Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 4 «Г»

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Гиах 
«ключ» (источник). Г. находился «по дороге к пустыне Гаваонской» (2 Цар 2:24). Учитывая название источника и исходя из описания местности, приводимого в данном тексте, Г. можно отождествить с существующим ныне источником Эн-эль-Фаувар. название к-рого переводится как «ключевая вода»; он находится в 11 км зап. Иерихона.

Гиббар 
название местности (или, как в Синод, пер., имя израильтянина, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зорова-велем, Езд 2:20), возм., то же, что Гаваон (Неем 7:25).

Гива 
(«холм»)

1) Г.Вениаминова (1 Цар 13:2,15,16; 1 Цар 14:2.16) Гева (1);

2) город в уделе Вениамина, называемый также Г. Сауловой (Нав 18:28 — в Синод, пер. — Гивеаф; Суд 19:12-16; Суд 20:4-48; 1 Цар 11:4). Родной город Сау-ла (1 Цар 10:26; 1 Цар 11:4; 1 Цар 15:34), располагавшийся, согл. Ис 10:29, сев. Иерусалима. Результаты археол. раскопок, проведенных У.Ф.Ол-брайтом, подтвердили предположение о том, что Г. Саулову следует отождествлять с холмом Телль-эль-Фул (прим. в 6 км от Иерусалима). Вероятно, ок. 1200 г. до Р.Х. здесь находилось поселение вениамитян, к-рое, не просуществовав и столетия, было разрушено. Возм., это произошло во время воен. похода израильтян против колена Вениамина, о к-ром повествуется в Суд 19; Суд 20 (ср. Ос 9:9; Ос 10:9). При Сауле Г. укрепляется и становится его резиденцией (ср. 1 Цар 22:6; 1 Цар 23:19).Резуль-таты раскопок свидет-вуют о том, что вскоре после этого, предположит, после смерти царя (1 Цар 31),крепостьГ.была разрушена. Позже ее отстроили заново. Семеро потомков Саула были казнены в Г. гаваонитянами за то зло, к-рое причинил им Саул (2 Цар 21:6);

3) город в уделе Иуды (Нав 15:57), находившийся, верятно, зап. Бейт-Якарьи и в 17 км сев. Хеврона;

4) город на Ефремовой горе (в Синод, пер. — «холм Финееса» — Нав 24:33). Местоположение его точно не установлено. Возм.,это совр.Эль-Джеба, находящаяся неподалеку от Вифлеема;

5) место, где располагался охранный отряд филистимлян (в Синод, пер. — «холм Божий» — 1 Цар 10:5; ср. 1 Цар 13:3); возм., тождественно родному городу Саула Гива Саулова. (Телль-эль-Фул). Но существует также версия, что это место идентично лежащему в 9 км сев. Г. Рамаллаху, название к-рого имеет то же значение, что и Г., — «холм».

Гива Саулова 
город в уделе сынов Вениа-миновых (Нав 18:28; в русском переводе в данном случае Гшеаф). Родной город Саула (1 Цар 10:26; 1 Цар 11:4; 1 Цар 15:34), расположенный согл. Ис 10:29, севернее Иерусалима. Предположение о том, что Г. следует искать в кургане Тель-эль-Фул, примерно в 6 км. от Иерусалима, было подтверждено раскопками Олбрайта. Около 1200 г. до Р.Х. здесь находилось некое, вероятно вениамитское, поселение, которое не просуществовав и одного столетия, оказалось разрушенным, предположительно во время похода всего Израиля против вениамитян согл. Суд 19-20 (сравн. Ос 9:9; Ос 10:9). После этого там возникло укрепление, резиденция Саула (сравн. 1 Цар 22:6; 1 Цар 23:19). Как свидетельствуют раскопки, крепость вскоре после этого была разграблена, предположительно после смерти царя (1 Цар 31).Впоследствии она была восстановлена. Семь человек из потомков Саула были казнены в Г. за то зло, которое он причинил гаваонитянам (2 Цар 21:6).

Гиввефон 
(Гавафон) («возвышенное место», «холм»), левитский город в уделе Дана (Нав 19:44) недалеко от Ваалафа. В царствование Навата Г. принадлежал филистимлянам (3 Цар 15:27). Согл. Евсевию и Иерони-му, Г. располагался в 16 милях (ок. 26 км) от Кесарии. Но указанное ими место, вероятно, все же не соответствует истинному положению Г., т.к. находилось много севернее, а в Нав 19:44,45 рядом с Г. упоминается Игуд (9 км сев. Лидды). Поэтому Г. отождествляется нек-рыми исследователями с Киббийе.располож. между Бет-Навалой и Абудом, недалеко от Иехуда. По другой, более убедительной версии Г., бывший, согл. 3 Цар 15:27; 3 Цар 16:15, по-гран. городом между Газером (Гезером) и Ак-кароном (Экроном), находился на месте совр. Телль-эль-Мелата, прим. в 5 км юж. Гезера. Согл. же Талмуду, Г. располагался юж. Анти-патриды, в районе Вефсамиса (Бет-Шемеша). В этом случае Г. можно, вероятно, отождествить с Рас-Абу-Хамидом, лежащим в 6 км сев.-вост. Телль-эль-Мелата.

Гивлитяне 
Жители города «Гевал» (3 Цар 5:18).

Гиддалти 
руководитель 22-го отделения певцов при храме (1Пар 25:4,29).

Гиддел 
«Он (Бог) возвысил»

1) прислужник при храме (нефиней), потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зорова-велем (Езд 2:47; Неем 7:49);

2) раб Соломона, потомки к-рого также вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:56; Неем 7:58).

Гиддо 
Иддо (II,2). Отец Ахинадава, одного из приставников Соломона (3 Цар 4:14)

Гидеоний 
Евр. Гедони, значение то же, что у имени «Гедеон», отец Авидана, главы колена Вениамина во время странствования по пустыне (Чис 1:11; Числ 2:22; Числ 7:60.65; Числ 10:24).

Гидом 
(производное от евр.»разрубать, разбивать на куски»), место возле скалы Рим-мон, куда бежали вениамитяне, разбитые израильтянами (Суд 20:45); находится прим. в 5 км вост. Вефиля, но точно его местоположение неизвестно.

Гиезий 
Евр. Ехази. Слуга пр. Елисея (см. 3 Цар 19:21; 4 Цар 3:11). Г. сообщил Елисею о желании сонамитянки иметь ребенка (4 Цар 4:12,14), но позднее, когда родившийся у этой женщины младенец умер, Г. не захотел допустить ее к пророку с просьбой о помощи. Посланный Елисеем к умершему ребенку, Г. не смог ничем помочь ему, а лишь констатировал смерть младенца. Вернуть жизнь умершему смог лишь сам пророк. Исцелив сир. военач. Неемана, Елисей отказался от вознаграждения. Г. же обманом получил часть обещанного пророку вознаграждения, но в разговоре с пророком отрицал это. Поэтому Елисей предсказал Г., что тот будет наказан «проказою Неемана» (4 Цар 5:20-27). Когда царь расспрашивал Г. о деяниях Елисея, Г. еще раз сослужил добрую службу сонамитянке, рассказав о ней царю (4 Цар 8:3-6). Но в целом, хотя Г. и общался с Елисеем, он остался человеком, не сумевшим осознать, какой должна быть жизнь по Божьим законам.

Гизонитянин 
прозвище Гашема, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:34). Этимология этого прозвища неизвестна.

Гилалай 
левит и музыкант, участвовавший в освящении стены Иерусалима (Неем 12:36).

Гиллел 
Евр. Хиллел,»Он восхвалил. Он (Бог) дал воссиять», отец судьи Авдона (Суд 12:13).

Гило 
родной город Ахитофела (2 Цар 15:12), располагавшийся в нагорной части удела Иуды (Нав 15:51); сегодня это развалины Хирбет-Джала, зап. Бейт-Уммара, в 11 км сев. Хеврона.

Гилонянин 
прозвище «Ахитофел» (2 Цар 15:12; 2 Цар 23:3423:34), бывшего родом из «Гило».

Гимзо
погран. город между уделом Иуды и землей филистимлян (2 Пар 28:18). В настоящее время — это селение Джимсу /евр. Гим-зо/, в 7 км вост. Рамлы.

Гиннефой 
Евр. Линнеотой,священник,вер-нувшийся из вавил. плена вместе с Зорова-велем (Неем 12:4). Возм., то же лицо, что и «Гиннефон» (2).

Гиннефон 
Евр. Гиннетон.

1) священник, во времена Неемии подписавшийся под обя-зат-вом соблюдать Закон (Неем 10:6);

2) священник, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:16). Возм., то же лицо, что и «Гиннефой».

Гирзеяне 
племя, обитавшее на юге Фили-стии и упоминаемое в 1 Цар 27:8 вместе с гес-сурянами и амаликитянами.

Гирсам 
(Гирсон) (евр. Гершом).

1) первенец Моисея и Сепфоры, родившийся в Ма-диамской земле. В Исх 2:22; Исх 18:3 говорится, что Моисей образовал это имя из слов: гер — «пришелец» и шам — «там», потому что в момент рождения сына он был «пришельцем в земле мадианитян». М.Нот переводит (с араб.) это имя как «бубенчик», «колокольчик»; оно должно было свидет-вовать о радости, вызванной рождением ребенка. В 1Пар 23:14-16 Г. вместе со своим братом назван в числе левитов;

2) потомок священника Фи-нееса, возвратившийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Ездр 8:2); 3) относит. Суд 18:30 Ионафан (2).

Гирсон 
Евр. Гертон, значение то же, что у имени Гирсам (1).

1) сын Левия и отец Ливни и Шимея (Быт 46:11; Исх 6:16 и след.; Чис 3:17 и след.). Потомки Г., гирсоняне, образовали один из трех больших родов колена Левия. Во время странствования по пустыне они ставили свои палатки с зап. стороны скинии собрания и заботились о покровах и завесах скинии под надзором Ифамара, сына Аарона (Чис 4:21-28; Числ 26:57-65). Для транспортировки этих вещей в их распоряжении находились две повозки и четыре вола (Чис 7:7). Сыновья Г. Ливни и Шимей возглавляли каждый свой род (Чис 3:21; 1Пар 6:1,17 и след.). При разделе Ханаана Иисус Навин выделил им во владение 13 городов, два из к-рых находились за Иорданом, в уделе полуколена Манассии, четыре — в уделе Исса-хара, четыре — в уделе Асира и три — в уделе Неффалима (Нав 21:27-33). В 1Пар 23:7-11 названы роды гирсонян, существовавшие во времена Давида;

2) Гирсам (2 и 3).

Гиффаим 
(«давило»), город в уделе Вениамина (2 Цар 4:3; Неем 11:33). Местоположение его точно неизвестно. В Ономастиконе (список геогр. названий) Евсевия Кесарий-ского говорится, что Г. находился между Ан-типатридой и Иамнией; на Медевской карте этот город указан между Беф-Дагоном и Лиддой. В документах Эль-Амарны этот город назван Гамтети, что дает право отождествлять его с Рас-Абу-Хумедом. располож. в 3 км юго-вост. Рамлы.

 

Гихон 
(Гион.Геон) «прорыв», «ключ» (источник). 1) одна из рек рая (Быт 2:13). Возм., это один из рукавов Евфрата, по предположению ФДеличу — Шатт-эн-Нил; 2) источник в Кедронской долине, находящийся вост. Иерусалима (3 Цар 1:33), к-рый никогда не пересыхает; его совр. название — источник Девы Марии (Айн-Ситти-Марьям). По приказу Езекии в скале был прорублен туннель дл. 512 м к Силоамскому пруду (4 Цар 20:20). Перепад высот на всем протяжении туннеля составляет Юм (Гихон — 646 м, Силоам 636 м), поэтому в 2 Пар 32:30 говорится о «верхнем протоке вод Геона».

Гишфа 
начальник над нефинеями во времена Неемии (Неем 11:21).

Глаз 
Око

I. ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА: Г. — орган зрения, наиб. полно воспринимающий внешний мир и передающий информацию душе человека. Г. человеч. ненасытимы (Притч 27:20; Еккл 1:8), и сердце следует за Г. (Иов 31:7). Поэтому Г. несут свет телу: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф 6:22 и след.). Искушение начинается с Г. (Быт 3:6; ср. 1 Ин 2:16), а вожделеющий взгляд уже есть грех в сердце (Мф 5:28). О праведнике сказано, что он закрывает Г. свои, чтобы не видеть зла (Ис 33:15). Иов заключил завет со своими Г., дабы не смотреть на девиц с вожделением (Иов 31:1). Но человек видит только то, что находится перед его Г. (1 Цар 16:7);чтобы человек обрел проницательность. Бог, дарующий ему видящие Г. (Притч 20:12), просвещает его очи (Пс 12:4) и очи его сердца для познания (Еф 1:18), иначе человек, видя, не будет видеть (Мф 13:13), ибо Г. его останутся ‘сомкнуты». Но там, где Г. «удержаны» (Лк 24:16), Господь откроет их, чтобы люди узнали Его, как это было с Агарью (Быт 21:19) и Валаамом (Чис 22:31). Подкуп же, напротив, ослепляет Г. (1 Цар 12:3).

Г. сообщают внутреннему миру о внешнем и одновременно открывают то, что таится в сердце. Они могут быть добрыми (Притч 22:9 — МТ:» /человек/ с добрыми глазами будет благословляем»), гордыми, надменными, тщеславными (Пс 17:28; Пс 130:1; Притч 6:17; Притч 21:4; Ис 10:12). Г. могут быть колючими от ненависти (Иов 16:9), они могут насмехаться (Пс 34:19) и не замечать просящих подаяние (Притч 28:27). Г. глупца устремлены на концы земли (Притч 17:24). Подмигивание Г. служит тайному взаимопониманию (Притч 6:13; Притч 10:10; Притч 16:30), Г. псалмопевца обращены на деяния Бога,а Г. рабов — на руки их господ (Пс 122:2). Воз-вед. вверх Г. означают надежду и молитву, обращенную к Господу (Пс 122:1), взывание к идолам (Иез 33:25) или заносчивость (4 Цар 19:22). От стыда и смирения люди не смеют поднять Г. и опускают их вниз (Езд 9:6: Иов 22:29 — МТ: «Он спасет опустившего глаза»; Лк 18:13). Выражение «пред очами кого-либо» или «в очах кого-либо» означает «в присутствии кого-либо» (Быт 23:11; Ис 13:16; ср. Исх 10:28 и след.). Кр. того, оно означает чье-л. собств. воззрение или мнение (Руфь 2:10; 1 Цар 1:18; Иов 25:5). Тот, кто видит верный путь и ведет по нему (Иов 29:15), становится Г. слепого, а тот, кто указывает путь народу в пустыне, является Г. народа (Чис 10:31). Г. легко раним, и на этом построена притча о соринке и бревне в Г. (Лк 6:41). Во многих изречениях использован образ зеницы ока,к-рую надо особенно беречь (Втор 32:10; Пс 16:8; Притч 7:2; Зах 2:8). В Иез 24:16 супруга пророка названа «утехой очей» его. Выражение «покрывало для очей» (Быт 20:16) может означать также искупление несправедливости, делающей ее как бы невидимой для Г.

II. ОЧИ БОЖЬИ. В то время как Г. идолов «смотрят»,но не видят (Пс 113:13; Пс 134:16),от очей Господа, видящего в сердцах (1 Цар 16:7), ничего нельзя утаить. Все открыто и обнажено перед Тем, Кому мы должны давать отчет (Евр 4:13), — все прошлое и грядущее (Пс 138:16). Очи Его видят все пути сынов человеч. (Иов 24:23; Иер 32:19). Они смотрят на всю землю, чтобы помогать праведным (2 Пар 16:9) и руководить ими (Пс 31:8; ср. Пс 122:2). Но очи Господа обращены и на грешников, к-рые предстанут перед Судом (Ам 9:4,8) и не будут помилованы Его оком (Иез 5:11), как это случилось с израильтянами в пустыне (Иез 20:17). В Зах 3:9; Зах 4:10 говорится о семи очах Господа, семь очей имеет и Агнец в Откр 5:6. Ср. Видеть Вид Лицо Слепота Болезнь.

III. ПРОЧЕЕ. Как метафора, евр. слово айин, означающее Г., нередко используется в тексте оригинала для обозначения искрящегося вина (Притч 23:31), поверхности земли (в Синод, пер. — «лице земли’ — Исх 10:5,15; Чис 22:5,11), источника (см. названия, в к-рые входит слово айин).

Глазная мазь 
Греч. коллурион. Эти словосочетанием обозначено множество целебных средств для глаз, применявшихся в антич. медицине. Исходное сырье хранили в виде высушенных продолговатых катышков или свечей, из к-рых изготавливались мази, порошки и капли. Письм. сообщения об этом были подтверждены археол. находками. С помощью подобных средств люди пытались также восстановить остроту зрения, на что содержится намек в Откр 3:18.

Гаа-Гаг, Гад-Газ, Гаи-Гал, Гам-Гаш, Гв-Гед, Гел-Геш, Ги-Гла, Гли-Гог, Год-Гол, Гом-Гор, Гос-Гра, Гре-Гро, Гру-Гу

Добавить комментарий