Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 2 «Б»

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Боб-Бог

Бобы 
Упоминающиеся в Библии Б. (евр. пол) являются, видимо, Б. Vicia faba. Их варили целиком или мололи на ручной мельнице, употребляя затем в виде каши, приправленной чесноком. Б. также кормили скот. Согл. 2 Цар 17:28, во время войны Давида с Авессаломом Б. были частью продовольствия, доставлявшегося войску царя. В голодные времена израильтяне использовали Б. и при выпечке хлеба (Иез 4:9).

Бог 
Библия повествует о деяниях Божьих — прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.

I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА
А. Бог сотворил «небо и землю» (Быт 1:1) «и все, что на них» (Откр 10:6), «человека», «мужчину и женщину» (Быт 1:27). Он сотворил «мир» (Деян 17:24), «человека и животных» (Иер 27:5) и «все» устроил (Евр 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс 88:38), Он благословил животных (Быт 1:22) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, — Ноя (Быт 9:1), Ав-раама (Быт 12:2), Исаака (Быт 25:11), Иакова (Быт 35:9 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Быт 26:22; Втор 1:10). Бог дал людям пищу (Быт 1:29.30; Быт 9:3), одежду (Втор 10:18; ср. Мф 6:25 и след.), детей (Быт 33:5; Пс 126:3), землю (Втор 26:9), имущество (Екк 5:18) и успех (Быт 39:3.23).

Б. В подобных деяниях «Бог неба и земли» (Быт 24:3.7; Езд 5:11), Вседержитель (Иов 33:4; Откр 11:17) являет Свое всемогущество (Быт 28:3; Быт 48:3): «Он творит все, что хочет» (Пс 113:11), для Него «нет ничего невозможного» (Иер 32:17; Лк 1:37) — воистину «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр 11:19), но при этом Он «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22:32). В отличие от «богов», «которые не сотворили неба и земли» (Иер 10:11), Он — живой Бог (Втор 5:26; 4 Цар 19:4; Пс 41:3; Деян 14:15; 1 Фес 1:9), «присносущий» (т.е. существующий вечно) (Дан 6:26; ср. Быт 21:33; Ис 40:28; Рим 14:25), и поэтому Он — «единый истинный Бог» (Ин 17:3; 1 Фес 1:9; ср. 1 Ин 5:20), «великий, сильный и страшный», «Бог богов и Владыка владык» (Втор 10:17; ср. Пс 85:10; Пс 94:3; Пс 95:4), «всевышний» (Пс 46:3; Ис 14:14; Деян 7:48). И «все воинство небесное» (Втор 4:19), обожествляемое язычниками (4 Цар 23:5; Соф 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Неем 9:6; Лк 2:13.14), поскольку Он сотворил его (Быт 2:1; Пс 32:6; Ис 40:26): «Господь Саваоф (т.е. Владыка воинств) — имя Ему» (Иер 31:35; ср. Пс 88:6-9), «Господь всей земли» (Ис Нав 3:11).

В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все «угодное» Ему и «предначертанное» Им (Ис 44:24 и след.; Ис 46:10.11; ср. Иов 37:5; Ис 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: «Я сделаю, и кто отменит это?» (Ис 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для «новой твари» (2 Кор 5:17): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор 12:6), а именно «в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф 1:19; Еф 3:20; 1 Фес 2:13). «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13; ср. Деян 19:11; Кол 1:29); «мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела…» (Еф 2:10), но, как сказал Сам Иисус: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).

II. ПОВЕЛИТЕЛЬ
В ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.
А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Пс 32:9; Пс 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: «И заповедал Господь Бог человеку…» (Быт 2:16; ср. Быт 2:17). В Исх 19:7 Десять заповедей названы «словами, которые заповедал ему (народу) Господь»; ср. Исх 34:10; Втор 4:5; Мф 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, к-рые Он Сам вкладывает им в уста (Иер 26:2; ср. Пс 118:15; Иер 43:1; Деян 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2 Цар 16:11; ср. 4 Цар 18:25; «будешь делать все, что Я повелел тебе» (2 Пар 7:17; см. Иер 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: «О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь…» (Мих 6:8; ср. Втор 10:12.13).

Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:
1) в ВЗ наряду с формулой «И пришел Бог, и сказал» (Числ 22:9), к-рая может дополняться словами «ночью» и «во сне» (Быт 20:3; Быт 31:24), часто встречается формула «И явился Бог (Господь), и сказал» (Быт 12:7; Быт 17:1; Быт 26:2; Быт 35:9; Быт 48:3 и др.), также с добавлением слов «ночью» (Быт 26:24; 2 Пар 1:7) и «во сне» (3 Цар 3:5). Вместо «Бог пришел» в Библии часто встречается выражение «было слово Господа» (2 Цар 7:4; 2 Цар 24:11; 3 Цар 16:1; 3 Цар 17:2; 3 Цар 19:9 и др.), относящееся, кроме 3 Цар 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Иер 1:2; Иез 1:3; Ос 1:1; Иоил 1:1; Ион 1:1; Мих 1:1; Соф 1:1; Зах 1:1 и др.;

2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…» (Евр 1:1.2). Это подтверждает евангелист Иоанн: «Слово было Бог…», «Слово стало плотию и обитало с нами…» (Ин 1:1.14; ср. 12:49,50).

В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами…» (Быт 9:9; ср. Быт 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Быт 17:1-14): «…Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя»; «соблюди завет Мой…». Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: «Я Господь, Бог твой» (Исх 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы «будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36:27), «будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Так же будет и при «новом завете» (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил = «с нами Бог», см. Мф 1:23): «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: «Итак идите … уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века…» (Мф 28:19 и след.).

III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ
Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.
А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Быт 6:6 и далее часто звучит в Библии: «и восскорбел в сердце Своем». «Бог с небес призрел на сынов человеческих» (Пс 52:3), Он «увидел, что велико развращение человеков на земле» (Быт 6:5); Он «есть Бог ведения» (1 Цар 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Пс 68:6). Он сетует: «Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня» (Ис 43:24). Слово, ставшее «плотию» (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф 26:38); «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44).

Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого «не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов…» (Числ 14:18), потому что Он — «Бог ревнитель» (Исх 20:5; ср. Наум 1:2) и даже — «огонь поядающий» (Втор 4:24; Евр 12:29). «Он Бог святой» (Ис Нав 24:19; ср. Ис 6:3; Откр 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: «Горе мне! погиб я!» (Ис 6:5). То, что было испытано Исаией (Ис 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов 9:13 с Иов 42:10 и след.), что воспето в псалме: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс 102:9.10) и что проповедано с обетованием в Ис 53:5: «…наказание мира нашего было на Нем», исполнилось наконец в Том, Кто был «сделан грехом вместо нас» (2 Кор 5:21, пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и «умерщвлен» (1 Петр 3:18). «Дитя», Которое Бог наказал за всю «вину отцов» (ср. Исх 20:5), — Его собственный Сын, «не пощаженный Им», а «преданный» за всех нас (Рим 8:32).

В. Бог совершил это, «дабы нам получить усыновление» (Гал 4:5): «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3:1); «…вы … приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче» (Рим 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: «Ты будешь называть Меня отцом твоим» (Иер 3:19); «…ибо Я — отец Израилю…» (Иер 31:9; ср. Втор 32:6; Мал 2:10; 2 Кор 6:17.18). И пусть даже «…кого любит Господь, того наказывает», Он все равно «благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч 3:12; ср. Евр 12:6), и «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс 102:13). Ведь «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 102:8; ср. Исх 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс 129:8; ср. Мф 1:21; Ин 8:36), непреложным стало исповедание: «Ты, Господи, — Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис 63:16).

IV. ТРИЕДИНСТВО
А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Втор 6:4), так и в НЗ (ср. 1 Кор 8:4 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах — Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Мф 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим 14:17.18; Рим 15:16.30; 1 Кор 12:4-6; 2 Кор 1:21.22; 2 Кор 13:13; Еф 1:17; Еф 2:19-22; Еф 3:5-7.14-17; Тит 3:4-6; 1 Петр 1:2; Евр 9:14; Ин 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом «трезвучии» деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в к-рых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, к-рую «не видел … глаз, не слышало ухо» и к-рая «не приходила … на сердце человеку» (1 Кор 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за к-рыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. -> Исповедание (II).

Б. В 2 Кор 5:19 ап. Павел пишет: «Бог во Христе»; это свидет-вует о совершенной Божеств. сущности Христа, Сына, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9). Он был «образом Божиим» (Флп 2:6); в Нем Бог примиряет с Собой (2 Кор 5:19) и судит человечество. Он — «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5). Он был (как Слово) с Богом уже в самом начале мира, т.к. «Слово было Бог» (Ин 1:1); через это Слово «создано все» (Кол 1:16.17; Евр 1:2), и в Нем «все начало быть» (Ин 1:3). Видевший Христа видел Отца (Ин 14:9), и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, Он — в Отце, а Отец — в Нем, поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу (Откр 5:8-14). К Нему устремлена вера в Бога (Ин 14:1), поэтому Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28). -> Иисус Христос.

В. Библия свидет-вует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: «Бог есть дух» (Ин 4:24). Это свидет-во есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт 1:2 говорится: «И Дух Божий носился над водою». Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1 Цар 10:10; 1 Цар 16:13; ср. Ис 59:21; Иез 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Ис 48:16). В 2 Кор 3:17 сказано: «Господь есть Дух». Человек, в к-ром живет Божий Дух, — это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1 Кор 3:16.17; 1 Кор 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Еф 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деян 5:3.4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1 Кор 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Рим 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1 Петр 1:10.11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Ин 14:16.26) и что Он послан Христом от Отца (Ин 15:26); через Него Бог возрождает человека (Ин 3:5; Иоил 2:28); «Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия» (Рим 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Гал 5:18), в Нем — основа жизни и поступков сынов Божьих (Рим 8:14).
Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидет-ва по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.

Бог гор 
В Передней Азии было распространено представление о том, что боги господствуют лишь на определ. ограниченной тер., за пределы к-рой их могущество не распространяется. В соответствии с этим представлением, власть горных богов ограничивалась исключит. горами. Вероятно, именно т.о. следует понимать 3 Цар 20:23 и след., где сирийцы объясняют победу израильтян в горах тем, что «Бог их есть Бог гор» (МТ: «Боги их — боги гор»). Но надежда арамеев на победу в битве на равнине была разрушена безграничным могуществом Бога Израиля.

Боган 
(евр. Бохан, от бехон — «большой палец» (?)), рувимлянин, именем к-рого назвали камень, служивший погран. знаком между уделами Иуды и Вениамина (Ис Нав 15:6; Ис Нав 18:17).

Богатство, богатый 
I. Б. — это владение собственностью, размеры к-рой намного превышают жизненно необходимый уровень. Б. может быть дано Богом как благословение, дарованное благочестивому (Притч 10:22) в награду за выдержанное испытание (Иов 42:10) или проявленное прилежание (Притч 12:27). Но оно может быть и неправедно присвоено не знающим угрызений совести безбожником (Пс 72:12). Поэтому Б. не может быть мерилом благочестия, как и нищета — признаком особой вины перед Богом (ср. Притч 28:6). Человек, благочестивый на словах, на деле может накапливать Б. неправедным путем (Мк 12:40). Мудрец говорит в своей молитве: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30:8 и след.).

II. Б. может оказаться опасным для его обладателя. И даже когда Б. еще нет, стремление к нему может помешать человеку ясно различать праведное и неправедное (1 Тим 6:9). Другая опасность заключена в вызываемом Б. высокомерии: «Человек богатый — мудрец в глазах своих» (Притч 28:11). Пророк предостерегает: «Да не хвалится богатый богатством своим» (Иер 9:23). Если человек привязывается к Б., это ставит под угрозу его будущую вечную жизнь: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф 19:23 и след.). Б. может повредить: «…горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк 6:24). На примерах богача из притчи о богаче и Лазаре (Лк 16:19 и след.), богатого начальника (Лк 18:23), мытаря Закхея показано, как Б. вовлекает человека в грех, закрывая ему доступ в Царство Небесное. Отсюда предостережение: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак 5:1). Обольщение Б. заглушает слово Божье (Мф 13:22).

III. Истинное Б. может быть только во Христе. Павел говорит о «неисследимом богатстве Христовом» (Еф 3:8). Такое Б. придает человеку духовную силу. Оно состоит в даруемой Богом мудрости и ее плодах (Притч 8:11.18-36), в милосердии и благодати, к-рые Бог обращает к нам (Еф 1:7; Еф 2:4), и в любви, к-рой Он наполняет наши сердца (Рим 5:5; Флп 1:9). Такое Б. должно постоянно возрастать (Флп 1:9). Считающий себя богатым может потерять все и впасть в нищету (Откр 3:17; ср. 1 Кор 4:7 и след.). Тот, кто непрерывно черпает духовное Б., познает Божью благодать, «насытится от тука дома» Божьего (Пс 35:9). Он может передавать свое Б. другим (2 Кор 6:10), хотя сам при этом останется бедным, ибо духовная сила, проявляющаяся через него, происходит не из него, а от изобилия Отца. -> Бедность, бедный.

Богиня неба 
(Иер 7:18, МТ: «царица неба»), вавил. богиня Иштар (-> Астарта).

Боговдохновенный 
(греч. теопнеустос, «богодухновенный»). Согл. 2 Цар 14:3, человек может «вложить в уста» другому определ. информацию, к-рую тот должен донести до других людей. Бог же властен вложить весть в сердце Своего посланника (Езд 7:27; Неем 2:12). Подтверждая эту мысль, Тимофей говорит в 2 Тим 3:16, что все Писание Б. (прежде всего здесь имеется в виду ВЗ, см., напр., Ин 2:22; Ин 5:47, а в 2 Петр 3:16 наряду с ветхозаветными Б. названы и новозаветные писания).

Библия появилась благодаря чуду: смертные люди смогли произнести и записать слово Божье. При этом не исключалось своеобразие личности каждого из них, поэтому в отдельных частях Писания ощущается индивидуальность его авторов. Как Христос является истинным Человеком и истинным Богом, так и Библия представляет собой истинное человеч. и истинное Божье Слово (1 Кор 10:15.19; Гал 5:2; Еф 4:17; 1 Фес 2:13). Величайшее Слово, сказанное Господом, — Иисус Христос (Евр 1:1 и след.; Ин 1:14). О Христе свидет-вует Евангелие — записанное слово Божье, проповеданное Им (Евр 2:3). Христос обещал Своим свидетелям, что после Его ухода Св. Дух научит их, напомнит им обо всем, что Он говорил (Ин 14:26; ср. также 2 Петр 1:19-21). Дух Божий, Которым были исполнены проповедь апостолов (1 Фес 2:13) и писания авторов Библии, не прекратил Свою работу. Он продолжает действовать при восприятии верующими Слова Божьего, от помощи Св. Духа зависит правильное понимание Писания (1 Кор 2:12 и след.; 2 Кор 3:14-17). -> Священное Писание.

Богослужение 
СУЩНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Смысл и назначение любого Б. заключаются в общении Бога со Своим народом, Господа со Своей Церковью, обновляющейся и укрепляющейся в Б., дабы Божья воля вершилась на земле через посредство людей (Мф 6:9.10), «к похвале славы Его» (Еф 1:12). Поэтому ап. Павел говорит о «разумном (бого)служении» (логикен латрейан, Рим 12:1) христиан, приносящих в живую и святую жертву Богу свои тела, т.е. себя полностью. В Б. выражается благодарность людей Богу за уже дарованные блага и просьба о совершении новых благих деяний. Именно в этом заключается смысл Б. Но сознание христианина не может мириться с тем, что Б. иногда сводится исключит. к внешним формам. «Послушание лучше жертвы» (1 Цар 15:22), т.к. Господь не дал Своему народу никаких конкретных предписаний относит. того, как совершать жертвоприношения, но заповедал: «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Иер 7:22.23). В сущности, Б. необходимо в первую очередь человеку, а не Богу, т.к. Он, дающий всему жизнь и дыхание, ни в чем не нуждается и «не требует служения рук человеческих» (Деян 17:25).

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПЕРИОД ДО ПРИЗВАНИЯ МОИСЕЯ
В повествовании о временах патриархов упоминаются жертва «от первородных стада» (Быт 4:4), благодарств. жертва (Быт 8:20) и возлияние (Быт 35:14). Говорится также о призывании имени Господа (Быт 4:26; Быт 12:8) и о приношении десятины (Быт 14:20; Быт 28:22). Если богослужебные деяния Каина находились в полном противоречии с его душевными помыслами (Быт 4:3.5-7), то у Авраама они находились в полной гармонии (Быт 22:1-18).

БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН ПОСЛЕ ДАРОВАНИЯ ЗАКОНА
1) порядок ветхозаветных Б. был заповедан Самим Богом на горе Синай. Ежедневные жертвоприношения (Числ 28:3-8) дополнялись особыми Б., совершавшимися в -> субботу, в день новолуния, в великие ежегодные праздники (Числ 28:16 — Числ 29:39), в -> субботний (Лев 25:1-7) и -> юбилейный годы. Этот порядок стал основой всей жизни израильтян. Центром Б. было святилище, -> скиния или -> храм с находящимся в нем -> ковчегом завета. Здесь совершали службу -> священники и -> левиты; в Б. (прежде всего во время праздников) участвовала вся израил. община (-> Церковь, собрание, община, I,2) (Втор 16:16; ср. 1 Цар 1:3-5; Лк 2:41.42);

2) началом ветхозаветного Б. стало обнародование Моисеем Закона (Исх 24:7.8; Исх 25:1.2 и др.), однако чтение Закона не стало постоянной частью Б. В конце своей жизни Моисей повторно возвестил народу Закон (Втор 1:3). После него это делали Иисус Навин (Ис Нав 24:25), священники, левиты, князья и пророки во времена Иосафата (2 Пар 17:7-9) и Иосии (4 Цар 23:2), а также Ездра (Неем 8:1-8), однако происходило это лишь в решающие моменты истории Израиля и, согл. завещанию Моисея, в субботний год во время праздника Кущей (Втор 31:9 и след.). Регулярного обращения к Закону в ветхозаветном Б. не было, но заменой ему служили публичные проповеди пророков (Иер 2:1.2; Иер 7:1.2) и чтение пророч. речей в храме (Иер 36:1-10);

3) в центре Б. находилась -> ЖЕРТВА. Жертвы курения (Исх 30:7.8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предписывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Числ 28:1; Числ 29:1). За жертвоприношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9:22 и след.; Числ 6:22-27). Жертвы приносились царями (3 Цар 3:4), народом (2 Пар 15:11) или отдельными людьми (Лев 1-5). За исключ. жертвы всесожжения (Втор 12:27) и жертвы за грех (Лев 4:11.12), обряд жертвоприношения обязательно включал в себя СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в к-рой участвовали принесшие жертву (1 Цар 9:13.19.22-24). Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе (Исх 12:3-13). Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарств. жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Лев 7:15-18; Втор 12:5-7.11.12.27), десятин (Втор 14:22-27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Втор 15:19.20);

4) радость Б. находила свое выражение в -> ТАНЦЕ (Пс 86:7 — в Синод. пер. — «играющие»; Пс 149:3 — в Синод. пер. — «с ликами»; Пс 150:3 — в Синод. пер. — «с ликами») и в ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1 Пар 16:42; 2 Пар 5:12.13; Пс 80:3.4). Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида «Славьте Господа» (1 Пар 16:7-36; 2 Пар 20:21; ср. Неем 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Пс 4:1; Пс 9:1; Пс 21:1; Пс 38:1; Пс 52:1; ср. также, напр., Авв 3:19). Левитские певцы и музыканты могли «провещавать» (1 Пар 25:1; ср. 2 Пар 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Пс 45:1; Пс 49:1; Пс 87:1 и др.), а также исполнять их в храме;

5) за искл. славословия левитов, -> МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, напр., молитва Соломона при освящении храма (3 Цар 8:22-53) или молитвы Иосафата (2 Пар 20:5-12) и Езекии (2 Пар 30:18-20). -> ПОСТ также был предписан только в день искупления (Лев 23:27), позднее, в вавил. плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима (Зах 7:3-5; Зах 8:19);

6) величие храма и Б. (Пс 25:6-8; Пс 26:4; Пс 64:5; Пс 83:2-5.11), радость по поводу «восхождения» народа перед своим Богом (Пс 121:1-4) неоднократно воспеваются в псалмах. «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его» (Пс 95:6; ср. 1 Пар 16:27). Этим объясняется тоска и томление людей, оказавшихся вдали от святилища (Пс 41:5 и след.; Пс 42:4 и след.; Пс 62:2 и след.), и печаль псалмопевца по поводу разрушения храма (Пс 73:3-7).

СИНАГОГАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
В позднем иудаизме появилась новая форма Б. — синагогальное (-> Синагога), восходящее, предположит., ко времени вавил. плена. В то время как служение в храме обретало все большее великолепие и полноту (ср. Сир 50:1-23), в синагоге особое значение придавалось тому, чего евреям так не хватало: чтению и толкованию Свящ. Писания (ср. Лк 4:15-27) и общей молитве, участвовать в к-рой мог любой израильтянин; только право благословлять оставалось исключит. за священниками и левитами. После разрушения храма в 70 г. по Р.Х. центром иуд. богослужения стала синагога.

НОВОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
1) будучи евреем, ИИСУС участвовал в Б. Своего народа как в храме (Лк 2:41 и след.), так и в синагоге (Мк 1:21.22; Ин 18:20), а также поучал народ вне молитв. зданий (Мк 7:14-16). Но лишь Своих учеников Он поучал откровенно, не прибегая к иносказаниям (Мф 16:21; Мф 17:22.23; Мф 20:17-19; Мк 4:34; Мк 7:17-23; Ин 13:31 — Ин 16:33). Он резко выступал против показной молитвы (Мф 6:5), советуя лицемерам уединяться при обращении к Богу; Сам же Он мог молиться в присутствии Своих учеников, тем самым научая их истинной молитве (Мф 11:25.26; Ин 17). Иисус принял -> крещение (Мф 3:13-17) и заповедал креститься Своей Церкви (Мф 28:18-20); Он совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и предписал Церкви повторять ее (1 Кор 11:23-26). Во всем этом видна Его связь с древними традициями ветхозаветной Церкви, к-рые, тем не менее, наполняются новым содержанием и трансформируются изнутри;

2) соответствующее переходное состояние характерно и для ОБЩИНЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН в Иерусалиме. Уча и благовествуя, верующие каждый день посещали храм (Деян 2:46; Деян 3:1; Деян 5:42), «пребывали в притворе Соломона», и никто из посторонних не решался присоединиться к ним. Жертвоприношения они совершали только в исключит. случаях (Деян 21:26; Деян 24:17.18). И в повседневной жизни они тесно общались друг с другом (Деян 2:44; Деян 6:1 и след.), совершали в домах -> Вечерю Господнюю, вероятно, по окончании основной трапезы (Деян 2:42.46) и вместе молились (Деян 4:31; Деян 12:12). Крещение могло совершаться как при стечении народа (Деян 2:41), так и в присутствии всего нескольких христиан (Деян 10:45.48). Крестить мог один благовестник или апостол (Деян 8:36-38; Деян 16:33). Наряду с ежедневными собраниями (см. Деян 17:11; Деян 19:9) первый день недели, день воскресения Иисуса (Мк 16:9), позднее стал упоминаться как день, отведенный для совершения Вечери Господней, проповеди (Деян 20:7.11) и сбора пожертвований (1 Кор 16:2);

3) СУЩНОСТЬ НОВОЗАВЕТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ заключена в словах Иисуса о том, что Отец ищет Себе таких «поклонников», к-рые будут поклоняться Ему в -> Духе и -> истине (Ин 4:23.24). Б. в Церкви руководит Сам Господь посредством Своего Духа, «а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:17). Но свобода исключает поверхностное или формальное служение; она также ни в коем случае не означает господства бесконтрольного чувства или экстатического хаоса (1 Кор 14:33). Б. должно проходить благочинно, т.к. «духи пророческие (-> Пророк) послушны пророкам». Ап. Павел указывает на необходимость строгой последовательности в исполнении псалмов, в поучении, в «говорении языками», в истолковании сказанного, а также в -> пророчествах. Если же во время ч.-л. пророчества Господь дарует другому человеку новое откровение, то первый должен умолкнуть и дать возможность говорить другому. Павел разделяет молитвы, к-рые могут быть соединены с -> постом и -> возложением рук (Деян 13:2.3), на «молитвы умом» (т.е. сказанные понятными словами) и на «молитвы духом» (глоссолалии; 1 Кор 14:14 и след.). Подобное же различие он проводит между псалмами (псалмой) и славословиями (гюмной; отрывки из них сохранились, напр., в Еф 5:14; 1 Тим 3:16), с одной стороны, и «духовными песнопениями» (одай пнеуматикай; Еф 5:19; Кол 3:16) — с другой; под последними, вероятно, подразумеваются песнопения на «иных языках». -> Учение и наставление, составляющие главную часть Б., должны быть основаны на Свящ. Писании (Деян 17:2; Деян 18:28; Рим 15:4; 2 Тим 3:16) и на словах Иисуса Христа (1 Тим 6:3); к чтению Писания (1 Тим 4:13) добавляется чтение посланий церквей (Деян 15:30.31) и апостольских посланий (Кол 4:16; 1 Фес 5:27). Не позволяя женщине публично поучать общину (1 Тим 2:12; но ср. Тит 2:3-5), ап. Павел, очевидно, не отказывает ей в праве совершать молитву и пророчествовать (1 Кор 11:5). Повеление женщине молчать (1 Кор 14:34.35), видимо, подразумевает запрет вмешиваться в чужой разговор или перебивать проповедника вопросами во время Б.

БОГОСЛУЖЕНИЕ НА НЕБЕСАХ
Б. на земле — это отображение Б. на небесах (-> Небо, небеса). Ветхозаветное жертвоприношение служило «образу и тени небесного» (Евр 8:5). Христос «со Своею Кровию однажды вошел во святилище (в самое небо) и приобрел вечное искупление» (Евр 9:11.12.24). Ангелы — «суть служебные духи» (лейтургика пнеумата; Евр 1:14); серафимы славят Бога (Ис 6:2-4); хвала и благодарение воспеваются Богу на небесах (Откр 4:8-11; Откр 5:8-14; Откр 7:9-12; Откр 11:15-19; Откр 14:1-3; Откр 15:2-4).

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Добавить комментарий