Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 7 «Ж»

Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 7

Рассматриваем значение слов, начинающихся на букву «Ж».

Ж

АБВГ, Д, Е, ЗИКЛМ, Н

Жа-Жел   Жем-Жен   Жер    Жес-Жив   Жиз   Жил-Жу

Жаба 
(евр. цефардеа; греч. батрахос). Жаба упоминаются в ВЗ, когда речь идет о второй казни египетской (Исх 8:1-10; Пс 77:45; Пс 104:30). Возможно, здесь имеется в виду обитающая в Ниле озерная лягушка (Rana ridibunda), достигающая в длину 15 см. Египтяне считали это животное священным; одного из богов и одну из богинь они изображали с лягушачьими головами. В Палестине лягушки встречаются повсеместно, но увидеть их можно только в период дождей. В НЗ жабы служат олицетворением нечистых духов, выходящих из уст дракона, зверя и лжепророка (Откр 16:13).

Жажда 
-> Голод и жажда.

Жалкий 
Иoв называет трех своих друзей «жалкими утешителями» (Иов 16:2), т.к. своими речами они не приносят ему утешения, а лишь усиливают страдания.

Жало 
«Жало в плоти», о к-ром говорит Павел в 2 Кор 12:7, на основании Гал 4:14 и след. пытались истолковывать как болезнь глаз (см. Деян 23:5; Гал 6:11: «какими большими буквами я написал вам» — цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), но такое истолкование является необоснованным. Более вероятно, что под «жалом в плоти», скорее, подразумеваются противники апостола; в пользу такого толкования говорит сравнение с соотв. образными выражениями в Числ 33:55; Ис Нав 23:13; Иез 28:24.

Жалоба 
-> Плач, оплакивать.

Жаровня 
Под Ж. в Иер 36:22.23, вероятно, подразумевается переносная металлич. емкость, к-рую в богатых домах ставили зимой на пол для обогрева. При раскопках в Таанахе (библ. Фаанах) археологи обнаружили глиняную печь пирамидальной формы, высотой около 1 м, относящуюся прим. к концу VII в. до Р.Х. Она была украшена различными фигурками; по бокам имелись отверстия для доступа воздуха.

Жвачные (животные) 
Ветхозаветный Закон относил животных, у к-рых «раздвоены копыта» и Ж., к чистым животным; их мясо можно было употреблять в пищу (Лев 11:3 и след.; Втор 14:6). Исключение среди «жующих жвачку» составляли верблюд, тушканчик и заяц, т.к. они «жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены». Запрещалось есть мясо этих животных и прикасаться к их трупам.

Жезл 
-> Жезл и посох.

Жезл и посох 
Жезл представляет собой дубинку, как правило, длиной до 1 м, с утолщением на конце. Посох несколько длиннее и имеет изогнутую или Т-образную рукоятку. Упоминание Ж.и П. в Пс 22:4 позволяет предположить, что первый применялся как дубинка для защиты, а второй — как палка для опоры (евр. мишэнэт). Жезл (евр. шевет) и в другом месте упоминается как оружие (2 Цар 23:21; в Синод. пер. — «палка»). -> Скипетр.

Жезл мужей, 
отеческое наказание, применяемое в процессе воспитания детей для их исправления (2 Цар 7:14), оно противопоставляется здесь истребит. суду Божьему (2 Цар 7:15).

Желание, желать 

I. Бог не проявляет Ж., Он принимает решения, поскольку все находится в Его власти (ср. Пс 113:11; Пс 134:6). Ж. свойственны людям — как нечестивым (Притч 21:10.25; Притч 23:3.6), так и богобоязненным, любящим своих братьев (Деян 26:29; Рим 9:3) и думающих о славе Божьей. Мудрость, согл. Притч 3:15; Притч 8:11, — высшее и ценнейшее из всех Ж.

II. Благоденствие, добро и мир (Пс 121:6-8; Деян 15:23) — таковы постоянные пожелания, содержавшиеся в древних приветствиях и благословениях. В словах 3 Ин 1:2 «Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал» также содержится принятая формула вежливости, известная из мирской переписки новозаветного периода. -> Влечение, стремление.

Желание, похоть 
Описывая богопротивную сущность -> плоти, Библия говорит, что плоть вызывает Ж., к-рое жаждет удовлетворения. Людям в этом мире присущи Ж. плоти (Еф 2:3), к-рые противоречат Ж. духа (Гал 5:17). От плотских Ж. воздерживаются «пришельцы и странники» Божьи (1 Петр 2:11). В 1 Ин 2:16 так определяется сущность этого преходящего мира: «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Эту похоть, или Ж. плоти, нельзя отождествлять с низменной чувственностью и развратом, к-рые являются ее наиб. отвратительными и позорными проявлениями (2 Петр 2:18). Ж. — это всеобъемлющее стремление к овладению ч.-л. и наслаждению. Ж. может быть как благородным и высоким, так и низменным, животным. Но оно постоянно довлеет над человеком, подменяя истинную цель в жизни эгоистич. стремлением к обладанию. Лучшим библ. примером для понимания сущности «похоти плоти и похоти очей» служит пробудившееся в первом человеке под действием искушения Ж. быть равным Богу (Быт 3). Поддавшийся Ж. человек стремится достичь в жизни не предначертанного ему Богом смирения, а наивысшей степени самоудовлетворения. Ж. отравляет сердце, вводит в заблуждение разум, побуждает человека совершать злодеяния. Высокодуховными же людьми руководит не похотливое Ж. обладать, а стремление пожертвовать своей душой во имя любви; и именно в этом стремлении, по слову Иисуса, заключается истинная цель в жизни (Мф 16:25).

Железо 
(евр. барзел; греч. сидерос):

1) в Быт 4:22 говорится о Тувалкаине, к-рый был «ковачом всех орудий из меди и железа». При первых попытках обработки этого металла использовалось железо метеоритного происхождения, однако оно с трудом поддавалось воздействию из-за высокого содержания в нем никеля. Из такого Ж. уже в III тысячел. до Р.Х. в Египте делали амулеты. В Чиc и Bтор речь идет об изготовленных из Ж. бытовых предметах, напр. топорах (Числ 35:16; Втор 19:5). Ко времени Иисуса Навина в Ханаане уже имелись железные сосуды (Ис Нав 6:18) и колесницы (Ис Нав 17:16). Позднее говорится о железном оружии (1 Цар 17:7), а также о пилах и сельскохозяйств. орудиях (2 Цар 12:31; Ам 1:3), инструментах (Иов 19:24; Иер 17:1) и изображениях идолов (Дан 5:4), сделанных из Ж. Особо искусными в изготовлении таких предметов были ремесленники Тира (2 Пар 2:7.14). В Ис 44:12; Ис 54:16 упоминаются кузнец и орудия его труда. В храм Соломона не должен был попасть ни один предмет из Ж., требовались предметы из более ценных и красивых металлов, напр. бронзы (меди);

2) Ж. добывали в горах Ливана, ввозили из Фарсиса, Греции и причерноморских областей (Иер 15:12; Иез 27:12.19). Ученые считают, что первыми научились плавить Ж. хетты (Малая Азия). В Ливане использовались каменные плавильные печи высотой прим. в 3 м и диаметром 1 м. Топливом для них служил древесный уголь, огонь раздували с помощью мехов (Иер 6:29; Иез 22:20). Согл. 1 Цар 13:19-22, кузнечным ремеслом долгое время владели исключит. -> филистимляне, предположит. принесшие это иск-во с севера. Умение обрабатывать Ж. было причиной их первонач. превосходства в воен. области;

3) в переносном смысле Ж. — это воплощение твердости и силы (Втор 28:48; Иов 19:24; Пс 106:16; Ис 48:4; Иер 1:18; Иер 17:1; Иез 4:3). Но смесь железа с глиной, напротив, обозначает отсутствие единства и слабость (Дан 2:33.41-43).

Желчь 
Упоминание о Ж. в прямом смысле встречается только в Иов 16:13: пролить ее на землю означало получить смертельное ранение. Горький вкус Ж. лежит в основе образного употребления этого слова (Пс 68:22; Деян 8:23). Дурманящий напиток, предлож. Иисусу перед распятием, в Мк 15:23 называется вином со смирною, а в Мф 27:34 — уксусом (вином), смешанным с Ж. Слово «Ж.» указывает здесь на горький вкус напитка, а «смирна» — на вид примеси. В Мф 27:34 явно сказывается влияние Пс 68:22.

Добавить комментарий