Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 2 «Б»

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Бр

Брак 
I: 1) в соотв. с обществ. и правовыми нормами, Б. подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью. Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель Б. состоят в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи (Быт 2:18.20.23; ср. Притч 5:18 и след.; Мф 19:4-6). Согл. Быт 1:27 и след., Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства. Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении;

2) при всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в ВЗ, в евр. Библии нет четкого понятия Б.; в значит. большей мере, как в ист. повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практич. стороне Б.: о заключении брачных союзов, об обстоят-вах, препятствующих заключению Б, и т.п. Б. в ВЗ можно, пожалуй, сравнить с заветом, к-рый Бог заключил со Своим народом (ср. Ос 2:1; Мал 2:14). Установление института Б. делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа. Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении Б. человек делает выбор и принимает на себя определ. обязат-ва, что способствует организации и сплочению человеч. общества. Библия считает, что одной из задач Б. является искоренение блуда (1 Кор 7:2). Важную роль в Б. играют дети, прежде всего сыновья (Пс 126:4 и след.). Рождение детей — это Божье благословение, не получить этот дар — значит быть наказанным и несчастным (Быт 30:1; 1 Цар 1:6 и след.);

3) несмотря на то, что в Быт 1-2 явно подразумевается моногамный Б., т.е. союз одного мужчины с одной женщиной, в израил. обществе долгое время царила полигамия (в отличие, напр., от Вавилонии, к-рая уже прим. к 2100 г. до Р.Х. знала лишь моногамные браки). Многоженцами были не только Ламех (Быт 4:23), но и праотцы Авраам и Иаков, а также израил. цари — вплоть до периода НЗ. Из Втор 21:15-17 ясно, что о Б. мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных Б. НЗ явно высказывается в пользу моногамии.

II.: 1) вступление в Б. начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (Быт 34:4; Быт 38:6; Суд 14:2); в редких случаях предложение о Б. могло исходить от отца невесты. Иногда жених сватался сам (Исх 22:16 и след.), но случалось, что отец жениха или сам жених направляли к.-л. с таким поручением к родителям невесты (ср. Быт 24:4 и след.). Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого Б. (ср. слова «были в тягость» в Быт 26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей). Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы (Исх 2:16 и след.; Руф 2:7 и след.). Воин мог получить жену в качестве военного трофея (Суд 5:30; Суд 21:19 и след.). Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему воен. или проч. помощь (ср. Быт 34:11 и след.; Ис Нав 15:16; Суд 1:12; 1 Цар 17:25; 1 Цар 18:25). Из текста Исх 20:17 видно, что жена практич. причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным. Заключ. брачный договор (упоминание о письм. договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа; с этого момента он становился ее господином (евр. баал), к-рому она была обязана хранить верность (Втор 22:23-27).

В Быт 24:58 у Ревекки, к-рая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на Б.; лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь (Быт 24:67). С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определ. времени взять обрученную в свой дом;

2) СВАДЬБА начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте (Песн 3:11; Ис 61:10) в сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов (Суд 14:11). Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди (Пс 44:15 и след.). В честь торжества зажигали факелы и -> светильники (ср. Мф 25:1 и след.). На свадьбу приглашали множество гостей (Ин 2:2). Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок (Быт 29:27; Суд 14:12). Невесту приводили к жениху под покрывалом (Быт 24:65). От отца она получала приданое (Ис Нав 15:19) — скот или земельные угодья. В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берет на себя обязат-во заботиться о жене и защищать ее (Руф 3:9);

3) многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства (см. 2 Цар 5:13; 3 Цар 11:1-8). Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц; последние могли быть рабынями. В Быт 16:1; Быт 21:1; Быт 29:30; Быт 30:1 и след. говорится о том, какие трудности возникали в Б., если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

III.: 1) средний возраст вступавших в Б. израильтян составлял 18 лет (-> Юность, молодость, IV); по мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша — 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в юж. странах. Во времена патриархов выбор жены совершался в собств. роду или племени (Быт 24:1; Суд 14:3). Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к к-рому они принадлежали (Числ 36:5-12), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене. Закон запрещал Б. между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов (Лев 18:7-17; Лев 20:11; 2 Цар 16:21). Запрещались и Б. между сводными или приемными братьями и сестрами (Лев 18:9; ср. Быт 20:12), а также Б. одного мужчины с двумя сестрами (Лев 18:18). В ранний период израил. истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц (Быт 41:45 — Иосиф; Исх 2:21; Числ 12:1 — Моисей; ср. также Суд 14:1; 2 Цар 11:3), причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей. Позднее Б. с женщинами из других племен, а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога (см. Втор 7:1-4; Втор 20:16 и след.; Втор 21:10 и след.; Езд 9). Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3 Цар 11:1-11), к-рый под влиянием своих иноплем. жен отошел от веры в единого Бога;

2) особые установления действовали в отношении Б. СВЯЩЕННИКОВ. Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Лев 21:14); ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице;

3) у израильтян был известен и БРАК ДЕВЕРЯ (левиратный Б.), цель к-рого — не допустить вымирания рода. Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для «восстановления семени» (Быт 38:8; Втор 25:5-10). Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его -> наследником. Во всех прочих случаях женитьба на собств. невестке была запрещена (Лев 18:16; Лев 20:21).

