Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы

Вар-Вв

Варавва 
(евр. Бар-Абба, «сын отца»), разбойник, к-рый за убийство человека во время беспорядков в Иерусалиме находился в темнице к тому моменту, когда первосвященники прислали Иисуса к Пилату для вынесения приговора. У рим. наместников был обычай отпускать в праздник Пасхи одного преступника, к-рого выберет народ. Пилат попытался использовать этот обычай, чтобы освободить Иисуса. Но первосвященники подбили толпу требовать освобождения В., к-рого многие воспринимали как борца против власти Рима. В конце концов «превозмог крик их» (Лк 23:23), и Пилат освободил В. В нек-рых списках и переводах Ев. от Матфея отпущенный на свободу преступник называется Иисус Варавва, и Пилат, т.о., спрашивает: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Иисуса Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» (Мф 27:17).

Варак 
(евр. Барак, «молния»), сын Авиноама из г. Кедеса в уделе колена Неффалима. Царь хананеев Иавин, царствовавший в Асоре (Хацоре), с помощью своего военач. Сисары, жившего в Харошеф-Гоиме, на протяжении 20 лет угнетал израильтян. И тогда пророчица Девора, к-рая была в то время судьей Израиля, призвала к себе В. и по Божьему повелению поручила ему собрать 10 тыс. воинов из колен Неффалима и Завулона и отправиться к горе Фавор. В. поставил непременным условием, чтобы Девора сопровождала его, и это стоило ему славы победителя, т.к. Сисаре теперь суждено было погибнуть от руки женщины. Узнав, что израильтяне подошли к Фавору, Сисара выступил против них со всем своим войском и 900 боевыми колесницами. Но в долине Киссона В. атаковал хананеев, и они потерпели сокрушит. поражение. Сисара пеший бежал с поля боя и был убит женой Хевера Иаилью, в шатре к-рой он пытался укрыться. В результате Израилю удалось окончат. разгромить Иавина (Суд 4). Эта победа была воспета Деворой и В. в благодарств. песне, к-рую, исходя из архаичности ее языка, относят к наиб. древним частям ВЗ (Суд 5). В Послании к евреям В. назван в числе ветхозаветных мужей веры (Евр 11:32).

Варахиил 
(евр. Берахэль, «Бог благословил»), отец Елиуя вузитянина, четвертого друга Иова (Иов 32:2.6).

Варахия 
(евр. Йеверехьяху, «да благословит Яхве»), отец Захарии, современника Исаии (Ис 8:2) -> Берехия (7).

Варвары
(греч. барбарой). Изнач. «варварами» греки называли представителей всех других племен и народов, язык к-рых был для них непонятен и казался неблагозвучным. Позднее с этим словом стало ассоциироваться представление о более низком уровне образования и культуры. Но для Павла, к-рый был призван исполнить Божье поручение, разницы между греками и варварами не существовало: он был послан ко всем людям (Рим 1:14). Перед Богом и в Церкви все равны; «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал 3:28; см. также Кол 3:11). В Деян 28:2.4 гостеприимные мальтийцы названы барбарой, что в Синод. пер. передано как «иноплеменники».

Вариисус 
(евр. Бар-Иешуа, «сын Иисуса»), иуд. маг и лжепророк из свиты Сергия Павла, рим. наместника на Кипре, жившего в Пафе. Он называл себя Елима, что означает «волхв», «мудрец». Когда наместник пожелал услышать проповедь Варнавы и Павла, совершавших первое миссионерское путешествие, В. воспротивился этому, за что по слову Павла на нек-рое время ослеп. И тогда наместник, «увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню» (Деян 13:6-12).

Варка, варить: 

1) евр. слово, имеющее значение «варить», «готовить пищу», в Библии иногда употребляется и в значении «печь», «испекать» (2 Цар 13:8; Втор 16:7). В остальных случаях оно обозначает приготовление к.-л. блюда в кипящей жидкости (Исх 23:19; 2 Пар 35:13; Иез 24:3). Чаще всего упоминается В. мяса (Лев 8:31; 1 Цар 2:13; 2 Пар 35:13; ср. Суд 6:19); о зажаривании говорится реже (см. Исх 12:9; 1 Цар 2:15; Ис 44:16). Употребление мяса не было повседневным явлением (ср. Ам 6:4; Лк 15:29), обычно речь шла о жертв. трапезе (Исх 29:31; Числ 6:19; Втор 16:7). Чаще варили овощные кушанья (Быт 25:29.34; 4 Цар 4:38). По субботам варить и жарить запрещалось (ср. Исх 16:23; Исх 35:3);

2) в ВЗ упоминаются как минимум четыре евр. названия сосудов для приготовления еды (Лев 7:9; 1 Цар 2:14; 4 Цар 4:38; Мих 3:3), но в чем состояло различие между ними, неизвестно. При раскопках наряду с глиняными горшками или мисками находили аналогичные предметы, сделанные из металла (ср. Иез 24:6.11).

