Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть1 «А»

 

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

Ав, 
пятый месяц года у израильтян.

Авагфа 
(евр. Авагта, «прекрасный образом» или «счастливый дар»), один из -> евнухов перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10), прислуживавших лично царю.

Аваддон 
(евр. имя «ангела бездны» (Откр 9:11), греч. Аполлион, «губитель» (Иов 15:21), «уничтожение», «гибель»). В ВЗ также преисподняя — место, где пребывают мертвые. В Иов 26:6, как и в Притч 15:11; Притч 27:20, понятие А. употреблено в одном ряду со словом «преисподняя» (в МТ в обоих случаях «шеол»), в Пс 87:12 — со словами «во гробе» (в Синод. пер. этого стиха значение слова «аваддон» передано словосочет. «место тления»), в Иов 28:22 — со словом «смерть». В лит-ре раввинов А. встречается в значении самого нижнего отделения ада.

Авана 
(возм. знач. «каменистая»), река, берущая начало на высотах Аманы, отрога хребта Антиливан (4 Цар 5:12); протекает по садам -> Дамаска, орошая их; славилась чистотой и прозрачностью воды. Совр. название — Барада, «холодная».

Аварим 
(«по ту сторону»):
1) название местности — долины или реки;

2) горная страна вост. Мертвого моря (Иер 22:20), к-рую замыкает с севера гора Нево (ее крутые склоны были названы «по ту сторону» жителями зап. берега реки Иордан). А. занимает часть тер. Моава и наследственного удела Рувима. Самые высокие из ее гор — Нево (Втор 32:49), с к-рой Моисею было дано увидеть землю обетованную, а также вершины Фасга (Втор 34:1) и Фегор (Числ 23:28). В горах А. израильтяне в предпоследний раз перед входом в землю Ханаанскую разбивали свой стан, отсюда они вышли к равнинам Иордана, чтобы достичь Аве-Ситтима в долине Вади Кефрен (Числ 33:47).

Авациния 
(евр. Хаваццинья, возм., от аккад. «обильный», «богатый»), предок Иазании из дома Рехавитов, жившего во времена Иеремии (Иер 35:3).

Авва 
-> Отец -> Имена Бога.

Авва (Ивва), 
город в Ассирии. Жители А. были переселены в Самарию на место угнанных израильтян (4 Цар 17:24; 4 Цар 18:34; 4 Цар 19:13; Ис 37:13). Предположит. А. находилась на месте совр. Телль-Кафр-Айи близ Ривлы или в Амми, совр. Энфи, в 26 км сев. Библа (Гевала), которая упоминается еще в письмах из архива Эль-Амарны.

Аввеи,
народ, живший вблизи Газы. А. были изгнаны пришедшими с -> Кафтора филистимлянами (Втор 2:23; Ис Нав 13:3).

Аввим, 
город в уделе Вениамина (Ис Нав 18:23), возм., совр. Хирбет-Хайджан, в 0,5 км юж. Дер-Дивана.

Август 
(«удостоенный почтения»). В 27 г. до Р.Х. рим. сенат присвоил родившемуся в 63 г. до Р.Х. Гаю Юлию Цезарю Октавиану почетный титул А. (греч. себастос, «его величество»). Титул А. был сохранен и за его преемниками, однако когда речь идет об А. без дальнейших уточнений, то подразумевается именно Октавиан. Супруги, матери, дочери и сестры императоров носили титул «Августа» (ф-ма ж. р. от Август) как выражение божеств. освящения. Октавиан А. был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, к-рый усыновил его и в своем завещании назначил наследником.

Из развернувшейся после смерти Цезаря борьбы за власть А. вышел победителем и стал повелителем всей империи — первым рим. императором (31 г. до Р.Х. — 14 г. по Р.Х.). Его родным отцом был Гай Октавий. Ожидание рождения спасителя мира, к-рое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказ. Вергилием в его четвертой эклоге («пастушеской поэме»), напис. ок. 40 г. до Р.Х., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство к-рого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божеств. почести. Вергилий в «Энеиде» признал исполнение своего пророчества: кесарь А. и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник рим. богам и А., в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 г. до Р.Х. офиц. закрывается храм бога Януса, покровительствовавшего войне, — в рим. империи наступил мир. А. поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода. Тот стремится не отстать с введением офиц. культа императора, переименовывает г. Самарию в Себастию (такое название города является греч. соответствием титулу А.) и возводит там храм А. Другой храм в честь Рима и А. был построен в средиземноморском порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм А. строится в Кесарии Филипповой, названной так позднее в честь Тиберия. В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее — за перс. царя (Езд 6:10). Таков фон, на к-ром звучит сообщение евангелиста Луки (Лк 2:1) о переписи населения, проводимой по приказу имп. А. для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем, где в городе Своего предка Давида и родился Иисус.

Авда 
(«слуга», вероятно, кр. ф-ма от Овадия — «слуга Яхве»; окончание -а может быть вокативным, т.е. окончанием зват. падежа: «О, слуга»):
1) отец Адонирама (3 Цар 4:6);

2) левит, сын Шаммуя (Шемаии) (1 Пар 9:16 — Овадия; Неем 11:17).

Авдемелех 
(евр. Эвед-Мелех, «раб царя»), ефиоплянин, евнух царя Седекии. С согласия царя А. вытащил пророка Иеремию из ямы, в к-рую его бросили князья Иерусалима, и за это получил от Господа обетование, что останется жив после взятия Иерусалима вавилонянами (Иер 38:7-13; Иер 39:15-18).

Авденаго 
(евр. Авед-Него, возм., сознательно искаженное имя Авед-Нево, «слуга (вавил. бога) -> Нево»), вавил. имя Азарии, друга Даниила (Дан 1:7). А. вместе с Седрахом и Мисахом был назначен управлять провинцией Вавилон (Дан 2:49). За отказ поклоняться золотому истукану всех троих бросили в огненную печь, но они были спасены ангелом (Дан 3:12-30).

Авдиил 
(«cлуга Божий» или «мой слуга»):

1) (евр. Авдиэл) гадитянин из Галаада, отец Ахи (1 Пар 5:15);

2) (евр. Авдеэл) отец Селемии (Иер 36:26).

Авдий 
(евр. Авди, кр. ф-ма от Авдиила, «слуга Божий» или «мой слуга»):

1) левит из рода Мерари, дед Ефана, одного из певцов в храме во времена Давида (1 Пар 6:44);

2) отец левита Киса, жившего во времена Езекии (2 Пар 29:12);

3) израильтянин из рода Елама (Езд 10:26);

4) -> Овадия (5; 7).

Авдон 
(«покорный», «раб (Божий)»):

1) сын Гиллела из г. Пирафона в земле Ефремовой; в течение восьми лет был судьей Израиля. У каждого из его 40 сыновей и 30 внуков было по ослу для езды верхом, что во времена, когда у израильтян еще не было лошадей, служило признаком богатства и знатности рода (Суд 12:13-15);

2) сын Шашака, вениамитянин, живший в Иерусалиме (1 Пар 8:23.25.28);

3) старший сын Иеила, живший в Гаваоне, родственник Саула (1 Пар 8:30; 1 Пар 9:35 и след.);

4) согл. МТ, сын Михея, придворный чиновник царя Иосии (2 Пар 34:20), в 4 Цар 22:12 назван Ахбором;

5) левитский город гирсонитян в уделе Асира (Ис Нав 21:30; 1 Пар 6:74), ныне Хирбет-Абде (новоевр. Авдон), в 17 км сев.-вост. Акко. В Ис Нав 19:28 вместо «Еврон» в соотв. с нек. древними рукописями, возм., следует читать «Авдон», поскольку буквы д и р евр. алфавита, видимо, были здесь перепутаны.

Аве-Ситтим 
(возм., «долина акаций»), место, где израильтяне в последний раз расположились станом, перед тем как перейти через Иордан в землю Ханаанскую (Числ 33:49). Это место в Числ 25:1; Ис Нав 2:1; Мих 6:5 названо -> Ситтим.

Аведдар 
-> Овед-Едом (1).

Авел 

1) А. в названии местности чаще всего переводится как «ручей», «поток». Слово «А.» может также означать «местность с крытым колодцем»;

2) А. (2 Цар 20:18) тождествен -> Авел-Беф-Маахе.

Авел-Беф-Мааха 
(«поток Беф-Мааха», т.е. «поток при Беф-Маахе»), погран. крепость в уделе Неффалима (2 Цар 20:15), прим. в 45 км сев. Геннисаретского озера. В 2 Пар 16:4 это город Авелмаим («пойменная земля», «болотистый луг», ср. 3 Цар 15:20). Здесь Иоав прекратил преследование восставшего Савея (2 Цар 20:13-22). Мудрость жителей А.-Б.-М. вошла в поговорку (ст. 18). Город был разрушен Венададом (3 Цар 15:20), а Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) увел его жителей в ассир. плен (4 Цар 15:29).

Авел-Мехола 
(возм., «луг для танцев»), город, где родился пр. Елисей. Вероятно, это совр. Телль-Абу-Сифри в верхнем течении потока Вади-эль-Малех, прим. в 25 км сев.-вост. Сихема. О важной роли, к-рую этот город играл во времена Соломона, свидет-вует упоминание о нем как о погран. пункте адм. области: «… от Беф-Сана до Абел-Мехола» (3 Цар 4:12). По обеим сторонам потока широко раскинулись пахотные земли, так что здесь нетрудно представить себе Елисея из А.-М., пашущего на двенадцати парах волов (3 Цар 19:16.19).

Авелмаим 
-> Авел-Беф-Мааха.

Авель 
(eвр. Хевел, возм., происходит от аккад. аплу или шумер. ибила, «сын», но более вероятно, от евр. хевел, «дуновение», «ничтожность»). А. — второй сын Адама, пастух. Бог принял жертву, к-рую А. принес от первенцев своего стада и от их тука. Каин из зависти убил А., своего брата, поскольку его собств. жертва не была принята Богом (Быт 4:2-11). В НЗ А. назван праведным, а его вера и деяния восславлены (Мф 23:35; 1 Ин 3:12; Евр 11:4). В Евр 12:24 пролитая кровь А., к-рая вопиет к Богу об отмщении, сравнивается с кровью Христа, чей голос звучит сильнее, поскольку кровь Спасителя делает возможным прощение.

Авель-Керамим, 
местность, до к-рой Иеффай преследовал аммонитян (Суд 11:33). Согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, А.-К. находился в 6 рим. милях от Филадельфии (Раввы Амманитской, совр. Аммана); возм., речь идет о нынешнем Хирбет-эс-Суке, располож. в 8 км юж. Аммана.

Авен: 

1) («злое», «зловещее», «плохое»), презрит. именование Вефиля (Ос 10:8, ср. -> Беф-Авен (= «дом зла»);

2) («ничтожество», т.е. идол). В Ам 1:5, вероятно, имеется в виду долина, располож. между Ливаном и Антиливаном (в Арам. царстве, столицей к-рого был Дамаск). В наст. время на этом месте расположен Баальбек (сир. Гелиополь) со знаменитой террасой и храмами рим. эпохи.

Авен-Езер 
(«камень помощи»):

1) место, на к-ром израильтяне расположились станом перед сражением с филистимлянами, стоявшими при -> Афеке (2) (1 Цар 4:1); возм., это совр. Дер-Баллут, располож. в 26 км вост. Яффы, или Медждель-Яба, находящаяся несколько западнее;

2) камень, воздвигнутый Самуилом между Массифой и Сеном в честь победы над филистимлянами (1 Цар 7:12). Возм., камень был назван так по месту прежнего поражения израильтян, чтобы т.о. заявить о том, что после былого поражения пришла победа. Точное местоположение камня неизвестно.

Авенир 
(евр. Авнер, «отец — это свет»), сын Нира, брат Саула и начальник его войска (1 Цар 14:5 и след.; 1 Цар 20:25; 1 Цар 26:5.14-16). После гибели Саула А. в Маханаиме провозгласил его сына Иевосфея царем над всем Израилем (2 Цар 2:8-10), а колено Иуды в это время избрало на престол Давида. Вслед за этим два войска сошлись в пригран. области у Гаваонского пруда. Предложенная А. «игра» переросла в настоящее сражение, из к-рого Израиль вышел с большими потерями. Спасаясь бегством, А. убил своего преследователя Асаила, брата Иоава и Авессы. Только к вечеру, после предупреждения А., воины Давида прекратили преследование.

Однако война продолжалась (2 Цар 2:12 — 2 Цар 3:1). Иевосфей упрекал А. в том, что тот вступил в связь с наложницей Саула Рицпой, чем якобы заявил претензии на верховенство, но А. гневно возразил ему, указав, что Бог определил в цари Давида, и перешел на сторону Иуды. Давид принял его услуги только при условии, что сначала получит назад свою жену Мелхолу. А. склонил израильтян на сторону Давида, и сам доставил Мелхолу в Хеврон. Давид устроил пир в честь А. и отпустил его, чтобы тот исполнил свои обещания (2 Цар 3:7-21). Иоав, вскоре после этого возвратив-шийся домой с войском, обманом заставил А. вернуться и убил его, мстя за брата Асаила. Давид публично заявил о своей непричастности к этому убийству и приказал народу оплакивать А. Давид сам участвовал в погреб. церемонии и скорбел над гробом А. Но он не отважился наказать Иоава (2 Цар 3:39), предоставив это своему сыну Соломону (3 Цар 2:5 и след.). Соломон приказал убить Иоава, невзирая на то, что, ища спасения (Исх 21:13 и след.), Иоав схватился за роги жертвенника (-> Жертвенник, II,А). У А. был сын Иаасиил (1 Пар 27:21). Часть своей воен. добычи А., как и др. военачальники, посвящал Господу (1 Пар 26:28).

Авесса 
(евр. Авишай (Авшай)), сын Саруии, брат Иоава и Асаила (Азаила), племянник Давида (1 Пар 2:15 и след.). С момента бегства Давида от Саула становится соратником Давида, сохраняя верность ему и во время восстаний Авессалома и Савея (2 Цар 16:1; 2 Цар 20:1). Играет выдающуюся роль среди храбрых у Давида (2 Цар 23:18; 1 Пар 11:20). А. сопровождает Давида в стан к Саулу (1 Цар 26:6-9) и спасает жизнь царя в битве с великаном Иесвием (2 Цар 21:16 и след.). Однако его позиция, как и позиция Иоава, отличается от представлений Давида. А. не способен щадить врага. Так, он хочет убить Саула (1 Цар 26:8) и Семея (2 Цар 16:9; 2 Цар 19:21 и след.) и не понимает Давида, предпочитающего воздержаться от насилия, хотя и повинуется его приказу.

Вместе с Иоавом он мстит Авениру за то, что тот убил их брата Асаила (2 Цар 3:30). Давид не раз подчеркивает предел своей близости с А. и Иоавом: «Что мне и вам, сыны Саруины?» (2 Цар 16:10; 2 Цар 19:22; ср. 2 Цар 3:39). В битве на два фронта — против сирийцев и аммонитян — Иоав поручает А. командование половиной войска (2 Цар 10:10). Согл. 1 Пар 18:12 и след., А. нанес поражение идумеям в Соляной долине. Между тем, во 2 Цар 8:13 и след. победителем в этой битве назван не военачальник, а царь Давид, противниками же израильтян — не идумеи, а арамеи (сирийцы).

Авессалом 
(евр. Авшалом, «отец — это мир/отец мира»). В 3 Цар 15:2.10 в евр. тексте значится «Авишалом». Третий сын Давида, родившийся в Хевроне от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая (2 Цар 3:3), т.е. и по материнской линии А. имел цар. происхождение. Наделенный необычайной красотой и великолепными волосами (2 Цар 14:25 и след.), А. внешне являл идеальный образ царя. Уже в молодости он попытался за спиной отца склонить израильтян на свою сторону (2 Цар 15:1-6). Однако над жизнью А. с самого начала нависла тень вины его отца и Божьего суда над Давидом за совершенное прелюбодеяние и убийство Урии (2 Цар 12:9-11).

Излишне снисходительная отцовская любовь Давида усиливает действие вины и меру суда: когда старший сын Давида Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь, Давид оставил это безнаказанным. Но через два года А. пригласил Амнона на праздник стрижки овец и распорядился убить его. После этого А. бежал к своему деду в Гессур, располож. вост. Геннисаретского озера. Давид был опечален, но ничего не предпринял (2 Цар 13:1). Через три года Иоав, воспользовавшись любовью Давида к А., уговорил царя оправдать А., что дало возможность последнему безнаказанно вернуться в Иерусалим. Со стороны это выглядит так, как если бы Давид только исполнил просьбу Иоава. Сначала А. не был принят ко двору, но через два года офиц. добился полного примирения (2 Цар 14:1).

Вернув себе прежнюю свободу, А. завел личную охрану и начал «вкрадываться в сердце Израильтян» (2 Цар 15:6), обещая им лучшее правосудие, чем при его отце. Централизация власти при царе Давиде, вероятно, вызвала нек-рое недовольство, что было выгодно А. Через 4 года он решил, что его время пришло. Заговорщики собрались в Хевроне. Самым опасным и способным среди них был Ахитофел, советник Давида, дед Вирсавии. Получив известие о восстании, Давид со своим двором и надежным войском покинул Иерусалим, оставив там преданных ему священников и своего доверенного Хусия архитянина (2 Цар 15:1; ср. Пс 3:1). По совету Ахитофела, А. на глазах у всех вошел к наложницам Давида. Так он формально вступил в права наследника Давида, окончат. отказался от всякого примирения (2 Цар 16:15 и след.) и, одноврем., исполнил Божий суд над Давидом. Теперь Ахитофел советует отправиться в погоню за Давидом во главе отряда отборных воинов и убить царя. Совет был мудрый, но из-за присущей ему неуверенности А. просил совета и у Хусия. Тот, втайне смеясь над честолюбием А., предложил не рисковать, а действовать наверняка и отказаться от нападения на царя небольшим войском. А. позволил заманить себя в эту ловушку и, т.о., в первый же вечер своего правления утратил все шансы на успех. В этом открылся Божий суд над А. Ахитофел сразу же осознал безнадежность положения и кончил жизнь самоубийством. Хусий через священников Садока и Авиафара предостерег Давида, и, перейдя через Иордан, царь избежал опасности (2 Цар 17:1). А. собрал свои войска и последовал за Давидом, к-рый пришел в Маханаим. Войска встретились в сражении в лесу Ефремовом, и А., понеся большие потери, потерпел поражение. Спасаясь бегством на муле, А. запутался волосами в ветвях большого дуба и повис. Его, живого, но беспомощного, нашел Иоав и, нарушая приказ Давида о даровании А. пощады, вонзил в его сердце три стрелы. Десять оруженосцев Иоава добили А. и бросили в яму, набросав сверху кучу камней (2 Цар 18). Боль Давида не знала границ, и только когда жестокий Иоав пригрозил ему новым отпадением, царь сел у ворот, чтобы встретить победителей (2 Цар 19:1 и след.). У А. было три сына (2 Цар 14:27), к-рые, вероятно, умерли молодыми, поскольку он сам поставил себе памятник в долине царей, обосновав этот поступок словами «нет у меня сына» (2 Цар 18:18). Его дочь, назв. им Фамарью в честь сестры, вероятно, была женой Уриила из Гивы и бабушкой царя Авии (2 Цар 14:27; 2 Пар 11:20-22; 2 Пар 13:2; -> Авия (4) -> Мааха).

Авец, 
город в уделе Иссахара (Ис Нав 19:20). Точное местоположение А. неизвестно.

Ави,
дочь Захарии, мать Езекии (4 Цар 18:2); в 2 Пар 29:1 названа Авией.

Ави-Албон 
(евр. Авиалвон), один из храбрых у Давида (2 Цар 23:31). Возм., «Албон» является опиской, вызванной словом «Шаалбонянин» в след. стихе. В Септуагинте в назв. месте, а также в 1 Пар 11:32 он именуется Авиелом.

Авиасаф 
(«(мой) отец собрал/присовокупил»), левит из рода Корея (Исх 6:24). В 1 Пар 9:19, где упоминается его сын Коре, он носит имя Евиасаф. В 1 Пар 26:1 его имя сокращено до ф-мы «Асаф».

Авиафар (Эвиафар) 
(евр. Эвьятар, «отец изобилия»), сын Ахимелеха, священник из потомков Илия. Когда Саул приказал Доику истребить священников в Номве, А. оказался единств., кому удалось спастись. Он бежал к Давиду, взяв с собой и ефод (1 Цар 22:20; 1 Цар 23:6). С помощью этого ефода Давид неоднократно узнавал волю Господа (1 Цар 23:9-12; 1 Цар 30:7 и след.). После воцарения Давида А., происходивший от Ифамара, младшего сына Аарона, и назнач. Саулом Садок, потомок Аарона по линии его старшего сына Елеазара (1 Пар 24:3), делили сан первосвященника (2 Цар 15:24.35; 1 Пар 15:11; 3 Цар 4:4). А., всю жизнь хранивший верность Давиду, включая и время восстания Авессалома, все же перешел вместе с Иоавом на сторону старшего цар. сына Адонии (исходя из древнего представления о престолонаследии, согл. к-рому преимущ. право сохраняется за первородным сыном). Адония восстал против престолонаследия Соломона (3 Цар 1:7). Когда после смерти Давида Адония вновь попытался заявить свои права на престол (3 Цар 2:22), Соломон положил конец этому заговору. А., как священнику Давида и его соратнику, единств. из заговорщиков сохранили жизнь, но сослали в Анафоф. В результате этого он и его сыновья потеряли право на сан первосвященника (ст. 26 и след.), к-рое теперь полностью перешло к Садоку, сохранившему верность Соломону. Так исполняется слово Божьего суда над домом Илия (1 Цар 2:27-36). Однако в ряде мест (2 Цар 8:17; 1 Пар 18:16; 1 Пар 24:3.6.31) вместо А. священником, наряду с Садоком, назван его сын Ахимелех (Авимелех). Эта замена могла быть связана с тем, что А. принял сторону Адонии в борьбе за престолонаследие после смерти Давида. Возможно, А. (или его сын Ионафан) был автором или поручителем истории Давида, излож. во 2-й и 3-й книгах Царств. Полагают также, что пр. Иеремия мог быть потомком А., сосланного в Анафоф (Иер 1:1).

Авив 
-> Год.

Авигея 
(евр.: 1 — Авигайл, 2 — Авигал, «мой отец — ликование» (?)):
1) разумная и красивая жена Навала, к-рая спасла мужа от мести Давида (1 Цар 25). После смерти Навала становится женой Давида. При нападении амаликитян на Секелаг А. была взята в плен, но затем освобождена (1 Цар 30:5.18). Она родила Давиду сына по имени Далуиа (евр. Килав, 2 Цар 3:3) или Далуия (евр. Даниэл, 1 Пар 3:1);

2) мать Амессы и сестра Давида (1 Пар 2:16 и след.), однако, согл. 2 Цар 17:25, А. была только его сводной сестрой. Ее отцом был Наас, а не Иессей.

Авида 
(«(мой) отец знал/знает»), потомок Авраама по линии Мадиана, сына Хеттуры (Быт 25:4; 1 Пар 1:33).

Авидан 
(«(мой) отец поступал честно»), cын Гидеония, глава колена Вениамина в период странствования по пустыне (Числ 1:11; Числ 2:22; Числ 10:24).

Авиезер 
(евр. Авиэзер, «мой отец — помощь»):

1) израильтянин из колена Манассии (Ис Нав 17:2; 1 Пар 7:18). В Числ 26:30 это имя упоминается в краткой ф-ме: Иезер. В Суд 8:2 под именем А., вероятно, подразумевается род, к к-рому принадлежал и Гедеон (Суд 6:11);

2) один из храбрых у Давида, вениамитянин из Анафофа (2 Цар 23:27; 1 Пар 11:28, в Синод. пер. в обоих местах — Евиезер), начальник девятого отделения воинов (1 Пар 27:12).

Авиел 
-> Авиил (2).

Авиил (Авиел) 
(евр. Авиэл, «(мой) отец — Бог»):

1) вениамитянин, отец Киса, дед Саула (1 Цар 9.1 и след.) и Авенира (1 Цар 14:51);

2) один из храбрых у Давида (1 Пар 11:32). В 2 Цар 23:31 он назван -> Ави-Албон.

Авилинея 
(Абилена), местность в вост. части хребта Антиливан, названная так по имени города Абилы. Абилы были расположены прим. в 25 км сев.-зап. Дамаска. Местное предание о том, что здесь якобы похоронен Авель, происходит от созвучия слов «Авель» и «Абилы». Когда Иоанн Креститель пришел на Иордан, А. управлялась четвертовластником Лисанием (Лк 3:1). Это подтверждается обнаруж. вблизи Абил надписью, к-рая относится к периоду правления Тиберия; она называет Лисания тетрархом А.

Авимаил 
(евр. Авимаэл, «(мой) отец, что есть Бог?»), потомок Иоктана (Быт 10:28; 1 Пар 1:22). Предположит. жил в Аравии.

Авимелех 
(«(мой) отец — царь»):

1) царь -> Герара, живший во времена Авраама. А. берет к себе Сарру, к-рую Авраам из страха выдал в Гераре за сестру, но затем, по указанию Бога, А. возвращает ее Аврааму (Быт 20). Впоследствии Авраам и А. заключают союз (Быт 21:22-32). Исаак тоже нек-рое время живет у филистим. царя А. в Гераре, выдавая свою жену за сестру. Он также вступает в союз с царем (Быт 26). Вероятно, здесь речь идет не о том же царе А., а о его наследнике. Тогда А. может означать не собств. имя царя, а титул филистим. царей, подобно титулу егип. царей — «фараон». В пользу этого говорит и тот факт, что Анхус, царь гефский (1 Цар 21:10 и след.), в Пс 33:1 также назван А.;

2) сын Гедеона от его наложницы, жившей в Сихеме (Суд 8:31). С помощью своих родственников А. убивает в Офре 70 своих братьев и становится царем Сихема. Иофаму, младшему сыну Гедеона, удалось спастись от расправы. Рассказав жителям Сихема притчу о терновнике, Иофам проклял их и А. Это проклятие сбылось, когда через три года жители Сихема, недовольные правлением царя и подстрекаемые Гаалом, восстали против него. Бунт закончился разрушением города и гибелью его жителей. После того как одна женщина проломила А. череп обломком жернова, он приказал своему оруженосцу добить себя (Суд 9);

3) священник А., сын Авиафара (1 Пар 18:16), однако, вероятно, здесь ошибка переписчика (ср. 2 Цар 8:17; -> Ахимелех, 1).

Авинадав 
(«(мой) отец показал себя щедрым»):

1) израильтянин из Кириаф-Иарима, в дом к-рого был принесен ковчег завета, возвращ. из земли филистимской. Его сын Елеазар был посвящен хранить ковчег (1 Цар 7:1). Когда Давид увозил ковчег завета из Кириаф-Иарима, чтобы доставить его в Иерусалим, сыновья А., Оза и Ахио, вели колесницу. При попытке предохранить ковчег от падения Оза погиб (2 Цар 6:3 и след.; 1 Пар 13:7,9 и след.);

2) второй сын Иессея, старший брат Давида (1 Цар 16:8; 1 Цар 17:13; в Синод. пер. — Аминадав);

3) сын Саула, павший, как и его отец, на горе Гелвуй (1 Цар 31:2; в Синод. пер. — Аминадав).

Авиноам 
(прибл. значение: «отец миловидности»), отец Варака из колена Неффалима (Суд 4:6).

Авирам (Авирон) 
(«(мой) отец возвышен»):

1) А. (в Синод. пер. — Авирон) и Дафан, сыновья Елиава из колена Рувима, вместе с -> Кореем восстали против Моисея (Числ 16);

2) первенец Ахиила, восстановившего Иерихон (3 Цар 16:34); со смертью А. исполнилась первая часть проклятия Иисуса Навина (Ис. Нав 6:26).

Авирон 
-> Авирам (1).

Ависага 
(евр. Авишаг), девушка из Сунема, отличавшаяся необычайной красотой. Она ухаживала за состарившимся Давидом (3 Цар 1:1-4). Впоследствии Адония, старший сын Давида, хотел жениться на ней, чтобы этим браком оправдать свои притязания на престол. Соломон разгадал это намерение и приказал убить Адонию (3 Цар 2:13-25).

Авитала 
(евр. Авиталь, «(мой) отец — роса»), жена Давида и мать его пятого сына Сафатии (2 Цар 3:4; 1 Пар 3:3).

Авитув 
(«(мой) отец — доброта»), сын вениамитянина Шегараима и его жены Хушимы (1 Пар 8:8.11).

Авиуд 
(евр.: 1 — Аваху, 2 — Авихуд, «(мой) отец — это Он (т.е. Бог)»):

1) второй сын Аарона (Исх 6:23). А. и его брат Надав сопровождали Моисея, Аарона и 70 старейшин к горе Синай для торжеств. заключения завета с Богом (Исх 24:1.9). Когда в день их посвящения в священники А. и Надав своевольно принесли «пред Господа огонь чуждый», то были сожжены огнем от Господа (Лев 10:1 и след.) и умерли, не оставив детей (Числ 3:4);

2) потомок Вениамина (1 Пар 8:3).

Авиф, 
город в земле Эдома (Быт 36:35; 1 Пар 1:46), где родился царь Гадад. Полагают, что А. находился в районе Хирбет-Джутта у Вади-Джутта, между Бастой и Мааном, прим. в 20 км юго-вост. Петры.

Авихаил (Авихаиль) 
(«мой отец — сила» (?)):

1) левит из рода Мерари (Числ 3:35);

2) жена Авишура из колена Иуды (1 Пар 2:29);

3) израильтянин из колена Гадова (1 Пар 5:14);

4) дочь Елиава, брата Давида, жена Иеримофа, сына Давида. Ее дочь Махалафа стала женой Ровоама (2 Пар 11:18; согл. Синод. пер., Авихаиль не теща, а жена Ровоама);

5) отец Эсфири (Есф 2:15; в Синод. пер. — Аминадав).

Авишуа (Авишуй) 
(«(мой) отец — помощь/спасение»):

1) вениамитянин из семейства Белы (1 Пар 8:4);

2) сын священника Финееса (1 Пар 6:4 и след.; Езд 7:5), четвертый израил. первосвященник начиная с Аарона.

Авишуй 
-> Авишуа (2).

Авишур 
(«(мой) отец — (ограждающая) стена»), израильтянин из рода Есрома колена Иуды (1 Пар 2:28 и след.).

Авия 
(«(мой) отец — Яхве»):

1) второй сын Самуила, к-рый, как и его брат, был судьей в Вирсавии. Оба были корыстолюбивы, поэтому израильтяне обратились к Самуилу с просьбой дать им царя (1 Цар 8:2-5);

2) израильтянин из колена Вениамина (1 Пар 7:8);

3) потомок Аарона. Во времена Давида его семейство было избрано по жребию восьмой из 24 чред священников (1 Пар 24:10);

4) сын израил. царя Иеровоама. Ахия, пророк из Силома, возвестил царице суд Божий над Иеровоамом и предсказал смерть ее сына А. Из всего дома Иеровоама только А. был похоронен в гробнице, т.к. в нем «нашлось нечто доброе пред Господом» (3 Цар 14:1-18);

5) сын иуд. царя Ровоама, к-рого отец при жизни назначил своим преемником (2 Пар 11:22); правил с 910 по 908 г. до Р.Х. Его мать, Мааха, в 3 Цар 15:2 и в 2Пар 11:20 и след. названа дочерью Авессалома, а в 2 Пар 13:2 — «Михаия, дочь Уриилова, из Гивы». А., подобно своему отцу, был повинен в распространении идолопоклонства в Иудее. А. одержал победу над Иеровоамом, царем Израиля (2 Пар 13). От своих 14 жен А. имел 22 сына и 16 дочерей. Его сын Аса стал наследником престола;

6) глава семейства священников, возвратившихся из изгнания вместе с Зоровавелем (Неем 12:4.7). Главой след. поколения священников из рода А. был Зихрий (Неем 12:17). В период правления Неемии священник по имени А. приложил печать к обязат-ву исполнять Закон (Неем 10:7). Позднее отец Иоанна Крестителя, Захария, будет принадлежать к священнической чреде А. (Лк 1:5);

7) жена Есрома из колена Иуды (1 Пар 2:24).

Авнан
(евр. Он, «сила производить потомство», «полный жизненных сил»), сын Фалефа из колена Рувима (Числ 16:1).

Авраам 
(евр. Аврахам).

I. Имя патриарха первонач. звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам — «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 А. истолковывается как «отец множества» (евр. ав-хамон). Имеются подтверждения существования этого имени на Бл. Востоке во II тысячел. до Р.Х.

II. Согл. данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением А. и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках А. в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист. личностями. Археол. находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают нек-рый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религ. представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни А. в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой пол. II тысячел. до Р.Х.; А. жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х.

III. А. был сыном Фарры из рода Сима. У А. были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена А., Сара (впоследствии Сарра), от к-рой у него не было детей, была его сводной сестрой (Быт 20:12). Фарра вместе с А., Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет А. последовал дальше, к первонач. цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4). По словам Стефана (Деян 7:4), это произошло после смерти Фарры.

IV. А. отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1-3), К-рый вывел его из Ура Халдейского (ср. Быт 15:7; Неем 9:7 и Деян 7:2-4). Призывая А., Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем — «все племена земные» (Быт 12:3). Вероятно, А. следовал из Харрана через Дамаск (примечат., что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За искл. Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидет-вует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане А. не обрел постоянного места жительства (-> Шатер). Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю.

После этого А. отправляется в местность, располож. между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру. Возвратясь на юг Ханаана, А. вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1.3). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, к-рую тот сам выбрал. Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение А. и его потомкам всю Ханаанскую землю, и А. располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне. А. заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, А. освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и А. отдает ему десятину от своей воен. добычи (Быт 14).

V. А. получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисл. потомство. А. поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15:5 и след.). Обещание дать землю заверяется торжеств. заключением завета между Богом и А.. А. пытается собств. усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); т.о., когда А. было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и след.). Через 13 лет (Быт 17:1 и след.) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, к-рая с этого времени должна именоваться Саррой («княгиня/госпожа»), будет наследником А. При этом А. принял знамение завета — обрезание, и Бог изменил его имя на «Авраам» (ср. I). Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества А. Лот был спасен (Быт 18). А. уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (Быт 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего А. родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению А. отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1-21). В Вирсавии («колодец клятвы») А. заключил союз с герарским царем Авимелехом и еще долгое время оставался в этих местах. Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. А. повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончат. подтверждает все обетования, данные А., к-рый вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).

VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, А. купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (Быт 23). Описание этого события напоминает по ф-ме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой (-> Деньги). Этот участок был единств. земельной собственностью, приобрет. А. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, получ. во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда А. было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (см. IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников А. жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10), располож. вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии А. взял в жены Хеттуру, к-рая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25:1 и след.). Всех своих наложниц (и их сыновей) А. отослал прочь. А. умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле.

VII. У А. было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23.27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к «князю Божию» (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22-32). Учитывая происхождение и богатство А., можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена А. Не исключено, что письм. свидет-ва людей из окружения А. могли стать источником для книги Бытие (-> Пятикнигие Моисея).

VIII. Господь избрал А. быть родоначальником Израиля (Быт 12:2; Быт 17:4-8; Ис 51:2), Божьего народа среди проч. народов. На это избрание А. отвечает послушанием (Быт 12:4) и верой (Быт 15:6; Евр 11:8), являя пример для всех верующих (ср. Гал 3:29; -> Жилище, III). Вера А. подвергается небывалому испытанию, и он становится «другом Божиим» (Ис 41:8; Иак 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6-14; Евр 11:8-19; Иак 2:21-24). -> Праотец, патриарх.

Авран 
Горы А. (Иез 47:16.18), или Джебель-эд-Друс, находятся вост. Иордана, в Васане (Пс 67:16), на границе пустыни, прим. в 100 км вост. южного побережья Геннисаретского озера. Здесь когда-то действовал вулкан. Самая высокая точка А. достигает 1800 м. В рим. эпоху эта область называлась Авранитидой и включала в себя чрезвычайно плодородную равнину, лежащую зап. и сев.-зап. этих гор.

Аврон 
Это название связано с евр. глаголом «проезжать». Место стоянки израильтян во время странствования по пустыне (Числ 33:34). Возм., что ныне на этом месте расположен оазис Эн-Дефийе (новоевр. Эйн-Аврона), прим. в 14 км сев. Эцион-Гевера (в Синод. пер. — Ецион-Гавер) на берегу залива Акаба.

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

 

Добавить комментарий