Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Гомер 
(Гомерь) (возм., «совершенство»):

1) сын Иафета, а также происшедший от него народ (Быт 10:2,3; 1Пар 1:5,6; Иез 38:6). Предположит. этим народом, жившим сев. Палестины, были киммерийцы, перекочевавшие с сев. побережья Черного моря в Малую Азию и осевшие в Каппадокии. После того как киммерийцы были разбиты ассир. царем Асархаддоном, они выступили в зап. направлении и уничтожили гос-во лидийского царя Гигеса;

2) дочь Дивлаима, к-рую по Божьей воле взял в жены пр.Осия (Ос 1:3);

3) Меры длины площади объема веса (1,4,а).

Гоморра 
(возм., значение слова связано с араб. быть глубоким, обильным» или «питать вражду»), один из пяти городов в долине Сиддим (Быт 14:2,3), наряду с Содомом, Адмой и Севоимом разрушенный за грехи его жителей (Быт 19; Втор 29:23). Позже земли, где находились эти города, были затоплены Соленым морем (Быт 14:3).Полагают, что ныне это юж. часть Мертвого моря. Г.ГДаль-ман считал, что область Г. — это окрестности совр. Гор-эн-Нумеры. располож. на юго-вост. побережье Мертвого моря; УФ.Олбрайт полагал, что Г. нужно искать в устье Сейл-эль-Есал. юж. полуо-ва Ал-Лисан.

Гонаф 
(евр.Гинож), отец Фамния, соперничавшего в борьбе за царство с Амврием (3 Цар 16:21,22).

Гонения 

1) Г. — это составная часть скорбей скорбь.к-рыми «надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян 14:22). Г. были уделом — учеников в их следовании за Иисусом (Мф 10:16-25), ждут они и всех, кто стремится праведно жить в Иисусе Христе (2 Тим 3:12). Но верующий во Христа не только страдает вместе с Ним, но вместе с Ним и прославится (Рим 8:17,18; Страдание). Показательно, что в НЗ инициаторами Г. всегда выступают набожные и законопослушные (Флп 3:6; ср. Гал 5:11) иудеи (Ин 5:16; Деян 8:1). Они считали, что, преследуя и убивая (Ин 15:20) людей, сохраняющих Божьи заповеди и имеющих свидет-во Иисуса и дух пророчества (Откр 12:17), они служат Богу.Новдей-ствит-сти гонители — это сыновья дьявола (Ин 8:40,44; ср. Мф 23:15; Откр 12:13,17), ибо возбуждаемые ими Г. Церкви Христовой (1 Кор 15:9; Флп 3:6) направлены против Самого Господа (Деян 9:4,5) и являются продолжением того, что совершали их предки по отношению к Божьим пророкам (Мф 5:12; Лк 6:23; Деян 7:52; ср.Мф 23:34; Лк 11:49). В Откровении Г. со стороны зверя (Откр 11:7) дополняются Г. со стороны «блудницы» (Откр 17:6).

2) Ярким примером ревностного гонителя, усердствующего во имя Бога, был Павел (Деян 9:1-5; 1 Кор 15:9; Флп 3:6; 1 Тим 1:13), но после своего обращения (Гал 1:23) он сам претерпел Г. большие, чем другие христиане (Гал 5:11; 2 Тим 3:11; ср. 2 Кор 11:23). На его примере Господь показал Свое милосердие, создав пример для тех, кто через веру во Христа должен достичь вечной жизни (1 Тим 1:16).

3) Г. вызывают у верующих соблазн отпадения от Бога (Мк 4:17) или уклонения в за-конничество, т.е. в показную набожность, чтобы не быть гонимыми за крест (II) Христов (Гал 6:12). Но тех, кто, несмотря на искушения, остается верен исподу (ср. Лк 22:28.), Иисус называет блаженными ( Заповеди Блаженства), если они подвергаются гонениям за правду и за Него Самого (Мф 5:10.), ибо никакие Г. не могут отлучить их от Божьей любви (Рим 8:35), к тому же во время Г. ученики Христа получают от Него во сто крат более того, что они оставили (Мк 10:29,30). Они гонимы, но не оставлены своим Господом (2 Кор 4:9) и, благодушествуя в немощах (2 Кор 12:10), с терпением и верой переносят страдания (1 Кор 4:12; 2 Фес 1:4). В качестве оружия против гонителей верующим даны молитва (Мф 5:44; ср. Лк 23:34) и благословение (Рим 12:14), ведь они призваны побеждать зло добром. Кр. того, они могут избежать Г. в одной местности, перебравшись в другую (Мф 10:23; Деян 9:24; однако ср.Деян 20:22). Гони-телей же рано или поздно настигнет суд Божий (2 Фее 1:3-10).

Гонцы 
цар. посланцы, в задачу к-рых входила быстрая доставка сообщений (Иов 9:25; ср. Иер 51:31). Езекия рассылал по тер. Северного царства Г. с приглашением на празднование Пасхи (2 Пар 30:6,10). Евр. словом, обозначающим Г., называли также охранников цар. дворца или цар. телохранителей телохранитель (1 Цар 22:17; 3 Цар 14:27,28; 4 Цар 11:6 и др.), а также верховых курьеров, через к-рых в Персии передавались цар.указы (Есф 3:13,15; ср. Есф 8:14).

Гора 
I. Из числа упоминаемых в Библии гор наиб. известны: Г. Сион, ранее назыв. Мориа (2 Пар 3:1), благодаря построен, на ней храму Господню получившая название «святой горы» (Пс 14:1; Ис 56:7 и др.); Г. Синай, «гора Закона»; Г. Кармил, «гора Нагорной проповеди» и Г. Фавор.

II. Издавна Г. считались местом Божьих откровений, молитв и жертвоприношений (см. Быт 22:2; 3 Цар 18:19; Евр 8:5 и др). На жертвенниках, устроен, в Г. и на высотах, израильтяне по языч. обычаю приносили жертвы идолам (Иер 3:6;Иез 18:6; Ос 4:13), а также Яхве (Высота). Видимо, подобные святилища, устроенные на высотах, подразумеваются под «Г.», о к-рых говорится в Пс 120:1. Тогда конец дан. стиха следует понимать как вопрос: «Откуда придет помощь моя?», ответ на к-рый дается в Пс 120:2: «Помощь моя от Господа» (см. Иер 3:23). В НЗ часто говорится о том, что Иисус всходил на Г., чтобы проповедовать там Своим ученикам (Заповеди Блаженства, Мф 5:1.) и чтобы молиться (Мф 14:23; но ср. Ин 4:21). В горном безлюдье Иисусу пришлось противостоять дьяволу (Мф 4:8; Лк 4:5), а в горах Галилеи Он исцелил множество больных и насытил 5 тыс. человек. Г. были лучшим местом укрытия для беглецов (Мф 24:16; Ин 6:15), в особенности известняковые Г., прилег, к Мертвому морю.

III:

1) горные громады свидет-вуют о могуществе Бога Творца (Пс 64:7), Его силе и величии (Пс 17:8). Описания огнедышащих и дымящихся Г. служат доказат-вом безграничной власти Господа над природой (Пс 103:32);

2) Г. не только символизируют Божью справедливость (Пс 35:7), но и олицетворяют непреодолимые препятствия (Зах 4:7; 1 Кор 13:2). Исаия призывает свой народ понизить эти Г., чтобы приготовить путь Господу (Ис 40:4). В метафорич. значении Г. олицетворяет также богопротивные силы (Иер 51:25; Дан 2:45 и др.).Но, по словам Христа, даже вера с горчичное зерно способна устранить эти Г. с пути (Мф 17:20).

Гора на краю севера 
(юр.Хар-моэд, «го-ра собрания»). Евр. название этой горы (Ис 14:13 — МТ) родилось как следствие распространенного в древности мнения, встречающегося и в вавил. мифологии, о том, что собрание богов происходило на высокой горе, располож. далеко на севере.

Гора Гибели 
Гора вост. Иерусалима, на к-рой царь Соломон устроил жертвенники языч. божествам (4 Цар 23:13 — в Синод, пер. — Масличная гора). Принято считать, что под этим названием подразумевается юж. склон горы Елеонской. Языч. алтари были разрушены Иосией.

Гора Преображения 
Гора, точное место-подож. к-рой неизвестно (Мф 17:1; см. 2 Пет 1:18). Традиц. мнение о том, что это была гора Фавор, представляется малоубедит. Из текста Евангелий (Мф 16:13,24; Мк 8:27,33) можно заключить, что Иисус взошел на гору, находившуюся между Кесарией Филипповой и Капернаумом, предположит., в Гали-лейских горах, а точнее — в горах Неффали-мовых.

Горам 
(евр. Хорем), царь Газера, к-рый был побежден Иисусом Навином, когда пришел на помощь городу Лахису (Нав 10:33).

Гордость 
в библ. текстах подразумевает высокомерие (Пс 100:5; Ис 13:11; Рим 11:20; 1 Тим 6:17). Гордость, тщеславие, надменность. Все три слова (первое из к-рых в русском языке может иметь и позитивную окраску) в Библии всегда означают качество, противное Богу. Имеющиеся по этому поводу высказывания пр. Исаии (Ис 14:13.) и Иезекииля (Иез 28:16.) отцы Церкви относят еще и к сатане сатане ( сатана), падшему князю ангелов, «отцу лжи», к-рый, по словам Самого Бога, «не устоял в истине» (Ин 8:44). Это одно из самых глубоких и ярких изображений греховной Г., к-рое встречается в книгах пророков. Всякое стремление «быть, как боги» (Быт 3:5), «взойти выше звёзд» является, исходя из греч. слова гюперефания (Мк 7:22), «сверхвидимостью’, т.е. ложью. Это стремление казаться больше, чем ты есть на самом деле, является первонач. грехом сатаны. В Иез 28:15. недвусмысленно показано, в чем проявилось это первонач. падение: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Бо-жией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор». Это же относится и к человеч. тщеславию,к-рое всегда является злом (Иак 4:16), Человек часто расценивает Г. как «доблесть». Библия же ставит Г. в один ряд с богохульством (Мк 7:22; 2 Тим 3:2), а гордеца приравнивает к богоненавистнику (Рим 1:30).»Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч 16:5). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет 5:5; ср. Притч 29:23).

Горе 
Словами «горе /евр. ой или хой/ мне (нам, тебе и т.д.)!» начинается причитание, к-рым страдающий оплакивает свою или ч.-л. участь (1 Цар 4:8; Пс 119:5; Еккл 4:10).В ус-тах пророков звучат грозные возгласы «Горе вам», произносимые по велению Бога. Эти возгласы возвещают суд Господа и обращены к иноземным народам (Ис 10:5; Иер 48:46; Соф 2:5), к Израилю (Ос 7:13), к Иерусалиму (Иер 13:27) или к отдельным группам людей (Ис 3:11). Нередко они относятся к пастырям, пророкам, книжникам Израиля (Ис 10:1; Иер 23:1; Иез 34:2), не оправдывающим своей ответственности перед народом, показавшим себя неспособными и неверными.

В возгласах «Горе вам…», произносимых Иисусом, ветхозаветное возвещение суда находит свое продолжение и обретает особую остроту. Объявляя бедных и голодающих блаженными (Лк 6:20-23) ( Заповеди Блаженства), Иисус выносит приговор богатым и пресыщ.. Он также возвещает суд городам Хоразину, Вифсаиде и Капернауму, на к-рые Его деяния не оказали воздействия (Мф 11:21; Лк 10:13). Обличая фарисеев, Иисус сожалеет об этих в общем-то благочестивых и увер. в собств. правоте представителях Израиля, говоря им: «Горе вам, книжники и фарисеи» (Мф 23:13.; Лк 11:42). Последние возгласы сожаления будут произнесены в связи с окончат. судом Божьим над землей (Откр 8:13).

Горен-Гаатад 
(«куст терновника»), местность или область, располож. вост. Иордана, где Иосиф семь дней оплакивал смерть своего отца Иакова (Быт 50:10), после чего похоронил его в окрестностях Мамре. Поэтому хананеи называли это место «плач египтян» (Быт 50:11).

Горнило 
глиняный сосуд для плавки металлов (Пс 11:7; Притч 27:21).

Горница 
На крыше «дома» или дворца (дворец) нередко сооружали Г. — небольшую комнату, в к-рой можно было уединиться для отдыха (Суд 3:20) или молитвы (Дан 6:10) и к-рая могла служить также для приема гостей (3 Цар 17:19; 4 Цар 4:10,11). Иногда на крыше ставили палатку (шатер) (2 Цар 16:22; ср. Неем 8:16). Дворцовые сооружения имели по несколько Г. (Иер 22:14); из 2 Цар 18:33 следует, что Г. устраивали и над воротами. В новозаветные времена речь может идти о помещениях более внушит, размеров (Мк 14:15; Лк 22:12) и даже о целом верхнем этаже (Деян 20:8,9).

Горное Дело 
В Втор 8:9 Ханаан предстает перед израильтянами страной, изобилующей полезными ископаемыми, а в Иов 28:1-11 описывается добыча золота, серебра, меди, железа и драг. камней. Строит-во Силоамско-го водоема подтверждает предположение, что евреи имели достаточное представление о том, как делать шахты. Выкопанные египтянами еще во время правления четвертой династии (III тыс. до Р.Х.) в местах добычи меди на Синайском полуострове шахты были очень глубокими, йрнорабочими были рабы, пленные и преступники. В Ецион-Гавере, о к-ром в Библии говорится лишь как о портовом городе (3 Цар 9:26), в результате раскопок, проведенных Н.Глюком, были обнаружены печи для выплавки меди, построенные во времена Соломона. Здесь перерабатывали и грузили на корабли руду, добывавшуюся на рудниках в долине Арабы.

Город 

I. Слово «город» (евр.ур) означает поселение с постоянным местоположением, в отличие от временных поселений, состоявших из переносных пастушеских шатров (Чис 32:41), а также от неогороженных сел (Нав 15:32.; Неем 6:2) и одиночных жилищ, располож. на полях (Втор 28:3). II. Г. возникают в местностях с оседлым населением как поселки ремесленников и торговцев, зачастую как резиденции властителей (ср. многочисл. сир.-палест. царства, т.е. города-государства). Поэтому Г. всегда олицетворяет политич. власть. В качестве первых основателей городов в Библии названы Каин (Быт 4:17) и Нимрод (Быт 10:8-12). Особую роль, как центры торговли, перекрестки торг. путей и места средоточия властных структур в Палестине играли, с одной стороны, портовые Г. финикийцев на западе, с другой, — Г. на окраине пустыни, на границах обжитых кочевниками областей, такие как Дамаск, Рав-ва, Петра и Вирсавия (Беэр-Шева).

III:

1) значение и благополучие Г. зависели от различных обстоят-в. Плодородная земля в окрестностях должна была гарантировать снабжение Г. пищевыми продуктами (ср. Ис 28:1), а хорошие источники были необходимы для орошения земли и гор. водоснабжения. Для строит-ва Г. охотно выбирали труднодоступные, со всех сторон окруженные долинами возвышенности (ср. Нав 11:13; Мф 5:14), по возможности располож. вблизи дорог (ср. Иерихон,Капернаум,Самария,Си-хем; ср. Дорога). Г., впоследствии ставшие торг. центрами, служили окрестным селам и городкам местами отправления правосудия, а в воен. время — крепостями, где могло укрыться население (ср.Неем 11:25;Иез 38:11);

2) стратегически выгодное положение Г. усиливалось строит-вом крепостей, часто довольно внушительных (Крепость). Напр., стены Мегиддо были толщиной до 8 м, а вые. — 5-10 м. Гигантские, иногда двойные, гор. ворота наглухо закрывались при появлении врага. Основательные, выдававшиеся вперед башни и брустверы повышали оборонительную мощь городов. Последним прибежищем внутри города чаще всего служила цитадель;

3) гор. застройка занимала, как правило, небольшую площадь (Мегиддо 5 га; Сихем 4 га; Иерихон 2,5 га), поэтому улицы и переулки были узкими. Большие собрания народа предпочитали устраивать у ворот, место у к-рых в ветхозаветные времена заменяло рыночную площадь (Торжище). Здесь осуществлялось правосудие (ср. Пс 117:19; Притч 22:22) и оглашались решения гор. властей. Ремесленники, изготовлявшие одну и ту же продукцию, нередко населяли в городах свою улицу, напр., пекари (Иер 37:21) или златоделы. На определ. улицах концентрировались мелочные торговцы (3 Цар 20:34; Неем 3:31). В тех Г., где не было своих источников, строились водопроводы, как, напр., в Иерусалиме (4 Цар 20:20; Ис 7:3 — Силоам) или водосборники (Камень Меши). В эллини-стич. и рим. периоды, особенно при Ироде Великом и его преемниках, гор. строительство стало принимать огромные размеры. Властители занялись украшением своих Г.; сооружались дороги, насаждались сады и рощи (напр., — Иерихон; ср. Лк 19:4), создавались рыночные площади и амфитеатры (Иерусалим, Самария);

4) Библия доносит до нас лишь отрывочные сведения о гор. администрации. Управление Г. осуществляли его старейшины (1 Цар 11:3). Не у всех Г. было свое судопроизводство, но, вероятно, в каждом имелись надзирающие за порядком служащие Торжище). Во главе гор.управления, согл. Закону Моисея, стояли старейшины, судьи,чиновники и писцы (ср.Втор 16:18), к-рые были ответственны за налогообложение и за состояние оборонит. сооружений и дорог. О градоначальниках и начальниках гор. полуокругов сообщается в 3 Цар 22:26; 4 Цар 23:8; 2 Пар 18:25; Неем 3:18. На гор. башнях несли вахту дозорные (2 Цар 18:24; 4 Цар 9:17.), в то время как «стражи» заботились о порядке в самом Г. (Пс 126:1; Песнь 3:3 и проч). В Иез 13:9, вероятно, упоминается список граждан израильских городов. Рим. города, как правило, управлялись преторами.или дуумвирами /греч.стрй-тегой/. Преторам, как и рим. консулам, подчинялись ликторы, или «городские служители» (Деян 16:35,38). Греч. Фессалониками управлял гор. начальник, «политарх» (Деян 17:6,8, в Синод, пер. — «городские начальники»), Эфесом, городом с мировой известностью — блюститель порядка, «грамма-теус» (Деян 19:35).

IV. Застройка и внутр. структура Г. отражали определ. эпоху. Гор. стены в бронзовом веке были столь мощными, что соглядатаи сообщают: «города там большие и с укреплениями до небес» (Втор 1:28). Стены Г. железного века в большинстве своем менее мощны. Часто при раскопках они оказываются давно обвалившимися, в то время как стены, сохранившиеся от бронзового века и послужившие им фундаментом, еще стоят. Архитектура Г. соответствует господствовавшим тогда политич. и социальным условиям. Толстые стены бронзового века восходят ко времени хананеев, когда население, по указанию гор. князей (царей), должно было исполнять подневольные работы. Такого рода царствования, при к-ром население, как рабочая сила, было полностью подчинено произволу царя, израильтяне сначала не знали. Большое стро-ит-во в Израиле начинается при Соломоне. Для этого было привлечено к оброчным работам (Принудительные работы) покоренное ханан. население (3 Цар 9:15,20). Мощные укрепления Мицпы (Массифа) и других погран. городов свидет-вуют о войнах между Иудейским и Израильским царствами после их разделения. Широкомасштабное эллинистич. гор. строит-во дает наглядное представление о проникновении в Палестину греч. культуры.

V:

1) название Г. нередко дает сведения о:
а) его положении: Рама, Рамоф др.-евр. «высота» — город, располож. на горе, холме; «авел» — луг, речная долина (2 Цар 20:15), «эйн» (в Синод, пер. иноща — «ен») или «аин» — «источник» (Нав 15:34), «беер» (в Синод. пер.-«вир») -«колодец» (Нав 15:28),»Эмек» (в Синод, пер. — «емек») — «долина» (Нав 18:21);
б) плодородии окрестных земель и занятиях жителей Г.: Виффагия = «дом смокв»; Махалев = «тучность»; Вифсаида = «дом рыбной ловли»; Вифлеем = «дом хлеба»;
в) поклонении некоему божеству: Аште-роф-Карнаим = «рога Астарты»; Беф-Дагон = «дом Дагона»; Иерихон = «лунный»;
г) покровителе или основателе Г.: Кесария названа в честь «кесаря» (цезаря) Августа, Антипатрида названа так Иродом Великим в честь своего отца. Самария получила греч. название «Себастия» также в честь — Августа;

2) Иерусалим как столица, т.е. главный город страны, неоднократно обозначен просто как «город» (Мф 21:17; Лк 19:41).

VI. См. отдельные статьи о важнейших городах, например Вавилон, Беф-Сан, Дамаск, Иерусалим, Мегиддо, Самария, Сихем и проч., а также Города-убежища, Левиты, Небесный Иерусалим.

Город солнца 
город в Египте (Ис 19:18). Способы прочтения евр. текста позволяют ученым заключить, что здесь говорится либо о егип. Гелиополе («Городе солнца») /егип. Он/, либо о неизвестном «городе разрушения». В Септуагинте в этом месте значится «город праведности».

Города-убежища 

1) Господь заповедал израильтянам после завоевания Ханаана основать там шесть Г.-У. Люди, совершившие не-преднамер. убийство, могли укрыться в этих Г.-У (Исх 21:12.; Чис 35:9-14). Моисей назвал три города на вост. берегу Иордана: Бецер в уделе Рувима, Рамоф в Галааде в уделе Гадовом, Голан в Васане в уделе Ма-нассии (Втор 4:41-43), а Иисус Навин — еще три города на зап. берегу: Кедес на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, Кириаф-Арбы (Хеврон) на горе Иуди-ной (Нав 20:7.);

2) Г.-У распределялись по тер. страны равномерно, так что преследуемый мог укрыться в ближайшем из них. Дороги, ведущие к этим городам, должны были содержаться в хорошем состоянии (Втор 19:3), чтобы ничто не препятствовало беглецам. Перейдя границу Г.-У, скрывавшийся получал защиту от мстителей. Но если выяснялось, что беглец, находящийся в одном из Г.-У, совершил преднамер.убийство.его приговаривали к смертной казни и передавали в руки кровников — родственников жертвы. После смерти первосвященника убийца мог вернуться на родину к своей семье. Там он попадал под защиту старейшин и местной общины;

3) Г.-У были левитскими городами, а Хеврон — городом священников. В каждом таком городе были люди, сведущие в правовых вопросах и уполномоч. разрешать их.

Городские служители 
или ликторы, были чиновниками, исполнявшими поручения или приговоры преторов (в Синод, пер. — «воевод»), к-рые стояли во главе рим. про-винц. городов (Деян 16:35,38).

Горчичное зерно 
(греч. синапи), семя черной горчицы (Brasica nigra), однолетнего растения с ветвистым стеблем, к-рое достигает вые. 2,5-3 м. Это «дерево» — излюбленное место пребывания щеглов, охотно питающихся его маслянистыми зернами (Мф 13:31). Семена горчицы и добываемое из них масло находят применение в медицине. Ничтожная величина горчичного семени (0,95-1,1мм в диаметре) вошла в поговорку. Иисус образно использует пример Г.З. в притче о приближающемся Царстве Небесном, к-рое неприметно и почти неощутимо начинает свое становление, но обладает такой силой и таким потенциалом, к-рые позволяют ему распространиться по всему миру (Мф 13:31.; Мк 4:31.; Лк 13:19). Подобным же образом Г.З. в Мф 17:20; Лк 17:6 символизирует сущность и силу веры, к-рой подвластны величайшие дела.

Горшечник 
I:

1) гончарное ремесло было известно в Палестине задолго до того, как туда пришли израильтяне. Сначала глиной покрывали полы в жилищах, затем ее стали применять для изготовления скульптур, о чем свидетельствуют изображения человеч. голов из Иерихона, и только позже из нее стали делать сосуды (до этого их выдалбливали из камня, а затем полировали). Обнаруженные при археол. раскопках ( раскопках (I; 11,3) керамич. сосуды помогают ученым точно определять время, к к-рому относится тот или иной культурный слой;

2) глину, предназнач. для изготовления сосудов, замачивали, разминали ногами (Ис 41:25), а затем на гончарном круге, к-рый приводился в движение рукой или ногой, формировали из куска глины сосуд, постепенно делая его стенки ровными и тонкими (Иер 18:3). Затем сосуд обжигали в печи. В библ. период сосуды часто расписывали, наносили на стенки орнамент и покрывали глазурью (Притч 26:23). Г. изготавливал сосуды разной формы и разного размера — чаши (чаша), кувшины, светильники, гршки (горшок), котлы (котел).

II. Власть Г. над глиной в Библии неоднокр. сравнивается с властью Бога над Его созданиями (Ис 29:16; Иер 18:4,6; Рим 9:21). Подобно изделиям Г., к-рые легко можно разбить, хрупкими оказываются и человеч. замыслы, если Господь захочет перечеркнуть их (Пс 2:9; Иер 19:11; Откр 2:27). И, тем не менее, в эти «глиняные сосуды» — в людей — Бог помещает сокровища Своей истины (2 Кор 4:7).

Горшок 
В Библии упоминаются Г. разных размеров, изготовленные из глины (Горшечник) и металла (Лев 6:21, в Синод, пер. — «сковорода»), В них готовили мясо (Иер 1:13 и Исх 16:3 — в Синод, пер. — «котел»; 1 Цар 2:14), овощи (4 Цар 4:40, Синод, пер. — «котел») или похлебку (Суд 6:19) (Пища, II), а также хранили пищу. Ели прямо из Г., поставленного на пол или на низкий стол, вокруг к-рого располагалась семья (Трапеза, Г., найд. при археол. раскопках, отличались по форме: те, что относятся к более раннему ис-торич. периоду, имели плоское дно, их стенки нередко украшал орнамент; сосуды, относящиеся к более позднему времени, имели круглое дно и две располож. по бокам ручки. В Притч 19:24 говорится, что ленивый человек, опустив руку в Г. (в Синод, пер. — «чаша»), не хочет донести ее до рта.

Горький 

1) прил., обозначающее вкус. Моисей повелел израильтянам есть пасхального агнца с Г. травами, к-рые, по-видимому, должны были напоминать им о Г. времени, проведенном в Египте (Исх 12:8);

2) прил., обозначающее воду, непригодную для питья. Когда, странствуя по пустыне, израильтяне пришли в Мерру, они не смогли пить там воду, потому что она была «горькой» (Исх 15:23.);

3) «горькая вода» — атрибут судебного процесса. Женщина, подозреваемая в измене мужу, должна была выпить из рук священника «горькую воду» (Чис 5:18), к-рая считалась «наводящей проклятие» на виновную (Брак, IV,2);

4) прил., означающее характер человека. Характер жестокого и завистливого человека (Иак 3:14), стремящегося причинить вред другим людям, называется Г. Подобная горечь появляется в христ. общине, если кто-то испытывает недостаток в Божьей благодати. Нельзя допускать, «чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернились многие» (Евр 12:15).

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий