Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 2 «Б»

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Бод-Бол

Бодрствовать, просыпаться 
I. Бодрствование — состояние, противоположное сну, а также несение стражи (Пс 126:1). -> Стражи, сторожить, бодрствовать.

II.: 1) благочестивый человек в ВЗ с благодарностью осознает, что просыпается по утрам в присутствии Бога (Пс 3:6), под охраной Которого он провел ночь (ср. Пс 126:1), и, пробудившись, желает «насыщаться образом Его» (Пс 16:15);

2) в метафорич. значении глагол «просыпаться» употребляется, когда речь идет о том, что Господь призывает человека пробудиться и вновь обратиться к Нему после суда (Ис 51:17) или предать себя Его суду, очнувшись от духовного пьянства и плена греха (Иоил 1:5). С др. стороны, просьба к Богу о помощи нередко начинается призывом: «Подвигнись, пробудись!» (Пс 34:23; Пс 43:24; Пс 58:5; ср. Иов 8:6);

3) в Дан 12:2 «пробудиться» означает «воскреснуть из мертвых». Однако из смерти человек не может пробудиться сам по себе (Иов 14:12).

III. В НЗ часто встречается призыв к бодрствованию (Мк 13:33.37; 1 Кор 16:13; Откр 3:2) как основному состоянию христианина, готовящегося ко Второму пришествию своего Господа. Молитва и прошение (Еф 6:18; Кол 4:2) помогают ему как чаду дня и -> света, не имеющему ничего общего с -> тьмой, сохраняя трезвость (1 Фес 5:6), поддерживать эту готовность. Христос говорит о таком поведении в притчах о верном рабе (Мф 24:42-47), к-рый бодрствует, следя, чтобы вор «не подкопал дома» хозяина, а также о пяти мудрых девах (Мф 25:1-13), к-рые оказались готовыми принять жениха. Они были подобны той любящей деве (Песн 5:2), сердце к-рой и во сне бодрствует в ожидании прихода жениха. Но до тех пор пока Второе пришествие Иисуса еще не наступило, есть опасность утомиться духовно, уснуть и т.о. стать жертвой искушения со стороны дьявола (Мк 14:38; 1 Петр 5:8). Такая опасность угрожает не только отдельным верующим, но и целым церквам (Откр 3:1-3), к-рых в их омертвелом состоянии достигает призыв Господа проснуться и укреплять других, близких к смерти. В течение столетий всегда существовали периоды, когда Господь устрашающе отчетливо разъяснял «христианам», как глубоко они погрязли в грехе и безбожии, так что их дела пред Богом не могут считаться совершенными (там же). Только полная преданность Христу, покаяние и исповедание грехов, новое восприятие Слова Божьего и безоговорочное послушание (Еф 5:13 и след.; Откр 3:3) выводят из подобного состояния; а для того, кто не «пробудится» от духовного сна, остается только суд (Откр 3:3). Поэтому вновь и вновь раздается призыв: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф 5:14). -> Сон.

Боевой клич 
подбадривал в бою воинов и устрашал противников (Ис Нав 6:4.9.15.19; ср. Исх 32:17 и след.). Кр. того, он был опознават. знаком, помогающим отличать своих от врагов (ср. 3 Цар 22:32 и след.; 2Пар 18:31 и след.).

Божий 
Слово «Божий» указывает на принадлежность к.-л. или ч.-л. Богу. Единств. отступление от этого правила — Мф 16:23, где слово «Божие» означает «то, что касается Бога, имеет отношение к Богу».

Болезнь 
Смерть и Б. пришли в мир через грех (Быт 2:17; Рим 5:12), и поэтому ими распоряжается сатана (Иов 2:7; Лк 13:16; Евр 2:14). Однако и Бог наказывает человека Б. за его непослушание (Втор 28:21.22.35.58-61). Но причины конкретных страданий или Б. не следует сводить к определ. грехам (Ин 9:2.3; Ин 11:4). Значит. часть книги Иова посвящена изложению распростр., но весьма поверхностных взглядов на Б. и на ее причины. Наряду с общими выражениями, такими как «болезнь», «мор», «немощь», «недуг» (Втор 28:58-61; Иер 28:8; Пс 102:3; Мф 4:23 и след.; Мк 5:29), в Библии встречаются термины, более или менее точно обозначающие различные заболевания.

БЕЗУМИЕ. Из описания «притворного безумия» Давида можно понять, какие именно признаки считались важнейшими симптомами этой Б.: Давид изменил «лице свое», т.е. выражение лица, «чертил на дверях и пускал слюну по бороде своей» (1 Цар 21:13 и след.; Пс 33:1). Человек, симулирующий помешательство, охарактеризован в Притч 26:18 как «бросающий огонь, стрелы и смерть». Иначе проявлялось безумие Навуходоносора, к-рое постигло его как Божье наказание и к-рое довело его до состояния животного (Дан 4). «Железные узы», о к-рых упоминается в Дан 4:12.20, возм., указывают на припадки буйства. Во Втор 28:28 сумасшествие названо среди обещанных Божьих кар. В Втор 28:30.31-34 описано разрушение человеч. духа в результате длительных страданий от несправедливости и насилия, от осознания собств. беспомощности: «И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои». Безумие, вызванное бесовскими силами, см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ.
ВОДЯНАЯ БОЛЕЗНЬ. Упомянутая в Лк 14:2 «водяная болезнь» — это скопление жидкости в тканях (отек) или в брюшной полости, что является симптомом заболевания других органов: сердца, печени, легких или почек. Неясно, была ли Б. ног царя Асы (2 Пар 16:12) водяной Б.

ГЛУХОТА (Мф 11:5; Лк 7:22) во многих случаях является следствием воспаления уха; она может быть врожденной или иметь причины, связанные с возрастными изменениями в организме человека. Глухота отрицат. сказывается на способности человека говорить и может привести к немоте (Мк 7:32-37). -> Глухота, глухой.

ГНИЛЬ (гной) образуется в результате попадания в организм гноеродных микробов. Они проникают через поврежденную кожу или слизистые оболочки. В результате даже небольшие ранки могут превратиться в глубокие, медленно заживающие раны (Пс 37:6; Притч 12:4; Притч 14:30). В Деян 12:23 говорится, что Ирод был изъеден ЧЕРВЯМИ. Однако трудно сказать с определенностью, о каком именно заболевании идет речь.

ГОРЯЧКА может быть проявлением многих заболеваний, но в Библии это слово нередко используется как самостоят. обозначение Б. О каком конкретно заболевании идет речь, в большинстве случаев сказать сложно (Лев 26:16; Втор 28:22; Ин 4:52). Выражение «сильная горячка» (Лк 4:38 и след.), возм., следует отнести к привычному для греч. медицины делению на «тяжелое» и «легкое» заболевания горячкой. Форма мн.ч. слова «горячка» в греч. тексте Деян 28:8, возм., указывает на многократные приступы этой болезни.

ДИЗЕНТЕРИЯ. Б., к-рой страдал отец Публия на Мальте (Деян 28:8), вероятно, представляла собой амебную дизентерию — тропич. заболевание, распростр. в странах Средиземноморья. Дизентерия может давать осложнения, в частности, вызывать абсцесс печени, сопровождаемый высокой температурой, к-рая вообще для дизентерии не характерна. Полагают, что «болезнь внутренностей», к-рой страдал царь Иорам (2 Пар 21:15.18-20), также была дизентерией. При этом, возм., дело дошло до выпадения «внутренностей его … и он умер в жестоких страданиях».

ЖЕЛУДОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Павел советует Тимофею (1 Тим 5:23) по причине слабого желудка пить не только воду, но и «немного вина».

ИСТЕЧЕНИЕ — это гнойные выделения из мужского мочеиспускат. канала (Лев 15:1-15). При этом речь может идти о воспалении мочеиспускат. канала (уретрит) или о венерич. заболевании (гонорея). Такие больные считались нечистыми, и по выздоров-лении они должны были принести жертву очищения. В отношении изоляции таких больных действовали те же правила, что и для больных проказой. Проказа и истечение часто упоминаются в одном контексте (Лев 22:4; Числ 5:2; 2 Цар 3:29). См. также КРОВОТЕЧЕНИЕ.

КОРОСТА — общее обозначение Б., симптомами к-рых являются разного рода высыпания на коже (Лев 13:6-8 — в Синод. пер. — «лишаи»); прежде всего это сыпи, образующие корку «на голове и на бороде» (Лев 13:30.31-37; Лев 14:54 — в Синод. пер. — «паршивость»; Втор 28:27). См. также ЧЕСОТКА, ПРОКАЗА.

КРОВОТЕЧЕНИЕ — месячные кровотечения у женщин (Лев 15:19) и кровотечения после родов (Лев 12:7), во время к-рых женщина считалась нечистой. Продолжит. патологич. кровотечения в то время плохо поддавались лечению (Лев 15:25; Мк 5:25 и след.).

ЛИШАИ — см. выше, КОРОСТА.

ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ) — расстройство сознания; в Мф 17:15 (ср. Мк 9:18) его причиной названа одержимость бесами (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ). В Мф 4:24 лунатики названы в одном ряду с бесноватыми. Название Б. говорит о том, что, по-видимому, ее причиной считали влияние фаз Луны.

МОРОВАЯ ЯЗВА: а) инфекц. заболевание, к-рое имеет характер эпидемии и к-рое в Библии часто упоминается в качестве Божьего наказания (Лев 26:25; Втор 28:21; 2 Цар 24:13). Можно предположить, что во многих случаях речь идет об известных формах ЧУМЫ — бубонной и легочной; впрочем, это могли быть и другие заболевания: клинич. признаков этой Б. в Библии нет. Часто суд Божий провозвещается как меч, голод и моровая язва (Иер 14:12; Иер 21:9; Иер 24:10; Иез 6:11; Иез 12:16): именно в такой последовательности эти бедствия следуют одно за другим во время войн. В ВЗ говорится о высокой смертности во время эпидемий (Числ 16:49; Числ 25:9); б) «язвой» в Библии может быть названо и посланное Богом наказание (Втор 28:59; Авв 3:5), тогда это слово обозначает даже нечто большее, чем моровая язва, — не только Б. и эпидемии, но и прочие бедствия (Откр 9:18.20; Откр 15:1.6; Откр 16:9.21).

НАРОСТЫ. Упоминаемые в 1 Цар 5:6.9.12; 1 Цар 6:4 и след. «наросты» нередко истолковываются комментаторами как геморрой. Но, возм., здесь говорится об оспе или чумных бубонах.

НАРЫВЫ — см. ниже, ЯЗВЫ.

НЕДОСТАТОК. Это слово подразумевает физич. недостатки, а также нек-рые Б. Священникам, к-рые страдали такими болезнями или имели какой-либо физич. изъян, не позволялось приносить жертвы и входить в святилище, но не запрещалось есть от святынь (Лев 21:17-23). К такого рода недостаткам относили слепоту, хромоту, уродство лица или конечностей (что могло быть вызвано, напр., неправильно сросшимся переломом), горбатость, карликовый рост, кожные Б., а также повреждение половых органов (см. Втор 23:1).

НЕМОТА. Отсутствие способности говорить могло быть вызвано глухотой, так, как об этом говорится в Мк 7:32-37. В остальных случаях, когда в НЗ упоминаются немые, один из к-рых к тому же был и слепым (Мф 12:22), речь идет не о патолог. изменениях: Б. имела бесовские причины (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ) (Мф 9:32 и след.; Мф 15:30 и след.; Мк 9:17.25; Лк 11:14).
ОДЕРЖИМОСТЬ напоминает другие физич. и душевные недуги, но, согл. НЗ, она всегда бывает бесовского происхождения. Поэтому ее нельзя причислить к собственно Б. (-> Одержимость). Ср. Мф 10:8, где очищение прокаженных, воскрешение мертвых и изгнание бесовских духов отделены от исцеления прочих заболеваний. См. выше, ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ).

ОЖОГ = ожоговая рана (Лев 13:24-28). В 1 Тим 4:2 присутствует намек на клеймо, к-рым метили рабов или преступников.

ПАРШИВОСТЬ. Какое именно кожное заболевание названо в ВЗ этим термином, установить невозможно (Лев 21:20; Лев 22:22 — паршивость у животных). См. выше, КОРОСТА.

ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ. Перевязка, а возм., и наложение шин на «сокрушенную мышцу» упоминается в Иез 30:21. Но предписания из Лев 21:19 (см. выше, НЕДОСТАТОК) позволяют предположить, что переломы нередко плохо сращивались, и это вело к уродству конечностей. Илий умер от перелома шейного позвонка (1 Цар 4:18). Перебивая голени при распятии, приближали момент смерти (Ин 19:31).

ПЛЕШИВОСТЬ. О простом выпадении волос, а также о таком, при к-ром «на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно», признак проказы, упоминается в Лев 13:40-43. В Ис 3:17, где говорится: «Оголит Господь темя дочерей Сиона…», речь идет либо о том, что Бог в наказание пошлет какое-то заболевание, от к-рого выпадут волосы, либо об угрозе пленения (известно, что пленных иногда остригали наголо). -> Плешивый, лысый.

ПОВРЕЖДЕНИЕ, ВРЕД — общее обозначение телесных повреждений (Исх 21:22.23; Лев 24:19; Дан 6:23).

ПРОКАЗА:

1) в Лев 13:1 содержатся подробные предписания, к-рых необходимо придерживаться при установлении диагноза этого заболевания. Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Лев 13:21.26) — 14 дней (Лев 13:4-6.31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов или ожогов. Иногда она может сразу поразить все тело больного (Числ 12:10; 4 Цар 5:27);

2) симптомы проказы: пятно на теле кажется «углубленным в кожу» (Лев 13:3.20.25.30), волосы на теле становятся белыми (Лев 13:3.10.20.25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок. Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос. Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» (Лев 13:10.14-34), но эта рана, однако, может затянуться. Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Лев 13:10.16.17.19.24.42-59); когда сыпью покрывались большие участки тела или всё тело, то говорили, что человек покрылся проказой «как снегом» (Исх 4:6; Числ 12:10; 4 Цар 5:27; ср. Лев 13:13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» (Лк 4:27). В 2 Цар 3:29; 4 Цар 5:27 говорится, что проказа может быть наследств. Б. (по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой Б. В Лев 13:46; Лев 14:3 утверждается, что от проказы можно излечиться (Лев 13:46; Лев 14:3), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариами по молитве Моисея (Числ 12:13), а также — других больных по слову Елисея (4 Цар 5:14), Иисуса (Мф 8:3) или Его учеников (Мф 10:8). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (4 Цар 5:1.3-27). Больной, у к-рого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Лев 13:13);

3) стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время Б. считался нечистым в культовом отношении и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хронич. заболевание становится огромным несчастьем для больного. Изоляция прокаженного от общества имела не мед., а религ. причину (считалось, что нечистота передается через прикосновение, см. Лев 15:4-12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13:46; Числ 5:2; Числ 12:14); позднее они жили за гор. воротами (4 Цар 7:3). Прокаженный царь жил в отдельном доме (4 Цар 15:5). Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Лев 22:4); при других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось (Лев 21:20-22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» (Лев 13:45). Из текста Лк 17:12 и след. видно, что прокаженные отваживаются заговорить с Иисусом лишь издали. В нек-рых случаях проказа является Божьим наказанием (Числ 12:1; Втор 24:8.9; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19-21) или призывается в качестве такового на ч.-л. голову (2 Цар 3:29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (4 Цар 5:10.14; Мф 10:8; Мк 1:40-42; Лк 4:27; Лк 7:22; Лк 17:12.14.17). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Лев 14:1-32; Мк 1:44);
4) в согласии с библейским текстом Иосиф Флавий описывает проказу как не очень тяжелую кожную болезнь; он замечает, что прокаженные язычники никоим образом не исключались из общества, они вполне могли занимать важные гос. посты (И.Флавий. Иуд древности, III,11,4);

5) отождествление проказы (о к-рой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (к-рая сопровождается параличами и язвами, вызывающими уродство конечностей, а также приводящими к обезображиванию лица, поражению желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение (см. Lit. bei Kittel, ThWNT. IV, S. 240 A3). Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться; ученые предполагают также, что библ. понятие проказы могло включать и другие заболевания, к-рые ныне рассматрив. как самостоятельные и к к-рым могла принадлежать лепра. С др. стороны, в нек-рых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (Psoriasis vulgaris). Греч. слово лепра, к-рое в Септуагинте и в НЗ было переведено как «проказа», в греч. медицине означало прежде всего псориаз, симптомы к-рого во многом совпадают с симптомами проказы. При псориазе на теле больного появляются красноватые пятна, покрытые белыми чешуйками (ср. Лев 13:19); эти пятна быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19), но чаще, увеличиваясь, медленно срастаются (что, впрочем, может произойти в результате появления новых пятен; Лев 13:8.22.27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного, ученые говорят об эритродермии. Б. носит ярко выраж. хронич. характер (4 Цар 15:5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19); иногда Б. провоцируется повреждением кожи или ее раздражением (Лев 13:18.24). О причинах заболевания ничего не известно; угрозы заражения не существует. Однако нередко заболевание может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (4 Цар 5:27; 2 Цар 3:29); он, однако, проявляется не всегда. Среди заболевших преобладают мужчины (женщина упоминается только в Числ 12). Псориаз может поразить любое место на коже, в т.ч. и волосяной покров головы, однако волосы при этом не выпадают (Лев 13:3.20). Псориаз не распространяется на слизистую оболочку. Даже при активном течении болезни человек, за редкими исключениями, остается практически здоровым;

6) наряду с проказой — болезнью людей — подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов (Лев 13:47-59; Лев 14:33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью. -> Дом (IV,1).

ПЯТНА (Лев 14:55) — это светлые образования на коже человека, признак начинающейся проказы (Лев 13:2.19.38), рубцы от зажившего нарыва, а также неопасные для здоровья изменения на коже (Лев 13:4.38.39).

РАК. В 2 Тим 2:17 под раком подразумевается гнилостная гангрена. Нередко гангрену не удавалось остановить даже ампутацией конечностей.

РАНЫ — механич. повреждения тканей с нарушением целостности кожного покрова. О ранах в ВЗ часто говорится как в прямом смысле (Исх 21:25; 4 Цар 9:15; Ис 53:5; Лк 10:34), так и в метафорич. (Пс 37:6; Ис 1:6; Ис 30:26; Иер 15:18; Иер 30:12; Ос 5:13). Ранами называли и рубцы от побоев (Ис 1:6), в т.ч. следы от избиения прутьями, палками и бичами (Деян 16:33).

РАССЛАБЛЕННОСТЬ — см. ниже, ХРОМОТА.

СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Описание заболевания в 1 Цар 25:37 и след. может указывать на инфаркт. -> Сердце.

СКОРЧЕННОСТЬ. В Лк 13:11 говорится о «скорченной» женщине, к-рая 18 лет не могла распрямиться. Очевидно, это было следствием болезни позвоночника.

СЛЕПОТА. Нарушение зрения может быть вызвано ярким солнечным светом и антисанитарией, вызывающими воспалительные процессы глаз. И то и другое было характерно для Ближнего Востока, поэтому неудивительно, что там повсеместно можно было видеть слепых нищих (Мф 9:27; Мф 20:30; Мф 21:14; Ин 5:3), среди к-рых встречались и слепые от рождения люди (Ин 9:1). Частичная или полная слепота может быть и следствием старости (Быт 27:1; 1 Цар 4:15; 3 Цар 14:4); в ВЗ особо выделяются люди, у к-рых острота зрения сохранялась до старости (Втор 34:7). Нередки были случаи преднамер. ослепления военнопленных (Суд 16:21; 1 Цар 11:2; 4 Цар 25:7). В Деян 9:8 и след.; Деян 13:11 говорится о временной слепоте как о Божьем наказании. В Библии нередко используется метафорич. образ бредущих ощупью слепых, участь к-рых горька (Втор 28:29; Ис 59:9 и след.; Плач 4:14; Соф 1:17). Слепые нуждаются в поводырях (Мф 15:14; Ин 21:18; Деян 13:11; Рим 2:19); закон особо защищает их (Лев 19:14; Втор 27:18). -> Слепота, слепой.

СУХОРУКОСТЬ. В основе евр. и греч. слов, к-рые в Синод. пер. переданы как «сухорукость», лежит представление о высыхании, окостенении конечностей. У Иеровоама, к-рый не мог «поворотить» рукой (3 Цар 13:4-6), вероятно, наступил временный паралич. Слово «цепенеет», использованное при описании эпилептич. припадка в Мк 9:18, может означать судорожные сокращения всех мышц тела. Полный паралич может привести к атрофии мышц (Зах 11:17; Мф 12:10). В Ин 5:3 под «иссохшими», вероятно, подразумеваются люди с парализов. конечностями.

ТЕПЛОВОЙ (СОЛНЕЧНЫЙ) УДАР — болезненное состояние, вызванное длительным перегреванием организма, в частн. воздействием прямых солнечных лучей на непокрытую голову. Тепловой (солнечный) удар упоминается в Пс 120:6. Первые признаки этого заболевания — вялость, общая слабость, головокружение, головная боль, тошнота; в тяжелых случаях — потеря сознания и судороги. Отсутствие медицинской помощи может стать причиной смерти.
УВЕЧЬЕ. Увечными считались люди, к-рые в результате заболевания, несчастного случая или врожденных физич. недостатков лишились возможности свободно владеть своими конечностями (Мф 15:30.31; Лк 14:13.21) или потеряли руку или ногу (Мф 18:8; Мк 9:43). Они не могли исполнять служение священника (см. выше, — НЕДОСТАТОК).

ХРОМОТА, РАССЛАБЛЕННОСТЬ — физич. недостаток, к-рый явился следствием Б. или несчастного случая (2 Цар 4:4); хромые передвигаются неуверенно, с трудом (Евр 12:13) и обычно нуждаются в посторонней помощи (Иов 29:15). Причиной хромоты может быть частичный паралич ног (в Библии такие больные называются «расслабленными»), иногда к хромоте может привести ревматизм суставов. Врожденная патология может полностью лишить человека возможности ходить (Деян 3:2; Деян 14:8). В Библии слепые и хромые часто упоминаются вместе (2 Цар 5:6; Иер 31:8; Мф 21:14). В НЗ нередко сообщается об исцелении расслабленных (Мф 4:24; Мк 2:3-12; Деян 8:7; Деян 9:33).

ЧАХЛОСТЬ, т.е. истощение — заболевание, следствием к-рого является резкая потеря веса и общий упадок сил. Возм., в Лев 26:16; Втор 28:22; Ис 10:16 под чахлостью подразумевается чахотка (туберкулез).

ЧЕСОТКА — заразная Б., вызываемая чесоточным клещом; ее основным субъективным признаком является интенсивный зуд. Заболевание, названное чесоткой в Лев 21:20 (в Синод. пер. — «короста») и Втор 28:27, — одна из кожных Б., однако точно определить, о каком именно заболевании идет речь, невозможно.
ЯЗВЫ, НАРЫВЫ. На Ближнем Востоке больные с гноящимися ранами — явление нередкое. Но сведения, к-рые можно почерпнуть из Библии, не позволяют точно сказать, какое именно заболевание имело место в тех или иных случаях. «Воспаление с нарывами» (Исх 9:9-11) — это нарывы, к-рые, вскрываясь, образуют язвы. Эта же болезнь, видимо, подразумевается под «проказой Египетской» (Втор 28:27), в то время как «злая проказа на коленях и голенях… от подошвы ноги… до самого темени» напоминает заболевание Иова — «проказу лютую от подошвы ноги… по самое темя» (Иов 2:7). В обоих случаях комментаторы предполагали проказу в совр. понимании этого слова (т.е. лепру), что, однако, маловероятно, по крайней мере, в случае с Иовом. То же евр. слово, что и во всех назв. местах, употреблено в Лев 13:18.20.23 (где говорится о появлении проказы на заживающей язве) и в рассказе о Езекии (4 Цар 20:7; Ис 38:21), где, возм., речь идет о фурункуле. Соотв. греч. слово (Лк 16:20 — в Синод. пер. — «струпья»; Откр 16:2 — в Синод. пер. — «гнойные раны») означает гнойные язвы. См. выше, — МОРОВАЯ ЯЗВА.

Боль 
Евр и греч. слова, к-рые в рус. переводе передаются словом «боль», обозначают разные проявления как физич., так и душевной боли и отчасти включают в себя и такие значения, как «томление», «печаль», «страдание». Б. при родах, или родовые схватки, обозначены евр. словом хевэл (Ис 13:8; Ис 26:17; Иер 22:23; Иер 49:24) и греч. один (Деян 2:24 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер. — «узы»; Мф 24:8; Мк 13:8; 1 Фес 5:3). Б. лишает человека нормального самочувствия и вместе с тем служит признаком имеющегося в организме заболевания. В Быт 3:16 Б. (в Синод. пер. — «болезнь») упоминается в прямой связи с грехопадением, как проклятие Божье в сотвор. мире, как утрата близости к Богу. В результате -> греха Б. становится постоянным спутником человека, охватывает его во всем его телесном существовании — от рождения до смерти. Б. вызывает трепет (Иов 9:28) и -> страх (Ис 13:8). Б. продолжается в царстве мрака и богохульства (Откр 16:10 и след.). Только в новом мире, в Небесном Иерусалиме, где Бог отрет всякую слезу, не будет, наконец, ни смерти, ни страдания, ни вопля, ни болезни (Откр 21:4). -> Страдание.

Большие пальцы 
Во время обряда посвящения в священники Б.П. правой руки и правой ноги мазали кровью (Исх 29:20; Лев 8:22 и след.), при очищении прокаженного — кровью и елеем (Лев 14:14.17.25.28). Пленных лишали боеспособности, отрубая им Б.П. на руках и ногах (Суд 1:6 и след.).

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Добавить комментарий