Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Господь, Господин 
Словами «Господь» и «господин» в Синод, пер. передаются различные евр. и греч. слова:

1) там, где в Синод, пер. употреблено слово «ГОСПОДЬ» (Быт 2:4,9,16; Лев 16:1,8; Иер 33:1), в тексте оригинала, написанного на евр. языке, стоит имя Бога, читаемое как Яхве (Имена Бога). Это имя употребляется исключит. в отношении Самого Бога и встречается в ВЗ более 6 тыс. раз;

2) евр. слово адон = «господин» в значении «собственник и властелин» — это титул, к-рый принадлежит не только Богу как Властелину и Собственнику «всей земли» (Нав 3:11; Мих 4:13 — в Синод, пер. — «владыка»; Зах 4:14), но и человеку, напр. царю (3 Цар 22:17; 2 Пар 18:16; Иер 22:18; в Синод, пер. — «начальник»; «государь»), лицу, у к-рого находятся в услужении (Быт 24:14,18), супругу (Быт 18:12; Суд 19:26; Пс 44:12; Ам 4:1) и т.д.;

3) в отличие от слова адон, слово адонай = «мой Господь» относится только к Богу как в обращении (Исх 4:10,13 и др.), так и в повествовании (3 Цар 22:6 и др). В местах, подобных Иез 13:9, в евр. тексте обращение к Богу выглядит как «мой Господь»; в Синод, же пер. местоимение «мой» опущено. При чтении Библии иудеи нередко заменяют имя Яхве словом адонай, дабы не согрешить против святого имени Бога и не повторять его слишком часто;

4):

а) греч. слово кюриос = Г., как и евр. адон, в первую очередь обозначает собственника или повелителя. Так, в НЗ встречаются «господин /хозяин/ виноградника» (Мф 20:8; Мк 12:9; Лк 20:15), «господин жатвы» (Мф 9:38; Лк 10:2), «господин /хозяин/ дома»(Мк 13:35),»господин субботы» (Мф 12:8; Мк 2:28). Кр. того, кюриос — это обращение слуги к своему хозяину (Мф 13:27;Лк 13:8), к любому высокопостав. лицу (Мф 8:2,6,8; Лк 5:12 и др.), а также обращение учеников к учителю (Мф 8:25; Лк 9:54; Ин 11:12 и др). У греч. язычников слово кюриос употреблялось в отношении божеств, а также императора или царя, к-рому оказывали божеств, почести (Деян 25:26; в Синод, пер. — «государь»);

б) слово «Господь» как с артиклем (го кюриос. Мф 5:33; Мк 5:19; Деян 7:33; 2 Тим 1:16,18 и др.), так и без артикля (Мф 1:22; Мк 13:20; Евр 7:21 и др.) обозначает титул или имя Бога. Это нашло подтверждение в Сеп-туагинте, где слова адонай и «Яхве» переданы как кюриос,

в) после воскресения Иисуса Его называют «Господом всех’ (Деян 10:36), Г.»над мертвыми и живыми» (Рим 14:8.), перед именем Которого «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2:10). Первым это исповедание, исповедание Церкви, произносит Фома (Ин 20:28).

Гостиница 
место для ночлега странников. Путники не всегда пользовались Г., т.к. в соответствии с традициями вост. гостеприимства их могли пригласить ночевать в любой дом (Исх 2:20; Суд 19:15-21; 4 Цар 4:8; Деян 28:7; Евр 13:2). Общественные Г. давали приют не только людям, но и животным. Это были большие здания квадратной формы, в к-рых были комнаты для отдыха и багажа, а также стойла для скота. В помещениях для путников мебели не было. Постояльцы расстилали на полу свои ковры, а постелью и одеялом им могли служить их собственные плащи. Иногда хозяин гостиницы торговал продуктами питания (Лк 10:34).

Гость 

1) на Востоке с древнейших времен придавалось большое значение традициям гостеприимства. В ВЗ есть показат. примеры гостеприимного отношения к чужеземцам или странствующим израильтянам (Исх 22:21; Суд 13:15; 4 Цар 4:10; Иов 31:32). Чужеземец, к-рый обычно не имел почти никаких прав и был вне закона, в качестве Г. попадал под защиту семейства или колена. В Пс 22:5. Сам Бог предстает в образе хозяина дома, показывая людям пример гостеприимства;

2) в доме, где имелись специальные гостевые комнаты, Г. принимали слуги (Притч 9:3; Мф 22:3). Хозяин дома приветствовал пришедшего и отдавал распоряжение, чтобы тому омыли ноги и помазали голову маслом (Быт 18:4; Лк 7:36). Путешественника сажали на почетное место за столом и предлагали ему лучшие блюда и самые большие порции (Быт 43:32). Все время, пока Г. ел, хозяин дома стоял перед ним, чтобы видеть, достаточно ли еды и питья, и чтобы вовремя выполнить все желания Г. (Быт 18:8). Трапеза (II);

3) во время общения с Г. следовало придерживаться определ. правил. Беседа между Авраамом и Ефроном (Быт 23) показывает, каким бьи этикет общения. Запрещалось говорить ч.-л., что могло задеть самолюбие собеседника, или бестактно смеяться (Еккл 7:6; Сир 21:23). Разговор с Г. следовало вести спокойно и рассудительно (Притч 29:20). Когда говорили старшие, младшим следовало молчать. Когда старшие входили в помещение, младшие должны были вставать в знак уважения (Лев 19:32; Иов 29:8). Просьба предварялась фразой: «Если я приобрел благоволение в глазах твоих», а выражение благодарности часто сопровождалось повторением благословений и добрых пожеланий (1 Цар 25:28).

Гофир 
(евр. Хотир, «Он (Бог) оставил (как остаток)» или «имел преимущество»), сын певца и музыканта Емана, современник Давида (1Пар 25:4).

Гофолия 
(евр. Аталья, Атвль. ях, «Яхве возвышен»), жена иуд. царя Иорама, дочь Ахава и внучка Амврия (4 Цар 8:18,26). Как и ее мать Иезавель, Г. энергично и последовательно прокладывала путь в Иудейское царство культу Ваала, принятому царствующим домом Израиля. В этих целях она использовала Иорама и своего сына Охозия. Когда после смерти Иорама царствовавший всего год Охозия был убит по приказу Ииуя, Г. сама захватила престол и правила в течение шести лет (прим. с 845 г. по 840 г. до Р.Х). Чтобы обеспечить себе неогранич. власть, она приказала убить всех членов цар. дома. Но Иоса-веф, одной из сестер Охозии, жене священника Иодая удалось спасти Иоаса, младшего сына царя и спрятать его от Г. в храме. Затем, тщательно подготовив заговор, Иодай провозглашает царем семилетнего Иоаса. Г., поспешившую на ликующие возгласы народа, схватили, вывели за тер. храма и убили рядом с цар. дворцом. Вслед за этим толпа разрушила храм Ваала и убила его жреца Мат-фана (4 Цар 11; 2 Пар 22; 2 Пар 23). Г. была единств. женщиной, правившей в Иудейском царстве.

Гофониил 
(евр. Отниэл), сын Кеназа, брат или сводный брат Халева. В качестве награды за покорение Кириаф-Сефера Г. получил в жены дочь Халева Ахсу (Нав 15:15-17; Суд 1:11-13). Став первым судьей в Израиле, он освободил народ от восьмилетнего порабощения Хусарсафемом (Суд 3:7-11). Один из потомков Г. был военачальником царя Давида (1Пар 27:15).

Гошаия 
(Осаия) (евр. Хошая, «Яхве помог»):

1) отец Иезании и Азарии, современников Иеремии (Иер 42:1;

2) один из начальствующих в Иудее, шедший за хором в процессии при освящении Иерусалимской стены (Неем 12:32).

Гошама 
(евр.Хошама, кр. ф-ма от «(Господь) услышал»), сын царя Иехонии, родившийся в вавил. плену (1Пар 3:18).

Гошен 
Гошен,гесем.

1) древнеегип. провинция Кесем, совр. Кяди-Тумидат. располож. Между Суэцким каналом и Нилом (Быт 45:10). Г. был отдан под пастбища потомкам Иакова (Быт 46:28,34) и лишь частично подвергся Божьей каре — казням египетским (Исх 8:22);

2) город в уделе Иуды (Нав 15:51), по к-рому называлась и прилегающая местность (Нав 10:41), вероятно, высокогорье на юго-западе Палестины. Этот город, возм., располагался на месте совр. Эд-Дахарии в 19 км юго-зал. Хеврона.

Град 
(евр. барад; греч. халадза), атмосферные осадки в виде округлых частичек льда. В Пс 148:8 автор призывает Г., как и другие силы природы, восхвалять и прославлять Творца. «Каменный Г» был одним из орудий Божьего суда (Ис 30:30). В Библии рассказывается о том, как Г. стал карой для фараона (Исх 9:18,22; Пс 104:32), для аморреев (Нав 10:11), для врагов Давида (Пс 17:13 и след.),для Израиля (Агг 2:17), а в конце веков ужасный Г. «падет» на всю землю (Откр 8:7). Сал-манасар V (Ис 28:2,17) и Навуходоносор (Иез 13:11,13) за свои всеопустошающие походы сравниваются с Г.

Гражданство 
(треч.политейа,политеума):

1) по закону ВЗ каждый израильтянин, как представитель избранного Богом народа, обладал Г. и соответствующими полит, и религ. правами. Г. приобреталось от рождения или через обрезание (Исх 12:48); оно гарантировало право голоса в общине и участие в праздновании Пасхи (Исх 12:43). Г. освобождало евреев от пожизненного рабства у единоплеменников (Исх 21:2; Лев 25:39 и след.) и предоставляло им возможность выкупать проданное владение. Граждане были противопоставлены пришельцам (пришельцы);

2) о привилегиях рим. граждан Римляне (III). «Жительство» христианина (Флп 3:20, в греч. тексте здесь использовано слово поли-теума — «гражданское состояние»), т.е. гос-во, по законам к-рого он живет и гражданином к-рого является, его подлинная родина находится на небесах. На земле же он — только пришелец (1 Пет 1:1; Евр 11:13).

Гранат 
(Ритса Сгапа(ит), плод кустарников и деревьев семейства гранатовых, произрастающих по всему Средиземноморью, вплоть до Персии (Чис 13:24; Втор 8:8; 1 Цар 14:2). Душистые цветы гранатового дерева имеют темно-красный цвет (Песн 6:11), а красные плоды с жесткой кожурой наполнены кисло-сладким соком, способным утолить жажду. Израильтяне во время странствования по пустыне сетовали на отсутствие освежающих Г. (Чис 20:5); гибель гранатовых деревьев рассматривается в Иоил 1:12 как Божье наказание. Г. был одним из излюбл. мотивов в архитектуре и прикладном искусстве. Он был изображен на капителях колонн храма (3 Цар 7:18,20; 4 Цар 25:17; Иер 52:22) и на подоле ризы первосвященника (Исх 28:33 и след. — в Синод, пер. — «яблоки»). Евр. название Т.риммон, вероятно, благодаря популярности этого фрукта, сохранилось во многих геогр. названиях, напр. Риммой (Нав 15:32), Гаф-Риммон (Нав 19:45), Гададриммон (Зах 12:11).

Граница 
Граница, предел.

1) согл. Библии, Бог отделяет свет от тьмы (Быт 1:4), воду от земли (Иов 38:8-11; Пс 103:9), а также устанавливает «пределы земли» (Пс 73:17; Деян 17:26). Проявляя особую заботу о народе Израиля (Втор 32:8), Господь определил Г. земли обетованной (Исх 23:31; Чис 34:2; Втор 11:24; Нав 1:4 и т.д.), к-рая поэтому называется также «святой областью» (Пс 77:54). Божье обетование «распространить пределы Израиля»(Втор 12:20) исполнилось во времена Соломона (3 Цар 4:21);

2) нарушение Г. путем переноса пограничных камней и межи грозило страшным проклятием (Втор 19:14; ср. Иов 24:2; Ос 5:10);

3) иногда под «пределом» подразумевается вся тер., принадлежащая к.-л. народу (Мал 1:4,5).

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий