Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Гад 
(«счастье», «счастливая судьба»):

1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии, и старший брат Асира (Быт 30:10-13. Когда Г. вместе с Иаковом отправился в Египет, у него было семь сыновей (Быт 46:16). В своем благословении Иаков говорит о Г. как о воине (Быт 49:19; ср. Втор 33:20 и след.);

2) потомки Г., сына Иакова, колен
о Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек; гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди всех колен (Числ 1:25; Числ 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан юж. скинии собрания; эти три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую очередь (Числ 2:10-16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел вост. Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом Рувима, а на севере — с уделом полуколена Манассии (Числ 32:1-5; Втор 3:12.16-29; Ис Нав 13:4-28). Во владение левитам в уделе Г. были определены след. города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Ис Нав 21:38 и след.). Колену Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на пастбищных землях вост. Иордана в обмен на обязат-во оказать другим коленам поддержку при завоевании Ханаана (Числ 32:16-33; Ис Нав 4:12). После окончания войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Ис Нав 22:1-6). Жертвенник, сооруж. этими тремя коленами у Иордана во свидет-во их принадлежности к богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в конце концов был ими признан (Ис Нав 22:10-34).

На всем протяжении своей истории колено Гадово вовлекалось в воен. конфликты, чему способствовало геогр. положение его удела. Возм., колено Гадово принимало участие в войне Иеффая против аммонитян (Суд 11), но конкретно об этом не говорится. Во времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами измаильтян (1 Пар 5:10.18-22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время его бегства от Саула (1 Пар 12:8-15). В Маханаиме Авенир возвел на цар. трон Иевосфея (2 Цар 2:8 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома (2 Цар 17:24.27-29). Город Рамоф в Галааде имел важное стратегич. значение в погран. войнах против сирийцев, к-рые вели цари Ахав и Иорам (3 Цар 22:29; 4 Цар 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4 Цар 9:1-6). Позднее Азаил опустошил все земли вост. Иордана (4 Цар 10:32 и след.). В Библии упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р.Х. (1 Пар 5:11-17). В 30-х гг. того же века ассир. царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4 Цар 15:29; 1 Пар 5:26), из к-рого они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иер 49:1). Согл. пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле обетованной, на самом юге (Иез 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен 12 тыс. будут гадитянами (Откр 7:5);

3) пророк и прозорливец, пославший Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1 Цар 22:5). Позднее Г. провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить жертвенник, на месте к-рого позднее Соломон должен был построить храм (2 Цар 24:11-19; 1 Пар 21:9-19). Г. принимал участие в назначении левитских певцов (2 Пар 29:25). Традиционно считается, что Г. был родом из Халхула, к-рый находился недалеко от Хеврона;

4) языч. бог счастья, имя к-рого, наряду с именем Мени, встречается в Ис 65:11 и входит в состав топонимов и личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Ис Нав 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Ис Нав 15:37). -> Гаддий -> Гаддиил -> Азгад.

Гадад 
-> Хадад.

Гададриммон 
Согл. Зах 12:11, город, название к-рого состоит из имен двух божеств — западносемит. бога растительности -> Хадада и аналогичного ему главного божества Дамаска (4 Цар 5:18). Полагают, что Г. нужно искать вблизи Таанаха, на месте совр. Руммане или совр. Эль-Леджуна, располож. сев. Таанаха. Иероним упоминает Ададреммон, «город вблизи Изрееля, ныне Максимианополь в долине Мегиддонской». Согл. самому древнему описанию Палестины, составленному паломниками из Бордо, Максимианополь находился в 27 км от Кесарии Приморской и в 15 км от Изрееля, что соответствует местоположению Эль-Леджуна. Что касается плача, упомянутого в Зах 12:11, то, вероятно, речь идет о плаче по царю Иосии, павшему при Мегиддо в сражении против фараона Нехао (2Пар 35:24 и след.). Расположение Эль-Леджуна у горного перевала также говорит в пользу того, чтобы отождествлять это место с Г.

Гадар 
-> Хадад.

Гадаринская страна 
Область вокруг эллинистич. города Гадары, находившегося прим. в 10 км юго-вост. Геннисаретского озера. Во время раскопок здесь были обнаружены остатки строений, относящихся к рим. и визант. периодам. В новозаветное время Гадара стала центром эллинистич. культуры. Долгое время город являлся ареной противостояния иудеев и язычников. Согл. Мф 8:28-34, Иисус исцелил на вост. берегу озера, в Г.С. (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) двух бесноватых. Возм., под «страной Гадаринской» в Мф 8:28 подразумевается все вост. побережье, заселенное язычниками. -> Герасинская страна.

Гадасса 
(евр. Хадасса, «мирт»), евр. имя царицы -> Есфири (Есф 2:7).

Гаддиил 
(евр. Гаддиэл, «счастье есть Бог»), сын Содия из колена Завулона. Один из соглядатаев, посланных Моисеем в землю Ханаанскую (Числ 13:11).

Гаддий 
(евр. Гадди), имя, производное от «Гад». Сын Сусия из колена Манассии. Один из соглядатаев, посланных Моисеем в землю Ханаанскую (Числ 13:12).

Гадер 
(«каменный вал», «стена»), хананейский цар. город (Ис Нав 12:13) в Негеве (на юге страны). В Ономастиконе (список георг. названий) Евсевия Кесарийского Г. отождествляется с башней Гадер (Быт 35:21), что, впрочем, вызывает сомнения. -> Едер.

Гадий 
(евр. Гади, «счастливый»), отец израил. царя Менаима (4 Цар 15:14.17).

Гадитяне, 
представители колена -> Гада (1 Пар 12:8 и др.).

Гадорам (Иорам) 
(евр. Хадорам, «Хадад возвышен»):
1) потомок Иоктая, родоначальник одного из араб. племен (Быт 10:27; 1 Пар 1:21);

2) сын царя Имафа (Хамата), Фоя, передавший Давиду приветствия и дары от своего отца по случаю победы над Адраазаром, царем сувским (1 Пар 18:9 и след.).

Гады, пресмыкающиеся 
Евр слова ремес и шерец (букв.: «двигающийся», «ползающий»), переводимые обычно как «гады», обозначают в Библии всех пресмыкающихся, обитающих на земле (Быт 1:24.25) и в воде (Пс 103:25), а также крылатых насекомых (Лев 11:20) и животных, «ползающих на чреве» или, напротив, «многоножных животных» (Лев 11:41.42). Все эти животные считались нечистыми (Лев 11:20.29.30.41.42). За искл. млекопитающих, птиц и рыб, а также саранчи, к Г. могут быть причислены все остальные виды животных, в т.ч. и мелкие млекопитающие, напр. мыши (Лев 11:29.30).

Гаенам 
(«место источника»), город в Иудее (Ис Нав 15:34), возм., идентичный -> Енаиму (Быт 38:14).

Газа 

1) город в уделе Ефрема (1 Пар 7:28), -> Гай (1). Но возм., что это совр. Турмус-Айя, в 2 км юж. Силома;

2) один из крупных филистимских городов, располож. в 4 км к вост. от побережья Средиземного моря, в 80 км от Иерусалима и в 66 км юго-зап. Яффы (Иоппии). Г. была самым южным из пяти филистимских городов и располагалась на границе тер., завоеванной Иисусом Навином (Ис Нав 10:41). Город был предназначен в удел колену Иуды (Ис Нав 15:47), тем не менее оно, видимо, его так и не получило. Очевидно, Г. не была завоевана Иудой, хотя в Суд 1:18 утверждается обратное. Судя по тому, что филистимляне держали в Г. плененного Самсона, город позднее находился в их владении (Суд 16:21). Во времена Езекии иуд. цари, побеждая филистимлян, продвигались вплоть до Газы (4 Цар 18:8). Расположение города близ моря на главном караванном пути в Египет объясняет постоянные стремления египтян владеть этим городом (Иер 47:1.5). Пророки предсказывали ожидающее Г. Божье наказание (Ам 1:6; Соф 2:4; Зах 9:5). В 529 г. до Р.Х. город захватил перс. царь Камбис, а в 322 г. до Р.Х. — Александр Македонский. Позднее, в эллинистич. эпоху, город переживал расцвет. Маккавеи захватывали город дважды, после чего он обезлюдел. Помпей отделил область Г. от Иудеи; позднее город, вероятно, был восстановлен, но уже в другом месте, ближе к гавани. Однако путь в Египет все так же пролегал мимо руин старого города. Видимо, на это указывается в Деян 8:26: «На дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста». Ф.Питри полагал, что древняя Г. находилась на месте холма Телль-эль-Аджул, в 7 км юж. совр. города, но результаты раскопок это не подтвердили.

Газез 
(«рожденный во время стрижки»):

1) сын Халева, сына Есрома, и его наложницы Ефы (1 Пар 2:46);

2) внук Халева и сын Харана (1 Пар 2:46).

Газер 
(евр. и в совр. науч. лит-ре — Гезер), хананейский город, имевший собственного царя (Ис Нав 12:12), к-рый был побежден Иисусом Навином (Ис Нав 10:33). Хотя Г. был предназначен для жительства левитам, израильтяне, однако, не изгнали из него хананеев (Ис Нав 16:3.10; Суд 1:19). В Библии сказано, что Давид поразил филистимлян «от Гевы (в Синод. пер. — Гаваи) до Газера» (2 Цар 5:25), след., в то время Г., видимо, принадлежал филистимлянам.

Позднее город был завоеван егип. фараоном, но тот отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое (3 Цар 9:16). В Ис Нав 21:21; 1 Пар 6:27 Г. назван -> городом-убежищем. В VIII в. до Р.Х. городом завладел Тиглатпаласар III, к-рый распорядился сделать рельеф, изображающий сцены захвата Г. Во время маккавейских войн Г. был завоеван Иудой Маккавеем, а его преемник Симон возвел вокруг города новые стены (1 Макк 14:7; 2 Макк 10:32 — в Синод. пер. — Газара). О том, что Г. находился на месте холма Телль-Джезер (новоевр. Телль-Гезер), в 18 км вост. Явне, свидет-вуют найденные здесь при раскопках камни с надписью: «Граница Гезера». Древнейшие обитатели Г. жили в пещерах, на стенах к-рых они делали рисунки. Трупы они сжигали, из чего следует, что эти люди не были семитами. Археологич. находки в культурных слоях, относящиеся к бронзовому веку, свидет-вуют о егип. влиянии. Филистимляне и хананеи устанавливали особые камни (маццебы) на тех местах, к-рые они считали святыми. Важным технич. достижением газерцев был сооруженный ими подземный туннель, по к-рому в город поступала вода. Ко времени правления израильтян относится Гезерский календарь (-> Год, III), на к-ром были обозначены сроки сева и сбора урожая. -> Высота (V).

Газзам 
(«кузнечик» или «гусеница»), предок храмовых прислужников (нефинеев), возвратившихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:48; Неем 7:51).

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий