Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Грех 
I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.

А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, к-рые переводятся как Г. или грешить:

1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или»упущение» истинной цели;

2) паша (гла-гол) и образованное от него сущ. пеша выражает возмущение, протест;

3) ава, прежде всего, означает «кривить», «искривлять». Производное от него сущ. авон следует понимать как «кривду», «уклонение», «преступление»;

4) шага и сущ. шегага выражают присущее человеку блуждание, «заблуждение». В отличие от рус. слова «грех», эти евр. слова могут употребляться и в мирском значении, не имея при этом религ. оттенка. Тем не менее и при таком употреблении обозначаются важнейшие приметы Г., к-рый в ВЗ не является абстрактным понятием, а представляет собой опред. образ жизни человека. В какой бы форме не проявлялось греховное поведение — как упущение поставленной Богом цели или как протест против Него, — по своей сути Г. всегда означает: «Тебе единому согрешил я» (Пс 50:6). Т.о., для того чтобы определить поведение человека как грешное, следует соотнести его проступок с Божьей волей. Г. всегда есть нарушение закона Божьего, Божьей воли, выраженной в заповедях и предписаниях или же изнач. вложенной в сознание и чувства людей в виде совести (ср. «грех есть беззаконие»- 1 Ин 3:4). Само многообразие евр. слов, переведенных как Г., показывает, что полностью уяснить значение понятия «грех» невозможно; в каждом конкретном случае можно разглядеть лишь часть его.

Б. ПРОЯВЛЕНИЯ ГРЕХА разнообразны, практически он встречается во всех областях жизни:

1) в ВЗ большое значение придается выявлению Г. в области богослужения и культа. Так, культовые заповеди регулировали общение с Богом (первые четыре заповеди — Исх 20:1-11 являются исходным пунктом и основой многообразных культовых предписаний: см. книгу Левит). Несоблюдение и нарушение культовых заповедей всегда считалось Г. (Исх 30:38; Лев 7:25; 1 Цар 2:17). Это относится также и к предписаниям о чистоте, причем священник должен решать, чист или нечист человек, совершивший грех невольно или по незнанию (см. Агг 2:10-13);

2) в ВЗ Бог является Господом всей жизни Своего народа. Поэтому Он устанавливает правила поведения во всех сферах жизни (см. прежде всего Исх 20:12). Благодаря этому взаимоотношения людей переходят во взаимоотношения с Богом, и упущения в чисто человеческой сфере превращаются в нарушения Божьих установлений. Задачей пророков как раз и является вновь и вновь напоминать о Божьих заповедях и обличать Г. в межчеловеческих отношениях как непослушание Богу и вину перед Ним (2 Цар 12:7-12; Ам 5:21-24);

3) Г. всегда означает отпадение от Бога, потому что вся жизнь соотносится с Богом. Совершающий Г. живет безбожно; грешник — это человек без Бога.

В. СУЩНОСТЬ ГРЕХА. Библия и, в часта. книга Левит.не описывает происхождения зла зло. Но в рассказе о грехопадении открывается сущность греха. Вне сомнения, под грехопадением подразумевается нечто большее, чем первый случай непослушания Богу. Запретное древо в раю означает тот предел, который напоминает человеку о его сотворенности, несмотря на всю высоту положения, опред. ему Богом. Поэтому при грехопадении говорится о желании человека быть равным Богу, а вместе с тем и об утрате им невинности, привязывавшей его, как дитя, к Отцу и Создателю. Человек своевластно обрел знания о том, что есть добро и зло. В грехопадении человеческое «я» восстает против ограничений собств. свободы. В этом и проявляется сущность Г.: человек отворачивается от Бога, попирая как богобоязненность, так и доверие к Богу и возводя на престол собств. «я». Грехопадение — это ключевое событие после сотворения мира.

В результате его человечество утрачивает рай и общение с Богом. Этим определяется дальнейшая судьба всего человечества (Рим 5:12).Всякий последующий Г. берет свое начало в грехопадении, только исходя из этого можно понять весь ужасающий смысл Г. Вместе с тем человек изобличается как грешник. Он — тот, кто жаждет Г., ибо восстает против Бога. А поскольку он желает Г., значит, он виновен. Человек в греховном состоянии, виной к-рому становится он сам, живет, как узник, неспособный преодолеть Г. и вынужденный ему подчиниться. Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). Начиная с Августина Блаженного богосл. мысль для обозначения этого состояния использует понятие «первородный грех» или «наследственный грех».

Г. ГРЕХ И ВИНА. Библия не дает всеобъемлющего объяснения Г. В ней говорится о третьей «действующей силе», помимо Бога и человека: сатане, т.е. дьяволе, или «власти тьмы» (Кол 1:13). Свидет-вуя о существовании и действии этой силы, Библия,тем не менее, не размышляет о природе зла (ср. 1 Кор 13:5: треч-оулогидзетаи — «не размышляет» о зле, в Синод, пер. — «не мыслит зла»). Нигде в Библии не говорится о том, что человек освобожден от ответственности за свои Г. Г. — это всегда вина, здесь ВЗ не знает различий. В евр. яз. корень ашам — «быть виновным» — особо подчеркивает лежащую на человеке вину (см. выше, 1, А, 3). Вину всегда можно приравнять к нечистоте. При этом различие между невольными (Лев 4:13,22) и сознательными (Чис 15:30) прегрешениями указывает лишь на степень вины. Не являются оправданием и ссылки на человеческую слабость (Иов 15:14; Пс 50:7). Г. приводит человека к вине (Вина) перец Богом, что требует искупления. Для этого в ВЗ Бог назначил множество жертвоприношений (Жертва). Конечно, с т.зр. Н3, это только временная возможность уйти от суда, к-рый выносит приговор Г. Но и здесь Г. — это прежде всего пагубные действия человека, приводящие его к противостоянию Богу, в результате чего он отступает от своей задачи — жить как Божие создание.

II. НОВЫЙ ЗАВЕТ. Хотя ВЗ и указывает на гибельность Г. и на вину грешника, только НЗ говорит о преодолении Г. посредством жертвы Иисуса Христа.

А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В НЗ, так же как и в ВЗ, имеется несколько слов для обозначения Г.:

1) греч. глагол хамартано и сущ. хамартиа означают соотв. «промахнуться» и «упущение». Хамартиа чаще всего встречается в НЗ и не только означает упущение перед Богом, но и вместе с тем подчеркивает вину согрешившего. Под этим могут подразумеваться греховные дела (напр.,Деян 2:38; Евр 1:3), греховная сущность человека (Ин 9:41; 1 Ин 1:8) и персонифициров. власть Г. (Рим 5:12; Гал 3:22; Рим 5-12);

2) реже в НЗ встречается слово хамартема, к-рым иногда обозначаются греховные дела. Пара-коэ подразумевает непослушание, а аномиа — беззаконие. Этим в основном исчерпывается употребление слов, выражающих понятие Г.

Б. ИИСУС КАК ПОБЕДИТЕЛЬ ГРЕХА:

1) примочат., что Евангелия (за искл. Ев. от Иоанна) весьма редко касаются понятия Г. Иисус не развивает и не систематизирует учения о Г., к-рый для Него — реальность, связ. с человеком. Его проповеди и деяния — это преодоление Г. и спасение от него (Мф 9:13; Лк 5:8). Искупление, Прощение, Жертва (IV). Иисус провозглашает Царство Божие (Мк 1:15), для наступления к-рого необходимо покаяние в Г. Посредством Иисуса Бог протягивает грешному человеку Свою руку, к-рая вернет грешника в Его дом (Лк 5:10). По поручению Отца Иисус преодолевает Г. через прощение (Мф 9:2). Христос правомочен делать это, поскольку берет на себя Г. мира (Ин 1:29,36; 1 Ин 1:7). Этим он дарует человеку полную свободу (Ин 8:34,36). Своей деят-стыо Иисус разделяет человечество, призывая каждого принять решение, на чьей он стороне (Ин 9:41). Отвергающий Его избирает смерть (Ин 8:24); исповедующий Ему свои Г. получает прощение (1 Ин 1:9);

2) лучше всего разъясняется отношение Иисуса к Г. в притче о блудном сыне (Лк 15:11). Г. — это отход от отчего дома и блуждание в чуждом мире, это вина перед людьми и перед Богом. Явление Христа приносит осознание Г. и призывает к покаянию (покаяние). Ради Иисуса грешник может отвратиться от Г. (Обращение), и тогда он найдет Бога, Который ждет и принимает с любовью каждого человека;

3) Иисус — это единств, возможность победить Г. Тот, кто отвергает Христа как победителя Г., останется во Г. (Ин 8:21,24). Проклятие.

В. ГРЕХ КАК ПРЕОДОЛЕННАЯ ВЛАСТЬ. Подробнее других апостолов о Г. говорит Павел. Но и он делает это только для того, чтобы определить действие благодати (милости) Божьей и искупления жертвой Иисуса Христа, т.е. Павел, в сущности, также не развивает учения о Г.:

1) осознание Г. Павлом произошло в момент его встречи с воскресшим Иисусом Христом (1 Кор 15:9; 1 Тим 1:15), явившимся ему на пути в Дамаск и открывшим, что гонения против Церкви Христовой являются результатом неосознанной глубокой враждебности к Богу. Будучи грешником, Павел оставался Божьим врагом до тех пор, пока Иисус не победил его Г. Только теперь Павел получил возможность постигнуть сущность Г.;

2) Г. пришел в мир через Адама (Рим 5:12), и т.о. произошло его вторжение в сферу человеч. жизни. Г. — сила, существующая вне человека и исходящая от дьявола, к-рый приступает к человеку как искуситель (Мф 4:1-11; Откр 12:9).0дна-ко это не отменяет вины грешника; он сам не захотел противостоять искушению, а поддался ему (Рим 5:12), и теперь Г. живет в нем (Мф 15:19; Иак 1:14);

3) Г.несетссо-бой смерть (Рим 6:23), к-рая также свидет-вует о подверженности человечества Г. (1 Кор 15:56). След., Г. — это нечто большее, чем пагубное поведение человека; в конечном счете греховность — это состояние человечества. Люди находятся под властью Г. При этом за Г. как отдельными деяниями следует различать Г. как человеческую сущность, проявлением к-рой и являются отдельные Г.;

4) наконец, существует еще одна сила, к-рая квалифицирует многие поступки как Г.: это Закон (Рим 5:13; Гал 3:19), к-рый является не чем иным, как орудием Бога. Закон определяет греховное самоутверждение человека как восстание против Бога (Рим 1:21), напр., Г. Адама. Но посредством Закона, вместе с тем, обнажается и демонич. сила Г. В своем «плотском» бытии (- Плоть) человек — это проданный Г. раб (Рим 7:14), Г. владеет им;

5) при всем этом Павел знает, что Г. может быть преодолен Христом (Рим 8:3). Г. действительно был преодолен смертью безгрешного Иисуса, Которого Господь сделал жертвою за Г. (2 Кор 5:21). То, что Иисус претерпел на кресте, Он претерпел за грешников, «за нас» (2 Кор 5:21; ср. 1 Кор 15:3; Гал 1:4). Так, Он искупил человечество, через Него воцарилась благодать (Рим 5:21). Иисус — вечный безгрешный Первосвященник, Который раз и навсегда принес Себя в жертву за Г. (Евр 2:17;). Благодаря жертве Иисуса, для человека, подчиненного Г., забрезжила надежда. В своей вере в Иисуса он вместе с Ним принимает смерть и умирает для Г. (Рим 6:2). Отныне Г. уже не имеет прав на него (Рим 6:13,18), человек в вере жив Богом и Иисусом Христом;

6) жизнь в вере полна напряжения, ибо освобождение от власти Г. не означает безгрешности. Верующий еще не достиг совершенства (Рим 8:10), а ждет того (Рим 8:18),чтобы Г. и его последствия окончат, были уничтожены со Вторым пришествием Иисуса (Рим 8:11; 1 Кор 15:26). До этого срока он в своей жизни постоянно нуждается в действенном очищении кровью Иисуса Христа (1 Ин 1:7-10). Беспорочный (невиновный).

Греция 
(Иония, Еллада). 1) в Зах 9:13 Г. названа Ионией (евр. — Яван; Ис 66:19). Под царем Г. (Дан 8:21) подразумевается Александр Македонский; 2) в НЗ Г. (Елладой; Деян 20:2) названа рим. провинция Ахаия.

Гриф 
Птица, названная в Синод, пер. грифом (Лев 11:13; Втор 14:12),- это вероятно, бородач, или ягнятник. Эта крупная, с размахом крыльев прим. в 2,5 м, птица встречается в скалистых горах у Мертвого моря и на Синайском полуо-ве. Крылья и спина у бородача темные, грудь, шея и голова намного светлее. Бородач питается живой добычей: мелкими зверьками и черепахами, к-рых он, подняв в воздух, бросает на камни, разбивая т.о. их панцирь. С подобным способом умерщвления добычи, видимо, связано его евр. название — пэрэс, т.е. «разбивающий кости». У израильтян эта птица считалась нечистой.

Грифель 
Для письма и рисования на глиняных табличках, а позднее на табличках с восковым покрытием использовались Г., изготовленные из различных материалов. Выражение «начертать человеческим письмом» (Ис 8:1) означало «написать обычно, понятно для всех». В Пс 44:2 обыгрывается мастерство искусного писца. Письменность.

Гроб Иисуса 
После смерти Иисуса Его тело было положено в гроб (т.е. высеченную в скале гробницу), «в котором еще никто не был положен» (Ин 19:41). Иосиф из Аримафеи приготовил эту гробницу для себя в саду, к-рый находился в непосредств. близости от Голгофы (Голгофа) (Мф 27:60; Ин 19:41). Гробница, видимо, имела низкий вход (Ин 20:5), к-рый можно было закрыть, привалив к нему камень (Мк 15:46). Вероятно, тело было положено на высеченную из камня скамью, к-рая располагалась справа от входа; здесь в момент прихода женщин сидели ангелы (Мк 16:5,6; Ин 20:12).

Гробница 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

I. На Ближнем Востоке Г. находились, как правило, за пределами городов и селений — в пещерах (Быт 23), под деревьями (Быт 35:8; 1 Цар 31:13),в поле (Нав 24:30,32). Известно, что захоронения устраивали и под жилыми домами(1 Цар 25:1). Обычно умирающиеза-вещали похоронить себя в семейных Г. (Суд 16:31; 2 Цар 2:32; 3 Цар 13:22).

Каждый израильтянин хотел подобным образом «приложиться к своим отцам» (2 Пар 34:28); быть похороненным в ином месте означало страшное наказание (3 Цар 13:22). В этом отчетливо проявлялась принадлежность к своему роду — даже после смерти. Но сооружать семейные Г. могли лишь состоят, люди; бедняков и простолюдинов хоронили в общих Г., напр., жителей Иерусалима — в долине Кедрона (4 Цар 23:6; Иер 26:23). Позднее у евреев появилась надежда, что именно в этой долине начнется воскресение из мертвых; истлевшие останки больше не сваливали вместе, как это часто делалось раньше. Царские Г., вероятно, находились в столице. О захоронении царей Иудеи в главном городе страны в Библии говорится весьма определенно (3 Цар 2:10; 3 Цар 11:43 и др.). То же, хотя и менее конкретно, говорится о месте захоронения израил. царей (3 Цар 16:6,28; 3 Цар 22:37; 4 Цар 10:35 и др.). Ср. цар. саркофаги в Библе ( Гевал),к-рые были обнаружены внутри гор. стен.

