Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 2
Рассматриваем значение слов, начинающихся на букву «Б».
Б
А, В, Г, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н
Ба Бд-Бен Бер-Бё Биб-Биш Бла Бли-Блю Боб-Бог Бод-Бол Бор-Боя Бр Бу-Бы
Ба
Баал-Ханан
(«Ваал проявил милость», «милостив»):
1) сын Ахбора, седьмой царь Эдома (Быт 36:38; 1 Пар 1:49);
2) надзиратель над масличными и смоковными садами царя Давида (1 Пар 27:28), гедеритянин.
Баана (Ваана, Ваан):
1) вениамитянин, сын Реммона из Беерофа, брат Рихава. Б. и его брат были предводителями войска Иевосфея. Вероятно, ободренные тем, что Иоав, убивший Авенира, остался безнаказанным, они пробрались в полдень в дом Иевосфея, убили его в постели и отнесли его голову Давиду в Хеврон. Давид же вместо благодарности велел их казнить за убийство (2 Цар 4);
2) отец нетофатитянина Хелева (Хеледа), одного из храбрых у Давида (2 Цар 23:29; 1 Пар 11:30);
3) сын Ахилуда, брат дееписателя Иосафата. Был приставником Соломона в юж. части Изреельской долины, от Мегиддо до Иордана (3 Цар 4:3.12);
4) приставник Соломона в Асире и Ваалофе. Его отец, Хушай (Хусий), был предположит. другом и советником Давида (3 Цар 4:16);
5) израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7);
6) отец Садока, принимавшего участие в строит-ве стены в Иерусалиме во времена Неемии (Неем 3:4). Возм., Б. был одним из подписавших обязат-во соблюдать Божий Закон (Неем 10:27).
Баара,
жена Шегараима из колена Вениамина (1 Пар 8:8).
Баввай,
сын Хенадада, начальник Кеильского полуокруга (-> Кеиль), помогавший во времена Неемии восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:18). Возм., то же лицо, что и Биннуй (1).
Багряница:
одеяние (-> Пурпур); или кармин — яркокрасное красящее вещество, к-рое в древности добывали из тел и яиц кошенили (Coccus ilicis), мелкого жесткокрылого насекомого, обитающего на хермесовом дубе (Quercus ilicis). Наряду с -> пурпуром Б. (евр. толаат шани (возм., «блестящий червячок» или «красящий червячок»); греч. коккинос) обозначает в Библии цвет дорогостоящих тканей и одежд (Откр 17:4; Откр 18:12.16). В Библии Б. подразумевает не столько краситель, сколько окраш. им ткани. Ткани, окраш. Б. (червленая шерсть и др.), использовались прежде всего при устройстве святилища и изготовлении утвари для него (Исх 25:4; Исх 26:1.31.36; Исх 36:8.35.37; Исх 38:18.23; Числ 4:8 и др.), одеяний священников (Исх 28:5 и след., 8,15,33; Исх 39:1 и след.), а также при обряде очищения (Лев 14:4.6; ср. Евр 9:19). Красное одеяние, надетое на Иисуса с целью Его осмеяния, в Мф 27:28 названо Б., а в Мк 15:17.20 и в Ин 19:2.5 — порфирой (в Синод. пер. везде — «багряница»). Вероятно, здесь имелся в виду красный плащ римских воинов.
Бакбук (Ваквук)
(«бутылка»), один из служителей в святилище, сыновья к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:51; Неем 7:53).
Бакбукия (Вакбакар),
левит, член семьи Асафа, живший в Иерусалиме после возвращения из плена. Был привратником и руководителем одной из групп певцов (1 Пар 9:15; Неем 11:17; Неем 12:9.25).
Баладан (Валадан)
(возм., аккад. аплаиддин, «Он (бог) дал наследника»), отец Беродах-Баладана (Меродах-Валадана, аккад. Мардук-аппа-иддина), правившего в Вавилоне во времена Езекии (4 Цар 20:12; Ис 39:1).
Бальзам
В Библии упоминаются многие сорта Б., получаемого из различных деревьев и кустарников. Настоящий Б. (евр. бесем) добывается из Balsamodendron opobalsamum syn. Commiphora opobalsamum. Родина этого дерева — юж.-араб. прибрежные области. В Палестине самые большие насаждения бальзамовых деревьев были в окрестностях Енгедди и Иерихона, где они сохранялись вплоть до времен рим. правления. На тонких ветвях бальзамового дерева выступают светло-желтые капли смолистого сока, собственно Б. Вначале Б. представляет собой медообразную жидкость, но затем под воздействием воздуха темнеет и затвердевает.
Еврейское слово бесем часто употребляется в качестве собират. понятия — благовония (3 Цар 10:25; 2 Пар 9:1.9.24; Песн 4:10.14). Б. был составной частью благовонного курения и употреблялся в качестве косметич. притирания (Исх 25:6; Есф 2:12). Царица Савская подарила царю Соломону множество сортов благовоний (3 Цар 10:10). В рус. пер. Библии словом «Б.» часто передается евр. цори = -> Смола (Быт 43:11; Иер 46:11; Иер 51:8). Так, в Исх 30:34 передано евр. слово шехелет, к-рое скорее всего означает раковины одного из видов моллюсков, источающие при горении сильный аромат.
Бани (Ваний, Вания, Ванаия, Биннуй)
(возм., кр. ф-ма от имени «Бенаия»):
1) гадитянин, один из храбрых у Давида (2 Цар 23:36);
2) левит, потомок Мерари (1 Пар 6:46);
3) иудей, потомок Фареса (1 Пар 9:4);
4) потомки Б. были среди вернувшихся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:10; в Неем 7:15 они называются сыновьями Биннуя). Многие из потомков Б. имели иноплем. жен (Езд 10:34); среди них опять встречается Биннуй. Один из глав народа, Б., во времена Неемии приложил печать к обязат-ву соблюдать Закон (Неем 10:14);
5) левит, принимавший участие в чтении Закона Ездрой и в общей молитве (Неем 8:7; Неем 9:4 и след.) и подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:14). Наряду с ним еще один левит называется тем же именем (Неем 9:4). Левиты Рехум, сын Б. (Неем 3:17), и сын Б. Уззий, потомок Асафа (Неем 11:22), возм., сыновья одного отца.
Баня возрождения
В Тит 3:5 ап. Павел говорит о спасении, к-рое совершается «банею возрождения и обновления Святым Духом». Существует понимание крещения: а) как чисто внешнего символа возрождения, сравниваемого со смыванием грязи в бане, и б) как самой Б.В. Ему придают не только символич. характер, но и считают, что через него действует спасающая Божья благодать. В этом случае мы имеем дело с магич. пониманием таинства крещения, согл. к-рому этот обряд представляется действенным без воли крещаемого и без участия обращ. к нему Слова Божьего. Действие крещения входит сост. частью в действие Слова Божьего. Именно поэтому ап. Павел соединяет здесь «баню возрождения» с «обновлением Святым Духом», без к-рого крещение оказывается недейственным.
Баран
-> Овен, баран.
Баред,
местность в пустыне Сур, возле источника, к к-рому бежала Агарь от своей хозяйки Сары (Быт 16:14). -> Беэр-лахай-рои.
Бариах
(«беглец»), сын Шемаии, потомок Давида (1 Пар 3:22).
Баркос (Варкос)
(арам. «Сын Коса (едомского Бога)»), один из прислужников в храме, потомки к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:53; Неем 7:55).
Барс
(евp. намер; гpеч. пардалис):
1) Б. (Felis pardus) — крупный хищник из семейства кошачьих, встpечавшийся и в Палестине. Красивая светлая с темными пятнами шкуpа Б. (Иер 13:23) пользовалась большим спpосом (Песн 4:8; Ис 11:6; Иер 5:6; Ос 13:7 — в Синод. пер. — «скимен»; Авв 1:8);
2) в Дан 7:6 животное, похожее на Б., символизирует эллинистич. импеpию, созданную Александpом Македонским (см. Откр 13:2).
Бархюмитянин
Житель -> Бахурима.
Басня,
краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Действующими лицами в Б. могут быть животные или растения, говорящие человеч. языком (Суд 9:8 и след.; 4 Цар 14:9). Слово «басня» (греч. мютос, «миф») в значении «вымысел», «неправда» встречается в 1 Тим 1:4; 1 Тим 4:7; 2 Тим 4:4; Тит 1:14; 2 Петр 1:16.
Бат
-> Меры длины, площади, объема и веса (I,4,б).
Батраббим
(«дочь многих»), гор. ворота в Есевоне, возм., на пути, ведущем в Равву Аммонитскую (Песн 7:5).
Бахарумиянин
Житель -> Бахурима.
Бахурим
(«молодые (еще неженатые) люди»), небольшое селение в уделе колена Вениамина (2 Цар 3:16), недалеко от Масличной горы, на дороге из Иерусалима к Иордану. Здесь жил Семей, злословивший царя Давида (2 Цар 16:5). В Б. скрывались от преследования воинов Авессалома Ионафан и Ахимаас, открывшие Давиду планы его мятежного сына (2 Цар 17:18 и след.). Жители Б. назывались бархюмитянами, или бахарумиянами (2 Цар 23:31; 1 Пар 11:33). В наст. время на месте Б., прим. в 2,5 км сев.-вост. Иерусалима, находится г. Рас-эт-Тмин.
Бацлуф
(евр. Бацлут), один из прислужников в храме, сыновья к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:52). В Неем 7:54 он называется Вацлифом (евр. Бацлит).
Башня:
1) Вавилонская Б. (Быт 11:4 и след.), -> Вавилон (I);
2) Б. на гор. стенах (2 Пар 26:9; Неем 3:1.11.25-27; Пс 47:13) сначала служили для укрепления слабо защищ. участков городских стен, но впоследствии стали неотъемл. частью гор. стен. Озия установил на Б. в Иерусалиме орудия для метания камней и стрел (2 Пар 26:15). -> Крепость (II,3);
3) для сторожей в виноградниках вместо шалашей или шатров (Ис 1:8) нередко сооружали каменные башни (Ис 5:2; Мф 21:33; Мк 12:1). Подобные Б. строили также в пустыне для защиты пастухов и стад (2 Пар 26:10); чаще всего, вероятно, их располагали рядом с колодцами. Ср. башню -> Гадер (1).
Башня Хананэла (Ананеила, Анамеила),
одна из башен (Иер 31:38; Зах 14:10) на сев. стороне -> Иерусалима (III,В), между Рыбными и Овечьими воротами (Неем 3:1), предположит. находилась в непосредств. близости от построенной позже крепости Антония или на ее месте.