Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть1 «А»

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

 

Ар 
(вероятно, евр. ир, «город»), одна из столиц моавитян, полное название Ар-Моав (Ис 15:1), располагавшаяся на сев. границе Моава (Числ 21:15; в Синод. пер. — Шебет-Ар; Втор 2:18), у реки Арнон (Числ 22:36; Ис Нав 13:9; в Синод. пер. — «город среди потока»).

Ара: 

1) сын Иефера из колена Асира (1 Пар 7:38);

2) город или область, куда ассирийцы отвели часть пленных израильтян (1 Пар 5:26). Многие исследователи полагают, что это название, к-рое отсутствует в Септуагинте, а также в парал. местах (4 Цар 17:6; 4 Цар 18:11), не что иное, как результат ошибки переписчика, неверно воспроизведшего слова «города мидян». Если это предположение ошибочно, то, возм., город А. следует отождествить с Арой, к-рую Тиглатпаласар III упоминает среди 19 областей Хамата (библ. Емафа).

Арав 
(возм., связано с эрев, «засада»), город в горах Иудеи (Ис Нав 15:52). Он находился прим. в 13 км юго-зап. Хеврона, на месте нынешнего Хирбет-эр-Рабийе.

Арава 
-> Иорданская долина.

Аравия, аравитяне (арабы) 
Название А., возм., происходит от евр. арава = пустыня. Тогда слово «аравитяне» означает «жители пустыни или степи», араб. обозначение саркиюн (ср. «сарацины») означает «жители страны востока».

I:

1) едва ли библ. название А. можно отождествить с Аравийским полуо-вом. Иногда под аравитянами здесь подразумеваются жители аравы, т.е. люди пустыни (Иер 3:2; Иер 9:25), но чаще — племена на севере, в «Каменистой Аравии» и в Аравийской пустыне. Так Птолемей называет сев. области, в отличие от «Счастливой Аравии», как он обозначает страну на побережье — Йемен. Там расположены города и местности -> Хавила, -> Сава, -> Офир, -> Хацармавеф, -> Парваим. Пс 10:6, говоря о дожде из горящих углей, подразумевает самум — обжигающий ветер пустынь, а Исаия, очевидно, имеет в виду мираж в пустыне (араб. сараб; Ис 35:7), говоря: «И превратится призрак вод в озеро»;

2) Библия знает арабов как кочующие племена семит. происхождения (Быт 10:21-30), а также как потомков Измаила (Быт 37:25; Суд 8:24; 1 Пар 1:29-33; ср. Гал 4:25: Агарь аллегорич. означает гору Синай в А.) и сынов Хеттуры (1 Пар 1:32.33). Они обозначаются и как «жители востока» (Суд 6:3; Иов 1:3). Большие племена Arabia Petraea, о к-рых повествует Библия, — это амаликитяне, эдомитяне, хорреи, измаильтяне, кедмонеи, кенезеи, сыны Кидара, кенеи, мадианитяне, набатеи (-> Арета -> Наваиоф);

3) древняя А. славилась обилием благовонных растений, золота и драг. камней. «У неприятелей было много золотых серег, потому что они были Измаильтяне» (Суд 8:24). Царица Савская прибыла к Соломону «с весьма большим богатством» (3 Цар 10:2). «Все цари Аравийские … приносили золото и серебро Соломону» — из этого сообщения, однако, не вполне ясно, идет ли речь о подарках или о дани (2 Пар 9:14). Иосафату аравитяне пригоняли мелкий скот (2 Пар 17:11), их торговые связи простирались до Египта (Быт 37:25);

4) в полит. отношениях Израиля с А. прежде всего выделяются связи с землей Мадиамской, где в течение 40 лет скрывался Моисей (Исх 2:15 и след.). Позднее мадианитяне неоднократно вторгались в Израиль, пока Гедеон не избавил от них страну (Суд 6-8). В царствование Иорама аравитяне разграбили Иерусалим (2Пар 21:16 и след.), позднее их разбил Озия (2 Пар 26:7). В предсказаниях пророков также упоминается земля Мадиамская и Кидар (Ис 21:13-17; Иер 49:28-33; Авв 3:7). Поход Навуходоносора против арабов датирован в вавил. летописи 599 г. до Р.Х.