II. При раскопках в Палестине учеными было найдено множество Г., следов сожжения трупов при этом обнаружено не было. В ВЗ говорится о сожжении как о виде смертной казни (Быт 38:24; Лев 20:14) или как о способе ее ужесточения (Нав 7:25);исключением стало сожжение тел царя Саула и его сыновей, кости к-рых остались целыми и были погребены (1 Цар 31:12). В Израиле тела умерших предавали земле, из к-рой их сотворил Бог.

III. ОСНОВНЫЕВИДЫ ГРОБНИЦ:

1) древнейшими Г. являются СКАЛЬНЫЕ Г., устроенные в пещерах. Они размещались в одной или нескольких пещерах, естественных или обработанных человеком; попасть в них можно было по пологому спуску. Пример такой Г. — цар. усыпальница в Гезере (Газере);

2) в ШАХТНЫХ Г., представляющих собой модификацию скальных, к склепу ведет вертикальный вход, причем шахта и склеп нередко разделены либо могильной плитой,ли-бо большим камнем;

3) Г., вырубленные в породе, называются СВОДЧАТЫМИ,часто они имеют ведущую вниз лестницу;

4) в начале железного века получили распространение СКАМЕЕЧНЫЕ Г.: тело умершего покоилось в склепе на возвышении у стены, сделанном наподобие скамьи;

5) иногда в захоронениях встречаются ГЛИНЯНЫЕ СОСУДЫ, в к-рых обычно покоятся детские останки. Учеными не обнаружены на них какие бы то ни бьмо признаки насильственной смерти, поэтому эти находки не считаются свидет-вами жертвоприношений детей;

6) в новозаветное время Г. помимо собственно склепа часто имели переднее помещение. В ШТОЛЬНЕВЫХ Г. тела умерших лежали в узких горизонтальных отсеках, к-рые вырубались в скальной породе и имели выход в главное помещение. Найденные в Гезере подобные Г. имеют размеры 0,5 х 0,5 х 1,75 м. Не исключено, что по истечении нек-рого времени штольни главного помещения освобождались, и оставшиеся кости в специальных сосудах (лат. оссуарии) переносили в меньшие по размеру штольни, располож. в этой же гробнице;

7) наиб. распространенными в рим. период были КОРЫТООБРАЗНЫЕ Г. В стенах главного помещения, вход в к-рое закрывал большой круглый камень (см. Мф 27:60), вырубались три ниши. В них находились скамьи (см. Ин 20:5-7) или своеобразные открытые саркофаги. Чтобы затруднить вход в Г., желоб, по к-рому двигался камень, часто вырубался под углом;

8) позднее получил распространение обычай расписывать Г. В эллинистич. эпоху на плитах, закрывающих вход в штольневые Г., делали надписи — имена умерших или предупреждение «Не открывай!» Подобные предостережения встречаются на оссуарии царя — Аза-рии (Озии) и в скальной Г. — Севны.

Гром 
(евр. кол, «голос», «звук»; раам, «звук», «шум», «сотрясение»; греч. бронте). Сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию. Гром усиливает страх перед сильной бурей (Исх 9:23), в то же время он свидет-вует о всемогуществе и славе Бога Творца (ср. Иов 28:26; Иов 37:5). Трепет людей перед Г., свидет-вующим о могущ-ве Бога, превращается в преклонение перед Божеств, откровением, как, напр., во время дарования законодат-ва на Синае (Исх 19:16). Г. явился подтверждением речи Самуила к народу Израиля (1 Цар 12:17), он же символизирует Божье величие и Его славу на небесах (Откр 4:5) и будет сопровождать окончат, суд Божий над миром (Откр 10:3 и след.; Откр 16:18).В Иов 40:4 и Пс 28:3-9 говорится о громовом гласе Господа. Как предвестники разрушит, бури, раскаты Г. символизируют в Библии Божье возмездие, готовое обрушиться на грешников (2 Цар 22:14; Пс 76:18 и след.). В Ин 12:28 глас с неба воспринимается частью слышавших его как Г.

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий