Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 2 «Б»

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Бли-Блю

Ближний 
(евр. реа; греч. плесион).
I. В ВЗ слово «ближний» обозначает соседа (Втор 19:14; Втор 27:17; в Исх 11:2 — соседа-египтянина), а также близкого человека (Пс 37:12); в Иов 19:13 и след. Б. стоит в одном ряду с братом, другом и другими родственниками. С др. стороны, это слово часто имеет тот же смысл, что и «некто», «некий человек» (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. Исх 21:12). Но везде, за искл. Исх 11:2, это понятие включает в себя значение «соотечественник», «израильтянин», как это следует из Лев 19:16-18; Лев 25:14.17. Так же понимали это слово и в заповеди: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18; по иуд. истолкованию: потому что он такой же, как и ты). Милосердие, оказываемое Б., тоже понимали лишь в этом смысле (Иов 6:14; Притч 14:21). Б. признавался и -> прозелит, однако фарисеи склонялись к тому, чтобы круг людей, к-рых можно назвать Б., ограничить лишь фарисеями. Отсюда и вопрос законника: «А кто мой ближний?» (Лк 10:29).

II. Отвечая законнику, Иисус рассказывает ему притчу о милосердном самарянине и задает встречный вопрос: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк 10:36). Тот не задумываясь отвечает: «Оказавший ему милость». Пострадавшего видели все трое (священник, левит и самарянин), но тот, к-рый сжалился над ним, оказался ближним ему. В самом глубинном смысле именно Иисус является ближним каждому человеку. Этой притчей, да и всей Своей жизнью, Он призывает Своих последователей стать ближними тем, кто нуждается в их помощи. -> Близко, близкий, приближать.

Близко, близкий, приближать 
I. В пространств. аспекте речь идет прежде всего об отношении к Богу:
1) неомрач. общение с Богом стало невозможным из-за греха, к-рый отдалил человека от Бога (Быт 3:8; ср. Исх 20:18 и след.). Но Богу все открыто: от Него, невидимого, но близкого (Пс 118:151), невозможно скрыться (Пс 138:7-12). Отдаление от Бога ведет к гибели, поскольку лишь у Него можно найти спасение (Пс 90:1 и след.); однако молящийся может быть уверен в том, что Бог близок к нему (Пс 144:18). Чтобы облегчить человеку приближение к Себе, Бог устанавливает институт священства и позволяет -> священникам предстоятельствовать перед Ним за людей (Евр 5:1), но и священники смеют приближаться к Богу только во время служения и после особой подготовки (Лев 16:2-6);

2) народ Израиля, обладая священством и получив особое обетование, состоит в особых отношениях с Богом, в к-рых отказано язычникам. В новозаветные времена, благодаря посредничеству Христа (1 Тим 2:5 и след.), верующие из язычников становятся так же близки к Богу, как иудеи (Еф 2:13). Христос Своей кровью и плотью открыл путь к Богу (Евр 10:19-21); каждый человек, искренне уверовавший во Христа, теперь может приблизиться к своему Творцу.

II. Люди состоят друг с другом в неодинаково близких отношениях, поскольку каждому дан свой -> ближний, к-рому следует помогать в первую очередь (Лк 10:27-37).

III. Во времени предстоящее событие может быть близким или далеким (Ам 6:3; Втор 32:35). В ВЗ говорится о близости дня Господня (Ис 13:6; Иез 7:7; Соф 1:14) и прихода Мессии (Числ 24:17; Ис 56:1). НЗ начинается с проповеди приблизившегося Царства Небесного (Мф 3:2); в нем также содержится обетование Второго пришествия Христа (Ин 14:3). Поскольку никто не знает часа этого события (Мк 13:32) и ожидающим кажется, что Христос медлит явиться, возникает опасность предаться соблазну (Лк 12:45; 2 Петр 3:9).

IV. Временная и пространственная близость могут быть связаны между собой. Бывают времена особой близости Бога, времена Его милости, когда Бог позволяет найти Себя (Ис 55:6) или Сам приближается к страждущему (Пс 33:19; Пс 84:10). Но Бог может приближаться и для того, чтобы исполнить Свой суд (Откр 2:5; Откр 3:3.20). Осознание близости вершащего суд Господа побуждает верующего жить так, чтобы при встрече со Христом не понести осуждения (Рим 13:11 и след.; 1 Петр 4:7-11; Иак 5:8-10).

Близнецы 
В Библии рассказывается о рождении двух пар Б. Противоречия между Б. Иаковом и Исавом начались с момента их рождения (Быт 25:22-26); затем они продолжились в стремлении Иакова завладеть благословением отца, к-рое тот должен был дать первородному сыну. При рождении сыновей Фамари также первородным стал не Зара, к-рый показался из чрева матери раньше, чем Фарес (Быт 38:27-30). Фарес стал одним из предков Иисуса (Мф 1:3; Лк 3:33). В НЗ апостол -> Фома прозван Б., видимо, потому, что имел брата или сестру-близнеца (Ин 11:16). Корабль, на к-ром Павел добирался с Мальты в Путеол, был назван в честь Б. Диоскуров, Кастора и Полидевка, сыновей Зевса (Деян 28:11). Вероятно, на носу корабля было укреплено их скульптурное изображение. Эти божеств. Б. считались покровителями моряков -> Корабль, кораблестроение -> Знамя.

Блоха 
(Pulex irritans). Насекомое, паразитирующее на людях и животных. В песчаных и засушливых областях Палестины было много Б., от к-рых особенно страдали жители Тивериады. Согл. народному преданию, этот город был жилищем «царя блох». Давид, преследуемый Саулом, называл себя Б. (1 Цар 24:15; 1 Цар 26:20).

Блуд, блудница, блудник 
I.: 1) о блудницах в Библии сообщается довольно часто (Ис Нав 2:1; Суд 16:1; 3 Цар 3:16; Притч 23:27). При раскопках в Самарии был найден пруд, в к-ром мылись блудницы, омывшие колесницу царя Ахава (3 Цар 22:38);

2) многократно сообщается и о культовой проституции у израильтян (Чис 25:1 и след.; Иер 3:2; Ос 4:13 и след.; ср. Быт 38:15), практиковавшейся прежде всего в хананейских культах плодородия. Культовая проституция встречалась и у финикийцев, сирийцев, вавилонян. Служа в святилище женского (-> Астарта, -> Ашера, Анат, Баалат) или мужского божества плодородия (-> Ваал, Адонис), не только девушки, но и мужчины (Втор 23:18, -> Цена пса; 3 Цар 14:24; 3 Цар 15:12; 3 Цар 22:46) отдавались посетителям храма (-> Высота). Как сообщают античные авторы, каждая девушка перед свадьбой (ср. Лев 19:29; Ос 4:13) или женщина раз в жизни обязана была отдаться священнику в храме или чужому мужчине. Из истории Вавилона нам известно, что нек-рые родители посвящали своих дочерей на подобное служение божеству (ср. Лев 19:29);

3) распространение культовой проституции, к-рую Закон запрещал под угрозой смертной кары (Лев 19:29; Лев 21:7.9; Втор 23:18 и след.; ср. Числ 25:5-8; Втор 13:6 и след.), явилось причиной того, что пророки стали называть Б. всякое идолопоклонство (Иер 2:24 и след.; Иер 3:1-3.6.9; Иез 16:15-34; Иез 23:1-21).

II. НЗ запрещает всякий Б. (1 Кор 6:9.13-20; Еф 5:3.5; 1 Фес 4:3; Евр 13:4; -> Апостольский собор, 4). Иисус в Мф 19:9 (см. пер. НЗ под ред еп. Кассиана) говорит о Б. как о единств. причине для развода. Но и блудницам, и блудникам не закрыт путь к прощению (Мф 21:31 и след.; 1 Кор 6:9 и след.; -> Коринф). В значении «идолопоклонство» слова «блудница», «блуд», «любодеяние» употребляются прежде всего в Откр 2:20 и след.; Откр 14:8; Откр 17:1 — Откр 19:2.

Блудник 
-> Блуд, блудница, блудник.

Блудница 
-> Блуд, блудница, блудник.

Блюдо 
(евр. саф), широкий открытый сосуд, использовавшийся как в святилище (Исх 12:22; Исх 25:29; Исх 37:16; Числ 4:7), так и в доме (2 Цар 17:28; Мф 23:25 и след.). Подобные сосуды имелись и среди инвентаря храма (4 Цар 12:14; Иер 52:19). Судя по Числ 7:13, Б. было больше по размерам и, возм., глубже, чем -> чаша.

Блюститель порядка 
(греч. грамматеус, «писец»), высокопост. чиновник гор. администрации в Эфесе (Деян 19:35-40), к-рый, помимо других обязанностей, руководил собранием горожан и осуществлял надзор за храмовой казной.

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Добавить комментарий