Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть1 «А»

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

 

 

Амад, 
неизвестный город в уделе Асира, упомянутый только в Ис Нав 19:26.

Амадаф 
(евр. Хаммедата, перс. «дарованный луной»), вугеянин, отец Амана (Есф 3:1.10).

Амал 
(«утомительная работа», «тягостный труд», «невзгоды»), сын Гелема из колена Асира (1 Пар 7:35).

Амалик 
(евр. Амалек), внук Исава, сын Елифаза и его наложницы Фамны (Быт 36:12). А. считался родоначальником амаликитян, его имя также служит для обозначения всего этого народа (напр., Числ 24:20). Возражение против такого происхождения названия «амаликитяне» заключается в том, что еще в Быт 14:7, задолго до рождения А., упоминается земля амаликитян. Вероятно, эта тер. названа здесь именем ее будущих обитателей, так же как это имеет место в случаях с другими названиями, упоминаемыми в данной главе, но к-рые стали применяться позднее. Амаликитяне проживали в районе между Синайским полуо-вом и юго-зап. частью Палестины, до границ с Египтом и Аравией (Быт 14:7; Числ 13:30; Числ 14:25; 1 Цар 15:7). Валаам называет амаликитян первым из народов (Числ 24:20).

Вскоре после исхода израил. народа из Египта амаликитяне нападают на отставших израильтян, а затем терпят поражение от Иисуса Навина при Рефидиме (Исх 17:8-16; Втор 25:17-19). С тех пор на них лежит Господне проклятие, и между Израилем и амаликитянами царит смертельная вражда. Когда израильтяне в своем непослушании стремятся вторгнуться в землю обетованную с юга, хананеи и амаликитяне совместными усилиями отражают эту попытку (Числ 14:43.45). Во времена судей вооруж. полчища амаликитян в союзе с моавитянами и мадианитянами вторгались на Израильскую землю, учиняя грабежи и опустошения (Суд 3:12 и след.; Суд 6:3-5.33; Суд 7:12). Возм., в связи с этими битвами получила свое название Амаликова гора в земле Ефремовой (Суд 12:15). После того как от амаликитян отделяются кинеяне (1 Цар 15:6) и в результате побед Саула (1 Цар 15:7 и след.) и Давида (1 Цар 27:8; 1 Цар 30:17 и след.), их мощь оказывается окончат. сломленной, а сами они подвергаются значительному истреблению. Во времена Езекии 500 человек из колена Симеона уничтожили остаток амаликитян у горы Сеир (1Пар 4:42 и след.). Так свершился предсказанный Валаамом (Числ 24:20) Божий суд над А.

Амам, 
город на юге Иудеи (Ис Нав 15:26), в 9 км от Шарухена (новоевр. Цеелим).

Аман, 
сын Амадафа, высший чиновник при дворе перс. царя Артаксеркса и его фаворит (Есф 3:1), непримиримый враг иудеев. Мардохею и царице Есфири удалось свергнуть А. и расстроить его планы уничтожения иудеев. А. и его сыновья нашли бесславный конец (Есф 7:10; Есф 9:7-14). -> Вугеянин -> Агаг.

Амана 
(«твердое соглашение»), отрог Антиливана (-> Ливан), упомянут как горная вершина в Песн 4:8.

Амария 
(«Яхве говорил»):

1) сын Мераиофа (1), потомок Аарона из рода Елеазара (1 Пар 6:7.52);

2) священник, потомок А. (1) и предок Ездры (1 Пар 6:11; Езд 7:3);

3) левит, второй сын Хеврона (1 Пар 23:19; 1 Пар 24:23);

4) священник в царствование Иосафата (5), назнач. верховным судьей по всем обрядовым вопросам (2 Пар 19:11), возм., тождествен А. (2);

5) один из левитов, к-рые при Езекии были ответственными за обеспечение своих братьев в священнич. городах (2 Пар 31:15);

6) сын Езекии и предок пр. Софонии (в Синод. пер. — Амория, Соф 1:1);

7) израильтянин из колена Иуды, из рода Фареса (Неем 11:4);

8) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:2). Во времена первосвященника Иоакима главой рода А. был Иоханан;

9) священник, подписавшийся во времена Неемии под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:3), вероятно, потомок А. (8);

10) израильтянин, современник Ездры, согрешивший тем, что взял в жены женщину из другого племени (Езд 10:42).

Амаса 
(кр. ф-ма от имени «Амасия»), сын Хадлая, один из начальников колена Ефрема, убедивших израил. войско царя Факея отпустить пленных иудеев и отправить их на родину (2Пар 28:12 и след.).

Амасай 
(кр. ф-ма от Амасия):

1) левит, сын Елканы, предок Самуила (1 Пар 6:35), названный в 1 Пар 6:25 А.; вероятно, был также членом того же семейства;

2) глава тридцати храбрых у Давида. Вместе с группой воинов из колен Иуды и Вениамина он пришел в Секелаг (1 Пар 12:16-19). Возм., он же -> Амессай;

3) один из священников, трубивших при возвращении ковчега завета в Иерусалим (1 Пар 15:24);

4) отец левита -> Махафа (в царствование Езекии) (2 Пар 29:12).

Амасия 
(евр. Амация, «Яхве могуч»):

1) сын и наследник иуд. царя Иоаса (801-773 гг. до Р.Х.). В Библии о нем сказано: «И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2 Пар 25:2). А. вступил на престол в возрасте 25 лет. Когда власть его укрепилась, повелел казнить придворных, к-рые убили его отца, но, согласно Закону, пощадил их детей (Втор 24:16). А. начал войну против идумеев и для участия в походе пригласил наемников из Израиля. Однако, вняв предостережениям пророка, отправил их обратно, несмотря на то, что уже выплатил им немалую сумму. А. добился полной победы над идумеями в Соляной долине, захватил их столицу Селу и переименовал ее в Иокфеил. В упоении победой он вызвал на бой израил. царя Иоаса. Но поскольку А. поставил в Иерусалиме захвач. идолов идумейских богов и стал приносить им жертвы, то вызвал на себя Божий гнев. А. не послушался посланного Богом пророка и пригрозил ему смертью. Иоас пытался удержать А. от сражения, но тот настоял на своем вызове.

В битве при Вефсамисе иудеи были разбиты и А. захвачен в плен. Иоас привел его в Иерусалим. Победитель приказал проделать широкую брешь в сев. стене, опустошил храм и цар. дворец и возвратился с заложниками и добычей в Самарию. Т.о. власть А. оказалась окончат. сломленной. Вслед за этим народ поднял восстание и в 792 г. до Р.Х. поставил на престол 16-летнего сына А. Озию, или -> Азарию (11) (4 Цар 14:21 и след.). А. еще продолжит. время оставался в живых. Когда впоследствии возник заговор против него, он бежал в Лахис, но там убийцы настигли его. Тело А. привезли в Иерусалим и похоронили в цар. усыпальнице (4 Цар 14:1-20; 2 Пар 25:1-28);

2) израильтянин из колена Симеона, отец Иосии (1 Пар 4:34);

3) один из предков Ефана, левита и певца в храме (1 Пар 6:45);

4) священник, служивший вефильскому тельцу. Он пожаловался израил. царю Иеровоаму II на пр. Амоса. А. запретил Амосу выступать с пророчествами против Израиля в Вефиле, т.к. здесь святыня царя и главный храм царства. Ам сослался на поручение, данное ему Господом («Я — не пророк…», Ам 7:14), и возвестил А., что Божий суд настигнет его самого и его семью в час гибели израил. народа (Ам 7:10-17; ср. 3 Цар 12:28-33);

5) (евр. Амасия, «Яхве понес» (т.е. защищая, взял на руки)), сын Зихри, военачальник царя Иосафата (2 Пар 17:16).

Амассия 
-> Амасия (2).

Амафия 
(евр. Амиттай, «(Господь есть) постоянство, верность, истина»), отец пр. Ионы из Гафхефера (4 Цар 14:25; Ион 1:1).

Амашсай 
(кр. ф-ма от имени «Амасия»), священник, сын Азариила, служивший в храме во времена Неемии (Неем 11:13).

Амврий 
-> Омри (4).

Амессай (Амесса) 
(евр. Амаса, кр. ф-ма от Амасии), сын Авигеи, сводной сестры Давида, и Иефера, потомка Измаила (2 Цар 17:25; 1 Пар 2:17). А. принял участие в восстании -> Авессалома и возглавил его войско, к-рое было полностью разбито войсками Давида в лесу Ефремовом (2 Цар 17:25; 2 Цар 18:7). Давид помиловал А. и назначил пожизненным военачальником вместо -> Иоава (2 Цар 19:13). Этим Давид вновь завоевал сердца иудеев. Но при подавлении восстания -> Савея А. не проявил должной расторопности (2 Цар 20:4 и след.). При первой же возможности Иоав убил его, освобождаясь от соперника (2 Цар 20:9 и след.). Соломон, осуждая Иоава на смерть, ссылается на это убийство (3 Цар 2:32). Возм., что А. тождествен -> Амасаю (2

Аметист 
-> Драгоценные камни.

Аминадав 
(евр. Амминадав, «(мой) народ (родственник) показал себя щедрым»):

1) отец -> Наассона (Числ 1:7) и Елисаветы, жены Аарона (Исх 6:23). Предок Давида (Руф 4:19), а след., и Иисуса Христа (Мф 1:4; Лк 3:33);

2) сын Каафа, отец Корея (1 Пар 6:22). В остальных случаях в родословиях левитов его называют Ицгаром (Исх 6:21; Числ 16:1; 1 Пар 6:38);

3) левит из рода Уззиила, к-рый со своими 112 братьями участвовал во внесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:10 и след.);

4) -> Авихаил (5);

5) -> Авинадав (2);

6) -> Авинадав (3).

Аминь 
(евр. амен = «да будет так» (Иер 11:5)).

I. Слово «А.» было заимствовано из евр. текста, перешло в греч. и лат. переводы НЗ, а затем — в рус. язык практич. в неизмен. виде. В евр. яз. оно имеет тот же корень мн, что и слова, обозначающие «твердый», «надежный», «постоянный», «верить», «доверять».

II. В ВЗ и НЗ слово А. (применяемое как литургич. формула) используется для подтверждения высказывания, напр., согласия с речью к.-л. (3 Цар 1:36), для одобрения зачитанного Закона (с признанием проклятия, к-рое падет на того, кто нарушит Закон, Втор 27:15-26) или для подтверждения клятвы (Числ 5:22). Слово А. употребляется и вместе с пожеланием (Иер 28:6) или как знак подтверждения и согласия в конце славословия (Рим 1:25; Рим 11:36). Слово А. используется не только при богослужениях, но и в мирской жизни (3 Цар 1:36). Септуагинта перенимает слово А. в качестве имени собств. только в Ис 65:16 (в Синод. пер. — «Бог истины»), чтобы подчеркнуть верность Бога. В остальных случаях она переводит слово А. в том значении, к-рое содержится в корне слова. Слово А. как имя Господа встречается в Откр 3:14: «так говорит Аминь, свидетель верный и истинный», о к-ром Павел сказал в 2 Кор 1:20: «Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в нем «аминь», — в славу Божию, чрез нас»

В ВЗ и НЗ встречается слово А., дважды повтор.: А., А. — для усиления смысла. Так, в ВЗ двойное А. употреблено в заключит. стихах первых трех книг псалмов (Пс 40:14; Пс 71:19; Пс 88:53) в знак подтверждения клятвы (Числ 5:22) или благословения (Неем 8:6). Двойное А. в Ев. от Иоанна, к-рым Иисус подчеркивает всю непреложность Своих слов, принадлежит к особенностям выразит. средств данного Евангелия (в Синод. пер. — «истинно, истинно»; Ин 5:19,24 и след.; Ин 6:26.32.47.53; Ин 8:34.51.58 и др.). Первые три Евангелия (синоптич.) лишь изредка используют слово А.

III. Если верующий в заключение молитвы произносит слово А. вне живой связи с ее содержанием, это свидет-вует о непонимании им значения слова А. В конце молитвы -> «Отче наш» слово А. присутствует только в более поздних рукописях, первонач. его не было в молитве Господней. Павел тоже часто ставит слово А. в конце восхваления или благословения, но всегда в значении подтверждения и согласия с вышесказ. (Рим 1:25; Рим 11:36; Гал 1:5; Флп 4:20 и пр.). Только в этом случае А. собрания, внемлющего молитве и вторящего ей, обретает свой истинный смысл (1 Кор 4:16).

Амма 

1) «предплечье»;

2) «паз (дверной створки)»;

3) «локоть»). Холм у Гиаха на дороге, ведущей из Гаваона к Иордану через пустыню. Ахав и Авесса преследовали Авенира до А. (2 Цар 2:24; ср. 2 Цар 2:16.29). Точное местонахождение не определено. Возм., холм Телль-эль-Милх под Эн-эль-Фауваром (-> Гиах).

Аммизавад 
(«(мой) народ одарил»), сын главного военачальника Ванеи. Он стоял во главе отряда своего отца и должен был нести цар. службу у Давида в третий месяц каждого года (1Пар 27:5 и след.).

Аммиил 
-> Аммиэл (1, 2).

Аммил 
-> Аммиэл (4).

Аммиуд 
(евр. Аммихуд):

1) отец -> Елишамы (1), предок Иисуса Навина (Числ 1:10; 1 Пар 7:26);

2) израильтянин из колена Симеона, отец -> Самуила (2) (Числ 34:20);

3) израильтянин из колена Неффалима, отец -> Педаила (Числ 34:28);

4) израильтянин из колена Иуды, из рода Фареса (1 Пар 9:4).

Аммишаддай, 
отец -> Ахиезера (Числ 1:12).

Аммиэл 
(«(мой) родственник (дословно: народ) — Бог»):

1) в Синод. пер. — Аммиил, сын Гемаллия, представитель колена Дана среди соглядатаев, к-рых Моисей направил в Ханаан (Числ 13:13);

2) в Синод. пер. — Аммиил, шестой сын Овед-Едома, привратник в храме (1 Пар 26:5);

3) отец Махира из Лодевара, израильтянин из колена Манассии (2 Цар 9:4 и след.; 2 Цар 17:27);

4) в Синод. пер. — Аммил, отец Вирсавии, жены Урии (1 Пар 3:5). Он же в 2 Цар 11:3 -> Елиам — в результате перестановки слогов в его имени.

Аммок 
-> Амок.

Аммонитяне, 
или «сыны Аммона», а также просто «Аммон». Потомки -> Бен-Амми, т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр.

I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ
Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, к-рый был изгнан А. (Втор 2:19-21). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Ис Нав 13:25), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. (Втор 2:19), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании).

II. ИСТОРИЯ
А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян («в общество Господне» — Втор 23:3). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу (Суд 3:13). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ (Суд 10:7-9; Суд 11:32-33). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его (1 Цар 11:1-11). Давид, напротив, был дружески принят Наасом (2 Цар 10:2). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду (2 Цар 10:1 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву (1 Пар 20:1). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением (2 Пар 20). Цари Озия (во времена к-рого Ам возвещает суд над А., Ам 1:13-15) и Иоафам получают с них дань (2 Пар 26:8; 2 Пар 27:5). Если во время правления Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею (4 Цар 24:2), то при Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона (Иер 27:3). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором (4 Цар 25) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии (Иер 40:14). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен (Иез 25:3; Соф 2:8). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия (Иер 49:1-6) и Иезекииль (Иез 21:20; Иез 25:1-7), как до них Ам и Софония, предсказали грядущий суд над А. После падения Вавилона А. попадают под власть персов, позднее — греков, а с 64 г. до Р.Х. — римлян, и их страна становится частью рим. провинции Сирии. Во времена Маккавеев они вместе с сирийцами сражались против иудеев. Ориген обозначает их вместе с моавитянами и идумеями одним названием — арабы. Т.о., назв. А. исчезает со страниц истории (и след.: «…открою бок Моава для сынов востока и отдам его в население им, вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов»). Археологами было найдено несколько печатей и надписей, выполненных на неизвестном ханаан. диалекте, к-рый может оказаться языком А. В ассир. текстах упоминаются цари А.: во времена Салманасара III был разбит Вааса; Тиглатпаласар III получает дань с Санипу, Асархаддон — с Пудуилу, Ашшурбанипал — с Амминадби. Неемия строго порицал иудеев, взявших в жены аммонитских женщин, опасаясь, как бы через этих женщин к иудеям не проникло поклонение идолам (Неем 13:23 и след.). Богом А. называли Милхома или -> Молоха (3 Цар 11:5.7.33), а ко времени судей также и моавитского бога -> Хамоса (Суд 11:24).

Амнон 
(«надежный», «верный»):

1) старший сын Давида, родившийся у изреелитянки Ахиноамы в Хевроне. А. изнасиловал свою сводную сестру Фамарь и два года спустя был за это убит ее братом Авессаломом (2 Цар 3:2). С этого начинается Божий суд над Давидом за убийство -> Урии («Итак не отступит меч от дома твоего во веки…», 2 Цар 12:10);

2) израильтянин из колена Иуды, сын Симеона (1 Пар 4:20).

Амок (Аммок) 
(«глубокий», вероятно, в значении «мудрый», «непостижимый» (аккад. эмку, «мудрый»)), глава одной из священнич. семей, вернувшихся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:7). Его семейство было известно и во времена первосвященника Иоакима.

Амон (Аммон) 
(«надежный», «верный» (-> Аминь)):

1) градоначальник Самарии во времена Ахава (3 Цар 22:26; 2 Пар 18:25);

2) сын и наследник иуд. царя Манассии (641-640 гг. до Р.Х.). Он вступил на престол 22-летним и царствовал всего 2 года, продолжая поклонение идолам, начатое его отцом. Но в отличие от отца так и не смирился перед Богом. А. пал жертвой придворного заговора. Народ покарал его убийц и посадил на престол его 8-летнего сына -> Иосию (4 Цар 21:19-26; 2 Пар 33:21-25; Мф 1:10);

3) родоначальник, или глава, семейства рабов Соломона, к-рое вернулось из плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:59).

Амон (Амун) 
(«скрытый»). Первонач. А. был божеством верхнеегип. г. Фивы, к-рый в Библии назван также Но-Аммоном (городом Амона) (Наум 3:8; ср. Иер 46:25). Во времена Среднего Царства, в процессе превращения Фив в егип. столицу, поклонение А. распространялось по стране, пока наконец, при XVIII династии, он не стал верховным божеством всего царства и не соединился в один образ с богом солнца Ра под именем Амон-Ра. Посвящ. А. животные — баран и гусь. А. изображают в человеч. образе с короной и двумя длинными перьями, нередко вместе с супругой богиней Мут и сыном Хонсу. На более поздних изображениях А. появляется с головой барана. -> Египет -> Телль-Амарна.

Амория 
-> Амария (6).

