Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 2 «Б»

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Бд-Бен

Бдолах 
С Б., согл. Быт 2:12, встречающимся в земле Хавила, сравнивается по цвету манна (Числ 11:7). Возм., это была светло-желтая душистая и прозрачная смола бальзамового дерева Balsamodendron, произраставшего в Нубии, Аравии и Индии. Эта смола, известная под названием бделлиум, была предметом торговли в Древнем Египте.

Бебай 
-> Бевай.

Бевай (Бебай) 
(возм., «отеческий», «Бог есть отец»), израильтянин, сыновья к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:11; Неем 7:16). Во времена Неемии представитель этого рода подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:15).

Бегемот 
Б., упоминаемый в Библии, — это, вероятнее всего, млекопитающее вида Hippo-potamus amphibius. Б. — травоядное животное, вес к-рого может достигать 40 центнеров. В древности Б. был довольно распространенным животным. Егип. надписи указывают, что он встречался на всем протяжении Нила. Б. водился и в Палестине, в реке Иордан (Иов 40:18), о чем свидет. найденные там кости этого животного. В наст. время отдельные особи встречаются в Ниле юж. 17° сев. широты и в нек-рых реках Центральной Африки.

Беда, бедствие 
В Библии Б. чаще всего рассматривается через призму отношений человека к Богу. Бог «видит бедствие» (Втор 26:7); Он, как «скорый помощник в бедах» (Пс 45:2), желает, чтобы люди призывали в скорби именно Его (Пс 49:15). Человек, будучи полностью зависим от Бога, тем не менее, оторван от Него грехом. Самые тяжкие Б. — это грех и смерть. Человек, пребывающий в Иисусе Христе, «благодушествует» в немощах (2 Кор 12:10), хотя Б. и не отступает от него, ибо он живет в мире, где царствуют грех и смерть. Но он познал, что Бог — это «защита во время скорби» (Пс 36:39). -> Страдание -> Боль.

Бедад, 
отец эдомского царя Гадада (Быт 36:35; 1 Пар 1:46).

Бедан 
(возм., «сын Дана»), сын Улама из колена Манассии (1 Пар 7:17).

Бедность, бедный, попечительство о бедных
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Б. рассматривается не как идеал, а как зло, чаще всего как следствие греха (Притч 6:9-11; Притч 10:4; Притч 21:17 и др.). Идеал же представлен в просьбе Агура: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30:8 и след.). Хотя Божьи обетования праотцам (Быт 13:14 и след.; Быт 26:3; Быт 28:13 и след.) включают обилие материальных благ, Библия утверждает, что Б. посылается Богом (1 Цар 2:7), а бедные стали таковыми по воле Бога (Притч 17:5; Притч 22:2).

Поэтому в Законе, данном через Моисея народу израил., Господь берет бедных под Свою защиту. Так, Он запрещает нарушать права бедных (Исх 23:6) и повелевает отверзать руку для бедных и нищих братьев (Втор 15:11; ср. также установления, относящиеся к -> субботнему году, и такие, как в Лев 19:9 и след.; Лев 23:22; Втор 23:25 и след.; Втор 24:19-21). Даже в предписаниях, касающихся жертвоприношений, учитывались скромные возможности бедных (ср. Лев 1:14-17; Лев 12:8; Лев 14:21; Лев 27:8).

В книге Второзаконие содержится особенно много установлений, относящихся к нуждающимся в помощи, т.е. вдовам и сиротам, чужеземцам и бедным. Но израильтяне не придерживались этих предписаний. В результате отхода израил. общества от патриарх. устоев, особенно ускорившегося во времена Давида и Соломона, а также с появлением урбанистич. культуры возникли противоречия между богатыми и бедными. С особенно острым осуждением богачей-эксплуататоров наряду с прочими пророками от имени Господа выступают Амос, Исаия и Иеремия (Ис 5:8; Иер 34:8 и след.; Ам 2:6; Ам 3:10 и след.; Ам 4:1; Ам 5:11). Поскольку не по закону приобретенное богатство не считается знаком Божьего благословения, а зависимость от Божьей поддержки приближает бедных к Господу (т.к. в человеч. дружбе принимается во внимание имущ. положение — Притч 14:20; Притч 19:4.7), Б. зачастую становится признаком человека благочестивого (Пс 9:10 и след.; Притч 19:1.22; Притч 28:6) и праведного, к-рому дано обетование полного утешения и воздаяния за лишения, переносимые на земле ради Господа (Пс 36:1; Пс 71:1; Ис 29:19).

В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Таков же взгляд на бедных и в НЗ. На примерах и в притчах здесь показано, как близки бедные к Царству Небесному (Мф 11:5; Мк 12:41 и след.; Лк 14:13; Лк 16:19 и след.). При этом, однако, в НЗ возникает и понятие Б. не материальной, а Б. как простоты, смирения, уничижения. Иисус восхваляет таких бедных как праведников (Мф 5:3 «блаженны нищие духом»). Тем не менее, Христос не забывает и о материальной нужде бедных (Ин 13:29), и НЗ призывает всячески о них заботиться. Верующие древней Церкви продавали свое имущество и передавали деньги апостолам для раздачи бедным. Т.о. они осуществляли своего рода социальное обеспечение бедных (Деян 2:44 и след.; Деян 4:34 и след., ср. -> Анания), ставшее необходимым и потому, что нек-рые члены молодой христ. общины потеряли работу, поддержку своих семей и были исключены из сферы иуд. благотворительности.

Нек-рые христиане переселились из Галилеи в Иерусалим, где они остались без средств к существованию. Когда обойденными оказались вдовы грекоязычных христиан (Деян 6:1 и след.), церковь избрала семерых своих членов, чтобы осуществляли благотворительное служение внутри самой общины (и по-прежнему проповедовали Евангелие; Деян 6-8). Данное служение было поручено людям, исполненным Св. Духа и мудрости, хорошо зарекомендовавшим себя, что говорит о том, как серьезно относились в первонач. церкви к подобной работе. Павел также всегда старался обеспечить бедных иерусалимской церкви за счет пожертвований, собиравшихся в общинах христиан, обращ. из язычников. Призывая верующих коринфской общины к пожертвованиям для церкви в Иерусалиме, он приводит в пример македонцев (2 Кор 8:1-5), поощряет коринфян указанием на их добродетель и ссылается на Иисуса (Который обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой — 2 Кор 8:9; см. далее Рим 15:26; Гал 2:10; Иак 2:2 и след.). Трудно ответить на вопрос, признает ли НЗ за материально бедными известное духовное превосходство. В Библии есть ряд мест, к-рые, видимо, позволяют ответить на этот вопрос утвердительно (Мф 19:23 и след.; Лк 1:53; Лк 6:24; Лк 12:16-21; Лк 16:19 и след., особенно ст. 25; Лк 18:23; 1 Тим 6:17). При этом следует выяснить, не подразумеваются ли под богатыми те, кто злоупотребляет своим богатством, чтобы подавлять бедных и нуждающихся (Иак 5:1-6). Однако в указ. местах Библии не проводится такого разграничения. С другой стороны, НЗ не осуждает богатство как таковое. -> Богатство.

Бедствие, бедствовать 
Причинами бедств. положения людей в Библии названы безродность, неприкаянность (Быт 41:52; Ис 58:7), притеснения на чужбине (Исх 3:7; Исх 4:31; Втор 26:7), жизнь в положении изгнанников (Плач 1:3; Авд 1:12), а также житейские невзгоды, скорби и страдания вообще (Иов 10:15; Иов 30:16; Пс 21:25; Пс 43:25; Пс 118:153; Притч 31:7). В частн., как Б. рассматриваются бесплодие (1 Цар 1:11), пренебрежительное отношение мужа (Быт 29:32), голод и бедность (Пс 106:41; Иак 5:1). По отношению к бедствующим следует проявлять гостеприимство (Ис 58:7.10), справедливость (Пс 81:3; Притч 22:22; Притч 31:9) и милосердие (Притч 14:21). Бог посылает страдания в целях воспитания (Евр 12:5 и след.), чтобы закалить и испытать верующих (Ис 48:10). Утешение в Б. — молитва и Слово Божие (Пс 101:1 и след.; Пс 118:50 и др.). -> Беда, бедствие.

Беер 
(«источник», «колодец»), город, в к-рый бежал Иофам, спасаясь от брата Авимелеха (Суд 9:21). Местоположение его неизвестно. В Ономастиконе (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского говорится, что Б. находился прим. в 7,5 км сев. Элевтерополя. Возм., Б. тождествен Эль-Бире -> Беероф (2). Существует также мнение, что Б. — именно тот город вост. Иордана, где евреи сделали остановку во время странствования по пустыне (Числ 21:16; -> Беер-Елим).

Беер-Елим 
(Ис 15:8), местность в Моавитской земле; возм., то же, что и -> Беэр (1) (Числ 21:16). Б.-Е., вероятно, находился вост. -> Матанны.

Беера 
(имя, производное от «Беер»):
1) сын Ваала (II,1), князь рувимлян, плененный ассир. царем Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III) (1 Пар 5:6);
2) сын Цофаха, потомок Асира (1 Пар 7:36 и след.).

Беери 
(«принадлежащий источнику»):
1) в Синод. пер. — Беэр, хеттеянин, отец Иегудифы, жены Исава (Быт 26:34);

2) отец пр. Осии (Ос 1:1).

Беероф 
(«источники», «колодцы»):
1) самый сев. из четырех городов гаваонитян (Ис Нав 9:17). Он находился прим. в 14 км сев. Иерусалима (Ис Нав 18:25; 2 Цар 4:2) и принадлежал колену Вениамина. По мнению Ф.М.Абеля, араб. назввание Б. — Эль-Бире (А.Альт, Галлинг и Нот, напротив, считают, что древний Б. ныне называется Эд-Джиб). Родом из Б. были убийцы Иевосфея (2 Цар 4:2 и след.), Баана и Рихав, а также Нахарай, один из воинов Давида, оруженосец Иоава (1 Пар 11:39). Часть уроженцев города вернулась в него из вавил. плена (Езд 2:25; Неем 7:29).

2) город в земле Иссахара, название к-рого встречается только в Септуагинте (Ис Нав 19:19) и в надписи Тутмоса III. В наст. время этот город, располож. в 12 км сев. Бейт-Шеана, называется Эль-Бира.

Беероф-Бене-Яакан 
(«колодцы сыновей Яакана»), место, где евреи разбили стан во время странствования по пустыне (Втор 10:6); в наст. время это, вероятно, Бееротаим, располож. прим. в 23 км сев. Кадеша. В Чис 33:31 и след. он назван Бене-Яакан.
Беерофянин (Беротянин, Берофянин),
житель города -> Беерофа (1), (2 Цар 4:2; 2 Цар 23:37; 1 Пар 11:39).

Беештера, 
возм., то же, что и -> Астароф. Название города, вероятно, возникло в результате слияния двух слов — Бет и Астароф (Ис Нав 21:27). Б. находился на холме, к-рый сегодня носит название Телль-Аштара.

Бездна 
I. В ВЗ Б. (евр. техом) означает морскую пучину (Быт 1:2; Иов 28:14; Иов 38:16; Пс 106:26). По представлениям израильтян, Б. — это также места под землей, из к-рых бьют ключи и поступает вода (Быт 7:11; Быт 8:2; Притч 8:28).

II. -> Аваддон.

III. В Oткр Б. обозначает местопребывание губит. сил (Откр 9:1 и след.; Откр 11:7), а также узилище, в к-рое на тысячу лет будет заключен -> сатана (Откр 20:1-3).

Беззаконие 
Это понятие охватывает совокупность деяний, связ. с нарушением заповедей и повелений Божьих. Разные др.-евр. слова, относящиеся к этому понятию, в Синод. пер. передаются как «беззаконие» и «преступление» (а также «вина», «грех» и «несправедливость»). Наиб. близкое к этому понятию слово в греч. тексте НЗ — аномиа = «беззаконие» (см. Мф 7:23; 2 Петр 2:16; 1 Ин 3:4; 2 Кор 6:14 и др.). Б. есть действие, противоречащее Закону Божьему, оно имеет причиной или следствием несправедливость по отношению к ближнему или человеч. нечестие, т.е. -> грех. Оно может быть совершено на уровне мыслей, чувств, слов или дел, т.е. в любой области, на к-рую распространяются заповеди Закона Божьего. Б. может выражаться в противлении воле Бога (Ис Нав 22:20; Ис 13:11), в нарушении богослужебных предписаний (Лев 26:1.39), в пренебрежении законами ритуальной чистоты (Лев 17:16), в извращении правосудия (Втор 19:16; в Синод. пер. — «свидетель несправедливый»), в причинении ущерба ближнему (Быт 50:17; в Синод. пер. — «вина и грех»).

Безумец, безумие, безрассудный: 
1) «безрассудный» в Библии — это не обязат. глупец, как и безумие — не признак глупости. (-> Глупец, глупый.) Если страх Божий является началом мудрости, то грех и отпадение от Бога являют собой безумие. Всякое безбожие в корне своем — глупость;

2) Лаван, говоря Иакову о его безрассудстве (Быт 31:28), упрекает его не столько в глупости, сколько в несправедливости. Саул, называя себя безумным, признает свой грех перед Давидом: «Безумно поступал я, и очень много погрешал» (1 Цар 26:21; см. также 2 Пар 16:9; Иов 1:22). Текст Пс 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» — явно указывает на то, что безумие отождествляется с безбожием. Псалмы называют грешного человека безумным, а его путь — безумием (см., напр., Пс 48:14; Пс 73:18). Безумный, как и неверующий, слеп к делам и творениям Божьим. О греховности, свойств. чел. природе, в Притчах говорится как о его врожд. глупости: «Глупость привязалась к сердцу юноши» (Притч 22:15; ср. Притч 5:23; Притч 8:5; Притч 10:1.21; Притч 13:19; Притч 14:8.24.29; Притч 15:21; Притч 19:3). Об этом же говорят Екклесиаст и Пророки (Екк 9:3; Екк 10:1.13; Ис 44:25; Иер 4:22; Иер 10:8 и др.);

3) НЗ тоже говорит о том, что грех — это безумие (1 Тим 6:9; 2 Тим 2:23; 2 Тим 3:9; 2 Петр 2:16). Осуждение лености мышления и необдуманности поступков занимают здесь важное место. Безрассудство приносит несчастье; это касается, напр., человека, строящего свой дом на песке (Мф 7:26) и неразумных дев (Мф 25:2 и след.; ср. Лк 24:25). Впечатляет текст первых трех глав в 1Кор, где противопоставлены мудрость мира и кажущееся безумие вести о кресте. Павел подчеркивает, что Евангелие не подчинено человеч. мудрости и не может быть опровергнуто никакой критикой. Языческие философы могли хвалиться своей мудростью и насмехаться над «безумной» проповедью о Христе. Но то, что безумно для мира, мудро пред Богом (1 Кор 1:27). В 11-й главе 2Kор Павел называет «неразумием» собств. самопрославление, выражающееся в перечислении своих дарований и заслуг. Он считает, что это само по себе безумие, но в данном случае он говорит о своих заслугах вполне осознанно, чтобы обосновать перед коринфянами свои апостольские полномочия (2 Кор 11:1.16.17.21.23; ср. 2 Кор 12:11 и -> Прославление, восхваление).

Безумие 
-> Болезнь.

Безумный 
-> Болезнь: безумный -> Бесноваться, безумствовать.

Безумствовать 
-> Бесноваться, безумствовать.

Бела 
(«красноречивый», или «проглоченный», или «смятение», «клевета»):
1) эдомский царь, сын Веора из г. Дингава (Быт 36:32);

2) старший сын Вениамина (Быт 46:21), глава поколения Б. (Числ 26:38);

3) один из вождей колена Рувима, сын Азаза, живший со своим родом в Галаадской земле (1 Пар 5:8);

4) первонач. название -> Сигора, города, лежавшего в долине Сиддим у юго-вост. берега Мертвого моря (Быт 14:2).

Белёный 
-> Погребение (III) -> Известь (1,5).

Белильщик 
Ремесло Б. (Мк 9:3) было известно еще в ветхозаветные времена, о чем говорит название местности «поле белильничье» (4 Цар 18:17; Ис 7:3; Ис 36:2; располож. юго-вост. Иерусалима, в Кедронской долине; также колодец (источник) -> Рогель). Задачей Б. была очистка и валяние шерсти, предание эластичности старым и новым предметам одежды и тканям, а также окрашивание пряжи и готовых тканей. Крашение производили в больших каменных чанах, валяние — в мелких, наполн. водой ямах, куда добавляли щелочь (щелочной раствор или -> мыло). Ткань опускали в раствор и топтали ногами, «валяли», до тех пор, пока она не достигала необходимой степени обработки (напр., ворсистые ткани превращались в войлочные). Соотв. евр. глагол (кавас = «валять») часто встречается в ВЗ в более узком значении «мыть» (Быт 49:11; Исх 19:10.14; Лев 6:20; Числ 8:7.21; Числ 19:7; 2 Цар 19:25 и др.), в т.ч. и в метафорич. значении, когда речь идет об омовении от беззакония и греха (Пс 50:4.9; Иер 2:22; Иер 4:14). -> Омовение.

Белый 
Этот цвет во многих местах Библии имеет метафорич. значение, символизируя чистоту и незапятнанность (Мф 17:2; Мк 9:3; Откр 3:5; Откр 6:11; Откр 14:14; Откр 20:11). В частн., одеяние из белого виссона (льна) — символ праведности святых (Откр 19:8). Отсюда понятно, почему священнику во время богослужения разрешалось надевать облачение только из белого виссона (Исх 28:39). Эта ткань находила широкое применение и в убранстве скинии (Исх 26:31.36; Исх 27:9.16.18). Белоснежно и облачение «Ветхого днями» (Дан 7:9). Праведность святых достигается отпущением грехов, поэтому Господь дает обетование, что Своей милостью убелит, как снег, багряные грехи (Ис 1:18), а псалмопевец, исповедуясь в своих грехах, стремится стать «белее снега» (Пс 50:9). В Откр 7:14 облеч. в белые одежды омывают и убеляют их кровью Агнца. Белый конь (ср. Откр 6:2; Откр 19:11.14) у римлян считался символом победы.

Бен-Авинадав 
(«сын Авинадава»), зять Соломона, наместник в Нафаф-Доре (3 Цар 4:11).

Бен-Амми 
(«сын моего народа»), сын Лота и его младшей дочери (Быт 19:38), прародитель -> аммонитян.

Бен-Декер 
(возм., «сын мотыги»), один из 12 приставников Соломона (3 Цар 4:9).

Бен-Хесед 
(«сын Хеседа»), один из приставников Соломона (3 Цар 4:10).

Бен-Хур 
Приставник Соломона на горе Ефремовой (3 Цар 4:8).

Бенаия 
-> Ванея (9).

Бенания 
-> Ванея (7).

Бене-Верак 
(«сыновья молнии»), город в уделе колена Дана (Ис Нав 19:45), совр. Ибн-Ибрак, располож. прим. в 7 км вост. Яффы.

Бене-Яакан 
-> Беероф-Бене-Яакан.

Бензохеф 
(евр. Бен-Захет, «сын Зохева»), сын Ишия, потомок Иуды (1 Пар 4:20). Возм. также, что он был внуком Ишия и сыном Зохета.

Бенони
(«сын моей скорби, несчастья») -> Вениамин (1).

Бенхаил 
(«сын достояния, силы»), князь народа Иуды, посланный Иосафатом по городам его царства учить народ Закону Божию (2 Пар 17:7).

Бенханан 
(возм., «сын милости»), один из четырех сыновей Симеона из колена Иуды (1 Пар 4:20).

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Добавить комментарий