Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Глина 
Израильтяне применяли Г. в гончарном производстве и при строит-ве домов. Гончары (и производители кирпичей) (Горшечник) разминали ее ногами (Ис 41:25; Наум 3:14), а затем с помощью гончарного круга придавали ей нужную форму (Иер 18:3,4,6). Для изготовления кирпичей Г. смешивали с соломой (Исх 1:14; Исх 5:6.7). Нередко Г. служила и строит, раствором (Быт 11:3; Лев 14:41,42, в Синод, пер. — «обмазка»; -* Известь, известняк).

Глиняный 
изготовленный из глины или земляной смеси. Употребление глиняных сосудов было предписано при принесении жертвы за грех, очистит, жертвы и жертвы ревнования; иногда после употребления эти сосуды следовало разбить (Лев 6:28; Чис 5:17). Согл. Иер 32:14, в глиняных сосудах хранили важные док-ты, чтобы уберечь их от негативного воздействия внешней среды. Рукописи Мертвого моря подтвердили, что такой способ хранения существовал. В метафорич. значении под «глиняной посудой» подразумеваются хрупкие, бьющиеся предметы домашнего обихода (Плач 4:2; 2 Кор 4:7).

Глупец 
глупый, безрассудный, неразумный, безумец, безумный. С помощью этих близких по смыслу понятий в Синод. пер. передается значение нескольких евр. слов, из к-рых кесил и баар обозначают людей с огранич. умств. способностями, а наиб. часто употребляемое навал подразумевает человека несдержанного, не владеющего своими эмоциями. Близкий к этому смысл имеют и соотв. греч. слова, употребляемые в Септуагинте и в НЗ (афрон и морос). Г. являет собой полную противоположность мудреца, каким, как правило, бывает человек благочестивый и верующий. Иногда под словом Г. подразумевается человек с низкими умств. способностями, но, как правило, это тот, кто в своих суждениях приходит к неверным выводам (см. Втор 32:6; Мф 7:26). Г. говорит, не дослушав вопроса, он сверх меры многословен (Еккл 5:3; Сир 21:29; см. пустословие в Еф 5:4), пренебрегает наставлением (Притч 15:5) и полагается лишь на себя (Притч 28:26). Он не может скрыть свою глупость, его приходится наказывать, но и это редко приводит к исправлению (Притч 10:13). Кто не любит наставления, тот Г. (Притч 12:1). Человек является Г. если он не верит в Бога или сомневается в Его могуществе (Иов 2:10; Пс 13:1, в Синод. пер. — «невежда») и в своих суждениях и действиях не полагается на Божью волю (Иер 10:21), т.е. хочет жить без Бога. В этом смысле евр. слово навал подразумевает безбожного человека. Отсюда становится понятно, почему Господь называет безумными фарисеев, приверженных лишь внешней стороне благочестия (Мф 23:17), а Павел именует безрассудными людей, отрицающих воскресение 1 Кор 15:36). Исходя из этого следует понимать и слова Иисуса, грозящего судом человеку, к-рый из ненависти называет своего брата Г., т.е. безбожником (Мф 5:22; Рака). В своем безумии человек нередко мнит себя мудрецом (Рим 1:22); с др. стороны, богобоязненность и признание Бога в этом мире зачастую считаются безумием (1 Кор 4:10; ср. 1 Кор 1:18). Это, однако, не должно поколебать христианина (1 Кор 3:18), ибо Бог обратил мудрость мира сего в безумие (1 Кор 1:20). Бог не благоволит к глупым (Еккл 5:4), даже если им, к удивлению мудрых, не всегда живется плохо (Еккл 2:15).

Глухота 
глухой. Наряду с утратой слуха по причинам органического поражения (глухота) Г. названо и состояние, когда к.-л. слушает и не понимает. К людям, пораженным духовной Г., обращен призыв слушать (Ис 42:18; ср. Мк 4:9; Откр 13:9). Пр. Исаия предсказывает наступление дня спасения, когда глухие услышат слова книги (Ис 29:18). Иисус ссылается на это обетование в ответе, к-рый Он дает Иоанну Крестителю через его учеников (Мф 11:5; ср. Мк 7:37). Слушать.

Гнев 
гневить. Человеч. Г. — это эмоциональная реакция, возникающая в тех случаях, когда затрагивается, нарушается или подвергается угрозе ч.-л. дорогое, особо ценное для этого человека. Г. направлен против того, кто виновен в этом нарушении, приносящем человеку моральный или материальный ущерб. Обиженный, в к-ром «закипает» Г., может разразиться бранью, в нем может проснуться жажда мести. Г. может вспыхнуть как внезапный порыв; он может найти свое выражение в словах или поступках человека, но может быть также подавлен усилием воли или осознанием его греховности. Там, где Г. живет в людях, он ведет к ненависти (ненависти).

I:

1) ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГНЕВ может легко превратиться в необузд. страсть, к-рая несет угрозу существованию другого человека (Быт 4:5-45). Г. и грех тесно связаны между собой (Пс 4:5; Иак 1:19). Поэтому притчи предостерегают от проявлений Г. и рекомендуют сохранять самообладание (Притч 12:16). Иисус запрещает гневить брата (Мф 5:22); Павел повторяет ветхозаветное предостережение из Пс 4:5 и заповедует не хранить в сердце Г. до след. дня, т.е. немедленно выяснить его причины и устранить их (Еф 4:26). У верующих Г., как реакция плоти (Гал 5:20), не должен иметь места (Еф 4:31), особенно в молитве (1 Тим 2:8). В Еф 6:4 Павел предостерегает отцов, призывая их не раздражать своих детей, чтобы не вызывать их Г. (Еф 6:4);

2) но бывает и такой Г., к-рый Библия не осуждает: это те случаи, когда человек впадает в Г. перед лицом греха, оскорбляясь не за себя, а за попрание правды Божьей, Так произошло с Самуилом из-за самоволия Саула (1 Цар 15:11.) и с Неемией из-за корыстолюбия иудеев (Неем 5:6). Так гневался Моисей, когда Израиль отпал от Господа и отлил себе золотого тельца (телец) (Исх 32:19). Такой Г. свят и праведен (Мк 3:5; ср. Ин 2:14-17), но его целью должно оставаться спасение и обращение людей, на к-рых гневаются; Иисус запрещает Своим ученикам требовать их уничтожения (Лк 9:54). Люди не должны считать себя исполнителями Г. Божьего, они могут лишь дать ему место (Рим 12:19).

II:

1) Библия постоянно говорит о том, что ГНЕВ БОЖИЙ, к-рый возгорается от соприкосновения со злом и неправдой, пребывает с грешником (Еф 2:3) и грозит разразиться над теми, кто пренебрегает послушанием и милостью Божьей. Бог так возлюбил людей, что пожертвовал ради них Своим Сыном (Ин 3:16), но Святой и Чистый гневается на все то, что противостоит Его сущности, и уничтожает то, что восстает против Него и Его установлений (Пс 5:5-7). Поскольку присутствие Бога и общение с Ним исключает нечистоту, Он ненавидит зло и стремится подвигнуть человека к отстранению от греха, чтобы спасти его (Иез 18:21-23). Но если человек не отстраняется от греха, то Г. Божий настигает и грех, и грешника (Ис 9:11.; Наум 1:2);

2) люди ВЗ на себе познали Г. Божий (Чис 11:1; Нав 7:1; Суд 3:8; Иер 52:3). Они знали, как он возгорается (Втор 32:22; Ис 30:27), а также то, что человек гибнет от Г. Божьего (Пс 89:7), отвергнутый Богом (Пс 26:7; ср. Иер 21:5-7). Г. Божий передвигает горы (Иов 9:5), и никто не может утолить его, если его разожгли грехи народа Божьего (Иер 17:4). Но этот гнев настигает и язычников (Иер 10:10; Пс 109:5,6; Ис 63:3). Отсюда становятся понятными как просьба, чтобы Бог отвратил Свой Г. (Исх 32:12; Пс 84:6; Дан 9:16), так и желание укрыться от него (Ис 26:20), но вместе с тем и великая радость по поводу наличия обетования и осознания того, что Г. Божий длится лишь огранич. время (Пс 29:6; Мих 7:18), в отличие от Его вечной милости;

3) так же отчетливо о Г. Божьем, грозящем всем безбожным и неправедным, говорит НЗ (Лк 21:23; Ин 3:36; Рим 1:18; Еф 5:6; Кол 3:6; 1 Фее 2:16). При этом выражения «день гнева» (Рим 2:5; Откр 6:17) и «будущий»,»гря-дущий» Г. (Мф 3:7; Лк 3:7; 1 Фее 1:10) относятся к последнему Суду в конце времен (Откр 20:11-15). В образном языке Откровения суд Божий явлен как чаша Г. Божьего, к-рую предстоит испить пораж.этим Г. (Откр 14:10; ср. 25:15 и след.), и как семь чаш Г., к-рые Его ангелы изольют на созревшую для суда землю (Откр 16). Но над тем, кто спасен верой в Иисуса Христа, уже не нависает угроза Г. Божьего, его уже не коснется суд, он обретет вечную жизнь (Ин 5:24; 1 Фее 5:9).

Гнилой 
Иисус сравнивает человека, не желающего обратиться к Богу всем своим существом, с Г. (в Синод, пер. — «худым») деревом, приносящим лишь Г., несъедобные плоды (Мф 7:17.). Но и верующий человек может подвергнуться порче, если он произносит «гнилое слово» и злобные речи (Еф 4:29), препятствующие воздействию Духа Божьего.

Гоаф 
холм, располож. в окрестностях Иерусалима (Иер 31:39),недалеко от Гарива. Если исходить из того, что в Иер 31:38.39.40 будущие границы Иерусалима указаны в елея. порядке: сев., зап., юж. и вост., то холмы Гарив и Г. следует искать сев.-зап. или зап. города. Если же допустить, что в Иер 31:39 говорится о расширении Иерусалима на север, то оба холма должны находиться сев. города.

Гоб 
местность; в 2 Цар 21:18 говорится о Г., а в парад, тексте (1Пар 20:4) — о Газере. Место расположения Г. неизвестно.
Говорение языками
это умение говорить на разных языках (1 Кор 12:10,30), в т.ч. на незнакомых говорящему (Деян 2:4) и на новых (Мк 16:17), присущее как людям (Деян 2:8-11), так и ангелам (1 Кор 13:1) под непо-средств. воздействием Св. Духа (Деян 2:4; 1 Кор 12:11). Говорящий участвует в этом процессе своим духом, но не умом (греч. нус; 1 Кор 12:11); то, что он говорит, может быть понятно его слушателям (Деян 2:6,11), но часто, видимо, остается непонятным (1 Кор 14:2,9). Поэтому ал. Павел требует, чтобы слова говорящего на языках истолковывались им самим или к.-л. из присутствующих. Благодаря такому изъяснению, к-рое дает Сам Бог (1 Кор 12:10), Г.Я» как и пророчество, служит тому, чтобы Церковь получала назидание, утешение и увещевание. Независимо от этого Г.Я. — это моление, благодарение и обращение к Богу, к-рые и без истолкования идут на пользу тому, кто делает это для самого себя. Ал. Павел учит не пренебрегать этим даром как оружием в духовной борьбе (борьба), не подавлять его. Апостол благодарит Бога за то, что сам он говорит языками «более всех» членов коринфской церкви . Павел видит в Г.Я. исполнение ветхозаветного обетования: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня» (Ис 28:11; 1 Кор 14:21), т.е. он видитвэтом знамение «для неверующих». Говорение на непонятных языках воспринимается несведущими людьми как нечто странное. Говорящих объявляют «пьяными (Деян 2:13) или «безумными» (1 Кор 14:23; ср. 1 Кор 2:14). Но такая реакция не дает повода предполагать, что при Г.Я. сознание говорящего отключено; во всяком случае, Петр отчетливо воспринял замечания стоящих вокруг него людей (Деян 2:13,15). Наряду с Г.Я., к-рое как и другие духовные дары (Дар), дано не каждому (1 Кор 12:10), существует пение духом (1 Кор 14:15; Богослужение 3).

Гог 
(возм.,»драгоценный,золотой предмет»): 1) рувимлянин, сын Шемая и отец Шимея (1Пар 5:4); 2) князь Роша, Мешеха и Фувала, к-рый, согл. пророчеству Иезекииля, в конце времен вторгнется во главе огромного войска в Палестину с севера, нападет на вернувшихся из рассеяния израильтян, погибнет и будет погребен в «долине полчища Гога» (Иез 39:11; ср. Иез 38; Иез 39). Г. олицетворяет собой языч., богопротивную мировую державу. В этом же смысле его имя и связанное с ним пророчество упоминаются в Откр 20:7. Г. пытались отождествить с лидийским царем Ги-гесом (680-652 гг. до Р.Х.; в клинописных текстах — Гуту) или придать его имени значение «обитатель севера» на том основании, что в док-тах Эль-Амарны встречается слово, созвучное имени Г. Упоминаемые в Иез 38:17 более ранние пророчества, видимо, не имеют отношения ни к одному из описываемых в Библии историч. событий.

Гогам 
(евр.Хохам), царь Хеврона,побежденный и затем убитый Иисусом Навином (Нав 10:3,23-27).

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий