Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть1 «А»

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

Аендор 
-> Аэндор.

Азаз 
(возм., кр. ф-ма имени «Азазия»), сын Шемы, отец Белы из колена Рувима (1 Пар 5:8).

Азазель 

ПОНЯТИЕ

1) значение этого слова неизвестно; возм. этимологич. толкования: а) (наиб. вероятное) комбинация из слов «быть сильным» и «Бог», возм., «противящийся Богу», б) производное от егип. слов «виновный» и «отстранять» (что подразумевает козла отпущения, см. ниже), в) покинутое место;

2) все более популярной становится версия, что слово «А.» — имя собственное, обозначающее демона пустыни (ср. Ис 13:21; Ис 34:14; Мф 12:43; Лк 11:24). Это подтверждается и тем, что в Лев 16:8 имя «А.» (в Синод. пер. — «отпущение») противопоставляется имени Господа.

АЗАЗЕЛЬ В ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ

1) в этот день (10-й день месяца тишри — сентябрь-октябрь) бросали жребий о двух козлах, один из к-рых предназначался в жертву за грехи всего народа, а второй — для изгнания в пустыню. Первый козел посвящался Господу, а второй — А. (Лев 16:8 — в Синод. пер. — «для отпущения»);

2) если предназнач. для Господа козла закалывали и кровью его кропили в святилище и в Святом Святых, то на козла, предназнач. для А., первосвященник возлагал руки, исповедуя над ним беззакония всего народа, и отправлял его с человеком, избранным по жребию, в пустыню, чтобы козел унес грехи народа (Лев 16:20-22). После этого человек, отводивший козла, должен был совершить особого рода омовение;

3) т.о., через козла снятые с народа грехи передавались тому, кто был их причиной, т.е. сатане; А. же следует считать либо воплощением сатаны, либо его символом. Так козел уносил грехи народа, к-рые более не должны были повторяться. Но это действо нельзя толковать т.о., будто в образе козла «для А.» (в Синод. пер. — «для отпущения») приносилась жертва демону пустыни. В ВЗ есть только один культовый обычай, напоминающий это действо, но существенно от него отличающийся (Лев 14:50.53).

АЗАЗЕЛЬ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

1) можно лишь с большой осторожностью говорить о том, что ветхозаветное представление об А. было воспроизведено в НЗ. Не исключено, что слова Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29; ср. Ин 1:36) связаны с вышеопис. ветхозаветным обычаем. Из этих слов следует, что Христос занимает место посредника;

2) принимая во внимание Евр 13:11 и след., вообще нельзя козла «для А.» толковать как некий прообраз Христа. Кр. того, согл. Лев 16, искупит. жертвой служит не козёл «для А.», а козёл «для Господа». Т.о., только этот последний истолковывается в Евр 13 как указание на Христа;

3) иногда для сравнения приводят стих из НЗ: 1 Кор 5:5, где Павел во имя Иисуса Христа предает сатане человека за грех кровосмешения. Различие, однако, состоит в том, что здесь сатане предается сам грешник, и, как небезосновательно надеется Павел, не навсегда (-> Сатана).

Азазия 
(евр. Азазьяху, «Яхве силен»):

1) отец -> Осии (2) (1 Пар 27:20);

2) смотритель в храме во время правления Езекии (2 Пар 31:13);

3) один из левитов, игравших на цитрах, когда ковчег завета переносили в Иерусалим (1 Пар 15:21).

Азаил 
(евр. Хадаэл, «Бог увидел»):

1) придворный чиновник Венадада, царя Арама (Сирии). Елисей предсказал А., что он станет царем Арама и победит Израиль. Вслед за этим А. убил Венадада и занял его престол (ок. 841 г. до Р.Х.; 4 Цар 8:7-15). А. сражался с царем Израиля Иорамом и царем Иудеи Охозией. Ииуй убил обоих царей и взошел на израил. престол (4 Цар 8:28 и след.; 4 Цар 9:14.24.27). Вскоре после этого произошло вторжение ассир. царя Салманасара III. Ииуй подчинился завоевателю без борьбы и стал выплачивать дань, вместо того чтобы встать на сторону А., оказывавшего ассирийцам сопротивление. Арам. царь с большим трудом выстоял, но три года спустя ему пришлось противостоять новому нашествию ассирийцев. Враждебность А. по отношению к Израилю, вероятно, была усилена обидой на Ииуя, предавшего его.

Во время царствования Ииуя вся область вост. берега Иордана вплоть до Арнона была опустошена арамеями (сирийцами) (4 Цар 10:32 и след.; Ам 1:3), причем израильтяне в боях понесли большие потери — в войске Иоахаза, сына Ииуя, осталось всего 50 всадников и 10 колесниц (4 Цар 13:7). А. настолько обессилил израильтян, что, когда он отправился в поход на завоевание Гефа, ему, видимо, был открыт беспрепятств. проход через израил. земли. Затем А. выступил против Иерусалима, и иуд. царю Иоасу пришлось давать выкуп и отдать ему все пожертвования и ценности из сокровищниц храма (4 Цар 12:18 и след.; 2 Пар 24:23-25). Мощь А. достигла своего апогея, но его царствование уже близилось к концу. Вероятно, еще при его жизни ассир. царь Адад-Нерари III окружил Дамаск и обложил его жителей данью. Слово Елисея привело А. к власти, и в течение 40 лет сир. царь исполнял суд Господа над Израильским и Иудейским царствами (4 Цар 13:3; 2 Пар 24:24). Затем Бог вновь явил милость Своему народу (4 Цар 13:4 и след., 23). Елисей предсказал израил. царю Иоасу троекратную победу над арамеями, и при наследнике А. Венададе началось падение Арама;

2) -> Асаил (2).

Азания 
(«Яхве услышал»), отец левита -> Иисуса (Неем 10:9).

Азариил (Азариел) 
(евр. Азарел, «Бог помог»):

1) левит, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:6);

2) певец в храме во времена Давида (1 Пар 25:18), сын Емана; он же Озиил;

3) сын Иерохама, князь колена Дана во времена Давида (1 Пар 27:22);

4) израильтянин, потомок Вания. Во времена Ездры А. отказался от своей иноплем. жены (Езд 10:41);

5) сын Ахзая из потомков Иммера, отец Амашсая (Неем 11:13 и след.). Вероятно, он же упомянут как священник-музыкант, участвовавший в освящении Иерусалимской стены (Неем 12:36).

Азария 
(«Яхве помог»):

1) потомок Зары из колена Иуды, сын Ефана (1 Пар 2:8);

2) левит, потомок Ицгара из рода Каафа. Среди потомков А. — пророк Самуил и певец Еман (1 Пар 6:36);

3) один из высокопост. чиновников Соломона, сын первосвященника Садока, брат Ахимааса (3 Цар 4:2; 2 Цар 15:27);

4) внук Садока и сын Ахимааса (1 Пар 6:8.9);

5) начальник над 12 приставниками, назнач. Соломоном, сын Нафана (3 Цар 4:5), по-видимому, внук Давида и племянник Соломона (2 Цар 5:14);

6) пророк, сын Одеда. А. вдохновил царя Асу на проведение религ. реформы во всей земле колен Иуды и Вениамина (2 Пар 15:1-8);

7) два сына царя Иосафата (2 Пар 21:2, если текст не содержит ошибки, то остается предположить, что они происходили от разных матерей и, след., были сводными братьями);

8) потомок Есрома и Иерахмеила из колена Иуды (1 Пар 2:38 и след.). Его дедом был Овид, поэтому он, возм., тождествен начальнику сотни Азарии, сыну Оведа, к-рый помог свергнуть Гофолию и поставить на царство ее внука Иоаса (2 Пар 23:1);

9) начальник сотни, сын Иерохама, к-рый также участвовал в свержении Гофолии (2 Пар 23:1);

10) сын Иегоханана, один из тех благородных ефремлян, к-рые побудили войско Факея отпустить на свободу пленных иудеев (2 Пар 28:12);

11) сын -> Амасии (1), иуд. царь, известный также как Озия (4) (ср. 4 Цар 15:1 с 2 Пар 26:1). При этом, вероятно, имя А. было тронным, а Озия — обиходным именем одного и того же царя;

12) первосвященник (1 Пар 6:10), возм., тот же, к-рый воспротивился намерению царя Озии присвоить себе чин священника (2 Пар 26:16-20);

13) отец -> Иоеля, левита из рода Каафа (2 Пар 29:12);

14) левит из рода Мерари. Он и Иоель помогали очищать храм во времена Езекии (2 Пар 29:12);

15) первосвященник, сын Хелкии, отец Сераии, живший незадолго до вавил. пленения (1 Пар 6:13.14; Езд 7:3);

16) сын Осаии, противник пророка Иеремии (Иер 43:2);

17) евр. имя -> Авденаго (Дан 1:6 и след.);

18) еврей, вернувшийся вместе с Зоровавелем из вавил. плена (Неем 7:7). Возм., в Езд 2:2 он же Сария;

19) высокопост. иудей, вероятно, князь колена Иуды, принимавший участие в освящении Иерусалимской стены (Неем 12:33);

20) сын Маасеи, к-рый во времена Неемии владел в Иерусалиме домом и восстанавливал прилегающий к нему участок гор. стены (Неем 3:23 и след.);

21) один из левитов, пояснявших народу Закон, оглашаемый Ездрой (Неем 8:7);

22) священник, подписавший во времена Неемии обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:2);

23) потомок Хелкии, начальник в храме после возвращения из вавил. плена (1 Пар 9:11) -> Сераия (10);

24) первосвященник во время царствования Езекии (2 Пар 31:10.13), возм., идентичен А. (12).

Азбук, 
отец Неемии, начальник полуокруга в Иерусалиме (Неем 3:16).

Азгад 
(перс. Изгад, «вестник»), израильтянин, часть потомков к-рого вернулась из вавил. плена при Зоровавеле (Езд 2:12; Неем 7:17), а часть — при Ездре (Езд 8:12). Один из представителей этого семейства во времена Неемии подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:15).

Азека (Азек). 
До А. Иисус Навин преследовал царей аморрейских городов Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона, осадивших Гаваон (Ис Нав 10:10 и след.). А. была предназначена колену Иуды (Ис Нав 15:35). Между А. и Сокхофом располагался филистимский стан, выходя из к-рого Голиаф высмеивал израильтян (1 Цар 17:1). А. была превращена Ровоамом в укреп. город (2 Пар 11:9). Позднее А. была одним из последних городов (наряду с Лахисом), осажденных и взятых Навуходоносором (Иер 34:7). После возвращения иудеев из плена город был отстроен заново (Неем 11:30). А. находилась недалеко от города Сокхофа, юж. Аиалонской долины и прим. в 27 км сев.-зап. Хеврона. Предполагалось, что холм Телль-Закария (новоевр. Телль-Азека) скрывал под собой древнюю А. При раскопках там был обнаружен довольно крупный город, обнес. стенами и укреп. восемью мощными башнями. Удивление вызвали подземные ходы и помещения, к-рые, вероятно, служили в воен. время убежищами и кладовыми для запасов продовольствия. Здесь были обнаружены также кувшины и черепки времен Израильского царства.

Аззан, 
отец Фалтиила, князя колена Иссахара (Числ 34:26).

Азиил 
-> Иаазиил.

Азиса 
(евр. Азиза), израильтянин из рода Заффу, женившийся на язычнице (Езд 10:27).
Азмавет (Азмавеф, Беф-Азмавеф)
(этимология этого слова неясна; название растения, родств. Aristida plumosa (верблюжий корм)):

1) вениамитянин, сыновья к-рого пришли к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:3);

2) один из храбрых у Давида (2 Цар 23:31; 1 Пар 11:33);

3) надзирающий за сокровищами царя Давида (1 Пар 27:25);

4) потомок Саула (1 Пар 8:36; 1 Пар 9:42);

5) город, располагавшийся прим. в 7 км сев. Иерусалима (Езд 2:24; Неем 7:28); 42 его жителя вернулись из вавил. плена. Здесь жили храмовые певцы из Иерусалима (Неем 12:29). Возм., А. — это совр. Хизмех, в к-ром были обнаружены выдолбленные емкости для хранения воды и зерна.

Азноф-Фавор, 
погран. город удела Иссахара вблизи Фавора (Ис Нав 19:34).

Азор 
(евр. Аззур), сын Елиакима, отец Садока и предок Иосифа. Жил в период после вавил. плена (Мф 1:13 и след.).

Азот (Ашдод), 
впервые упоминается в Ис Нав 11:22 как город енакимов. Позднее он назван в числе пяти главных филистимских городов-государств наряду с Газой, Аскалоном, Гефом и Екроном (Ис Нав 13:3; 1 Цар 6:17). Согл. Ис Нав 15:47, А. был предназначен для колена Иуды, но вплоть до эпохи Царств сохранял свою независимость. В А. стоял храм -> Дагона, верховного божества филистимлян, куда был поставлен захвач. ими -> ковчег завета. За это Бог неоднократно поражал жителей А. и его окрестностей тяжелыми болезнями, равно как и жителей тех городов, куда филистимляне перемещали ковчег завета, пока израил. святыня (и в доп. к ней золото в качестве «жертвы повинности») не была возвращена израильтянам (1 Цар 5-6). А. был взят только однажды Озией (-> Азария), к-рый снес стены А. и построил в его окрестностях города (2 Пар 26:6; ср. Ам 1:8; Зах 9:6). Несколько позднее ассир. царь Тиглатпаласар III завоевал А. и обложил его данью. При Саргоне II город был осажден и взят цар. военач. (тартаном) (ср. Ис 20:1). А. стал столицей ассир. провинции Асдуду со своим царем, вассалом ассирийцев. Согл. Геродоту, егип. фараон Псамметих I (664-610 гг. до Р.Х.) после 29-летней осады покорил эту крепость. Из жителей города уцелели лишь немногие (Иер 25:20; ср. Геродот. История, II, 157). Когда вернувшиеся из плена израильтяне восстанавливали стены Иерусалима, жители А. при поддержке аравитян и аммонитян пытались силой оружия воспрепятствовать строит-ву (Неем 4:1 и след.). Вопреки заповеди Божьей, нек-рые из вернувшихся иудеев взяли жен из А. (Неем 13:23 и след.). А. был дважды осажден и разрушен Маккавеями, а храм Дагона сожжен (1 Макк 5:68; 1 Макк 10:83 и след.; 1 Макк 11:4). В 55 г. до Р.Х. город восстановили римляне. Благовестник Филипп проповедовал Евангелие в А. и Кесарии (Деян 8:40). А. следует искать на месте Телль-Ашдода, в 6 км юго-вост. совр. селения Ашдод. Это место находится приблизит. в 15 км от Ашкелона, между Яффой и Газой, прим. в 4 км от побережья Средиземного моря.

Азриил 
(евр. Азриэл, «помощь мне — Бог»):

1) отец Иеримофа, главы колена Неффалима во времена Давида (1 Пар 27:19);

2) глава одного из родов в вост. полуколене Манассии (1 Пар 5:24);

3) отец Сераии, жившего во времена Иеремии (Иер 36:26).

Азрикам 
(«моя помощь возвысилась»):

1) сын Ацела из колена Вениамина (1 Пар 8:38; 1 Пар 9:44);

2) начальствующий над дворцом царя Ахаза. Был убит ефремлянином Зихрием (2 Пар 28:7);

3) левит, сын Хашавии и отец Хашува (Хашшува) (1 Пар 9:14; Неем 11:15);

4) сын Неарии, потомок Зоровавеля (1 Пар 3:23).

Азува 
(«покинутая»):

1) жена Халева, сына Есрома (1 Пар 2:18 и след.);

2) дочь Салаиля, мать царя Иосафата (3 Цар 22:42; 2 Пар 20:31).

Азур 
(евр. Аззур, «помощник»):

1) отец лжепророка Анании из Гаваона (Иер 28:1);

2) отец Иазании, жившего во времена Иезекииля (Иез 11:1);

3) израильтянин, современник Неемии, подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:18).

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

Добавить комментарий