Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Гаий (Гай): 

1) македонский христианин и спутник ап. Павла. Г. был схвачен разъяренной толпой во время мятежа серебряников в Ефесе, но, видимо, остался невредим (Деян 19:29);

2) спутник ап. Павла, сопровождавший его на пути из Македонии в Малую Азию (Деян 20:4). В одном из дошедших до нас вариантов текста говорится, что Г. был родом из Дубера в вост. Македонии, а не из Дервии в Малой Азии, как об этом говорят остальные рукописи Деян В этом случае он, вероятно, являлся тем же лицом, что и первый Г. Подтверждением этому может служить то обстоят-во, что оба Г. упоминаются вместе с македонянином Аристархом;

3) коринфский христианин, к-рого крестил Павел (1 Кор 1:14). Апостол останавливался в доме Г.; здесь же собиралась и вся коринфская церковь (Рим 16:23). Исследователями было высказано предположение, что этот Г. и тот, к-рый принимал у себя Павла (Деян 18:7), — одно и то же лицо и что, соотв., его полное имя — Г. Титий Иуст (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);

4) адресат 3 Послания Иоанна. Г. гостеприимно принимал у себя братьев и странников и, возм., был обращен в веру Иоанном.

Гай 
(евр. Ай (в Библии всегда с артиклем — Хаай), «куча (обломков)», «развалины»):

1) город вблизи Вефиля (Быт 12:8; Быт 13:3; Езд 2:28), названный в МТ также Айя (в Синод. пер. — Гай, Неем 11:31) и Айа (в Синод. пер. — Газа, 1 Пар 7:28). Ко времени покорения Ханаана израильтянами Г. был укреп. городом с 12 тыс. жителей, в к-ром правил царь. Г. был завоеван Иисусом Навином (Ис Нав 8). Если Аиаф (евр. Айят, Ис 10:28) также отождествить с Г., то его местоположение надо искать сев. Михмаса. Неоднократно указывали на холм Ат-Телль близ селения Дейр-Диван как на возм. местонахождение древнего Г. В результате раскопок здесь был обнаружен город, по своим размерам превосходящий Иерихон или Мегиддо (что противоречит Ис Нав 7:3), к-рый уже ок. 2000 г. до Р.Х. стал жертвой какой-то катастрофы и только ок. 1200 г. до Р.Х. был в незначит. степени заселен израильтянами. Т.о., ко времени завоевания Г. этот город лежал в развалинах. Нет здесь и упомянутой в Ис Нав 8:12 располож. сев. города долины. Значит, Г. следует искать в другом месте, вост. Вефиля.

2) город аммонитян, располагавшийся, вероятно, вблизи Есевона (Иер 49:3).

Гаккатан 
(евр. Катан, «меньший» или «младший»), отец Иоханана, из потомков Азгада (Езд 8:12).

Гаккоц 
(евр. Хаккоц, «терновник»), глава рода священников, к-рому выпал седьмой жребий для служения в храме во времена Давида (1 Пар 24:10). Члены рода Г. вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, но не могли доказать своей принадлежности к священству (Езд 2:61 и след.; Неем 7:63 и след.). Судя по Неем 3:4.21, некоторым из них все же удалось отстоять свои права.

Галаад 
(евр. Гилад, возм., «неровная поверхность»):

1) сын Махира, внук Манассии, праотец рода Г., составлявшего основную часть колена Манассии (Числ 26:29.30; Числ 27:1; Числ 36:1; Ис Нав 17:1.3);

2) отец судьи Иеффая (Суд 11:1.2), потомок Г.;

3) израильтянин из колена Гада (1 Пар 5:14);

4) горный массив, простирающийся зап. Иордана, возле Изреельской долины (Суд 7:3), к-рый, по мнению ряда ученых, тождествен -> Гелвую. Название Галаад появилось в этом месте Библии в результате ошибки переписчика;

5) горный массив вост. Иордана (Быт 31:21.23.25; Песн 4:1), ср. Галаад;

6) в Ос 6:8 (ср. 12:12) говорится о Г. — «городе нечестивцев, запятнанном кровью», но, вероятно, здесь имеется в виду земля Г.;

7) область вост. Иордана (Втор 3:10), границы к-рой точно не определены. Во Втор 34:1 подразумевается область к востоку от Иордана, а в Ис Нав 22:9 — область, находящаяся сев. Арнона, завоеванная израильтянами (4 Цар 10:33). Река Иавок делит Г. на юж. (Втор 3:12.16; Ис Нав 12:2.5) и сев. части (Ис Нав 13:31). После победы израильтян над васанским царем Огом (Числ 21:32-35) юж. часть отошла во владение коленам Гада и Рувима, а сев. — колену Манассии (Втор 3:12-16). Позже израильтяне неоднократно сражались с сирийцами за Рамоф Галаадский; область была разорена сир. царем Азаилом, к-рый «молотил Галаад железными молотилами» (Ам 1:3; ср. 4 Цар 10:32.33). Галаадское нагорье, в отличие от зап. берега Иордана, очень плодородно: на нем простирались обширные пастбища (Числ 32:1; Песн 4:1), а сев. часть в основном покрывали леса, в том числе -> Ефремов лес, в к-ром был убит Авессалом (2 Цар 18:6). Из Г. вывозились благовония и лекарств. средства (Быт 37:25), о чем говорится в Иер 8:22: «Разве нет бальзама в Галааде?»

Галал 
(«черепаха»):

1) левит из рода Мерари, вернувшийся из вавил. плена (1 Пар 9:15);

2) другой потомок Мерари, сын Идифуна и отец Шемаии (1 Пар 9:16).

Галатия 

I. ОБЛАСТЬ
Плоскогорье в Малой Азии, тянущееся по обе стороны от реки Галис (совр. Кызыл-Ирмак), в эпоху НЗ населенное кельтскими племенами — галатами, обосновавшимися здесь в III в. до Р. Х. По одной из версий, сюда было направлено -> Послание к Галатам. Важнейшие галатийские города — Пессинунт — на западе, Анкира (совр. Анкара) — в центре и Тавий — на востоке области.

II. РИМСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Галатия (с 25 г. до Р. Х.) включала, помимо собств. Галатии, Ликаонию, Писидию и Фригию. Здесь Павел проповедовал во время своих первого и второго миссионерских путешествий (Деян 13:14; Деян 14:24; Деян 16:1-5).
Галгал (Галгалы)
(«круг», «колесо повозки» или «диск» (каменный)):

1) место первой стоянки израильтян в Ханаане вост. Иерихона (Ис Нав 4:19), т.е. между городом и Иорданом (Ис Нав 5:10; Ис Нав 9:6; Ис Нав 10:6; Ис Нав 14:6; Суд 2:1; Суд 3:19; 2 Цар 19:15; Мих 6:5). Полагают, что Г. был расположен на месте холма, к-рый сейчас называется Эн-Нетеле, в 5 км юго-вост. Иерихона, где его древнее название звучит как Телль-Джельджул. По мнению Г.Г.Дальмана, Г. следует искать на месте Эн-эль-Гарабе, к-рый равноудален от Иордана и Иерихона на 4 км. Наконец, Г. отождествляют и с развалинами Хирбет-эль-Мефджир в 2 км сев.-вост. Иерихона. Предположение о том, что в 1 Цар 11:14.15 и в Неем 12:29 (Беф-Гаггилгал) имеется в виду одно и то же место, неоднократно подвергалось сомнению. Возм., пророч. школа была организована здесь с целью сохранения древней традиции. В VIII в. до Р.Х. этот город стал центром нечестивого идолослужения, см. Ос 4:15; Ос 9:15; Ос 12:11; Ам 4:4; Ам 5:5;

2) Э.Зеллин полагает, что Г., согл. Втор 11:30 располагавшийся недалеко от Сихема, находился на месте развалин Хирбет-Джуледжил (в 4 км юго-вост. Сихема). Однако существует мнение, что указанные места связаны с Г. (1);

3) очевидно, что от Г. (1) следует отличать Г., упоминаемый в Ис Нав 12:23. Здесь говорится о городе, находившемся на месте совр. Джилджулийе (евр. Гилгал) на равнине Шарон (Сарон), в 6 км сев. Рас-эль-Айна (Антипатриды);

4) нек-рые ученые предполагают, что Г., упоминаемый в Ис Нав 15:7, то же место, что и Г. (1), но это маловероятно. В параллельном описании в Ис Нав 18:17 этот город называется Гелилофом. Считается, что он находился возле Хан-эс-Сала (также Хан-эль-Ахмар), в 9 км сев.-вост. Иерусалима.

Галгалы 
-> Галгал.

Галилейское море 
-> Геннисаретское озеро.

Галилея 
Считается, что название «Г.» происходит от евр. слова галил («местность» или «окружность»). Г. называли область вокруг Кедеса, одного из -> городов-убежищ (Ис Нав 20:7; Ис Нав 21:32), к-рая изначально принадлежала коленам Иссахара, Неффалима, Завулона и Асира. Позже здесь обосновалось и колено Дана (Суд 18). Завоевание Г. израильтянами происходило медленно (Суд 1:30; Суд 4:2). Когда Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) угнал израильтян в плен, оставшиеся евреи смешались с переселенцами-язычниками (4 Цар 15:29; 4 Цар 17:24). К коренным жителям и переселенцам, пришедшим сюда во времена вавил. плена, позднее присоединились арам., араб., финик. и греч. переселенцы. Поэтому чистокровные евреи относились к жителям Г. с презрением (Ин 1:46; Ин 7:52), и уже в Ис 9:1 Г. называется языческой. Галилеяне говорили по-арамейски с характерным акцентом (Мф 26:73; Мк 14:70). Жителей области считали людьми храбрыми и склонными к мятежу. Г. играет в Библии особую роль, потому что именно здесь Иисус совершил большую часть Своих деяний (Мф 4:23). В то время область входила в состав царства -> Ирода Антипы. (-> Масличная Елеонская гора)

Галлим: 

1) один из важнейших городов на пути из Иерусалима в Геву (1 Цар 25:44; Ис 10:30). Вероятно, это совр. Хирбет-Какул, местоположение к-рого соответствует приведенному в Ис 10:30 перечню городов. Найденные здесь остатки гор. стены и черепки свидет-вуют о том, что на этом месте (ок. 5 км сев.-вост. Иерусалима)жили израильтяне во времена Израильской государственности;

2) город в уделе Иуды, упоминаемый только в тексте Септуагинты (Ис Нав 15:59), возм., совр. Бейт-Джала, располож. в 2 км сев.-зап. Вифлеема.

Галлион, 
брат рим. гос. деятеля и философа-стоика Сенеки, воспитателя имп. Нерона. Изначально его звали Луцием Юнием Аннеем Новатом, а имя Г. он получил после того, как был усыновлен Луцием Юнием Галлионом, другом его отца. Г. избрал полит. карьеру, и во времена первого пребывания Павла в Коринфе он был уже проконсулом провинции Ахаии. Когда евреи привели к нему на суд апостола, Г. отказался выносить решение относительно его учения и не вмешался, когда толпа эллинов в его присутствии избила начальника синагоги Сосфена (Деян 18:12-17). Нерон принудил Г., как и Сенеку, совершить самоубийство. Найденная в Дельфах надпись с именем и титулом Г. позволяет заключить, что Павел посетил Коринф в 51-52 гг. по Р.Х. Это может помочь более точно определить, когда происходили те или иные события в жизни апостола.

Галлохеш 
-> Лохеш.

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий