Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 11
Рассматриваем значение слов, начинающихся на букву «Л».
Л
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, М, Н
Ла, Ле-Лес, Лет-Лж, Ли, Ло, Лу-Ль, Лю
Лаван
(«белый»):
1) сын Вафуила и внук Нахора, брата Авраама (Быт 24:15; Быт 28:5; Быт 29:5). Л. был арамеем (Быт 25:20; Быт 31:24) и жил в городе Нахора (Быт 24:10), т.е. в Харране (Быт 27:43; Быт 28:10). Будучи братом Ревекки, он участвовал в принятии решения о ее замужестве (Быт 24:29.50.51). У Л. было несколько сыновей (Быт 30:35; Быт 31:1) и две дочери, Лия и Рахиль (Быт 29:16); к нему бежал -> Иаков, опасавшийся мести -> Исава. Л. владел большими стадами овец и коз (Быт 31:38) и, как следует из Быт 24:30; Быт 29:1 — Быт 31:55, был довольно алчным и хитрым человеком (Быт 29:22-27). Он поклонялся идолам (Быт 31:30), хотя знал, что Господь благословил его за Иакова (Быт 30:27). Когда Иаков после двадцатилетнего служения своему тестю Л. тайно бежал от него вместе со своей семьей, Л. отправился в погоню за ним. Бог предупредил Л., чтобы он не говорил Иакову «ни доброго, ни худого» (Быт 31:24). Между Л. и Иаковом был заключен союз, после чего Л. вернулся домой (Быт 31:44.51);
2) местность «за Иорданом» (Втор 1:1); возм., тождественна -> Ливне (1), месту третьей после Асирофа стоянки израильтян во время их странствования по пустыне (Числ 33:20). Местность под названием Л., находившаяся возле потока Египетского, упоминается в надписях ассир. царя Саргона II и егип. фараона Шешонка (библ. Сусакима).
Лагад
(евр. Лахад, «медлительный», «вялый»), еврей из колена Иуды, сын Иахафа (1 Пар 4:2).
Ладан, ливан
Ароматич. смола, применяемая при богослужении. Л. получают из прозрачной густой жидкости, выделяющейся из смоляных ходов в коре Boswellia carteri (семейство Burseraceae) — кустарника с мелкими листьями, который произрастает в Южной Аравии (Ис 60:6; Иер 6:20), но встречается и на зап. побережье Красного моря. Египтяне привозили ладановый кустарник из Пунта (-> Фут). От другой разновидности этого кустарника, а именно Boswellia thurifera, получают индийский Л., к-рый, вероятно, подразумевается в Откр 18:13. Евр слово левона = «ладан» (греч. либанос) является производным от «белый», «блестящий», что указывает на цвет Л. Вытекшая смола, содержащая эфирные масла, постепенно затвердевает, и тогда из нее катают цилиндрики светло-желтого цвета. Полож. на огонь, они медленно, с потрескиванием сгорают, распространяя приятный аромат, к-рый впитывается одеждой, подобно аромату духов (Песн 3:6). В богослужении израильтян Л. занимал важное место. Он был одной из частей священного курительного состава (Исх 30:34; ср. -> Жертва курения, курение) и входил также в состав хлебного приношения (Лев 2:1-16), в то время как его включение в жертву повинности (Лев 5:11) и жертву ревнования (Числ 5:15) было запрещено. Среди сокровищ, к-рые принесли волхвы Младенцу, упомянут и Л. (Мф 2:11).
Ладонь
-> Меры длины, площади, объема и веса.
Лаеда
(евр. Лада, «с мясистой шеей»), еврей из колена Иуды, из рода Силома, родоначальник жителей Мареши (1 Пар 4:21).
Лаедан
(евр. Ладан, «с мясистой шеей»):
1) ефремлянин, предок Иисуса Навина (1 Пар 7:26);
2) левит из рода Гирсона (1 Пар 23:7-9; 1 Пар 26:21).
Лаел
(евр. Лаэл, «принадлежащий Богу, Его собственность»), левит из рода Гирсона, отец Елиасафа (Числ 3:24).
Лазарь
(греч. ф-ма от евр. Элеазар, «Бог помог»):
1) нищий из притчи, рассказанной Иисусом (Лк 16:19-31). Больной, покрытый язвами Л. лежал перед воротами дома, в к-ром жил богач, и хотел только одного — утолить голод объедками с его стола. После смерти Л. был отнесен ангелами на -> лоно «Авраамово». Это единств. случай, когда герой притчи Иисуса имеет имя;
2) Л. из Вифании, брат Марфы и Марии. Иисус любил его. Получив весть от сестер о болезни их брата, Он пришел в Вифанию. Иисус воскресил Л., четыре дня до этого пролежавшего в гробнице (Ин 11:1-45). Затем Л. принял участие в праздничной трапезе, к-рая была приготовлена для Иисуса в доме Симона прокаженного (Ин 12:1.2; Мф 26:6). Услышав о том, что в доме находится Иисус, многие пришли туда посмотреть на Него, а также на воскресшего Л. (Ин 12:9). Первосвященники же, намеревавшиеся убить Иисуса (Ин 11:46-53), решили убить и Л. (Ин 12:10).
Лаис
(«лев»):
1) место в уделе Вениамина, предположит. совр. Эль-Исавийе, лежащий вблизи Иерусалима, сев.-вост. Масличной горы (Ис 10:30);
2) -> (Дан 3).
Лаиш
(евр. Лайиш, «лев»), житель Галлима, отец Фалтия (1 Цар 25:44; 2 Цар 3:15).
Лаккум,
место на границе удела Неффалима (Ис Нав 19:33), возм., совр. Мансура, лежащая зап. места истечения Иордана из Геннисаретского озера, в 1,5 км сев.-зап. Эль-Абедийе.
Ламех:
1) сын Мафусала, потомок Каина, отец Иавала, Иувала и Тувал-Каина. Известны слова Л., в к-рых он, обращаясь к своим женам Аде и Цилле, восхваляет себя за свершение кровной мести. Эта речь — образец древней поэзии, к-рая широко представлена в Библии (Быт 4:18-24);
2) сын Мафусала, отец Ноя и потомок Сифа (Быт 5:25-31; 1 Пар 1:3; Лк 3:36).
Лань
-> Антилопа -> Олень.
Лаодикия,
город в Малой Азии (Откр 1:11), в к-рый было направлено седьмое послание Иоанна Богослова (Откр 3:14). Л., основ. Антиохом II и названная в честь его супруги Лаодикии, была главным городом Фригии и находилась неподалеку от Иераполя и от Колосс, на реке Лик, притоке Меандра. В лаодикийской церкви трудился Епафрас (Кол 4:13). Павел не посещал ее (Кол 2:1), но обратился к ней с посланием (Кол 4:16). Л. славилась технологией обработки шерсти и мед. школой, на что, вероятно, апостол намекает в Откр 3:18.
Лапа
Все четвероногие, «которые ходят на лапах», считались у израильтян нечистыми (Лев 11:27), т.е. к этой категории относились почти все встречающиеся в Палестине млекопитающие, за искл. копытных.
Лапидоф
(евр. Лаппидот, возм., «факелы»), муж Деворы, пророчицы и судьи Израиля (Суд 4:4).
Ласем
-> (Дан 3).
Ласея,
порт. город на юж. побережье Крита (Деян 27:8), лежащий вост. Литинона, самой юж. точки острова.
Ласточка:
1) (евр. дерор (Пс 83:4; Притч 26:2)). Быстрый, скользящий, грациозный полет Л. в Притч 26:2 символизирует тщетность незаслуж. проклятия. В Палестине живет несколько разновидностей Л. Из видов, встречающихся и в Европе, там обитают деревенская Л. (Hirundo rustica) и береговая Л. (Hirundo riparia);
2) под евр. словом сус (вероятно, оно читалось как звукоподражат. сис, имитирующее крик этой птицы), обозначающим щебечущую (Ис 38:14) перелетную птицу (Иер 8:7), видимо, подразумевается черный стриж (Apus apus). Эти похожие на Л. птицы многочисл. стаями посещают Палестину во время своих миграций; они остаются здесь, как правило, с апреля по ноябрь, здесь они вьют гнезда. Наряду с черным стрижом распространен здесь и более крупный белобрюхий стриж (Apus melba). Его пронзит. крик сравнивается в Ис 38:14 с человеч. воплем боли.
Латинский язык
С включением Палестины в состав Римской империи Л.Я. здесь стал офиц. языком, чем и объясняется тот факт, что на кресте Иисуса была сделана надпись на латыни (Ин 19:20). Отдельные лат. слова встречаются и в тексте НЗ: центурио (Мк 15:39, сотник); легио (Лк 8:30, легион); квадранс (Мф 5:26, кодрант); преториум (Ин 18:28, претория). Однако наиб. распростр. языком оставался греч.; видимо, Пилат разговаривал с Иисусом и евреями на греч. языке. Первые христиане в Риме также долгое время общались на греч. (см. Послание к Римлянам).
Латы
-> Оружие и орудия труда (I).
Лахис,
в совр. науч. лит-ре — Лакиш. Ныне это Телль-эд-Дувейр (новоевр. Телль-Лахиш), находящийся в 7 км юго-зап. Бейт-Джибрина (Элевферополя). Первое поселение на этом месте возникло еще в III тысячел. до Р.Х. Город был завоеван Тутмосом III (1504-1450 гг. до Р.Х.); Л. упоминается в док-тах из Телль-Амарнского архива. Среди найденных в Л. письм. памятников следует отметить егип. надпись на черепке, датирующую изделие «4-м годом фараона». Если предположить, что речь идет о Мернептахе, то эта надпись может служить аргументом в пользу поздней датировки -> исхода. Иисус Навин завоевал Л. (Ис Нав 10:31-33; Ис Нав 12:11) и выделил его колену Иуды (Ис Нав 15:39). Иуд царь Ровоам укрепил город (2 Пар 11:9). Здесь был убит Амасия (4 Цар 14:19). Сцена захвата города Синаххерибом (библ. Сеннахиримом) в 701 г. до Р.Х. (4 Цар 18:14.17) изображена на ассир. рельефах, дающих нам представление об одежде, оружии, домашнем скоте и колесницах иудеев того времени. В 588-587 гг. до Р.Х. Л. был взят и полностью разрушен Навуходоносором (Иер 34:7). Окончат. разрушение города было предсказано еще Михеем (Мих 1:13). Ко времени, непосредств. предшествовавшему полному разрушению Л., относятся печать -> Гедалии (4) и «Лакишские письма» (-> Письмо, IV), к-рые являются документальными источниками, рассказывающими о последнем периоде существования Иудейского царства. В упоминаемом в этих письмах пророке исследователи видят Иеремию (ср. Иер 38:4). После возвращения евреев из плена Л. был вновь заселен (Неем 11:30); к этому времени относится возведение большого дворца перс. наместника, остатки к-рого были найдены здесь при раскопках. -> Раскопки (I) и (IV,4) -> Алфавит -> Меры длины, площади, объема и веса (I,4б).
Лахмас,
город в долине Шефела, удел Иуды (Ис Нав 15:40), совр. Хирбет-эль-Лахм, в 4 км юж. Бейт-Джибрина (Элевферополя).
Лахмий
(евр. Лахми), брат гефянина Голиафа, великан, убитый Елханамом, сыном Иаира, во время войны Давида с филистимлянами (1 Пар 20:5). Л., вероятно, принадлежал к остаткам енакимов, укрывшихся в Филистимской земле от израильтян (Ис Нав 11:22). -> Голиаф (2).
Лаша,
город на границе области, насел. хананеями (Быт 10:19). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Иеронима, город располагался вост. Мертвого моря и позже назывался Каллироя. В имевшихся в этих местах теплых источниках тщетно искал исцеления Ирод Великий. Другие исследователи отождествляют Лашу с Лахисом (-> Дан 3).