II. В НЗ упоминаются аравитяне среди прибывших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (Деян 2:11). Они, по-видимому, были иудеями из существовавшего в то время царства набатеев, возникшего на месте перс. провинции А. У набатеев побывал Павел, к-рому в Дамаске пришлось иметь дело с наместником -> Ареты (2 Кор 11:32; Гал 1:17).

III. Антагонизм между евреями и арабами, исчезнувший после разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., возродился в полит., религ. и воен. обл. в XX в., после первой мировой войны, а более всего — с момента основания гос-ва Израиль, что вновь делает актуальными сведения и пророчества ВЗ.

IV. Богатство культуры арабов, их лит-ры и иск-ва достойно глубокого изучения. Это полезно и изучающим ВЗ. Рассказы бедуинов помогают почувствовать атмосферу, в к-рой возник ВЗ. Араб. язык также включен в качестве одной из дисциплин в науку о ВЗ.

Арад 
(возм., «дикий осёл»):

1) город на юж. границе Ханаана (Числ 21:1; Числ 33:40; Суд 1:16), ныне Телль-Арад, в 27 км юж. Хеврона. Царь А. напал на израильтян, пришедших из Кадеса. Но израильтяне взяли А., разрушили его и назвали эту местность (вероятно, место решающего сражения) -> Хорма (Числ 21:1-3). Позднее А. был завоеван Иисусом Навином (Ис Нав 12:14), причем названия А. и Хорма упомянуты в Библии рядом;

2) вениамитянин, сын Берии (1 Пар 8:15).

Арам:

1) сын Сима (Быт 10:22), родоначальник арамеев или -> сирийцев;

2) сын Шемера из колена Асира (1 Пар 7:34);

3) -> Рам (1);

4) -> Сирийцы, Сирия.

Арамеи 
-> Сирийцы, Сирия.

Арамейский язык 

I. Первый раз А.Я. используется в Библии в Быт 31:47, где Лаван называет сложенный из камней памятник по-арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает установленным, что этот язык произошел от одного из зап.-семит. диалектов, на к-ром говорили в сев.-зап. Месопотамии в начале II тысячел. до Р.Х. Очевидно, следы этого диалекта видны в посланиях из архива -> Мари. По мнению Олбрайта, на этом диалекте говорили евр. патриархи до переселения в Палестину. Там они переняли местный ханаан. диалект. Но такое утверждение вызывает нек-рые сомнения. Одна из древнейших надписей на А.Я., надпись Киламму, предположит. относится ко 2-й пол. IX в. до Р.Х. Она была найдена в Зинджирли вместе с более поздними надписями, вероятно, VIII в. до Р.Х. Наука располагает также надписью Закира, относящейся к нач. VIII в. до Р.Х. (-> Венадад, III). Др.-арам. язык этой надписи еще имеет много общего с ханаанским. Влияние ханаан., а также аккад. языков особенно велико в надписи Киламму, так что нек-рые исследователи отказываются признавать, что этот текст написан на А.Я.

II. А.Я., ранее (на основании Дан 2:4) ошибочно считавшийся халдейским, получил широкое распространение (4 Цар 18:26) и в конечном итоге, вытеснив евр., стал разговорным, превратившись ко времени Иисуса в язык евр. народа. Письменный др.-евр. язык, на к-ром написана большая часть ВЗ, в качестве разговорного уже не употреблялся. Как у ассирийцев и вавилонян — аккад., а позднее в Римской империи — греч., так в Персидском царстве — арам. стал языком офиц. док-тов и межнац. общения (ср. также Книгу Ездры). Иудеи рассеяния, проживавшие в Египте, также говорили на А.Я. Это обнаруживается в иуд. док-тах на папирусе, относящихся к V и IV вв. до Р.Х., найденных в Элефантине (в Верхнем Египте). В период после вавил. плена евр. язык можно было слышать только в синагогах при чтении Писания. При этом переводчик излагал прочитанный текст в свободном переводе на А.Я. Поскольку такое изложение было слишком вольным, то впоследствии возникла необходимость письменного перевода. По-арам. его называли -> таргум (= «перевод»). Со временем А.Я. был вытеснен арабским.

III. А.Я., наряду с ханаан. и евр., принадлежит к сев.-зап. семит. языкам, и, в свою очередь, подразделяется на зап.- и вост.-арам. К памятникам письменности на зап.-арам. относятся:

1) др.-арам. надписи: надписи из Зинджирли вместе с надписями Киламму и Закира, набатейские надписи (I в. до — I в. по Р.Х.), надписи из Пальмиры (I в. до — III в. по Р.Х.), синайские надписи (I-IV вв. по Р.Х.);

2) библ. арам.: два слова в Быт 31:47 (см. I); Иер 10:11; Дан 2:4 — Дан 7:28; Езд 4:8 — Езд 6:18; Езд 7:12-26;

3) А.Я. иуд. папирусов и прочих док-тов из Египта (V и IV вв. до Р.Х.);

4) А.Я. иуд. таргумов (переводов), а также иерусалимского и палестинского Талмудов (II-V вв. по Р.Х.);

5) самарянский — язык перевода самарянского Пятикнижия (использовавшийся как сугубо лит. вплоть до средневековья, т.е. и после того как не стало носителей этого языка;

6) христ.-палест. А.Я. христиан-мелькитов, живших в Палестине (V-VIII вв. по Р.Х.);

7) новоарам., на к-ром говорят и поныне в небольшом округе в горах Антиливана.

IV. Вост.-арам. включает:

1) иуд.-арам. вавилонского Талмуда (IV-VI вв. по Р.Х.);

2) мандейский — язык язычников-гностиков из секты мандеев (с IV в. по Р.Х.);

3) сир. — письм. язык сир. церкви в сев. Сирии и в Месопотамии в III-XIV вв. Он произошел от диалекта Эдессы, самые древние надписи на к-ром относятся к I в. по Р.Х. Название «сирийский» объясняется тем, что христиане, говорившие на вост.-арам., называли себя сюрйайе. Это слово они заимствовали из греч., где сюрой — сокращение от ассюриой. Семит. название этого народа арамайе, аккад. ариме, они применяли только в значении «язычники»;

4) новоарам. диалекты в Месопотамии, на к-рых ныне говорят в Мосуле и Тур-Абдине, а также в Армении, где новосир. из Урмии также стал письм. языком.

Аран, 

1) сын Дишана из рода хорреев (Быт 36:28; 1 Пар 1:42);

2) (евр. Эран), сын Шутелы и внук Ефрема (Числ 26:36). Его потомки образовали один из родов ефремлян;

3) -> Харан (1).

Арарат, 
название местности на севере Ассирии (4 Цар 19:37; Ис 37:38); предположит. речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, — древней стране у оз. Ван (карта на стр. 58). Благодаря клинописным текстам имеются сведения об урартском (несемитском) языке. Иеремия называет царства Араратские в одном ряду с царствами Минийскими и Аскеназскими (Иер 51:27). Он пророчески призывает их к суду над Вавилоном. Царство Урарту переживало период расцвета в IX-VII вв. до Р.Х. Сыновья Сеннахирима, убив своего отца, бежали из Ассирии в землю Араратскую (4 Цар 19:37). Ноев ковчег сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4). Бёль, однако, указал на то, что в ассир. надписях также упоминается некая гора А. (Арарди — в анналах Ашшурнацирапала). Однако следует учитывать, что название А. горной вершине на северо-востоке совр. Турции (5165 м) дали европейцы. Ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к ней.