Аморреи 
(значение связано с аккад. амурру, «запад»). А., согл. Быт 10:15.16, происходят от Ханаана, сына Хама. Этот народ сыграл значит. роль в истории, далеко выходящую за пределы той области Сирии и Палестины, к-рую вавилоняне в III тысячел. обозначали как «землю А.». В Библии говорится, что во времена Авраама А. жили зап. Мертвого моря — в -> Хевроне (Быт 14:13; ср. Быт 13:18) и -> Хацацон-Фамаре (Енгедди) (Быт 14:7 и 2 Пар 20:2). Они были одним из семи народов, земли к-рых Господь обещал Израилю (Быт 15:21; Втор 7:1) и к-рых Израиль должен был предать заклятию (Втор 20:17), когда наполнится «мера беззаконий Аморреев» (Быт 15:16). А., как название самого сильного из хананейских народов, может обозначать и все доизраил. население Ханаана, особенно, когда речь идет о языч. идолопоклонстве (Быт 15:16; Ис Нав 24:15; Суд 6:10; 3 Цар 21:26).

А. основали первую цар. династию Вавилона, самым знаменитым представителем к-рой был Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), считающийся создателем известнейшего собрания др.-вост. правовых норм (законов Хаммурапи). В ту же эпоху существовало другое аморрейское царство — Мари на среднем Евфрате, где в результате раскопок был обнаружен цар. архив (прим. 20 тыс. глиняных табличек). Эти послания из архива -> Мари в определ. степени способствовали лучшему пониманию библ. данных, относящихся к временам патриархов. Царство Амурру в Палестине-Финикии упоминается в егип. док-ах из архива -> Телль-Амарны. Когда израильтяне пришли на вост. берег Иордана, они столкнулись там с двумя царствами А.: с гос-вом есевонского царя -> Сигона, располагавшимся на отнятых у моавитян и аммонитян землях между Арноном и Иавоком, Иорданом и пустыней, и с гос-вом васанского царя Ога, занимавшим тер. от Иавока до Ермона. Оба царя потерпели поражение, их земли были завоеваны евреями (Числ 21:21-35; Втор 2:24 — Втор 3:11). После переправы через Иордан и захвата Гая Иисус Навин победил пять аморрейских царей: иерусалимского, хевронского, иармуфского, лахисского и еглонского (Ис Нав 10). А. были также в числе врагов израильтян, разбитых Иисусом Навином при водах меромских (Ис Нав 11:1-14). В покаянной проповеди Амоса Бог ставит в упрек израильтянам, что ради них Он истребил «Аморрея, которого высота была, как высота кедра … Я истребил плод его вверху и корни его внизу» (Ам 2:9). Но, несмотря на эти победы, остаток А. продолжал жить среди израильтян (Суд 1:35; Суд 3:5; 2 Цар 21:2). Во времена Самуила в отношениях с А. царит мир (1 Цар 7:14). Впоследствии Соломон превратил уцелевших А. вместе с остатками прочих хананейских народов в оброчных работников (3 Цар 9:20 и след.; 2Пар 8:7 и след.). Даже во времена Ездры еще упоминаются женитьбы евреев на аморрейских женщинах (Езд 9:1). У
Иезекииля так сказано о Иерусалиме: «…отец твой — Аморрей, и мать твоя — Хеттеянка» (Иез 16:3).

Амос: 

1) (евр. Амоц, кр. ф-ма от имени «Амасия» (евр. Амация)), отец пр. Исаии (4 Цар 19:2; Ис 1:1 и др.);

2) (евр. Амос, «Яхве понес»).

I. О ЛИЧНОСТИ ПРОРОКА
А. был родом из Фекои (Ам 1:1), располож. в Иудее, в 16 км юж. Иерусалима, но главным местом его деятельности было Северное царство. Исаия, Осия и А. являются первыми пророками, авторами библейских книг. А. и Осия — единств. пророки, проповедовавшие в Северном царстве (Осия и происходил оттуда). До того как Бог призвал А. на пророч. служение, он был пастухом овец (Ам 1:1), а из Ам 7:14 можно заключить, что он, кроме того, собирал сикоморы. А. был человеком простым: по тем образам, к-рые он использует в своей проповеди, можно судить, что его жизнь была связана с природой и трудом на земле (см. Ам 3:4.8.12; Ам 4:1; Ам 5:8.19 и др.).

Призванный Богом (ок. 760 г. до Р.Х.), он оставил свои стада (Ам 7:15) и отправился из Иудеи в царство десяти колен Израилевых, к-рое в это время, при царе Иеровоаме II (787-747 гг. до Р.Х.), переживало период своего политич. и экономич. расцвета. Как гром среди ясного неба прозвучала здесь пророч. проповедь А. о Божьей справедливости, указавшая на упадок в религ., нравств. и социальной областях, к-рого не мог скрыть блестящий фасад экономич. подъема. Поэтому суд был неотвратим. Хотя А. и происходил из Иудеи, он проповедовал преимущественно в Северном царстве, в частн. в Вефиле, у главного святилища Израиля. Вероятно, как раз в это время проходили осенние празднества. Перед толпой, пришедшей поклониться золотому изваянию тельца, установленному Иеровоамом II, А. рассказывает свое видение о свинцовом отвесе (Ам 7:7-9; возм., отвес был оловянным). Священник -> Амасия (4) (ср. Ам 7:10-15) пытается удалить А. из Вефиля, запрещая ему проповедовать и донося на него Иеровоаму. Знаменитый ответ А. гласил: «Я — не пророк … Но Господь взял меня от овец…» (Ам 7:14 и след.). Однако А. не был пророком, предсказывавшим только невзгоды, он также предрекал спасение, восстанов-ление падшей скинии Давида (Ам 9:11-15).

II. ПРОПОВЕДЬ АМОСА

1) Ам 1-2 — суд над шестью соседствующими народами, а также над Иудейским и Израильским царствами;

2) Ам 3-6 — суд над Израилем;

3) Ам 7-9 (рассказ о видениях) — о саранче, пожирающем огне, свинцовом отвесе, корзине с плодами, Господе над жертвенником (Ам 7:1-9; Ам 8:1-6; Ам 9:1-10);

4) Ам 7:10-17 — Ам в Вефиле (столкновение с Амасией);

5) Ам 8:7-14 — предсказание о неутолимом голоде алчущих слова Божьего;

6) Ам 9:11-15 — заключит. обетование: восстановление падшей скинии Давида.

III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ АМОСА
Стиль и изложение Книги пр. А. всегда привлекали внимание читателей. Вызывают интерес не только суровость его пророчеств, но и мощная выразительность образов. Стиль А., одного из первых пророков, чьи собрания изречений сохранились, точен и ясен. Его речь иногда возвышается до поэтич. параллелизма (-> Поэтическое искусство). В изложении видений А. видна четкая композиция; эмоц. напряжение к концу нарастает. Речь и видения А. наполнены символами. Его книга имеет немало точек соприкосновения с пятикнижием Моисея (Ам 1:11 — Втор 23:7; Ам 2:3 — Числ 24:17; Ам 2:8 — Исх 22:26; Ам 2:9 — Числ 21:21-28; Ам 2:11 — Числ 6:2-13; Ам 3:2 — Втор 4:34; Ам 4:4 — Втор 14:28 и др.), а также с книгами его современников, пр. Осии (ср. Ос 1:1; Ос 4:15; Ос 8:14) и Исаии (Ис 1:11 — Ам 5:22; Ис 5:12 — Ам 6:5 и след.; Ис 13:10 — Ам 5:8; Ис 17:1 — Ам 1:3 и др.). Девиз Книги пр. А.: «Господь возгремит с Сиона…» (Ам 1:2) встречается и у пр. Иоиля (ср. Иоил 3:16). Кр. того, обнаруживается созвучность и с Книгой пр. Иова (Ам 5:8 — Иов 38:31 и др.). Время начала проповеди пророка указано в заглавии книги А.: «…во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года пред землетрясением». Более точная датировка проповеди А. невозможна, т.к. неизвестно, в каком году произошло упомянутое А. землетрясение (см. также Зах 14:5). Но прибл. время деятельности А. можно определить, исходя из времени правления обоих назв. царей. В соотв. с этим, пророк выступил со своей проповедью ок. 760 г. до Р.Х. Иуд историк Иосиф Флавий стремился установить точное время землетрясения (Ant IX,10). Возм., в картине суда (Ам 8:9) отражается воспоминание о солнечном затмении, к-рое, согл. астрономич. расчетам, состоялось 15 июня 763 г. до Р.Х. (-> Летосчисление).

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Книга пр. А., как никакая другая пророч. книга, может служить «учебником» классич. прорицания. Основные черты истинного пророчества выступают в ней с непревзойденной яркостью. Господь лично призывает А. и является ему в видениях. Пророк, наделенный способностью по-новому видеть людей, возвещает откровение, данное ему Богом. С беспощадной суровостью указывает А. на социальное неблагополучие (Ам 5:4-17; Ам 6:7.12) и бичует безответственность богатых. Он предсказывает разрушение Израильского царства и пленение народа (Ам 9:1 и след.). Творимый Богом суд подтверждает Его власть над всем, что не только внешне, но и своей сущностью восстает против Него. Нередко люди, уверовав в собств. избранность, успокаивают этим свою обвиняющую совесть. А. разрушает это обманчивое чувство безопасности. Избранность не дает абсолютной гарантии спасения, но налагает повыш. ответственность, к-рая своим следствием может иметь и суд (Ам 3:2; ср. Ам 9:7). (-> Остаток). Но слова А. позволяют увидеть за Божьим судом Божью любовь. Возвещая наказание народам и призывая к покаянию, А. от имени Господа обещает спасение (Ам 5:14 и след.). Согл. Божьему обетованию, после суда настанет время, когда Бог Сам восстановит Свой народ и приведет его к окончат. спасению (Ам 9:11 и след.). В словах о суде над другими народами (Ам 1) обращает внимание, что и враждебное отношение прочих народов друг к другу, а не только к Израилю и Иудее, рассматривается как основание для суда.

Амплий 
(«возвышенный»), христианин в Риме, к-рому Павел просил передать особый привет, называя его «возлюбленный мне в Господе» (Рим 16:8).

Амрам 
(«народ (родственник) возвышен»):

1) левит, сын Каафа, муж Иохаведы, отец Мариами, Аарона и Моисея (Исх 6:18; Числ 26:59); он прожил 137 лет, и от него произошел род Амрама (Числ 3:27), упомянутый в 1 Пар 26:23 как один из левитских родов;

2) священник, сын Вания, расстался с женой-неизраильтянкой, на к-рой женился в изгнании (Езд 10:34).

Амрафел, 
сеннаарский царь, к-рый вместе с эламским царем Кедорлаомером и царями двух других городов вторгся в долину Сиддим у Соленого моря и увел в плен Лота. А. терпит поражение от Авраама (Быт 14). Были попытки отождествить А. с вавил. царем Хаммурапи, что вряд ли правомерно хотя бы из-за несхожести имен. Послания архива -> Мари показали, что Хаммурапи не был современником Авраама, а жил прим. в 1792-1750 гг. до Р.Х.

Амфиполь 
(греч. «окруженный (кольцом) город»), укрепл. портовый город во Фракии, основ. в 437 г. до Р.Х. афинянами у устья р. Стримон. Был расположен на изгибе реки, практич. окружавшей город, — отсюда и происхождение этого названия. При римлянах — столица Вост. Македонии. Это был важн. узловой пункт на Эгнатиевой дороге, прим. в 50 км юж. г. Филиппы. Павел побывал в этом городе во время своего путешествия из Филипп в Фессалоники (Деян 17:1). Располож. ныне на месте А. насел. пункт называется Неохори.

Амций 
(евр. Амци, кр. ф-ма от имени «Амасия» (евр. Амация)):

1) левит, сын Вания, потомок Мерари и предок -> Ефана (2) (1 Пар 6:46);

2) священник, сын Захарии и предок -> Адаии (3) (Неем 11:12).

 

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

Добавить комментарий