Варкос 
-> Баркос.

Варнава 
(евр. Бар-Набба, «сын утешения, пророчества»). Прозвище, данное апостолами левиту с Кипра Иосифу (в Синод. пер. — Иосия), к-рым он затем и назывался (Деян 4:36). Обладавший особым даром пророчества и учительства (Деян 13:1), В. обратился в веру сразу после Пятидесятницы. В первые месяцы образования христ. Церкви в Иерусалиме он продал свою землю и отдал деньги нуждающимся членам общины (Деян 4:37). Когда Павел впервые пришел в Иерусалим, В. принял его и отвел к апостолам (Деян 9:27). Вскоре после этого в Антиохии была основана первая община, состоявшая из обращенных в христ. веру язычников, и В. был послан туда. Он поучал и утверждал обращенных антиохийцев в истинах веры, призвав себе на помощь Павла, к-рый ранее удалился из Иерусалима в Тарс. После года учительства в Антиохии им было поручено доставить иерусалим. общине деньги, собранные для нее христианами из язычников (Деян 11:20-30), а затем, после возвращения в Антиохию, они были посланы церковью в первое миссионер. путешествие через Кипр во внутр. области Малой Азии.

В Листре, после того как апостолы исцелили парализованного, языч. население сочло их богами; В. назвали Зевсом, а Павла — Ермием (Гермесом), «потому что он начальствовал в слове» (Деян 12:25 — Деян 14:28). Когда же в церкви разгорелись споры между евреями и обращенными язычниками о необходимости обрезания и соблюдения заповедей Закона Моисея, касающихся пищи, В. и Павел засвидет-вовали в Иерусалиме о действии Духа Божьего среди обращенных и, достигнув всеобщего примирения, с доброй вестью вернулись в Антиохию (Деян 15:1; см. Гал 2:1-10). В связи с этими спорами Петр и В. однажды лицемерно уклонились от совместной трапезы с христианами из язычников, когда в Антиохию пришли евреи, посланные Иаковом. Вскоре после этого Павел попросил В. сопровождать его в след. миссионер. путешествии, но тот ответил отказом. Причиной этому стал Иоанн Марк, будущий автор Ев. от Марка, к-рый отстал и повернул обратно во время первого путешествия. В. хотел взять его с собой, но Павел больше не доверял Марку и отказался брать его. В результате «произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом» (Деян 15:36-41). Из кратких упоминаний о В. в посланиях Павла остается неясным, сошлись ли они с Павлом снова для совместной проповеди, но выбор, сделанный В. в пользу Иоанна Марка, явно повлиял на то, что позже Марк стал для Павла утешением и помощником в работе (1 Кор 9:6; Кол 4:10; 2 Тим 4:11).

Варсава 
(евр. Бар-Шабба, «сын Савы»):

1) Иосиф В., или Иуст, был наряду с Матфием предложен в апостолы на место Иуды. Жребий пал на Матфия (Деян 1:23.26);

2) прозвище Иуды, посланного с Силою сопровождать Павла и Варнаву из Иерусалима в Антиохию. Обладал пророч. даром (Деян 15:22.27.32).

Вартимей 
(евр. Бартимай, «сын Тимея»), слепой нищий из Иерихона, к-рому Иисус вернул зрение (Мк 10:46-52). В Лк 18:35 речь идет об одном слепом, согл. же Мф 20:30 их было двое.

Варух
(евр. Барух, «благословенный»):

1) сын Нирии, друг и писец пр. Иеремии. Его брат Сераия был главным постельничим царя Седекии (Иер 51:59). В четвертый год царствования Иоакима (605 г. до Р.Х.) В. записал в свитках пророчества Иеремии, продиктованные ему пророком по Божьему повелению. Иеремия наказал В. публично зачитать их в храме в день поста, чтобы призвать народ к обращению. Слуги и советники царя, узнав об этом, велели В. прийти и зачитать пророчества. Затем они поднесли свиток царю, перед этим посоветовав В. укрыться в надежном месте. Иоаким выслушал пророчества и, вопреки просьбам своих советников, часть за частью сжег свиток, а затем приказал схватить Иеремию и В. Но Господь укрыл их, и Иеремия, по Его повелению, продиктовал то же пророчество взамен сожженного, добавив к нему обличения в адрес царя и другие высказывания (Иер 36).

В этой опасной ситуации Господь сказал близкому к отчаянию В., что тот уцелеет среди всех бедствий, к-рые падут на страну во исполнение Божьего суда (Иер 45). Во время осады Иерусалима Навуходоносором Иеремия передал В. купчую на поле в Анафофе, заключ. им со своим двоюродным братом Анамеилом в знак того, что после суда Бог окажет Своему народу новые милости (Иер 32:9-15). После падения Иерусалима и убийства наместника Годолии оставшиеся иудеи вынудили Иеремию и В., к-рый, по их мнению, имел на пророка сильное влияние, переселиться вместе с ними в Египет (Иер 43:1-7);

2) сын Забвая, участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:20);

3) священник, подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:6). Возм., то же лицо, что и предыдущее;

4) израильтянин из колена Иуды, отец Маасеи (Неем 11:5);

5) -> Апокрифы (I,Б,3).

Варфоломей 
(евр. Бар-Талмай, «сын Фоломея»), один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, имя к-рого в первых трех Евангелиях называется рядом с именем Филиппа (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:14) и затем еще раз в числе учеников, бывших свидетелями вознесения Господнего (Деян 1:13). Иоанн его имени не называет, но упоминает -> Нафанаила, имя к-рого не встречается в других Евангелиях, а здесь стоит опять же рядом с именем Филиппа (Ин 1:45). Исходя из этого, можно предположить, что В. и Нафанаил — одно и то же лицо.

Васан 
(«мягкая, плодородная земля»), область вост. Иордана и сев. Галаада. На севере простиралась до Ермона и граничила с Гессурской и Маахской обл., на востоке достигала Аврана и Аравийской пустыни (Ис Нав 12:5). Евреи называли В. областью Аргов, землею 60 укрепленных городов, принадлежащих царству Ога (Втор 3:4), среди к-рых были Голан (Втор 4:43), Аштероф, Едреи (Втор 1:4) и Салха (Втор 3:10). Изначально В. населяли исполины. Аморреи, изгнавшие их, были разбиты Израилем в битве при г. Едреи, и В. перешел во владение к полуколену Манассии (Числ 21:33-35). После разделения Израиля область принадлежала Северному царству. Вероятно, во времена Ахава, Иорама и Ииуя В. либо частично, либо полностью находился под властью сирийцев (арамеев) (см. 3 Цар 22:3; 4 Цар 8:28; 4 Цар 10:33). Иеровоам II вновь отвоевал В. (4 Цар 14:25), а Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) присоединил землю к Ассирийскому царству (4 Цар 15:29). После возвращения евреев из вавил. плена В. был разделен на четыре области: Голанскую, Трахонитскую, Авранитскую и Ватанейскую, принадлежавшие царству Ирода Великого. Затем здесь правили четвертовластник Филипп и Ирод Агриппа II. В., обладавший плодородной почвой, был известен своими пастбищами, скотом и благосостоянием народа (Иер 50:19; Мих 7:14), славился своими дубами (Ис 2:13; Иез 27:6; Зах 11:2); и сегодня возвышенности В. покрыты вечнозелеными дубовыми рощами.

Васемафа 
(евр. Басемат, «душистый бальзам»):

1) жена Исава. В Быт 36:3.4.10.13.17 она названа дочерью Измаила и сестрой Наваиофа, а в Быт 26:34 — дочерью хеттеянина Елона. В других же местах дочь Елона зовут Ада (Быт 36:2), а дочь Измаила — Махалафа (Быт 28:9). Найти решение этой загадки пока не удалось;

2) дочь Соломона и жена Ахимааса, наместника в земле Неффалима (3 Цар 4:15).

Вафрий 
(евр. Хофра; в совр. лит-ре — Априй), егип. фараон (588-569 гг. до Р.Х.), современник пр. Иеремии. В. продолжил борьбу против Навуходоносора, к-рая закончилась после битвы фараона Нехо (-> Нехао) с Навуходоносором в 601 г. до Р.Х., завершившейся безрезультатно. Поддержав восстание Иудейского царства против Вавилона, В., тем не менее, не смог спасти Иерусалим от разрушения (Иер 37:5-11). В ходе развернувшейся борьбы за власть В. погиб: его соперником выступил Амасис, к-рый и сменил его на престоле. Время правления В. было благоприятным периодом для Египта; пр. Иеремия, пришедший в Египет с иуд. беженцами именно в период правления В., предсказал его гибель (Иер 44:30).

Вафуил: 

1) (евр. Бетуэл), сын Нахора, племянник Авраама и отец Ревекки (Быт 22:22; Быт 24:15.47; Быт 28:2);

2) (евр. Петуэл, «отрок Божий»), отец пр. Иоиля (Иоил 1:1).

Вацлиф 
-> Бацлуф.

Вверху 
-> Наверху, вверху, сверху, свыше.

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы

Добавить комментарий