Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Год 
(евр. Ход, «величие» (важность, значимость)), израильтянин из колена Асира, сын Цофаха (1Пар 7:37).

Годавия 
«Годавия» (2). Глава одного из родов вост. полуколена Ма-нассии (1Пар 5:24)

Годавия 
(Годавьягу, Годави) (евр. Хода-вья, Ходавьяху, «хвалите Господа»):

1) сын Елиоеная, потомок Зоровавеля (1Пар 3:24);

2) глава одного из родов вост. полуколена Ма-нассии (1Пар 5:24);

3) вениамитянин, сын Гассенуи (1Пар 9:7);

4) левит, потомки к-рого вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:40). То же лицо, что и Годева (Неем 7:43).

Годавьягу 
«Годавия» (1). Сын Елиоеная, потомок Зоровавеля (1Пар 3:24).

Годева 
(евр. Ходева). Имя Г. (Неем 7:43) — вероятно, результат ошибки переписчика при написании имени Годавия (см. Езд 2:40).

Годия 
(евр.Ходия,»Господь — мое величие»):

1) израильтянин из колена Иуды, муж сестры Нахама (1Пар 4:19 — в Синод, пер. Г. — имя жены Мереда из колена Иуды);

2) левит, во времена Неемии принимавший участие в торжеств, чтении Закона и подписавшийся под обязат-вом соблюдать его (Неем 8:7,13).Возм., речь вуказ.стихах вдето разных лицах, носивших одно имя;

3) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:18).

Гозан 
местность в Месопотамии (4 Цар 19:12; Ис 37:12), возлереки Хавор(4 Цар 17:6 — в Синод, пер., наоборот, Гозан назван рекой, а Хавор областью). Здесь Тиглатпала-сар III (библ. Феглаффелласар, 1Пар 5:26) и Саргон поселили пленных израильтян. Результаты раскопок в Телль-Халафе (ассир. Гузана), располож. на берегу Хавора, подтвердили, что здесь жили евр. пленные.

Голан 
(от араб. «идти по кругу»), город-убежище в Васане, на тер. удела Манассии (Втор 4:43; Нав 20:8; 1Пар 6:71). От этого названия позднее произошло название области Гавланитиды. Местоположение Г. точно неизвестно, но обычно его отождествляют с совр. Сахем-эль-Джоланом. располож. прим. в 18 км вост. Геннисаретского озера.

Голгофа 

1) согл. пояснениям евангелистов (Мф 27:33 Мк 15:22; Лк 23:33; Ин 19:17; в Синод, пер. — «лобное место»), слово «Г» произошло от арам. гулгуята («череп»). Ориген связывает это название с черепом Адама, якобы погребенного на этом месте. Иероним же считает, что своим возникновением оно обязано тому обстоят-ву, что здесь находили черепа казненных людей;

2) в НЗ говорится, что Иисус был распят не в городе (Мф 28:11; Евр 13:12), а неподалеку от него (Ин 19:20). Это полностью согласуется с рим. обычаем и евр. законом (Лев 24:14,23; Чис 15:35; Втор 17:5). Мимо Г. проходило много народа (Мф 27:39; Мк 15:29), след., она находилась возле дороги и, вероятно, — недалеко от гор. ворот. Упоминание о том, что вблизи места распятия находился сад (Ин 19:41), позволяет предположить, что речь идет о сев. окрест-ностях Иерусалима. Маловероятно, чтобы сад, располож. столь близко от гор. стены, на-ходился на юге, в долине Еннома, с ее отбросами и нечистотами, или на крутых склонах гор, обступивших город с востока и запада. Т.о., Г. следует искать на том месте, где, согл. древнему преданию, совершилось распятие и где на месте совр. церкви Гроба Господня находилась гробница Иисуса (Гроб Иисуса). В 326 г. Елена, мать имп. Константина, распорядилась возвести здесь базилику, к-рая с тех пор неоднократно разрушалась и вос-станавли-валась. Это место, находящееся сегодня внутри гор. черты, во времена Иисуса лежало вне ее, к северу от сев.-зап. угла гор. стены. Вся тер. вокруг храма Гроба Господня представляла собой огромный каменный карьер, вост. срез к-рого во времена Иисуса служил основанием сев. части гор. стены. Подобное расположение стены оставляло гробницу Христа вне города, что подтверждается и результатами раскопок развалин Садовых ворот в сев.-зап. части евр. квартала в старом городе. Вероятно, именно у этих ворот, о к-рых упоминает Иосиф Флавий (Иуд. война, V, 146), Симон Киринеянин повстречал направлявшуюся на Г. процессию. Сегодня Гробница Господа покоится под огромным куполом храма.

Голиаф 
(евр. Гольят):

1) великан Г. из Гефа, хорошо вооруж. «единоборец из стана фили-стимского», к-рого Давид победил с помощью пращи (1 Цар 17). Г. предположит, был одним из енакимов, остатки к-рых укрылись в Гефе (Нав 11:22);

2) согл. 2 Цар 21:19, Г. был убит Елхананом, однако в 1Пар 20:5 говорится, что Елханан убил брата Г., Лахмия. Вероятно, здесь имеет место ошибка переписчика, поэтому в обоих случаях, согл. 1Пар 20:5, следует читать: «брата Голиафа». Елханан.

Голова 
Голова, глава.

I. Слово «голова» часто встречаются в Библии как в прямом своем значении, так и в переносном:

1) в знак печали Г. опускали к земле, посыпали пылью (Иов 2:12) или пеплом (пепел) (2 Цар 13:19; Плач 2:10; Откр 18:19; Неем 9:1), остригали наголо (Иер 48:37; Иез 7:18) или, напротив, покрывали ч.-л. (2 Цар 15:30; Иер 14:4), или клали руки на Г. (2 Цар 13:19; Иер 2:37);

2) женщина в обществ, местах должна была появляться не только с покрытой Г., но и с закрытым покрывалом лицом (Быт 24:65; Песн 5:7; 1 Кор 11:5). 0бычай приношения молитвы с непокрытой Г., о к-ром говорит ап. Павел, противоречит иуд. правилам, согл. к-рым мужчины должны молиться с покрытой головой;

3) поднятая Г. означает проявление уверенности в себе и радости (Иов 10:15; Пс 109:7; Лк 21:28).»Возвы-сить чью-либо голову» (в Синод, пер. — «вывести») означало возвысить человека, оказать емупочести (4 Цар 25:27). «Покачать головой вслед» к.-л. означало выразить презрение и подвергнуть насмешке (Ис 37:22; Мк 15:29).
II. Словосочетанием «голова и хвост» (Втор 28:13,44; Ис 9:14.) в ВЗ метафо-рич. обозначены люди знатные и незнатные, а также правители и подданные. «Собирать горящие угли на чью-то голову» означает делать добро врагу (Притч 25:22; Рим 12:20),это выражение стало общеупотребит.

III. Главами в Библии названы люди, занимавшие руководящие должности: главы колен Израилевых (МТ — Втор 1:13,15), главы родов (поколений) (МТ — Исх 6:14), главы народа (Втор 33:5), главы дома Иакова (Мих 3:1). Иеффай назван (в МТ) главой и вождем (Суд 11:11). Упоминается также «глава иноплеменников» (Пс 17:44).
IV. Понятие «глава» употребляется также для выражения отношений господства и подчинения, существующих в установленном Богом миропорядке. Так, Рецин назван главой Дамаска, а Дамаск — главой Арама (Сирии) (Ис 7:8); «глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалии»: царь, столица, страна. В НЗ Христос, как победитель и владыка, назван «главой всякого начальства и власти» (Кол 2:10), как Спаситель — Главой тела Церкви (Еф 1:22 и след.; Кол 1:18). Соотв. порядку подчинен и отдельно взятый человек. В церкви и в браке мужчина — глава женщины (Еф 5:23.); Христос — глава мужчины, а Бог — глава Христа (1 Кор 11:3). Муж Женщина.

Голод 
Голод и жажда:

1) в отличие от добровольного поста, Г. и Ж. — это вынужденные страдания из-за отсутствия пищи и воды. Для Ближнего Востока с его пустынями и полупустынями нехватка воды и связанные с этим Г. и Ж. были обычным явлением (2 Цар 17:29). Библия говорит о ложных чувствах утоления этих потребностей во сне; проснувшись, человек вновь ощущает Г. и Ж. (Ис 29:8). Выдержавшие испытание Г. и Ж. воздают благодарность Богу за то, что Он насытил и напоил их (Пс 106:5,9). Господь спас от жажды Агарь и Измаила в пустыне (Быт 21:15-19), Он напоил Самсона после его победы над филистимлянами (Суд 15:18). Бог создал источники, в к-рых дикие звери утоляют жажду (Пс 103:11); Он насыщает алчущих (Пс 145:7; Лк 1:53) и не допускает «терпеть голод душе праведника» (Притч 10:3);

2) Бог вновь и вновь призывает накормить алчущих и напоить жаждущих (Ис 21:14,10; Иез 18:16; Мф 25:35,37), в том числе и врагов (Притч 25:21.; Рим 12:20). Отказывающийся сделать это становится виновным и навлекает на себя суд (Иов 22:7; Мф 25:42,44). Аммонитяне и моавитяне не могут войти в общество Господне, потому что они не встре-тили израильтян с хлебом и водой, когда те шли из Египта (Втор 23:3). С др. стороны, и чаша холодной воды не останется без воздаяния (Мф 10:42; ср. Притч 25:25). Г. и Ж. упоминаются в НЗ среди лишений, к-рые приходилось терпеть ап. Павлу (1 Кор 4:11; 2 Кор 11:27; Флп 4:12). Для утоления Г. и Ж. Закон разрешал есть чужой виноград и срывать колосья с чужого поля (Втор 23:24.;Мф 12:1). Считалось бесчеловечным заставлять голодного носить снопы (и не иметь возм. утолить голод) (МТ; в Синод, пер. — «голодных кормят колосьями») и не позволять топчущему виноград утолять жажду (Иов 24:10.);

3) отсутствие дождей и неурожаи приводят к голоду (Лк 15:14). По этой причине Авраам отправился в Египет (Быт 12:10), здесь же на семь голодных лет нашел прибежище и Иаков со своим семейством (Быт 41-46). Предсказания о грядущем голоде подвигли христиан древней Церкви, обращенных из язычников, оказать помощь церкви в Иерусалиме (Деян 11:28-30). Во времена войны господствуют «голод и меч» (Ис 51:19; Иер 5:12) и, как следствие их, — моровая язва (чума) (Иер 27:8). Для осажденного города Г. и Ж. становятся опаснее, чем оружие врага (4 Цар 6:25; 2 Пар 32:2,4,11). Они могут довести людей до крайности. Так, в Библии (Втор 28:53-57; 4 Цар 6:28.; Плач 2:19.,9 и след.) говорится о случаях каннибализма, в часта., о том, что матери поедали своих детей. Поэтому в пророчествах Г. и Ж. всегда упоминаются как признаки совершения суда (Втор 28:48; Ис 5:13; Иез 5:12,16.);

4) во время странствования по пустыне израильтяне избежали голодной смерти только благодаря помощи Бога, даровавшего им еду (перепелов, манну небесную) и воду (Чис 20:1-13).Израильтянам запомнилось, что в это время они не страдали от Г. и Ж.(Неем 9:15,20; Пс 77:15-29; Ис 48:21). Утоление Г. и Ж. является приметой грядущего времени спасения (Ис 41:17.; ср. Откр 7:16; Ис 55:1; ср. Откр 21:6). Но при этом речь идет не только об удовлетворении плотских потребностей. Вода, к-рую Бог стремится излить на жаждущих, есть не что иное, как Его Дух (Ис 44:3). Эту живую воду дает Иисус, и тот, кто принял ее, не будет больше страдать от Г. и Ж. (Ин 4:10-15-39). Неутоленный духовный голод по Божьей правде (Мф 5:6; Лк 6:21), по Его слову (Ам 8:11,13) и по Самому Богу (Пс 41:3) однажды будет утолен. Но тот, кто возводит хулу на 1оспода,лишает хлеба «душу голодную» и отнимает «питье у жаждущего’ (Ис 32:6).

Голос 

1) В ВЗ и в НЗ слово «голос» употребляется прежде всего для обозначения человеч. речи (напр.. Быт 21:17; Лк 1:44). Оно не сопровождается к.-л. эпитетами, напр. красивый, приятный и т.п., тем не менее различается Г., к-рый восхваляет Бога (Пс 25:7), голос плача и голос вопля (Ис 65:19), голос радости и голос веселья (Иер 16:9). Своим Г. человек прославляет Бога, взывает к Нему; при этом его Г. может возвышаться до вопля (Пс 76:2; Мф 27:46).

2) В отличие от идолов (ср. 3 Цар 18:26), живой Бог не страдает немотой. Г. Господень был слышен при сотворении мира (Быт 1:28-30; Пс 28:3). Первые люди (Быт 3:8), да и весь народ Израиля, слышали Божий Г. (Втор 4:36). В НЗ Г. Божий с неба свидет-вует об Иисусе как о Сыне Божием (Мф 17:5; Мк 1:11 ср. Ин 12:28). После Своего вознесения Иисус различными способами позволяет слышать Свой Г. (Деян 9:4; Откр 1:12). Большинство верующих слышат Г. Божий лишь опосредованно (Ин 10:16; Евр 3:7); Бог говорит с нами через Библию и через Свой Дух. Ст. Еф 6:17 в греч. оригинале звучит так: «Возьмите меч духовный, который есть глас (или слово) Бо-жие». Но при Втором пришествии Иисуса все, в том числе и мертвые, услышат Его голос (Ин 5:25; ср. 1 Фее 4:16).

Голубь 
Голубь, горлица.

1) в древности в Палестине одной из наиб. распростр. птиц были Г. как дикие, так и домашние. В Библии неоднократно упоминается горлица, Streptopelia turtur (Песн 2:12; Иер 8:7), к-рая встречалась в нескольких разновидностях. Горлиц, наряду с прируч. Г. приносили в жертву (Лев 1:14,11; Лк 2:24; и проч). В Песн 2:14; Иер 48:28, вероят-но, подразумеваются сизые Г., от к-рых произошли домашние Г. и к-рые до сих пор распространены в Палестине;

2) в качестве жертв, животного Г. упоминается еще в рассказе о жертвоприношении Авраама при заключении им завета с Богом (Быт 15:9); впоследствии Г. был единств, птицей, к-рую разрешалось приносить в жертву (жертва) бедным людям в жертву за грех (Лев 5:7) и в жертву очищения по исцелении от проказы (Лев 14:22), в жертву очищения матери после родов (Лев 12:6,8; Лк 2:24), очищения мужчины после истечения из тела (Лев 15:14), а также в жертву от назорея (назорей) (Чис 6:10). Жертвенных Г. продавали во дворе храма (Мф 21:12; Ин 2:14);

3) Г. — символ простоты и кротости (Мф 10:16) и воплощение Св. Духа (Мф 3:16; Мк 1:10; Лк 3:22; Ин 1:32). 3ву-ки, издаваемые Г., сравниваются со стенаниями человека (Ис 38:14; Иез 7:16; Наум 2:7). «Голу6ица», как ласкат. слово, многократно употребляется в Песне Песней (Песн 1:14.12).

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий