Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 2 «Б»

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Бла

Благо 
-> Благость, благо, добро.

Благовествование 
-> Евангелие, благовествование.

Благовествовать 
-> Учитель -> Проповедь, проповедовать, проповедник.

Благовестник 
-> Евангелист, благовестник.

Благоволение, благоволить 
I. Делая ч.-л., человек поступает в соотв. со своим свободным выбором (Ис Нав 24:15; Есф 1:8; Иер 40:4; 1 Кор 7:12 и след.), он совершает то, что доставляет ему радость или соответствует его желанию (Суд 14:3; Притч 16:13; Екк 11:9). Зная, к чему благоволит человек, можно сделать заключение о его сущности; нередко о глубокой развращенности человека свидет-вует то, что он находит удовольствие в мерзостях (Ис 66:3), грехе (Рим 1:32) и неправде (Деян 8:1; Деян 12:3).

II.: 1) отношения между Богом и человеком определяются тем, насколько человек соответствует тому, чего хочет от него Бог. Господь не благоволит к беззаконию (Пс 5:5), к человеку, не исполняющему свой обет (Екк 5:3), отвращающемуся от Него (1 Кор 10:5 и след.; Евр 10:38) или упорствующему в своем неверии (Евр 11:6). Господу не угодны жертвоприношения, если они не сопровождаются повиновением (1 Цар 15:22), любовью (Ос 6:6) и милосердием (Мф 9:13). Но Бог не хочет и смерти грешника (Иез 33:11);

2) Бог благоволит ко всем боящимся Его, к уповающим на Его милость (Пс 146:11), к открывающим себя Его праведности (-> Справедливость, праведность), Его миру и радости (Рим 14:17 и след.), просящим Его Б. (Пс 142:10; Кол 1:9 и след.). Он дарит мудрость, разум и радость тому, к кому благоволит (Екк 2:26), Он примиряет с ним его врагов (Притч 16:7) и внемлет его молитвам (1 Ин 3:22). Христианин, как раб Иисуса Христа, должен стремиться лишь к тому, к чему благоволит Бог (2 Кор 5:9; Еф 5:10; Еф 6:6), он уже не может жить для угождения каким-л. людям (Гал 1:10; 1 Фес 2:4). Но при этом он должен избегать ненужных раздоров (1 Кор 10:32 и след.), причем следует иметь в виду, что вера в Бога не отменяет повиновения верующего раба своему господину, но, наоборот, требует его (Тит 2:9). Павел рассматривает как опасность стремление супругов в браке угождать друг другу больше, чем Богу (1 Кор 7:32-34). Бог ожидает, что мы принесем Ему в жертву всю нашу жизнь (Рим 12:1). Кр. того, как богоугодная жертва принимаются благодарение Господу и восхваление Его (Пс 68:31 и след.; Пс 118:108; Евр 13:15 и след.), обращение к Господу с сокруш. сердцем (Пс 50:19), а также деятельная любовь к ближнему (Флп 4:18; Евр 13:16).

III. Посылая в мир Своего Сына, Бог дарует «на земле мир, в человеках благоволение» (Лк 2:14). Иисус — возлюбленный Сын Божий, к Которому благоволит Его душа; это было предсказано пророком (Ис 42:1), и Бог подтвердил это при крещении Иисуса (Мф 3:17) и перед началом Его страстного пути (Мф 17:5). «Богу было благоугодно, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его» (Кол 1:19 и след.). Бог открыл тайну Своей воли по Своему Б. (Еф 1:9 и след.), по Своему Б. утаив ее от мудрых и разумных и открыв младенцам (1 Кор 1:21). «Малое стадо», уверовавшее в эту весть, знает, что Царство Небесное дано ему по Божию Б. (Лк 12:32). Эти люди поняли, что только Божие Б. и милость открыли им глаза на Его Сына (Гал 1:15 и след.) и что Господь производит в них «и хотение и действие» по Своему Б. (Флп 2:13; Евр 13:21).

Благодарить 
-> Благодарность, благодарить.

Благодарность, благодарить: 
1) в Библии глагол «благодарить» — одно из ключевых слов. Евр корень йдх означает «благодарить», «восхвалять», «превозносить». Греч. глагол эвхаристео связан с важным библ. понятием харис, «милость», «благодать» (ср. хара, «радость»);

2) Б. в Библии — это ответ, к-рый человек должен дать на деяния Бога: на сотворение мира и людей, обеспечение дарами для тела и души (Мф 14:19). Человек должен равным образом отвечать Б. и на Господнюю доброту, к-рая проявляется прежде всего в -> милосердии к грешнику (Пс 105:1 и др.), внимающему молитве (Пс 41:6) и зову «из глубины» (Пс 129:1), обновляющемся каждое утро (Плач 3:23), и на Господень гнев и суд, поскольку они способствуют покаянию (Ис 12:1). Чем больше человек размышляет над тем, как Бог управляет его жизнью, тем больше он приходит в изумление от мудрых предначертаний Господа, Который думает о нас, Который в Своей заботе благословляет нас (Пс 113:20). От размышления приходят к Б. (Пс 76:6.14). Христианин также размышляет о путях, к-рыми Бог ведет других людей, поэтому к просьбам за них присоединяется Б. (2 Кор 1:11; Еф 1:16; Флп 1:3);

3) чувство Б. — это настроение сердца, возникающее из Б. за конкретные дела. Оно приводит человека еще ближе к Господу и открывает ему дверь к тайнам небесного мира (Пс 49:23);

4) укоренившаяся в сердце Б. может проявляться в различных формах: насколько многообразны дары и дарования человека, настолько же разнообразны и формы, в к-рых проявляет себя Б., так что человек участвует в ней всем своим существом: телом, душой и духом (ср. у М.Ринкарта: «Теперь да возблагодарит каждый Господа сердцем, устами и руками!» — Сборник дух. гимнов Евангелич. церкви Германии, гимн 228). Б. проявляется в послушном следовании за Господом (Ин 14:15). Поэтому благодарственная -> жертва — это не нечто особенное, а само собой разумеющееся (Лк 17:10). Ср. Исх 20:2: Израиль должен соблюдать заповеди, поскольку к этому его обязывает Б. Богу. Вступит. фраза к Десяти заповедям звучит так: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Ни одно деяние Господа не должно оставаться без слова, без благодарного ответа, без жертвы уст (Пс 50:17; Пс 62:4; Ос 14:3), без благодарственной молитвы! Дело и слово Б. — это выступление на стороне того, к кому относится Б. Тем самым тот, кто благодарит, отделяет себя от тех, к-рые не позволяют призвать себя к Б. (Пс 17:50);

5) существует также возможность ложной Б. При этом основания для Б. ищут в том, что совершили сами, а не в том, что сделал Бог, и Б. уже не является ответом. Такова ложная Б. фарисея в Лк 18:11. Такая Б. исходит из высокомерного сердца, и ей Бог противится (1 Петр 5:5). Кто не славит Бога своей Б., тот пренебрегает тем, от Кого он все получил и от Кого он зависит. Кто надменно приписывает дары и способности, которыми наделен, себе, вместо того чтобы с Б. принимать их из рук Божьих (1 Кор 4:7), тот забывает Бога и пренебрегает Им (Втор 32:6; 2 Кор 10:17);

6) в Библии выражение Б. часто имеет характер публичной молитвы (Ин 6:23; 2 Кор 4:15). Уже в ранний период, на рубеже I и II вв., -> Вечеря Господня именовалась Евхаристией, «благодарением». Она связана с ветхозаветной пасх. трапезой, совершавшейся для того, чтобы каждое новое поколение могло вспоминать великое деяние Бога, выведшего Свой народ из Египта (Исх 12:26 и след.; Втор 6:7.20-25). Так и причащение нового народа Божьего должно напоминать об искупит. деянии Бога во Христе, о страданиях и смерти Господа, и тем самым вся жизнь христианина должна быть «живой жертвой» в Б. за жертву Иисуса (Рим 12:1; 2 Кор 5:15).

Благодарственная жертва 
-> Жертва.

Благодать 
-> Милость, благодать.
Благоразумие (разум, догадливость)
Благоразумный человек («сын разумный») сообразует действия с осознанной целью (Притч 10:5; Лк 16:3-8) и определяет пути ее достижения (Мф 7:24; Мф 10:16). Истинное Б. — это Божий дар (1 Пар 22:12), исходящий из Слова Божьего (Пс 118:104.130). В тех случаях, когда разум не связан с мудростью, т.е. с вечными устоями, человек прибегает к неправедным средствам (Сир 19:19), что ведет к гибели (Дан 8:25); народ, у к-рого «разума у разумных… не станет», становится неспособным к познанию Бога (Ис 29:14; Мф 11:25; 1 Кор 1:20; 1 Кор 3:19).

Благородный 
Б. называли добродет. человека из знатного рода (Екк 10:17; 1 Кор 1:26). Это понятие переносится также на растения, драг. камни и металлы (Иер 2:21; 3 Цар 10:18 — в Синод. пер. — «чистое золото»). Мудрость, разум и добродетель дороже земных ценностей — серебра, золота и жемчуга (см. Притч 3:15; Притч 16:16; Притч 31:10).

Благословение 
(евр. бэрах ; греч. эулогиа).
I. Под Б. (противоположность -> проклятие) Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога (ср. Быт 12:3). Сила Б. нисходит на благословляемого через слова (Быт 27:28 и след.; Быт 48:15 и след.), а иногда через возложение рук. Данное человеку Б. может распространяться на его потомков (Втор 28:4), имущество и окружение. Б. исполняется (Числ 22:6), даже если оно было добыто хитростью (ср. Быт 27). Благословенный сам становится источником божественного Б. (ср. Быт 12:3); Иаков благословил своих внуков и сыновей (Быт 48:1; Быт 49:1), а Моисей — колена Израилевы (Втор 33). Иногда Б. называются и дары (Быт 33:11; ср. 1 Цар 25:27; 4 Цар 5:15).

II. Первоисточником всякого Б. является Сам Бог (Быт 49:25). Б. по большей части обращено на человека (Быт 1:28; Быт 12:3; Быт 26:3), но Бог благословил также и седьмой день (Быт 2:3), животных (Быт 1:22), хлеб и воду (Исх 23:25). Б., обращенное на человека, есть дар и выражение Божественной любви (Втор 7:13). Божье Б. дарует многочисл. потомство (Быт 1:28), владение землей, щедрые урожаи и обилие скота (Быт 39:5; Втор 28:3-5; Иов 42:12; Пс 64:11), жизненное благополучие и защиту от врагов (Быт 14:19 и след.; Пс 28:11). Во время праздничных богослужений священники, потомки Аарона, соблюдая установленный ритуал, с воздетыми к небу руками (Сир 50:22 и след.) благословляют народ (Чис 6:23 и след.; ср. Втор 10:8). Цари также благословляют народ (Давид — 2 Цар 6:18; Соломон — 3 Цар 8:14). Получали Б. и жертвенные трапезы (1 Цар 9:13).

III. Иисус снял с людей проклятие (Гал 3:13 и след.), чтобы и на них распространилось обетованное Аврааму Б. (Деян 3:26). Он благословил детей (Мк 10:16), а перед вознесением — и Своих учеников (Лк 24:50). Они сами должны стать носителями и распространителями Б. (Рим 12:14; Рим 15:29). Сила Божья проявляется в них и свидет-вует о себе тем, что они благословляют даже врагов и гонителей (Мф 5:44; Лк 6:28; 1 Кор 4:12; 1 Петр 3:9).

IV. Евр и греч. слова, обозначающие «благословение», «благословлять», могут также употребляться и в значении «восхвалять», «прославлять», а также «благодарить»; в Синод. пер. они иногда передаются именно так, иногда же — букв. (Быт 24:48; Втор 8:10; Суд 5:2.9; Мф 14:19; Мф 15:36; Мф 26:26; 1 Кор 10:16).
Благость, благо, добро:

1) один только Бог благ — Иисус прямо говорит об этом, отвечая на вопрос богатого юноши (Мф 19:17) и подтверждая тем самым целый ряд аналогичных ветхозаветных высказываний (2 Пар 5:13; Езд 3:11; Пс 135:1). Б. — это категория, неподвластная человеч. суждению; единств. критерий Б. — Божья воля. Даже само желание познать добро и зло (Быт 3:5.6) означает отпадение от Бога. На Страшном суде благой Бог спросит о совершенных человеком добрых делах (2 Кор 5:10). О том, что Господь понимает под добром и Б., говорится в Мих 6:8 и Лк 10:42 (благое дело — слушать Господа);

2) люди отпали от Бога и поэтому, согл. Библии, стали «негодны» и злы. «Нет делающего добро, нет ни одного» (Пс 13:3; Рим 3:12; ср. Екк 7:20). Отсутствие в человеке истинной Б. будет особенно заметно при наступлении последних дней этого мира (2 Тим 3:2 и след.);

3) человеку, желающему изменить такое положение и предстать благим пред Богом, не помогут никакие усилия и отречение от мирских благ. Причина этого в том, что, по словам ап. Павла, «не живет… в плоти… доброе» (Рим 7:18). Помочь здесь может только -> возрождение от Духа Божьего, ибо Б. — это Его плод (Гал 5:22). Божья Б., проявившаяся в том, что Он отдал Своего Сына в жертву за наши грехи, ведет к покаянию (Рим 2:4) и обновлению человека. Церковь Иисуса, в к-рой действует Дух Божий, призвана вершить добрые дела (Еф 2:10; Кол 1:10). Но т.к. такие дела совершаются не самими христианами, а живущим в них Духом Божьим, то прославлять следует не их, а Небесного Отца (Мф 5:16);

4) Б., пробуждаемая в христианах Божьим Духом, не означает, однако, состояния непогрешимости и совершенства в земной жизни; дух и плоть противятся друг другу (Гал 5:17). Но ученикам Иисуса в их борении дано обетование: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп 1:6).

Благоухание: 
1) «Благоухание, приятное Господу» — это устойчивое выражение часто встречается в ВЗ, оно употребляется тогда, когда речь идет о приносимой Богу жертве (Быт 8:21; Исх 29:18.25.41; Лев 1:9.13.17 и др.), к-рая пользуется Божьим благоволением;

2) согласно ап. Павлу, Б. может обозначать дела, совершаемые человеком (2 Кор 2:14-16). В 2 Кор 2:14 говорится: «Но Богу благодарение, Который всегда победоносно ведет нас во Христе и благоухание познания о Нем распространяет через нас во всяком месте» (пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Непременным атрибутом всех триумф. процессий римлян были захваченные ими в ходе боев пленники, к-рые несли сосуды с курящимися благовониями. Т.о., слова Павла можно истолковать след. образом: верующий человек, «побежденный» Иисусом Христом, следует за своим Господом и, как Б., словом и делом распространяет Евангелие.

Блаженный 
(евр. ашре; греч. макариос, букв. «счастливый»).
I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, к-рого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» мы находим в ВЗ в выражении «блажен муж, который…» или «блажен тот, кто…» (Пс 1:1; Пс 2:12; Пс 31:1; Притч 3:13; Иов 5:17). В Синод. пер. НЗ слово макариос чаще всего передается как «блажен», но иногда переводится по-другому, напр. «счастливый» (Деян 26:2);

2) в ВЗ считается счастливым тот человек, к-рого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29:11 и след.; Пс 126:3-5), а главное — радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным (Пс 1:1; Пс 40:1; Пс 118:1; Пс 127:1). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога (Пс 2:12; Пс 32:12; Пс 39:5; Пс 83:6.13; Пс 111:1; Притч 16:20; Ис 30:18). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу (Пс 31:1 и след.; Пс 32:12; Пс 64:5; Пс 143:15), то этот народ блажен (ср. также Пс 83:6 и след.; Пс 88:16; Пс 145:5). Блажен и тот, кого Бог наказывает (Иов 5:17 и след.; Пс 93:12), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;

3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в к-рое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (Лк 14:15; Откр 19:9). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово (Мф 16:17; Мф 24:46; Лк 1:45; Лк 11:28; Откр 1:3), кто верит в Него (Ин 20:29) и не соблазнится о Нем (Мф 11:6). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5:3 и след.; ср. Лк 6:20 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными (Мф 13:16; Лк 10:23). Ср. также -> Заповеди блаженства.

II. Блаженный = «спасенный» от глаголов, означающих «спасать», — евр. йаша, греч. содзеин:
1) в ВЗ встречаются пророчества, с особой ясностью указывающие на грядущего «раба Божия», Мессию и Спасителя: Ис 42:1-4; Ис 49:6; Ис 53:5, Который призван принести спасение и блаженство всему человечеству;

2) в НЗ «спасение» и «избавление» часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства — это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и -> жизни (1 Фес 4:17; 1 Петр 1:4; Откр 21:1; Откр 22:1);

3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа (Мф 18:11; Лк 19:10; 1 Кор 1:21; 2 Тим 1:9). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения (Рим 11:14; 1 Кор 9:22; Иак 5:20; ср. 1 Кор 7:16), но только следуя вере и спасительному учению (Иак 1:21), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях «стать блаженным», «быть спасенным», «достичь спасения», «дать спасти себя» слово «блаженный» относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего «мира сего» и осознают себя вступающими в «грядущий век» — в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых (=блаженных) — сила Божия» (1 Кор 1:18). -> Спасение -> Искупление -> Прощение.

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Добавить комментарий