. Однако не исключено, что речь идет о горе. В таком случае это место отождествляется с совр. Джебель-Мурром, где древние финикийцы приносили жертвы Ваалу сев. ветра, вымаливая благоприятный ветер для плавания по Красному морю. Имя божества В.-Ц. упоминается среди имен иноземных идолов, почитавшихся в Мемфисе. -> Исход (V,4).

Ваала 
(«госпожа», «владычица»), город на юге удела колена Иуды (Ис Нав 15:29). Его местоположение точно неизвестно. Предположит. В. находился в местности Эль-Муталла, приблизит. в 7 км юго-вост. Вирсавии (Беэр-Шевы).

Ваалаф 
(«госпожа», «владычица»), город, построенный царем Соломоном (3 Цар 9:18; 2 Пар 8:6) и располож., вероятно, в области, изначально принадлежавшей колену Дана (Ис Нав 19:44).

Ваалаф-Беер 
(«госпожа источника»), погран. город колена Симеона (Ис Нав 19:8), известный также как южная Рама (Рамоф, 1 Цар 30:27). Вероятно, тождествен Валофу (Ис Нав 15:24) и Ваалу (II,3) (1 Пар 4:33). Точное местоположение неизвестно. Возм., В.-Б. находился недалеко от Реховофа.

Ваалис,
царь аммонитян во времена пр. Иеремии. С помощью -> Исмаила (4), сына Нафании, он убил Годолию, к-рого царь вавил. поставил начальником Иудеи. В. рассчитывал, что месть халдеев окончательно погубит царство Иуды и его собственное царство расширится (Иер 40:14).

Ваалоф (Валоф) 
(евр. Баалат, мн.ч. от Ваала (госпожа)):

1) погран. город удела колена Иуды (Ис Нав 15:24), возм., идентичен Ваалаф-Бееру, погран. городу колена Симеона (Ис Нав 19:8);

2) город, принадлежавший колену Ассира и располож. прим. в 9 км юго-вост. Авдона (3 Цар 4:16).

Ваалшалиша, 
место, из к-рого некто принес Елисею хлебный начаток (4 Цар 4:42). Оно располагалось зап. Галгала; в наст. время называется Кафр-Тилт.

Ваан 
-> Баана (5).

Ваана 
-> Баана (3, 4, 5, 6).

Вааса 
(евр. Баша), человек низкого происхождения (3 Цар 16:2), сын Ахии из колена Иссахара. Возм., В. был одним из военачальников в войске израил. царя Навата, против к-рого он организовал заговор. В. убил Навата при осаде Гавафона и на 24 года занял престол в Фирце (906-883 гг. до Р.Х.; 3 Цар 15:27-34). В., истребив весь род Иеровоама, продолжал поклоняться идолам и был обречен на суд Божий (3 Цар 14:7-11; 3 Цар 16:1-7). На протяжении всего своего правления В. воевал с царем Иудеи Асой (3 Цар 15:16), но эта война, видимо, носила характер погран. стычек, т.к., согл. 2 Пар 14:1; 2 Пар 15:15.19, в Иудее долгое время царило относит. спокойствие. Но в конце концов В. перешел к активным действиям, поводом к чему, возм., послужило участие его подданных в торжеств. благодарств. богослужении, устроенном -> Асой. В. отправился в г. Раму, ранее отвоевав Вефиль, Иешану и Ефрон, захвач. отцом Асы Авией у Иеровоама (2 Пар 13:19). Он начал укреплять Раму, угрожая тем самым Иерусалиму. Аса же в ответ на это уговорил союзника В. сир. царя Венадада разорвать союз и напасть на Северное царство. Сирийцы захватили города Аин (Ийон), Дан, Авел-Беф-Мааху (Авелмаим) и всю землю Неффалима. Это заставило В. остановить укрепление Рамы и отступить из города (3 Цар 15:17-22; 2 Пар 16:1-6). После смерти В. на престол взошел его сын Ила (3 Цар 16:6).

Ваа,Вав-Вак,Вал-Вам,Ван,Вар-Вв,Вд-Вел,Вен-Вео,Вер-Вери,Верн-Вет,Веф-Вец,Веч,Вея-Вид,Вил-Вин,Вир-Виф,Вк-Вн,Во-Воз,Вои-Вол,Вол-Вор,Вос-Воц,Вр-Вре,Вс-Ву,Вы

Добавить комментарий