Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Гелвуй 
(возм., «пенящийся источник»), гора (вые. 518 м) и возвышенность юго-вост. Из-рееля (1 Цар 28:4; 2 Цар 1:21; 2 Цар 21:12). По-араб. гора Г. /евр. Гчлбоа/ называется Джебель-Фу-куа. Расстояние от Г. до Циклага (Секелага) составляет 140 км, а до Гивы Сауловой — 80 км. На Гедвуйской возвышенности в битве с филистимлянами вместе с тремя сыновьями погиб Саул (1 Цар 31).

Гелилоф
(«область», «округ»), город на границе уделов Вениамина и Иуды (Нав 18:17). Существует мнение, что Г. — это измененная форма названия города Галгала (Ис Нав 5; ср. Нав 15:7).

Гемаллий 
(евр.йА(олли),отец Аммиилаиз колена Дана, одного из двенадцати соглядатаев, посланных в Ханаан Моисеем (Чис 13:13).

Геман 
Гемам (евр. Хеман, Хемам), сын Ло-тана, внук Сеира хорреянина (Быт 36:22; 1Пар 1:39).

Гемария 
Евр. Гемарья и Гемарьяху, «Яхве совершил (это)».

1) сын Хелкии, посланный царем Седекией к Навуходоносору. Иеремия передал с Г. и с Елеасой послание пленным евреям, находившимся в Вавилоне (Иер 29:3);

2) иуд. князь, сын писца Сафана и брат Ахи-кама. У него была собственная комната на верхнем дворе, у входа в Иерусалимский храм (Иер 36:10,12,25).

Геннисарет 
Этот город был известен еще в XV в. до Р.Х. под названием Киннерет. Результаты археол. раскопок свидет-вуют, что он находился на сев.-зап. берегу Геннисарет-ского озера. Остатки строений относятся к раннему периоду бронзового века (III тыся-чел. до Р.Х.). После завоеват. похода ассир. царя Тиглатпаласара III, предпринятого им в 732 г. до Р.Х., Г. был оставлен жителями. В новозаветное время город, видимо, переместился в долину, красоту и плодородие к-рой воспел Иосиф Флавий (Иудейская война, III, 516 и след.). На юге Геннисаретской равнины ныне расположен город Мигдал (новозаветная Магдала) с кибуцем Гинносар. Здесь в 1986 г. была найдена лодка, построенная в новозаветное время. Согл. Мф 14:34; Мк 6:53, ученики Иисуса, переправивпшсь на лодке,»при-были в землю Геннисаретскую», причем неясно, имеется ли в виду город или равнина.

Генуват 
(возм.,связано с евр. «красть», «уносить»), сын идумеянина Адера и его жены-египтянки, сестры царицы Тахпенесы (3 Цар 11:20). Г. рос и воспитывался во дворце фараона вместе с его сыновьями.

Гера 
(связано с евр. гер, «странник», «иноземец»).

1) сын Белы и внук Вениамина (Быт 46:21; 1Пар 8:3);

2) сын вениамитянина Егу-да; его переселили из Гевы в Манахаф (1Пар 8:7);

3) вениамитянин, отец Аода, второго судьи над народом Израиля (Суд 3:15);

4) вениамитянин, отец Семея (2 Цар 16:5). Возм., в пп. 3 и 4 под Г. подразумевается глава одного и того же рода, к-рый может быть тем же лицом, что и внук Вениамина;

5) -> Меры длины площади объема веса (II).

Герар 
(«округ»), город на юж. границе Палестины (Быт 10:19). Во времена Исаака Г. был филистимским городом (Быт 26:1): по-видимому, филистимляне поселились здесь раньше, чем в других местах Палестины. Учитывая название города, ученые высказали предположение, что Г. находился недалеко от Умм-Джерара. Но при раскопках здесь были обнаружены лишь предметы, относящиеся ко времени рим. правления. Это, однако, не опровергает версии, согласно к-рой древний Г. находился в долине, недалеко от того места, к-рое город стал занимать позднее; Ф.Питри отождествляет его с холмом Телль-Джемме. располож. в 13 км юж. Газы. Во время раскопок здесь были обнаружены фундаменты зернохранилищ, что свидет-вует об оживленной торговле зерном, к-рую вел город с древнейших времен, и соответствует сведениям, сообщаемым в Быт 20; Быт 26. Обращает на себя внимание и то обстоят-во, что цар. дворец находился в сев.-зап. части города: только там местность была достаточно ровной для разбивки стана. Авимелех вполне мог наблюдать отсюда за Исааком и Ревеккой (Быт 26:8). Но все же неясно, действительно ли Телль-Джемме — это древний Г. Вероятно, этот город мог находиться и на месте располож. прим. в 2,5 км южнее Газы холма Телль-эль-Фара, под к-рым археологи обнаружили крупнейшее из древних поселений на границе пустынной равнины с Негевом.

Герара 
(Гедор. Местность в пустыне Негев (1Пар 4:39 — в Синод, пер. — Герара), ее точное расположение определить невозможно; вполне вероятно, что Г. — это то же место, что и — Гадер.

Герасинская страна 
область вокруг города Герасы, где Иисус освободил одного из местных жителей от злых духов (Мк 5:1; Лк 8:26,37 — во всех случаях см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). В Мф 8:28-34 рассказывается об исцелении двух жителей города Гадары. Покинув исцеленных, бесы вселились в стадо свиней, и обезумевшие животные бросились с обрыва в море. После этого окрестные жители-язычники, в к-рых сотворенное Иисусом чудо вселило страх, стали просить Его покинуть город. Название города, где произошли описанные события, вызывает, однако, нек-рые сомнения. В указ. выше местах в различных списках Евангелий встречаются названия «земля герасян», «земля герге-сян» и «земля гадарян» (-> Гадаринская страна). Проблема состоит в том, что города Деся-тиградия Гадара и Гераса располагались далеко от озера (соотв. в 10 и 60 км к юго-востоку). Как часто считают, события, описанные в Мк 5:1 и след., происходили в Эль-Курси,у места впадения в Геннисаретское озеро потока Вади-Семах. Возм., первонач. название Эль-Курси — Гергеса. В новозаветное время Вади-Семах служил границей между тетрархией Филиппа и Десятиградием и находился, т.о., в языч. области.

Гергесеи 
народ, упоминающийся в Библии при перечислении хананейских племен, земли к-рых Бог отдал израильтянам (Быт 10:16; Быт 15:21; Втор 7:1; Нав 3:10; Ис Нав 24:11; Неем 9:8). Какие именно области населяли Г., неизвестно.

Гессур 

1) область, располож. сев.-вост. Ген-нисаретского озера (Втор 3:14; Нав 12:5; Ис Нав 13:11.13), совр. Голан. Здесь родилась Мааха, мать Авессалома (2 Цар 3:3).

2) область на юге Палестины (Нав 13:2), жители к-рой, как и жители Г. (1), названы в Библии гессурянами (1 Цар 27:8).

Гессуряне 
-> Гессур. Геуил /евр. Дуэл, «спасенный Богом»,сын Махия, гадитянин, один из соглядатаев, посланных Моисеем в Ханаан (Чис 13:16).

Геф 
(«виноградный пресс»), один из пяти филистимских городов (Нав 13:3), в к-ром жили остатки енакимов (Нав 11:22; 1 Цар 17:4; 2 Цар 21:19-22; 1Пар 20:5-8). Сыновья Ефрема, участвовавшие в разбойном нападении на Г., погибли от рук жителей этого города, защищавших свои стада (1Пар 7:21). Сюда филистимляне на время перенесли захваченный ими ковчег завета (1 Цар 5:8). По-видимому, Г. был самым вост. из филистимских городов, ближайшим к границе с Израилем (ср. 1 Цар 17:52). Гефский царь -> Анхус принял у себя -> Давида и отдал ему во владение Секелаг (1 Цар 27:2-11).

Позднее Давид захватил Г. (1Пар 18:1). Изгнание жителей Г. приписывается также вениамитянам (1Пар 8:13). Ровоам превратил город в погран. крепость (2 Пар 11:8). Сирийский царь Азаил неоднократно захватывал Г. (4 Цар 12:17), а Озия разрушил стены города (2 Пар 26:6), после чего Г. опять перешел во владение филистимлян. Пр. Амос, к-рый больше не упоминает Г. в числе филистимских городов (Ам 1:6 и след.; так же как позднее Иер 25:20; Соф 2:4; Зах 9:5 и след.), говорит о его разрушении (Ам 6:2). В 711 г. до Р.Х. Г. был захвачен Саргоном II, после чего город исчез со страниц истории. Археологи искали Г. в разных местах, и, прежде всего, там, где сохранились развалины (Телль-эс-Сафи. Телль-Закарийе. Бейт-Джибрин). но, вероятно, он находился на месте Телль-Арак-эль-Меншийе /евр. Телль-Гат/,в 10 км от Бейт-Джибрина (Елев-ферополя), на пути в Газу.

Гефер 
евр. Гетер/, сын Авраама и внук Сима (Быт 10:23; 1Пар 1:17).

Гефсимания 
(«масличный пресс»), сад у подножия Масличной (Елеонской) горы (Ин 18:1). Назв. так потому, что здесь, в саду или возле него, в одной из пещер, вероятно, некогда находился пресс для выжимки масла. И сегодня жители Г. указывают на пещеру дд. 19 и шир. Юму перекрестка трех дорог, проходящих через Масличную гору, как на место, где Иисус совершал молитвенное борение (Лк 22:44) и рядом с к-рым Он, вероятно, был схвачен. Пещера расположена в непосредств. близости от дороги, по к-рой Иисус ходил в Вифанию.

Не исключено, что именно здесь Он уединялся с учениками (Ин 18:2), поэтому это место было известно и Иуде. Пещера была приспособлена для ночлега. Фраза «Сказав сие, Иисус вышел…» также указывает на эту пещеру. В IV в. на горе, где, как полагали, происходило молитв, борение Иисуса, была возведена церковь. Прим. в 100 м сев. церкви расположен естеств. скальный грот, к-рый считается местом, где Иуда предал Христа. С XVII в. он почитается также в качестве места смертельной скорби Иисуса. Зап. грота находится вход в храм крестоносцев, под к-рым расположена визант. нижняя церковь V в., построенная на месте захоронения Марии, матери Иисуса. Само расположение Г. показывает, сколь сильным было для Иисуса искушение избежать страданий: требуется не более 10 минут, чтобы через заросли сада добраться до вершины Масличной горы и оказаться на границе со спасит. пустыней. Различные предания указывают также на другие близлежащие места как на места молитв, борения Иисуса.

Гефское орудие 
Значение выражения «на гефском орудии» /евр. гиттит; Пс 8:1; Пс 80:1; Пс 83:1/ точно не установлено. Предположит. оно может указывать на то, что названные псалмы исполнялись жителями Гефа, или же обозначать псалом, исполняемый при выжимке винограда. Возм., также, что Г.О. — это музык. инструмент.

Гефянин 

1) прозвище филистимлян (2 Цар 15:18 и след.; 2 Цар 18:2) и великанов (2 Цар 21:19,20 и след.) из города -> Гефа;

2) Г., упомянутый в 2 Цар 6:10 и след.; 1Пар 13:13 -> Овед-Едом.

Гешан
третий сын Иегдая из колена Иуды (1Пар 2:47).

Гешем 
«Ливень» (т.е. рожденный в период дождей), аравитянин, противник Неемии (Неем 2:19; Неем 6:1), царь «Кедар». Возм., Г. был перс. наместником в Идумее.

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий