Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть1 «А»

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

 

Аиа (Ай) 
(«посвящение в цари»):

1) сын хорреянина Цивеона, брат Аны (Быт 36:24; 1 Пар 1:40);

2) отец Рицпы, наложницы Саула (2 Цар 3:7; 2 Цар 21:8-11).

Аиалон 
(«оленье место», «местность оленей»):

1) город, к-рый упоминается еще в док-тах из архива Телль-Амарны. А. известен благодаря призыву Иисуса Навина во время преследования аморреев (Ис Нав 10:12): «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» А. был поселением левитов в уделе Дана (Ис Нав 19:42; Ис Нав 21:24). После раздела царства город был укреплен Ровоамом (2 Пар 11:10), при Ахазе завоеван филистимлянами (2 Пар 28:18). На месте древнего А. ныне находится селение Яло, располож. на одном из холмов в 20 км сев.-вост. Иерусалима, где были найдены черепки, относящиеся к периоду между 1600 и 1200 гг. до Р.Х. След., город существовал ко времени покорения страны израильтянами, что соответствует сведениям Суд 1:35. Долина А. расположена сев.-вост. Яло;

2) город в уделе Завулона, где был погребен судья Елон (Суд 12:12). Его местоположение точно не известно.

Аин 
(«око» или «источник»):

1) согл. описанию границ Ханаана, — это место сев.-вост. моря Киннереф (Числ 34:11). Его местонахождение точно не известно. Возм., под этим названием подразумевается исток Иордана;

2) в Ис Нав 15:32 А. назван вместе с Риммоном. В Ис Нав 19:7 и 1 Пар 4:32 А. также упоминается в сочетании с Риммоном. Возм., в этих местах Писания Аин и Риммон были ошибочно разделены. В Неем 11:29 оба названия соединены в одно: Ен-Риммон (= Аин-Риммон). Руины древнего Ен-Риммона находятся недалеко от совр. Эр-Рамамина, прим. в 17 км сев. Вирсавии.;

3) -> Ион;

Аир (Иона) 
-> Тростник благовонный (аир).

Аист 
В Иер 8:7; Зах 5:9; Пс 103:17 словом «аист» передано евр. слово хасида, к-рое в Лев 11:19 и Втор 14:18 переводится как -> цапля. Белый А. (Ciconia ciconia) и черный А. (Ciconia nigra) были известны еще в древней Палестине как перелетные птицы, мигрирующие большими стаями во время своего весеннего перелета на север (осенний маршрут пролегает, как правило, несколько восточнее). При этом нек-рые птицы остаются здесь, чтобы летом вывести птенцов.

Ай 
-> Аиа (2).

Акан, 
сын хорреянина Эцера (Ецера), внук Сеира (Быт 36:27; 1 Пар 1:38.42). Место на Синайском полуо-ве, где во время странствования по пустыне дважды побывали израильтяне, называется по имени потомков А. -> Бене-Яакан (Беероф-Бене-Яакан) (Числ 33:31.32; Втор 10:6).

Акация 
(евр. шитта (в Синод. пер. — «ситтим»)), растение, принадлежащее к подсемейству мимозовых. Встречается в областях с теплым климатом. Имеет кустообразную и древовидную ф-мы. Ветки снабжены шипами. А. легко спутать с одноим. деревом (Robi-nia Pseudacacia), происходящим из Северной Америки и завезенным в Европу только ок. 1600 г. по Р.Х. В Палестине и на Синайском полуо-ве встречается несколько видов А., в т.ч. А. зонтичная, А. обыкновенная, А. пустыни Негев и т.наз. нильская А. В соотв. с ареалом его произрастания дерево упоминается в ВЗ исключит. в связи с пустыней, поскольку растет только в засушливых регионах. Как о дереве, об А. в Библии говорится только в Ис 41:19, хотя ее древесина, очевидно, использовалась при сооружении скинии (Исх 25:5 и след.). В пустыне это было единственно пригодное для подобных целей дерево. Древесина А., более темная и твердая, чем древесина дуба, чрезвычайно долговечна. Она не подвержена порче древесными насекомыми, обрабатывается только свежей, приобретая при этом красивую узорчатую поверхность.

Акелдама 
(«земля крови»), участок земли, называемый также «землей горшечника». Первосвященники купили А. за те самые 30 сребреников, к-рые Иуда получил за предательство Господа (Мф 27:3-10; Деян 1:19). А. находилась, вероятно, на юге долины Енномовой, юго-вост. Иерусалима, и была предназначена для погребения странников, т.е. чужеземных иудеев, пришедших на поклонение в Иерусалим и умерших там.

Акила 
(лат. «орёл»), иудей родом из Понта, области на севере Малой Азии, ремесленник, изготовлявший палатки. Когда имп. Клавдий выслал всех евреев из Рима (эдикт Клавдия от 49 г. по Р.Х.), А. вместе с женой -> Прискиллой переехал в Коринф. У этой супружеской пары жил и работал в первое время своего пребывания в Коринфе Павел, занимавшийся тем же ремеслом (Деян 18:1-3). При отъезде Павла из Коринфа А. и Прискилла сопровождали его до Эфеса и оставались там. Здесь они приняли у себя Аполлоса и дали ему более точные наставления о вере и учении. Когда Павел возвратился в Эфес, местная община регулярно собиралась в доме этой супруж. четы, к-рая с апостолом направила свои приветствия в Коринф (1 Кор 16:19). Павел говорит о них как о своих сотрудниках, к-рые ради него рисковали жизнью (Рим 16:3 и след.). Вероятно, это происходило во время притеснений христиан в Эфесе (1 Кор 15:32; 1 Кор 16:9; 2Кор 1:8 и след.); в таком случае они могли покинуть город одноврем. с Павлом и вернуться в Рим, где их дом вновь становится местом сбора общины (Рим 16:4) и куда Павел направил им свое приветствие из Коринфа. Позднее они находились в Эфесе (2 Тим 4:19). В своем служении Господу А. и Прискилла были до такой степени единодушны, что их называют всегда только вместе, причем в греч. тексте в четырех из шести случаев имя жены названо первым.

Аккад 
(шумер. Агаде), город на севере Вавилонии (Быт 10:10). Как подтверждают надписи, здесь правила раннесемитская династия, основ. Саргоном I Древним (ок. 2350-2300 гг. до Р.Х.). При нем и его преемниках, особенно при Нарам-Суэне (внуке Саргона I), возникло царство, простиравшееся на юг до Персидского залива и с востока на запад от Элама до Средиземного моря, доходя до Малой Азии. Это первое в истории семит. великое царство вскоре распалось, оставаясь, однако, идеалом для более поздних времен как символ «золотого века». Наименованием «аккадский» принято обозначать восточно-семитский язык жителей А., в отличие от шумерского — официального языка надписей и делопроизводства.

Аккарон 
-> Екрон.

Акко,
город в Ханаане. Ныне портовый город на берегу залива Хайфа (зал. Акко). С нач. II тысячел. до Р.Х. он упоминается в егип. текстах. К этому периоду (позднему бронз. веку) относятся и самые древние из обнаруж. здесь археол. находок. Через залив из А. можно видеть гору Кармил, находящуюся прим. в 18 км от города. Располож. в удобной естеств. гавани Палестины, А. был важным узловым пунктом древних торговых путей, к-рые вели к Иорданской равнине и в Египет. Неподалеку от А. (прим. в 3 км) протекает небольшая река Белус. Находится ли совр.

Акка на месте библ. А., точно не установлено. Древний А. ученые ищут на холме Телль-эль-Фукхар, в 1,5 км вост. совр. города. Вероятно, поселок на холме сокращался по мере роста портового пригорода, пока не исчез. А. был выделен в удел колену Асира, но никогда не был завоеван израильтянами (Суд 1:31). Он упоминается только под греч. названием Птолемаида в 1 Макк 5:15.22; 1 Макк 12:45.48 и позднее — в Деян 21:7 как место пребывания христ. общины, к-рую Павел посетил, возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия.

Аккув (Аккуб) 
(возм., «хранимый», «защищенный»; из тех же согласных состоят и евр. слова, означ. «пятка» и «обманывать»):

1) левит, глава одного из семейств привратников храма (1 Пар 9:17; Езд 2:42; Неем 7:45; Неем 12:25);

2) родонач. семейства нефинеев (рабов храма), возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:45);

3) один из левитов, читавших и истолковывавших народу Закон (Неем 8:7);

4) сын Елиоеная из рода иуд. царей (1 Пар 3:24).

Акриды 
-> Саранча (4).

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

 

Добавить комментарий