Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Гвоздь
/евр. масмер/. В Ин 20:25 Фома, не веря в то, что Господь воскрес, говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей … не поверю».

Гева 
(холм)

1) город колена Вениамина, отданный левитам (Нав 18:24; Ис Нав 21:17).Согл. Ис 10:29, Г. находилась сев. Иерусалима, поэтому ее следует отличать от Гивы Саула -> Гива Саула. Возм., это тот же город, что и Гива Вениамина, упоминаемая в 1 Цар 13:2,15 и след. В наст. время это, вероятно, Джаба, располож. в 9 км сев.-вост. Иерусалима и в 3 км вост. Рамы. Г. была погран. городом Иудейского царства; Аса превратил ее в крепость (3 Цар 15:22 — в Синод, пер. — Гива). Во времена Иосии выражение «от Гевы до Вирсавии» означало: всё Иудейское царство — от севера до юга (4 Цар 23:8). Недалеко от Джабы расположена Сахель-Джаба, возм., та же самая местность, что и «поле» около Гивы (Суд 20:31) или Г. (Неем 12:29; Зах 14:10 — в Синод, пер. — Гаваона). Рядом с Г. (в Синод, пер. — Гивы) находилась скала Сене (1 Цар 14:4 и след.), возм., это место возле Хирбет-эль-Алальят;

2) название еще одной Г. встречается в списке городов, составленном Тутмосом III. Возм., это упоминаемая Иосифом Флавием Гава-совр. Джебате /евр.Геват/, располож. в 10 км вост. Иокнеама.

Гевал 

1) гора в Ханаане, отделенная долиной от горы -> Гаризим (Втор 27:12,13). Недалеко от этих гор находились город Сихем и дубрава Море (Быт 12:6). Г. (вые. 938 м) — голая, лишенная растительности скала. После перехода израильтянами реки Иордан Иисус Навин соорудил жертвенник из «цельных ‘.т.е. неотесанных камней и принес на нем жертвы всесожжения и жертвы мирные, а на больших, побеленных известью камнях написал «список с закона Моисеева», полученного израильтянами на горе Синай. Затем шесть израильских колен провозгласили с горы Гаризим благословение Израилю, а другие шесть колен с горы Гевал — проклятие (Нав 8:30-35). Это было совершено во исполнение указаний Моисея (Втор 27).

2) (возм., «горная страна»), финикийский город (в совр. лит-ре — Библ), располож. на побережье Средиземного моря между Бейрутом и Триполи (Иез 27:9). Результаты раскопок свидет-вуют о том, что оживленная торговля с Египтом велась здесь уже во времена Древнего царства. Египтяне вывозили из Г. корабельный лес и медь, а ввозили папирус, к-рый здесь перерабатывался. Отсюда произошло греч. название города — Библос («книга»). Среди док-тов архиваЭль-Амарнского найдено более 50 табличек, написанных Риб-Адди, царем Г. Известный исторический факт — плавание в Библ египтянина Унамона (незадолго до 1100 Г.ДОР.Х.). Прим. 1000-м г. до Р.Х. датируется найденный в Г. саркофаг царя Ахирама с надписью из финикийских букв (-> Алфавит). В Библии Г. упоминается в одном ряду с Тиром (Иез 27:9).

3) гористая местность на вост. берегу Иордана, жители к-рой вошли в союз, направленный против Израиля (Пс 82:8).

Гевер 
«(молодой,сильный) мужчина»), сын Урия, приставник Соломона в юж. Галааде (3 Цар 4:19), возм., отец приставника в сев. Галааде и Аргове.

Гевим 
Гевим («ров», «пруд»), селение расположенное севернее Иерусалима (Ис 10:31). Г. Дальман отождествляет этот город с Шуафатом, расположенным примерно в 3 км севернее столицы.

Гевла 
Земля гивлитян (-> гивлитян)(Нав 13:5).

Гегай 
/евр. Хеге и Хегай, «владеющий хорошими коровами»/, евнух царя Артаксеркса, страж его жен, служивший также и Есфири (Есф 2:3,8,15).

Гедалия 
Гедалия, Годолия. I. (евр. Гедалья и Гедальяху, «велик Яхве»).

1) сын левита Идифуна, руководитель второго отделения певцов во времена Давида (1Пар 25:3,9);

2) предок пр. Софонии (Соф 1:1);

3) сын Пасхора, один из иуд. князей, повелевших бросить пр. Иеремию в яму (Иер 38:1,4-6);

4) сын Ахикама, придворного царя Иосии, и внук Шафана. Захватив Иерусалим и угнав народ в плен, вавил. царь Навуходоносор в 587 г. до Р.Х. назначил Г. управлять Иудеей. Резиденцией Г. была Массифа. Как и его отец, он покровительствовал пр. Иеремии и собрал вокруг себя рассеянных по Иудее евреев. После двухмесячного правления Г., по наущению аммонитского царя Ваалиса, был убит Исмаилом, сыном Нафании из иуд. цар. рода. Опасаясь мести Навуходоносора, остаток народа под предводит-вом Иоханана (Иоанана), сына Карея, вопреки совету Иеремии, отправился в Египет (4 Цар 25:22-26; Иер 39:14; Иер 40; Иер 41). В Лакише (Лахисе) был обнаружен оттиск печати высокопост. сановника Гедалии, к-рый и был тем самым Геда-лией;

5) священник из рода первосвященника Иисуса, женившийся на иноплеменнице (Езд 10:18). II. /евр. Йигдальяху, «Яхве явит свое величие»/, отец рехавита Алана (Иер 35:4).

Гедеон 
(евр. Гидон, от араб. «с поврежденной рукой» или «разрушать, разбивать на куски»), сын Иоаса, потомка Авиезера из колена Манассии, живший в Офре (Суд 6:11). Вероятно, Гедеон жил примерно в XII в. до Р.Х. Он был призван стать судьей в то время, когда Господь наказал израильтян за непослушание, предав их произволу мадианитян на 7 лет. Мадианитяне вместе с амаликитянами и племенами с востока нападали на израил. земли вплоть до Газы, опустошая поля всякий раз, когда они были засеяны, и уводя скот. Тем самым они лишали страну пропитания. Из страха перед мадианитянами израильтяне соорудили себе «ущелия в горах, пещеры и укрепления». Они воззвали к Господу, и Он послал к ним пророка, который обличил их «в отпадении» от Бога. Одноврем. ангел Господень явился Г., к-рый «выколачивал пшеницу в точиле, чтобы скрыться от глаз мадианитян». Ангел призвал его освободить Израиль. Получив от Господа наказ, Г. построил жертвенник и назвал его «Господь — мир». В ту же ночь, по повелению Господа, Г. разрушил жертвенник Ваала и срубил стоявшее рядом с ним свящ. дерево, идол -> Ашеры. Жители города потребовали от Иоаса, отца Г., чтобы он выдал им сына для казни. Но Иоас ответил им: если Ваал — действительно бог, «то пусть сам вступится за себя» и «судится» с Г. С тех пор Г. стали называть Иеро-ваалом, что означает»пусть судится Ваал». В евр. тексте 2 Цар 11:21 имя Иероваал (евр. Йеруббаал) заменено на Йеруббешет (Йеруббошет); имя бога Ваала заменено на слово бошет («стыд») (ср. «Иевосфей», «Мемфивосфей»). Для нападения на мадианитян и их союзников, расположившихся лагерем в Изреельской долине, Г. созвал колена Манассии, Асира, Завулона и Неффалима (Суд 6:33-35). Он испросил у Господа знамение и получил его в виде росы на стриженой шерсти. С 300 воинами, к-рых он, по Божьему указанию, отобрал из 22 тыс. человек посредством опрецел. испытания, Г. обратил врага в бегство. По призыву Г. ефрем-ляне отрезали беглецам путь к переправе через Иордан и пленили двух мадиамских князей, Орива и Зива: оба князя были затем убиты (Суд 7). Г. с 300 воинами переправился через реку и продолжил преследование врагов. На требование Г. снабдить его войско хлебом жители Сокхофа и Пенуэла ответили отказом (Суд 8:4-9). Г. напал на находившийся в Каркоре лагерь мадиамских царей Зевея и Салмана, разбил их войско, а самих царей взял в плен. На обратном пути он наказал жителей Сокхофа и Пенуэла.

Когда выяснилось, что Зевей и Салман убили на Фаворе братьев Г., он умертвил их по закону кровной мести. После одержанной победы израильтяне предложили Гедеону цар. власть, но он, зная, что царь Израиля — Господь, отклонил их предложение. Однако он испросил себе по серьге из добычи каждого. Общий вес этих украшений составил 1700 золотых сиклей (ок. 20 кг). Из этого золота Гедеон сделал «ефод» (что подразумевается в данном случае под ефодом, неизвестно) и «положил его в своем городе, в Офре». В результате этого весь Израиль,»блуд-но» ходивший к ефоду, обратился к идолопоклонству. Ефод оказался «сетью Гедеону и всему дому его» («Авимелех»). Своими великими деяниями в качестве судьи и военачальника Гедеон обеспечил израильтянам мир и покой на 40 лет. Но то обстоят-во, что он косвенно склонил израильтян ко греху, показывает, что институт судей — при всех положит. моментах — имел преходящий характер. После смерти Г. Израиль проявил неблагодарность к его памяти и снова обратился к служению Ваалу. Но победы Г. не были забыты (Пс 82:10,12; Ис 9:4). В Евр 11:32 Г. назван в числе великих ветхозаветных мужей веры. Среди судей он был одной из наиб. выдающихся личностей, однако его победы были победами Господа. Г. был погребен в своем родном городе Офре.

Гедера 
(«каменный загон (для мелкого скота)»).

1) город в уделе Иуды (Нав 15:36),возм., Джудрайа в сев. части Долины дуба -> Долина дуба;

2) в 1Пар 12:4 говорится о вениамитянине Иозаваде из Г. Эта Г. в уделе Вениамина, возм., тождественна Джудере. располож. в 2 км сев.-вост. Гаваона, или Хирбет-Джудере. располож. в 10 км зап. Гаваона;

3) город, где жили цар. горшечники (1Пар 4:23 — в Синод, пер. — «в огородах»), возм., то же, что и Г. (1).

Гедеритянин 
прозвище Баал-Ханана, одного из начальников над имением Давида (1Пар 27:28), возм., указывающее на место его рождения. -> Гадер -> Гедор -> Гедера.

Гедероф 
(форма мн.ч. от Гедера), город в уделе Иуды, на равнине Шефела (Нав 15:41; 2 Пар 28:18), возм., совр. Гедера, располож. в 6 км юго-вост. Явне. Но ср. -> Екрон.

Гедерофаим 
Две загороди (два каменных загона). В списке городов, располож. «на низменных местах» в уделе Иуды (Нав 15:36), Г. является 15-м названием, в то время как их должно быть только 14 (в Синод, пер. эта трудность обойдена путем добавления союза «или», отсутствующего в евр. оригинале:»Гедера или Гедерофаим»). Возм., Г. означает скотный двор,находившийся в окрестностях упомянутой выше -> Гедера. Подобным образом это слово переведено и в Септуагинте.

Гедор 
(араб. «рябой», «покрытый сыпью, оспой»).

1) вениамитянин (1Пар 8:31);

2) город в уделе Вениамина (1Пар 12:7),совр. Хирбет-Джедур. прим. в 9 км сев.-зап. Иерусалима;

3) город в уделе Иуды (Нав 15:58), совр.Джедур, в 12 км сев.Хеврона. Вероятно, этот город имеется в виду и в 1Пар 4:4,18, где говорится о Пенуеле (или Иереде) как об отце вениамитянина Г. (1);

4) местность в пустыне Негев (1Пар 4:39 — в Синод, пер. — Герара), ее точное расположение определить невозможно; вполне вероятно, что Г. — это то же место, что и -* Гадер.

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий