Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы

Вои-Вол

Воинствовать 
-> Борьба, бороться, (брань, воинствовать, подвизаться).

Война 

I. Согл. Закону, ведение В. подчинялось Божьей воле (Втор 20), к-рую испрашивали перед началом воен. действий (Суд 1:1; Суд 20:18.27; 1 Цар 14:37; 1 Цар 23:2; 1 Цар 30:8; 3 Цар 22:5). Господь устанавливал пределы обычной в то время жестокости (Втор 20:1; Втор 21:10-14; ср. 1 Цар 11:2; 4 Цар 15:16; Ам 1:3), запрещая совершать бессмысл. разрушения (Втор 20:19), а в отдельных случаях — нападать на соседей или защищаться от захватчиков (Втор 2:4..9.19; 3 Цар 12:24). Израил. цари считались милосердными в глазах их арам. противников (3 Цар 20:31; ср. 4 Цар 6:21). В тех случаях, когда истреблению подлежали целые народности (-> Заклятие), израильтяне получали особое повеление Бога (Втор 20:16-18; 1 Цар 15:1-3); такими действиями они должны были исполнять Божий суд (Числ 31:15), как позднее его исполнили ассирийцы и вавилоняне над самими израильтянами (Ис 7:18-20; Ис 10:5; Иер 21:7). Радость палача от совершения жестокостей и причинения мучений, к-рая так явственно проглядывает в ассир. рисунках, Библии чужда (к 2 Цар 12:31 -> Аммонитяне). Напротив, убийство человека на В., к-рая велась по воле Бога, оскверняло культовую чистоту иудея (Числ 31:19), поэтому Давид, воин, проливший много крови, не смеет строить храм Господень (1 Пар 28:3).

II:

1) народ Израиля вновь и вновь убеждался, что своими победами обязан только помощи Яхве (Суд 7:2-7; 2 Пар 14:10; 2 Пар 20:16-24). Тем не менее во времена царей все большее значение придавалось политике союзов (3 Цар 15:18-20; 4 Цар 16:8; Ис 30:1-5; Иер 27:1-8), к-рая, однако, принесла Израилю больше вреда, чем пользы;

2) начало воен. походов, как правило, приходилось на весну (2 Цар 11:1); но бывали и зимние походы (напр., поход Навуходоносора против Иоакима в 597 г. до Р.Х.). Перед сражением обычно посылали разведчиков (-> Соглядатаи). Часто войско разделялось на три отряда (Суд 7:16; Суд 9:43; 1 Цар 11:11; 2 Цар 18:2). Битву начинали (Суд 7:18) и заканчивали (2 Цар 2:28; 2 Цар 18:16; 2 Цар 20:22) по сигналу трубы; отличить своего от чужого помогал -> боевой клич (Суд 7:20; 3 Цар 22:32). Воюющие стремились напасть на противника неожиданно — ночью (Быт 14:15; Суд 7:19) или под утро (1 Цар 11:11).

Фронтальная атака не обещала успеха при превосходстве сил противника (4 Цар 3:26), поэтому его атаковали, обойдя с тыла (2 Цар 5:23), или пытались взять «в клещи» (2 Цар 10:9; 2 Пар 13:13). Нередко противнику устраивали засады или, применив тактический прием, заставляли его занять невыгодную позицию (Ис Нав 8:3-8; Суд 20:29-41). Окончат. успех победителю приносило настойчивое преследование врага (Суд 8:4-12; 2 Цар 2:17-28), в т.ч. и в тех случаях, когда, обойдя неприятеля с тыла, отрезали его от речных переправ (Суд 3:28; Суд 7:24; Суд 12:5). Убитых грабили (1 Цар 31:8), разграблению подвергались и завоев. города (4 Цар 14:14), -> пленных обращали в рабство. -> Крепость -> Войско -> Стан -> Оружие и орудия труда.
III. ВОЙНЫ В БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ:

а) ЭПОХА ПАТРИАРХОВ
1. Поход Кедорлаомера и его союзников (Быт 14);
2. Симеон и Левий убивают жителей Сихема (Быт 34:25-31);
3. Грабит. набег сыновей Ефрема на Геф (1 Пар 7:20);

б) ПЕРИОД СТРАНСТВОВАНИЯ ИЗРАИЛЯ ПО ПУСТЫНЕ
1. Битва с амаликитянами (Исх 17:8-16);
2. Поражение израильтян на юге Палестины (Числ 14:39-45; Втор 1:41-44);
3. Победа над царем Арада (Числ 21:1-3);
4. Победа над Есевонским царем Сигоном (Числ 21:21-25; Втор 2:26-36);
5. Победа над Васанским царем Огом (Числ 21:32-35; Втор 3:1-7);
6. Победа над мадианитянами (Числ 31);

в) ПЕРИОД ПОКОРЕНИЯ ХАНААНА
1. Воен. походы Иисуса Навина (Ис Нав 1-12);
2. Завоевания израильтян в Ханаане после смерти Иисуса Навина (Суд 1);

г) ЭПОХА СУДЕЙ
1. Гофониил побеждает Хусарсафема (Суд 3:8-10);
2. Аод побеждает моавитского царя Еглона (Суд 3:12-30);
3. Самегар наносит поражение филистимлянам (Суд 3:31);
4. Девора и Варак побеждают Сисару и Иавина (Суд 4:1; Суд 5:1);
5. Гедеон разбивает мадианитян (Суд 6:1 — Суд 8:21);
6. Борьба Авимелеха с городами Сихемом и Тевецом (Суд 9:22-55);
7. Иеффай наносит поражение аммонитянам (Суд 10:6 — Суд 11:33);
8. Поражение ефремлян в Галааде в битве против Иеффая (Суд 12:1-6);
9. Борьба Самсона с филистимлянами (Суд 15:1; Суд 16:1);
10. Данитяне завоевывают Лаис (Суд 18);
11. Война израильтян против колена Вениамина (Суд 20);
12. Победа филистимлян при Авен-Езере (1 Цар 4:1-11);
13. Победа Самуила над филистимлянами (1 Цар 7:3-14);

д) ЭПОХА ЦАРЕЙ

— САУЛ
1. Победа над аммонитянами у Иависа Галаадского (1 Цар 11:1-11);
2. Сражения против филистимлян (1 Цар 13:1 — 1 Цар 14:46);
3. Война с амаликитянами (1 Цар 14:48; 1 Цар 15:1-9);
4. Битва в долине Дуба и сражения Давида с филистимлянами (1 Цар 17:1; 1 Цар 18:6.30; 1 Цар 23:5);
5. Войны против Моава, Аммона, Эдома и Арама (1 Цар 14:47);
6. Борьба колен Рувима, Гада и полуколена Манассии с агарянами и другими аравийскими племенами (1 Пар 5:10.18-22);
7. Грабит. набеги Давида на южные земли Палестины (1 Цар 27:8-11);
8. Победа филистимлян на горе Гелвуй (1 Цар 31:1);
б) ДАВИД И СОЛОМОН
1. Преследование амаликитян (1 Цар 30);
2. Война между Давидом и Иевосфеем (2 Цар 2:12 — 2 Цар 3:1);
3. Завоевание Иерусалима (2 Цар 5:6-9; 1 Пар 11:4-8);
4. Войны Давида с филистимлянами (2 Цар 5:17-25; 2 Цар 8:1; 2 Цар 21:15-22; 1 Пар 14:8-16; 1 Пар 18:1; 1 Пар 20:4-8);
5. Сражения с моавитянами, сирийцами, эдомлянами (2 Цар 8:2-14; 1 Пар 18:2-13);
6. Война с аммонитянами (2 Цар 10:1 — 2 Цар 12:31; 1 Пар 19:1 — 1 Пар 20:3);
7. Восстание Авессалома (2 Цар 15-19);
8. Восстание Савея (2 Цар 20:1-22);
9. Завоевание фараоном Газера (3 Цар 9:16);
10. Завоевание Соломоном Емаф-Сувы (2 Пар 8:3);

— ОТ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦАРСТВА ДО ПАДЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА
1. Война между Ровоамом и Иеровоамом I (3 Цар 14:30; 2 Пар 12:15);
2. 925 г. до Р.Х.: фараон Сусаким вторгается в Иудею и Израиль (3 Цар 14:25; 2 Пар 12:2-12);
3. Победа Авии над Иеровоамом I (3 Цар 15:7; 2 Пар 13:2-20);
4. 906 г. до Р.Х.: Нават и израильтяне осаждают Гавафон Филистимский (3 Цар 15:27);
5. Амврий наносит поражение Моаву и завоевывает Медеву;
6. Нашествие Зарая на Иудею (2 Пар 14:8);
7. Война между иуд. царем Асой и израил. царем Ваасой (3 Цар 15:16.32; 2 Пар 16:1-6);
8. Вторжение арам. (сирийского) царя Венадада в Израильское царство (3 Цар 15:18-22; 2 Пар 16:4);
9. 882 г. до Р.Х.: израильтяне осаждают Гавафон (3 Цар 16:15);
10. 882 г. до Р.Х.: Амврий осаждает Фирцу (3 Цар 16:16-18);
11. Война Ахава с сирийцами (3 Цар 20);
12. 853 г. до Р.Х.: вторжение Салманасара III в Сирийское царство, битва при Каркаре;
13. 853 г. до Р.Х.: поход Ахава и Иосафата на Рамоф Галаадский (3 Цар 22:1-40; 2 Пар 18);
14. Отпадение моавитян от Израильского царства (4 Цар 1:1);
15. Поход израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (4 Цар 3);
16. Вторжение моавитян, аммонитян и маонитян в Иудейское царство (2 Пар 20:1-30);
17. 849 г. и 848 г. до Р.Х.: вторжения Салманасара III в Арам (Сирию);
18. Сражения израил. царя Иорама с арамеями (сирийцами) (4 Цар 6:8 — 4 Цар 7:20);
19. Поход иуд. царя Иорама на Эдом (4 Цар 8:20-22; 2 Пар 21:8-10);
20. 845 г. до Р.Х.: вторжение Салманасара III в Сирийское царство;
21. Вторжение филистимлян и аравитян в Иудейское царство (2 Пар 21:16);
22. 845 г. до Р.Х.: поход израил. царя Иорама и иуд. царя Охозии на Рамоф Галаадский (4 Цар 8:28; 2 Пар 22:5), истребление Ииуем дома Ахава (4 Цар 9:1; 4 Цар 10:1);
23. 841 г. до Р.Х.: поход Салманасара III против царя Дамаска Азаила, обложение данью Ииуя;
24. 838 г. до Р.Х.: поход Салманасара III против царя Дамаска Азаила;
25. В правление Ииуя Азаил завоевывает вост. берег Иордана (4 Цар 10:32);
26. В правление Иоахаза Азаил наносит поражения Израильскому царству (4 Цар 13:1-3.22);
27. Азаил завоевывает Геф и предпринимает поход на Иерусалим (4 Цар 12:17; 2 Пар 24:23);
28. 802 г. до Р.Х.: Адад-Нерари III восстанавливает ассир. господство над Арамом (Сирией);
29. Иоас возвращает Израильскому царству области, завоев. Сирией (4 Цар 13:25);
30. 793 г. до Р.Х.: иуд. царь Амасия одерживает победу над эдомлянами (4 Цар 14:7; 2 Пар 25:5-13);
31. 792 г. до Р.Х.: поражение Амасии от израил. царя Иоаса (4 Цар 14:8-14; 2 Пар 25:17-24);
32. Иеровоам II возвращает Израильскому царству вост. берег Иордана и арам. области (4 Цар 14:25);
33. Иуд царь Озия (Азария) завоевывает Елаф и побеждает филистимлян и аравитян (4 Цар 14:22; 2 Пар 26:2.6);
34. Израил. царь Менаим разрушает Типсах (4 Цар 15:16);
35. 743 г. до Р.Х.: Тиглатпаласар III покоряет Израильское царство (4 Цар 15:19);
36. Война иуд. царя Иоафама против аммонитян (2 Пар 27:5);
37. 734 г. до Р.Х.: поход Тиглатпаласара на Филистию;
38. 733 г. до Р.Х.: сир.-ефремлянская война против иуд. царя Ахаза (4 Цар 15:37; 4 Цар 16:5; 2 Пар 28:5-8; Ис 7:1-9); нашествия эдомлян и филистимлян (2 Пар 28:17);
39. 733 и 732 гг. до Р.Х.: Тиглатпаласар завоевывает Дамаск, северную часть Израиля и вост. берег Иордана (4 Цар 15:29; 4 Цар 16:9; 1 Пар 5:6.26; 2 Пар 28:20);
40. Салманасар V покоряет изр. царя Осию (4 Цар 17:3);
41. 724-722 гг. до Р.Х.: осада и разрушение Самарии (4 Цар 17:4-6; 4 Цар 18:9-12);
42. 720 г. до Р.Х.: Саргон II подавляет восстание сир. городов и Самарии; битва при Рафии против египтян и царя Газы;
43. Езекия наносит поражение филистимлянам (4 Цар 18:8; Ис 14:28-32);
44. 712 г. до Р.Х.: ассирийцы завоевывают Азот (Ис 20:1);
45. 701 г. до Р.Х.: поход Сеннахирима (Синаххериба) на запад; осада Иерусалима (4 Цар 18:13 — 4 Цар 19:37; 2 Пар 32:1-21; Ис 36:1; Ис 37:1);
46. Симеонитяне избивают хамитян и амаликитян (1 Пар 4:39-43);
47. 671 г. до Р.Х.: Асархаддон завоевывает Нижний Египет;
48. 663 г. до Р.Х.: Ашшурбанипал завоевывает егип. Фивы (Наум 3:8-10);
49. 652-648 гг. до Р.Х.: Ашшурбанипал ведет войну с Вавилоном и разрушает его;
50. Пленение Манассии ассирийцами (2 Пар 33:11);
51. 616 или 614 г. до Р.Х.: египтяне оказывают поддержку ассирийцам в войне против вавил. царя Набопаласара;
52. 612 г. до Р.Х.: вавилоняне и мидийцы завоевывают Ниневию (Наум 2:1; Наум 3:1);
53. 610 г. до Р.Х.: Набопаласар завоевывает Харран;
54. 609 г. до Р.Х.: иуд. царь Иосия погибает в Мегиддо, выступив против фараона Нехао (Нехо) (4 Цар 23:29; 2 Пар 35:20-24). Египтяне и ассирийцы осаждают Харран; егип. флот нападает на сир. побережье;
55. 605 г. до Р.Х.: битва при Каркемише (Иер 46:1-12); Навуходоносор подходит к Иерусалиму (2 Пар 36:6; Дан 1:1);
56. 604 г. до Р.Х.: Навуходоносор завоевывает Аскалон (Ашкелон);
57. 601 г. до Р.Х.: битва между Навуходоносором и Нехао (Нехо);
58. Отпадение Иоакима от Вавилона, нашествия неприятельских полчищ (4 Цар 24:2); 597 г. до Р.Х.: Навуходоносор завоевывает Иерусалим (4 Цар 24:10-17; 2 Пар 36:10);
59. 588-587 гг. до Р.Х.: осада и разрушение Иерусалима Навуходоносором (4 Цар 25:1-21; 2 Пар 36:17-20; Иер 32:1 — Иер 34:1; Иер 37:11 — Иер 39:14; Иер 52:1-30);

— ПЕРИОД ПЛЕНА И ПЕРСИДСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА 
1. 585-573 гг. до Р.Х.: Навуходоносор осаждает Тир (Иез 26:1 — Иез 28:1; Иез 29:17-21);
2. 568 г. до Р.Х,: Навуходоносор одерживает победу над Египтом (Иер 43:8-13);
3. 539 г. до Р.Х.: Кир завоевывает Вавилон (Дан 5);
4. 525 г. до Р.Х.: персы завоевывают Египет;
5. 332 г. до Р.Х.: Александр Македонский завоевывает Палестину;

— ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЭПОХА 
1. 323-301 гг. до Р.Х.: борьба между преемниками Александра Македонского;
2. 301-198 гг. до Р.Х.: пять войн за Палестину между династиями — сир. Селевкидами и егип. Птолемеями; в конечном итоге Палестина отходит к Сирии;
3. 166-143 гг. до Р.Х.: восстание Маккавеев, освобождение Иудеи от сир. господства;
4. 134-104 гг. до Р.Х.: поражение Иоанна Гиркана от Антиоха VII; после смерти Антиоха Гиркан покоряет идумеев и самарян;
5. 103-76 гг. до Р.Х.: Александр Янна расширяет свои владения на вост. берегу Иордана, в Галилее и на приморской равнине;
6. 63 г. до Р.Х.: Помпей завоевывает Иерусалим;

— ЭПОХА РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА 
1. 40-37 гг. до Р.Х.: вторжение парфян; Ирод Великий отвоевывает Иудею;
2. 66-73 гг. по Р.Х.: Первое иуд. восстание;
3. 132-135 гг. по Р.Х.: Второе иуд. восстание.

Войско: 
1) израил. В. представляло собой народное ополчение, в к-рое входили все мужчины старше 20 лет (согл. Иосифу Флавию, до 50 лет) (Числ 1:2; Числ 26:2). Священники и -> левиты освобождались от воен. службы (Числ 1:47-50), но, если того требовали обстоят-ва, они, как и остальные мужчины, могли носить оружие (1 Пар 12:23.26-28; 2 Пар 23:7). Вплоть до новозаветных времен из левитов набиралась вооруж. охрана храма (-> Ванея, 1). Временно освобождались от воен. службы израильтяне, построившие новый дом, насадившие виноградники и обручившиеся с будущей женой. То же касалось «боязливых и малодушных» (Втор 20:5-8);

2) в народном ополчении каждый воин должен был сам заботиться о своем пропитании (Суд 20:10; 1 Цар 17:17). При нападении врага ополченцы созывались сигналом трубы, а иногда — с помощью посыльных (Суд 6:34; Суд 19:29; 1 Цар 11:7). Встречающиеся в ВЗ указания на численность ополчения говорят о том, что в него обычно входили почти все военнообяз. мужчины (1 Цар 11:8; 1 Цар 15:4; 1 Пар 5:18). Для локальных воен. действий набирались меньшие ополчения, но, как правило, — из представителей всех колен (Числ 31:4; Ис Нав 7:3; Суд 20:10);

3) вплоть до эпохи царств В. состояло исключит. из пеших воинов, вооруж. копьями и щитами (Исх 12:37; Числ 11:21; 1 Цар 4:10; 1 Цар 15:4; 1 Пар 12:8.24.34; 2 Пар 14:8; 2 Пар 25:5), а также из оснащ. более легким оружием лучников, к-рые, вероятно, использовали и пращу (1 Пар 8:40; 1 Пар 12:2; 2 Пар 17:17). Деление на тысячи, сотни (Исх 18:25; Числ 31:14.48; 2 Цар 18:1; 2 Пар 25:5) и более мелкие подразделения численностью в 50 (1 Пар 8:12; 4 Цар 1:9) и, возм., 10 воинов основывалось на делении колена по родам и семьям. Принцип построения войскового подразделения в основном соответствовал принципу внутр. деления колена, так что фактич. численность подразделения, именуемого тысячей, постоянно менялась и, вероятно, часто была намного меньше номинальной (-> Колено);

4) каждое подразделение имело своего командира, т.е. начальника над 1000, 100 и 50 воинами (1 Цар 18:13; 2 Цар 18:1; 4 Цар 1:9; 4 Цар 11:4). Главнокомандующим был начальник В. (1 Цар 14:50; 2 Цар 20:23; 3 Цар 2:35; 3 Цар 4:4). В распоряжении главнокомандующего находился писец, в обязанности к-рого входила регистрация призванных в В. (4 Цар 25:19; ср. 2 Пар 26:11). При Давиде народное ополчение было организовано по-новому и состояло из 12 подразделений по 24 тыс. человек в каждом. Каждое из них несло службу один месяц в году (1 Пар 27:1-15). Т.о., царь располагал своего рода регулярными войсками;

5) зачатки постоянной армии появились еще при Сауле, к-рый держал при себе 3 тыс. человек, собранных из всех колен Израилевых, чтобы в любой момент быть готовым отразить нападение филистимлян (1 Цар 13:2; ср. 1 Цар 24:3). С момента бегства от Саула Давид имел ядро В., состоявшее из его храбрых; часть из них позднее заняли высокие командные должности (2 Цар 10:10; 2 Цар 20:23; 1 Пар 27:2.5.7.9-14). Кр. того, у Давида были телохранители (хелефеи и фелефеи) и 600 гефских наемников под командованием Еффея (2 Цар 15:18). Соломон оснастил свое В. 1400 колесницами, к-рые вместе с 12 тыс. всадников были размещены в «колесничных городах» — Гацоре, Мегиддо, Гезере, а также в Иерусалиме. Были сооружены 4 тыс. стойл для коней и помещений для колесниц (2 Пар 1:14; 2 Пар 9:25). Экипаж израил. колесницы, как и хеттской или ассир., состоял из трех воинов. Один правил лошадьми, другой стрелял из лука, третий прикрывал соратников щитом. В егип. же колесницах находилось по два воина;
6) иуд. цари, правившие позднее, тоже уделяли немало внимания оснащению В. Это относится к Ровоаму (2 Пар 11:5-12), Асе (2 Пар 14:6), Иосафату (2 Пар 17:12-19), а также к Озии (2 Пар 26:11-15), к-рый ввел новые виды вооружения. -> Война -> Крепость -> Начальник, вождь -> Знамя -> Легион -> Полк -> Оружие и орудия труда.

Вол 
-> Крупный скот.

Волк 
(Canis lupus; евр. зеев; греч. люкос). Этот хищный зверь и сегодня, хотя и редко, встречается в Палестине, гл. обр. в низинах Иорданской долины. Повадки палест. В. сильно отличаются от повадок его европ. и азиат. собратьев. Это обусловлено тем, что, в отличие от Европы и Азии, здесь мало лесов. Палест. В. не собираются в стаи, вместе можно видеть не более двух особей. У палест. В. более короткошерстный покров дымчатого цвета, что отличает его от европ. животных, желтоватая окраска к-рых летом становится рыжеватой, а зимой — темно-серой, с черным оттенком. В течение дня В. прячется, чтобы ночью выйти на охоту (Авв 1:8; Соф 3:3). Вспугнутый В. бесстрашно переходит к обороне. В библ. времена В. был хищником, к-рого опасались повсеместно (см. Быт 49:27; Иез 22:27). Он угрожал прежде всего стадам (Мф 10:16; Лк 10:3; Ин 10:12), и пастухи нередко рисковали собств. жизнью, спасая довер. им животных (Ин 10:12). Мирное сосуществование В. и овец — яркий метафорич. образ, характеризующий всеобщий мир в Царстве Божием (Ис 11:6; Ис 65:25).

Волосы: 

1) у египтян было принято брить лицо и сбривать В. на голове (Быт 41:14). Израильтяне — мужчины (Иез 8:3) и женщины (ср. 1 Кор 11:5.15), как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные В. Назореи, посвятившие себя Господу, не должны были стричь В. либо на период обета (Числ 6:5), либо вообще никогда (Суд 13:5). Остальные израил. мужчины обрезали В. время от времени (2 Цар 14:26), пользуясь «острым ножом, бритвой брадобреев» (Иез 5:1). Законом запрещались нек-рые виды стрижки, связанные с языч. культовыми обрядами (Лев 19:27; Лев 21:5; Втор 14:1) или принятые у других народов, напр. у арабов, к-рых нередко называли «стригущими волосы на висках» (Иер 9:26; Иер 25:23; Иер 49:32);

2) сбривание В. на всем теле совершалось при посвящении левитов (Числ 8:7), при очищении прокаженного (Лев 14:8), а также по окончании обета назорейства (Числ 6:18; Деян 18:18; Деян 21:24). Если пленница становилась женой израильтянина, она должна была «остричь голову» (Втор 21:12). В остальных случаях быть «плешивым» считалось постыдным (4 Цар 2:23). -> Плешивыи (лысый) -> Плач, оплакивать;

3) для ухода за В. мужчины и женщины использовали елей (-> Масть (мазь); Пс 22:5; Мф 6:17). Археол. раскопки свидет-вуют, что в те времена были известны бритвы и гребни, а также металлич. зеркала (Исх 38:8 — в МТ говорится, что умывальник и его подножие были сделаны из литого зеркала; Иов 37:18). Красивыми считались черные вьющиеся В., кудри (Песн 5:11; Песн 7:6). В Ис 3:23, вероятно, имеются в виду искусственно завитые В.; приспособления для завивки В. были найдены при раскопках в Газе и Гезере. Судя по егип. изображениям, израильтянки стягивали свои длинные, ниспадающие В. лентами. Высказывания в 1 Тим 2:9; 1 Петр 3:3 направлены, очевидно, против заимствования христианками модных причесок у знатных римлянок. Апостолы считали, что христианки не должны заниматься такого рода «плетением волос». При появлении на людях женщина должна была прикрывать голову и лицо покрывалом. (-> Голова.) Женщина, подозреваемая в прелюбодеянии, представала перед священником с обнаж. головой (Числ 5:18). Остриж. В. также были признаком того, что женщина совершила прелюбодеяние (1 Кор 11:6). -> Женщина (IV,Б,2,б);

4) выражение «не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы» предполагает гарантию полной безопасности (1 Цар 14:45; 2 Цар 14:11; 3 Цар 1:52; Лк 21:18; Деян 27:34). То же самое подразумевали, говоря, что у к.-л. «на голове все волосы сочтены» (Мф 10:30; Лк 12:7).

Волхвы с востока 
Греч. слово магой обозначает перс., а впоследствии — вавил. священников, мудрецов и звездочетов. Волхвы (Мф 2:1-12), пришедшие, чтобы поклониться Иисусу, предположит. были вавилонянами, поскольку в Вавилонии со времен плена могли знать о мессианских ожиданиях иудеев и принимать участие в судьбе евр. народа. Событие, благодаря к-рому, в соотв. с правилами вавил. астрологии, волхвы могли узнать о рождении царя Иудейского, вероятно, было троекратным соединением планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб в течение 7 г. до Р.Х. Вавил. клинописный астрологич. текст отмечает положение этих двух планет в течение пяти месяцев. Согл. Мф 2:7.16, волхвы прибыли в Иудею спустя два года после появления звезды; но, исходя из вавил. текста, это нельзя утверждать однозначно. То, что звезду волхвы стали связывать с упомянутым соединением планет, привело к тому, что рождение Иисуса (к-рое наверняка произошло до смерти Ирода в 4 г. до Р.Х.) часто относят к 7 г. до Р.Х.

Волчцы 
Слово «волчцы» употребляется в Библии исключит. во мн. ч. и вместе со словом -> терние (Быт 3:18; Ос 10:8; Евр 6:8). Эти слова не обозначают к.-л. опред. растения, а являются собират. названием целого ряда колючих растений, произрастающих преимущ. в пустынной полосе. Многие виды этих растений — сорняки; равнина Шарон (библ. Сарон) осенью представляет собой сплошное море В. Наиб. распростран. видами В. являются:

1) дикий сафлор (Carthamus glaucus), сорное растение с тонким стеблем и узкими листьями, снабженными шипами;

2) Centaurea pallescens, растение, принадлежащее к семейству васильковых. Имеет мягкие листья, но головка цветка окружена шипами;

3) мордовник (Echinops viscosus), фиолетовые цветы к-рого можно встретить в Палестине повсеместно;

4) Notabasis syriaca, растение с красными цветками, листья к-рого имеют белые прожилки;

5) расторопша пятнистая (Silybum marianum), отличит. признак к-рой — большие листья с белыми прожилками. Головка цветка окружена колючками;

6) артишок огородный (Cynara Scolymus), растение с крупными листьями и багряными цветками; растет преимущ. на равнинах и достигает в высоту 2 м. В. и терние символизируют Божье наказание (Быт 3:18), служат признаком заброшенности поля, принадлежащего ленивому человеку (Притч 24:31). -> Крапива.

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы

Добавить комментарий