IV. Поскольку в Б. учитывались прежде всего интересы мужчины, к-рый мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значит. большей свободой, чем женщины. -> Муж (II):

1) состоя в Б., муж не должен был прелюбодействовать. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ считалась половая связь с замужней или с обруч. с другим мужчиной женщиной (Исх 20:17; Лев 20:10). Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины (в Исх 20:17 в перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего, жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом; несколько иначе сказано о жене во Втор 5:21, где ей в аналогичном перечне отведено самостоят. место). Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине, так и женщине (Втор 22:22 и след.). Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней, то мужчина отделывался принесением жертвы повинности (Лев 19:20-22). Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необрученной девушкой, он обязан был жениться на ней, уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат; развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах (Исх 22:16 и след.; Втор 22:28 и след.). Смертная казнь через побиение камнями настигала обрученную девушку только в том случае, если она, находясь в многолюдном месте, напр., в городе, не звала на помощь при попытке посягнуть на ее честь (Втор 22:23 и след.). Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков. Насколько широко было распространено прелюбодеяние, можно судить по таким местам Библии, как Притч 2:16-19; Притч 6:24-35; Притч 7:5-27;

2) о привилегиях мужчины свидет-вует и ПРИНОШЕНИЕ РЕВНОВАНИЯ (ПРИНОШЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ), к-рого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные, подозрения относительно поведения своей жены. В этом случае муж приносил священнику определ. меру муки, а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в к-рую были смыты напис. на свитке проклятия. Если жена была виновна в супруж. измене, то это проклятие должно было поразить ее, и она становилась бесплодной. Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться ее. Мужчина подобному испытанию не подвергался (Числ 5:11-31);

3) РАЗВОД также являлся исключит. прерогативой мужчины. В соответствии с Втор 24:1, он имел право развестись с женой, если находил в ней «что-нибудь противное». Это установление допускает множество толкований. Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения, то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой, если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие. В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (см. Ис 50:1), с к-рым женщина могла вернуться в родит. дом (Лев 22:13) и снова выйти замуж. Правда, первый муж не мог вновь взять ее к себе, даже если ее второй муж умирал или если она вновь получала развод (Втор 24:4). Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае, если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том, что она не была девственницей до (-> Девица, дева) свадьбы (Втор 22:13-19). Об участи вдов -> Вдова.

V.: 1) уже пророки (см. Мал 2:15) боролись не только с вероломными нарушениями установления о разводе, но и выступали против разводов вообще (Мал 2:16: «Я ненавижу развод, говорит Господь», — так говорится в пер. М.Лютера и в ряде совр. пер.; евр. текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование; ср., однако, расторжение Б. с иноплем. женами при Ездре и Неемии: Езд 10:1; Неем 13:23 и след.). Они считали моногамный Б. единственно возможной в нравств. отношении формой брачного союза (см. Ис 54:5 и след.; Ос 2:19 и след.). В НЗ Господь совершенно отвергает развод, поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа (Мф 19:3 и след.; Мк 10:2-12). В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины.

Иисус категорически запретил развод. В НЗ отрицается право мужа на расторжение брака, и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние (Мф 5:27 и след.). Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию. Единств. исключением, дающим право на развод, Он признает «вину прелюбодеяния» (Мф 19:9). Об этом упоминается только в назв. стихе (поэтому его называют «оговоркой Матфея»). Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом (Ин 8:2-11; ср. Втор 22:24);

2) для Павла Б. также означает обязат-во безусловной верности (1 Кор 7:10 и след.). Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие (1 Кор 6:9.11; 1 Фес 4:3; Евр 13:4). В частн., Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными, но все же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом (1 Кор 7:7 и след.). Здесь вновь возникает тема отказа от Б. во имя Царства Божиего (ср. 1 Кор 7:32 и след.). В особые времена и в особых обстоят-вах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу, о чем уже говорилось в Лк 18:29 и след. Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать (см. Лк 14:20; также -> Тело, IV). Павел также отвергает развод для членов церкви. Если же развод все же произошел, новое бракосочетание после расторжения Б. невозможно, разве что возвращение к прежнему супругу (1 Кор 7:10 и след.). Если один из супругов оказывается неверующим, то для христиан это не может служить причиной для развода (1 Кор 7:13 и след.); если неверующий расторгает Б., то христианин не связан обязат-вом сохранять узы Б.. Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям, однако по своей значимости превосходит их (ср. Лк 14:26; Еф 5:22 и след.; Кол 3:18 и след.). Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу (Еф 5:21), причем это особенно относится к женам. С другой стороны, перед Богом исчезают все человеч. различия (ср. 1 Кор 11:11 и след.; Гал 3:28; Кол 3:11).

Это стирание различий между теми, кто «во Христе» (см. Кол 3:10 и след.; Гал 3:27 и след.), происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового. Все эти разграничения полностью устраняются только «во Христе Иисусе» (Гал 3:28). Наше пребывание «во Христе», наше спасение, не может не влиять на нашу практич. жизнь, наоборот, оно все больше должно сказываться на ней (Кол 3:10). -> Женщина (IV). В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление «муж одной жены» (1 Тим 3:2.12; Тит 1:6); к вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была «женою одного мужа» (1 Тим 5:9).

Все это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака. Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в к-рой, несмотря на общепризнанность единобрачия, разводы совершались все же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд (1 Кор 6:9).

VI. Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие Б. как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом. Здесь предполагается единобрачие (ср. Ис 54:5 и след.; Ис 62:5; Иер 2:2 и след.; Иер 3:1; Ос 2:19 и след.), что, в свою очередь, не может не иметь знаменат. значения для человеч. Б.: в Еф 5:32 Б. как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви. И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязат-вах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение — раз и навсегда. Так «Б.» применит. к отношениям между Богом и Его народом — а обручение в этом смысле можно приравнять к Б. (Ос 2:20) — олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеч. неверности. Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соотв., отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием (ср. Иер 3:6 и след.; Иер 5:7 и след.; Иер 13:25 и след.; Иез 16:1; Ос 2:4 и след. и др.). Это же сравнение используется и в НЗ, когда о неверующих, неверных и отпавших говорится как о «роде лукавом и прелюбодейном» (см. Мф 12:39; Мк 8:38; Откр 2:22). Но и радость соединения Бога с Его народом, выраж. в Откр 19:7; Откр 21:2; Откр 22:17 и др., изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве, поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования. -> Любовь.

Бранить 
-> Брань, бранить, злословить.

Брань, бранить, злословить: 
1) -> Борьба, бороться -> Победа;

2) бранное слово — это довед. до крайней остроты порицание (Руф 2:16; 2 Цар 16:13; Лк 23:39). Б. людей между собой есть не что иное, как бессмысл. словесная война (см. Притч 27:17), в к-рую христианин, по примеру своего Господа, вступать не должен (см. 1 Петр 2:23; 1 Петр 3:9). Враждебность мира дает христианам основание для блаженства, свидет-вуя об их принципиальном отличии от людей мира сего (Лк 6:22). Поэтому когда их злословят, они благословляют (1 Кор 4:12). Христианин может богобоязненно обращаться к Отцу со всеми просьбами. Бог охотно дает и никого не упрекает (Иак 1:5).

Брат 
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ слово Б. употребляется в различных значениях:
1) в значении «родной брат», когда дети имеют общих родителей — отца и мать (Быт 4:8), или только отца (Быт 42:15), или только мать;

2) в значении кровного родственника, напр. в Быт 14:16 племянник Авраама Лот назван его Б. (в Синод. пер. — «сродником»);

3) Б. иногда называют представителей одного народа или колена (Исх 2:11; Числ 8:26);

4) Б. также называют представителей родств. народов (Втор 23:7);

5) Б. может быть назван друг (2 Цар 1:26), собрат по цар. званию (3 Цар 20:32) или просто ближний (Лев 19:17);

6) слово Б. указывает также на схожесть судеб или характеров (Иов 30:29; Притч 18:9).

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ слово Б. означает родного брата (напр., Мф 1:2; Мк 6:3 и др.), а также, как и в ВЗ, соплеменника-израильтянина (Деян 3:17; Деян 7:2; Деян 13:15 и особенно в Рим 9:3). Поскольку Церковь понималась как новый народ Божий, то Б. стали называть и единоверцев-христиан (к-рые первонач. все были израильтян.: Мф 21:43; Рим 11:11; 2 Кор 6:16). С того времени это обозначение относится как к единоплеменникам, так и к единоверцам, напр. в Нагорной проповеди (Мф 5:22.23-48; Мф 7:3). Но все же чаще (особенно в посланиях) Б. называются именно единоверцы. Слово «брат» наиб. точно отражает родство отдельных членов Церкви, объединенных общей причастностью к Христу, исполненностью Св. Духом и являющихся чадами одного Небесного Отца (Мф 23:8; 1 Петр 2:17). Но существовали также и «лжебратья» (2 Кор 11:26). Согл. Евр 2:11, Христос не стыдится называть христиан Своими Б.

Братолюбие 
-> Любовь.

Брать, 
присваивать ч.-л. или захватывать с целью использования. Бог, Который является Господом надо всем, волен в любое время взять все так же, как и дал (Иов 1:21), Он волен делать со Своей собственностью все, что пожелает (ср. притчу о горшечнике в Иер 18:3 и след.). Так, Он может взять жизнь (3 Цар 19:4), а также духовные дары (Пс 50:13; Мф 21:43), может лишить земных благ, может взять человека к Себе на служение (ср. 2 Цар 7:8; Ам 7:15). Человек же способен лишь принимать дары от Бога (см. Ин 1:16), поэтому он должен просить о них (Ин 16:24). Он может владеть только тем, что ему дается; а то, что он присваивает самовольно, уйдет из его рук или будет похищено (ср. рассказ о грехопадении в Быт 3:1; Ин 3:27; 1 Ин 3:22; Иак 4:2 и след.; см. Мф 13:12). Жизненным правилом учеников Христа было: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:35).

Братья Господа 
упоминаются в Мф 12:46 и след.; Мф 13:55; Мк 3:31 и след.; Мк 6:3; Лк 8:19; Ин 2:12; Ин 7:3.5; Деян 1:14; 1 Кор 9:5; Гал 1:19. Разногласия по поводу того, кто имеется в виду под «братьями Господа», возникли давно. Рим католич. церковь учит, что Мария на протяжении всей своей жизни оставалась девой и что Иаков, Иосиф (в Синод. пер. — Иосия), Симон и Иуда, называемые в НЗ братьями Иисуса, на самом деле были его двоюродными братьями. Но большинство исследователей полагают, что эти Б.Г. были детьми Иосифа и Марии, родившимися после рождения Иисуса (согл. Лк 2:7 — первенца Марии). Сначала они не верили в божеств. миссию Иисуса (Мк 3:21; Ин 7:5), но, став свидетелями Его воскресения, уверовали. Иисус являлся Своему брату Иакову (1 Кор 15:7). Б.Г. вместе с Марией пребывали в кругу апостолов (Деян 1:14). После того как апостолы покинули Иерусалим, руководство общиной в городе перешло к Иакову (Деян 12:17; Деян 15:13). Иаков и Иуда — авторы посланий, носящих их имена (Иак 1:1; Иуд 1:1). Об Иосифе (в нек-рых списках и в Синод. пер. — Иосии) и Симоне других сведений нет.

Брачная одежда 
-> Одежда.

Бремя 
Евр слово масса означает «груз», но также и «Божие Слово» или «пророчество» (напр., в Ис 13:1; Ис 14:28; Ис 15:1; Ис 17:1). Против иудеев, воспринимавших слово Господа как Б., направлены высказывания Иеремии в Иер 23:33-40.

Бриа (Верия, Берия) 
(евр. Бериа, «выдающийся»):
1) сын Асира и отец Хевера и Малхиила (Быт 46:17; Чис 26:44 и след.);

2) сын Ефрема (1 Пар 7:23). Его имя связано с созвуч. ему евр. словом бераа, что означает «несчастный»;

3) вениамитянин, бывший вместе со своим братом Шемой главой поколения жителей Аиалона (1 Пар 8:13). У него было девять сыновей;

4) сын левита Шимея из рода Гирсона. Его сыновья вместе с сыновьями его брата Иеуша считались одной семьей (1 Пар 23:10.11).

Бриллиант 
-> Драгоценные камни.

Бритва 
-> Волосы.
Брод, переправа,
мелкое место в реке, удобное для перехода по дну, вброд (Быт 32:22; Ис 16:2). Контроль над Б. во время войны часто имел решающее значение (Суд 3:28; Суд 12:5 и след.).

Броня 
I. Б. в собств. смысле -> Оpужие и орудия труда.

II. Слово Б. встречается в Библии и как метафора. В Ис 59:17 говоpится, что Господь возложил «на Себя пpавду, как бpоню». В Еф 6:14 ап. Павел пpизывает веpующих облечься в Б. пpаведности, а в 1 Фес 5:8 он же говоpит о «бpоне веpы и любви». -> Одевать, облекать.

А, В

Ба  Бд-Бен  Бер-Бё  Биб-Биш  Бла  Бли-Блю  Боб-Бог  Бод-Бол  Бор-Боя  Бр  Бу-Бы

Добавить комментарий