Арах 
(значение не выяснено, возм., «странник»):

1) израильтянин из колена Асира, сын Уллы (1 Пар 7:39);

2) израильтянин, потомки к-рого вернулись из плена с Зоровавелем (Езд 2:5; Неем 7:10). Вероятно, тот же А., сын к-рого, Шехания, был тестем аммонитянина Товии (Неем 6:18).

Арба 
(«четыре»), отец Енака, самый рослый человек в народе великанов, праотец Енакима. В честь него Хеврон прежде назывался Кириаф-Арбы («город Арбы») (Ис Нав 14:15; Ис Нав 15:13; Ис Нав 21:11; Суд 1:10).

Арбатитяне, 
выходцы из -> Беф-Аравы, располож. на границе уделов Иуды и Вениамина (Ис Нав 15:6). Ави-Албон, один из храбрых у Давида, был арбатитянином (2 Цар 23:31; 1 Пар 11:32: Авиел из Аравы).

Арбитянин, 
прозвище, обозначающее происхождение из города -> Арав (2 Цар 23:35).

Арвад, 
могуществ. островной город поблизости от сир.-финик. побережья, прибл. 185 км сев. Тира и 50 км сев. Триполи. А. располагался в Средиземном море примерно в 3 км от материка и уже в XIV в. до Р.Х. был процветающим торг. городом, о к-ром упоминается в егип. и ассир. надписях. Судя по Быт 10:18, изначально его жителями были хананеи. Ко времени пророка Иезекииля «сыны Арвада», вероятно, служили гребцами у богатых купцов Тира и несли сторожевую вахту на стенах города (Иез 27:8.11). При греках и римлянах А. стал называться Арадом; ныне этот город носит название Руад. Ограниченность тер. заставила жителей А. еще в ранние времена строить многоэтажные дома.

Аргов: 

1) название, возм., связано со словом рэгэв — «земляной пласт». Область вост. Иордана (Втор 3:4.13; 3 Цар 4:13), где располагались 60 укреп. городов; относилась к Васану. Более точных данных нет;

2) один из израильтян, убитых вместе с израил. царем Факией (4 Цар 15:25).

Ард, 
вениамитянин (Быт 46:21), согл. Числ 26:40, сын Белы. Там же сказано о его потомках как о поколении Арда. Вероятно, он же -> Аддар в 1 Пар 8:3.

Ардон 
(«отпрыск» или «горбатый»), сын Халева, сына Есрома из колена Иуды (1 Пар 2:18).

Арели, 
сын Гада (Быт 46:16; Числ 26:17), прародитель одного из родов колена Гада.

Ареопаг 
(«холм Ареса»; Арес — бог войны у греков; у римлян — Марс), холм в Афинах, а также верховный суд, вершившийся на этом холме. Лишенный всякой растительности известняковый холм в -> Афинах, посвящ. богу войны Аресу, иногда именуемый также «холмом Марса», располагался сев.-зап. Акрополя. На юго-вост. стороне А. возвышалось несколько алтарей, построенных в честь различных богов. Сев.-зап. А. находилась рыночная площадь (агора) с залом правосудия, в к-ром заседал верховный суд. На этой площади Павел проповедовал Евангелие (Деян 17:17). Оттуда, с юж. стороны холма, каменные ступени вели к площади большего размера, находившейся на подступах к вершине. Здесь, по завершении слушаний в зале, суд выносил решения. На эту площадь философы — эпикурейцы и стоики — привели Павла, чтобы послушать о его учении. В своей речи Павел учел мировоззренческие представления слушателей. Кульминацией его выступления стал призыв уверовать в Бога и Иисуса, воскрешенного Им из мертвых. Часто высказываемое мнение, что Павел выступал перед А., подкрепляется и тем, что в то время в ведении А. находились и религ. вопросы.

Арета 
(«добродетельный»), имя нескольких араб. царей Набатейского царства (-> Наваиоф), к-рые правили в Петре, прежней столице идумеев, находившейся юго-вост. Мертвого моря. А. IV (9 г. до Р.Х. — 40 г. по Р.Х.) был тестем Ирода Антипы. Когда Ирод отверг свою жену, дочь А., чтобы жениться на Иродиаде, жене своего брата (Мк 6:17), А. в 36 г. по Р.Х. нанес ему военное поражение. Римляне пришли на помощь Ироду, но их карат. экспедиция была прервана сообщением о смерти имп. Тиберия (Иосиф Флавий. Иуд древности. XVIII.5.1-3). В период правления имп. Калигулы А. на короткое время, между 36 и 40 гг. по Р.Х., получил власть над Дамаском. Павел упоминает областного правителя (наместника) А. в Дамаске (2 Кор 11:32; ср. Деян 9:24); подчиненность Дамаска А. подтверждается и найденными монетами того времени.

Аридай, 
один из десяти сыновей Амана (Есф 9:9).

Аридафа 
(евр. Аридата), один из десяти сыновей Амана (Есф 9:8).

Ариил 
(евр. Ариэл, «очаг Господа»), в Ис 29:1 и след. А. возникает как поэтич. название Иерусалима, обусловл. тем, что в этом городе стоял предназнач. Богу жертвенник всесожжения.

Арий 
(евр. Арье, «лев»), один из израильтян, к-рые в результате заговора, устроенного Факеем, были убиты вместе с царем Факией (4 Цар 15:23-25).

Аримафея 
(греч. название Рамафаима), родной город члена синедриона по имени Иосиф, к-рый взял тело Иисуса и похоронил в своем склепе в Иерусалиме (Мф 27:57 и след.; Мк 15:43 и след. и др.). Евсевий Кесарийский отождествляет этот город с Рамафаим-Цофимом (1 Цар 1:1), местом рождения пр. Самуила. Вероятно, А. можно отождествить и с самарянским Рамафемом, к-рый при Маккавее Ионафане стал иудейским (1 Макк 11:34). Предп. был расположен неподалеку от совр. Рентиса, в 15 км сев.-вост. Лидды. Здесь при раскопках были обнаружены остатки мозаик средневековой церкви, освящ. в честь Иосифа Аримафейского.

Ариох: 

1) царь Елласара в юж. Вавилонии, союзник Амрафела (Быт 14:1.9). Др. сведений о нем нет; цари Елласара, известные из док-тов, обнаруж. в архиве Мари (-> Письма из Мари), правили в более позднее время;

2) имя (возм., и титул) начальника телохранителей царя Навуходоносора в Вавилоне (Дан 2:14.15.24.25). А. был ответственным и за исполнение смертных приговоров.

Арисай, 
один из десяти сыновей Амана (Есф 9:9).

Аристарх 
(«отличный властитель»), христианин из г. Фессалоники (Македония), сподвижник Павла в его путешествиях. Во время мятежа серебряных дел мастеров в Эфесе А. и Гай были схвачены разъяренной толпой, но, по-видимому, им не было причинено вреда (Деян 19:29). А. сопровождает Павла далее в Грецию, возвращается с ним в Малую Азию (Деян 20:4) и находится в числе его спутников во время путешествия в Pим (Деян 27:2) и пребывания там (Флм 1:23). В Послании к колоссянам Павел упоминает об А. как о своем товарище по заключению (Кол 4:10).

Аристовул 
(«отличный советчик»), христианин из Рима, домочадцам к-рого ап. Павел особо просит передать привет (Рим 16:10).

Ариэл, 
посланник Ездры, к-рый должен был набирать служителей для дома Божьего в Иерусалиме (Езд 8:16).

Армагеддон 
(евр. «гора (или горы) Мегиддо»). Так в Откр 16:16 названо место, куда в день Бога Вседержителя соберутся на брань «цари земли всей вселенной». В сходном по содержанию пророчестве Иезекииля (Иез 38:8.21; Иез 39:2.4) говорится о «горах Израилевых». «У вод Мегиддонских» израильтяне одержали победу над Сисарой (Суд 5:19), а в долине Мегиддонской Иосия потерпел поражение от фараона Нехао (4 Цар 23:29; Зах 12:11). -> Изреель (1).

Армон 
(евр. Армони, возм., «живущий во дворце»), сын Саула от Рицпы, вместе с шестью другими потомками Саула выданный Давидом в руки гаваонитян для искупления вины за кровопролитие (2 Цар 21:8 и след.).

Арнан 
(возм., «скачущий»), потомок Зоровавеля (1 Пар 3:21).

Арний 
(евр. Арни), предок Иисуса Христа (Лк 3:33 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана).

Арнон, 
река на востоке Палестины, берущая начало на плоскогорье сир.-арав. пустыни и впадающая в Мертвое море. А. изобилует бродами (Ис 16:2) и вьется среди ущелий красноватых известняковых гор, на нек-рых участках прорезая их на глубину до 500 м. Южнее Дивона ущелье А. достигает ширины 4 км. Эта никогда не пересыхающая река питается водами многочисл. притоков и ручьев, многие из к-рых низвергаются в долину ступенчатыми водопадами. Река богата рыбой. Окрестные горы и крутые берега Эль-Муджиба (совр. название А.) поросли олеандром. А. был погран. рекой между владениями аморрейского царя Сигона на севере и моавитянами на юге (Числ 21:13), позднее — между уделом Рувима и моавитянами (Втор 3:8; Ис Нав 13:16). По нему проходила юж. граница Израиля в области Иордана. Моавитский царь Меса упоминает эту реку в надписи на установ. им памятном камне (-> Камень Меши).

Арод (Ароди) 
(«горб», «горбатый»), сын Гада; его потомки стали называться «поколение Арода» (Быт 46:16; Числ 26:17).

Ароерянин, 
прозвище, вероятно, свидет-вующее о происхождении из -> Ароира (1) или (3) (1 Пар 11:44).

Ароир (Ароер) 
(«куст можжевельника»):

1) город сев. Арнона, прим. в 22 км от Мертвого моря (Втор 2:36; Втор 3:12; Втор 4:48; Суд 11:26). А. был самым юж. городом во владениях аморрейского царя Сигона и, согл. надписи на Моавитском камне, был превращен в крепость. А. был взят израильтянами (Чис 21:21 и след.; Ис Нав 12:2). Его заново отстроили сыны Гада (Числ 32:34). Позднее, однако, он перешел к колену Рувима (Ис Нав 13:16), а затем попал в руки сир. царя Азаила (4 Цар 10:33; 1 Пар 5:8). Ко времени Иеремии А. принадлежал Моаву (Иер 48:18-20). С высоты 750-метрового холма А. господствовал над переправой через Арнон и над важной рим. дорогой, ведущей с севера на юг. Ныне этот город носит араб. название Хирбет-Араир;

2) город или местность на границе удела Гада в Галааде, близ Раввы, в бассейне потока Иавок (Ис Нав 13:25; возм., также Суд 11:33). Первонач. А. принадлежал аммонитянам. Предположит. он находился в районе Раббат-Аммона, нынешнего Аммана.;

3) город на юге Иудеи, в Негеве, вероятно, тождествен Ададе (Ис Нав 15:22). Туда Давид направил добычу, захвач. во время его воен. похода против амаликитян (1 Цар 30:28). Нынешний Хирбет-Арарех расположен в 19 км юго-вост. Вирсавии.

Арпад, 
город-государство в сев. Сирии. А. упоминается вместе с Емафом (4 Цар 18:34; 4 Цар 19:13; Ис 10:9). Исходя из Иер 49:23, можно предположить, что А. был каким-то образом связан с Дамаском. Прим. в 30 км сев. Халеба (Алеппо) находится холм Телль-Рифат, раскопки к-рого в 1924 г. подтвердили, что А. располагался на этом месте. А. был завоеван ассир. царем Тиглатпаласаром III (740 г. до Р.Х.) и позднее разрушен Саргоном II (ок. 720 г. до Р.Х.). С тех пор А. в исторических источниках не упоминается.

Арса, 
управляющий дворцом израил. царя -> Илы (5) (3 Цар 16:9).

Артаксеркс: 

1) (евр. -> Ахашверош (2));

2) перс. царь Артаксеркс I Лонгиман (Долгорукий), сын и преемник Ксеркса. Царствовал в 464-424 гг. до Р.Х. Сначала, подстрекаемый врагами иудеев, он запретил всякое строит-во в разрушенном Иерусалиме (Езд 4:7-23), но позднее разрешил его (Езд 6:14). На шестом году своего правления (458 г. до Р.Х.) А. позволил Ездре и большому числу угнанных иудеев вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить службу в храме, и оказал ему в этом полную поддержку (Езд 7). Через 13 лет (445 г. до Р.Х.) А. удовлетворил просьбу Неемии, служившего у него в почетной должности виночерпия, и разрешил ему на год удалиться от придворной службы, чтобы тот смог, в качестве цар. наместника, восстановить Иерусалим (Неем 2:1-6).

Артема 
(кр. ф-ма от Аретемидороса, «подарок Артемиды»), сподвижник Павла, к-рый, возм., должен был сменить Тита в его служении на Крите, чтобы тот мог прийти к Павлу в греч. город Никополь (Тит 3:12).

Артемида, 
греч. богиня луны и охоты (девственница), почитавшаяся в Малой Азии прежде всего как богиня плодородия (Деян 19:24-35). Артемида Эфесская изображалась в виде женщины со множеством грудей. Ее фигура, считавшаяся упавшей с неба (Деян 19:35 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), была, скорее всего, метеоритом, напоминавшим по форме женскую фигуру. Иногородние почитатели богини увозили домой серебряные и терракотовые (к-рые единственно и находят ныне) изображения ее храма — для почитания и как приносящие счастье амулеты.

Арума, 
город, находясь в к-ром Авимелех вел борьбу против Сихема (Суд 9:41). Полагают, что Рума, упомянутая в 4 Цар 23:36, это та же А. Место нахождения А. археологи предполагают прим. в 9 км юж. Сихема, под холмом Хирбет-эль-Ореме, где были обнаружены следы поселения, относящегося к железному веку.

Арфа 
-> Музыкальные инструменты.

Арфаксад 
(евр. Арпахшад), сын Сима и отец Салы (Быт 10:22.24; Быт 11:10-13). В А. предполагают родоначальника халдеев. Но ни о значении его имени, ни о местности, в к-рой жили его потомки, ничего точно не известно. В Лк 3:36 А. упомянут в родословии Христа. -> Список народов.

Архангел 
-> Ангел (IV).

Архелай 
(«властитель народа»), Ирод Архелай, старший из трех сыновей идумейского царя Ирода Великого, ставшего царем Иудеи. Матерью А. была самарянка Малфака. А. был воспитан вместе с братом Иродом Антипой в Риме. По завещанию Ирод Великий назначил А. своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. После смерти Ирода А. поехал в Рим, чтобы утвердить свое право наследования у императора.

Но в день Пасхи, еще до его отъезда, в храме произошли волнения, к-рые он приказал подавить силой, в результате чего погибло 3 тыс. иудеев. В ответ на это иудеи направляют в Pим посольство к Августу с просьбой не назначать А. царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью рим. наместника. Одноврем. с этим в роли соперника А. в борьбе за трон выступает в Риме Ирод Антипа. Намек на эти события, видимо, содержится в одной из притч Иисуса (Лк 19:12.14), и, возм., ее конец также имеет отношение к А. Император хотя и отказал А. в офиц. цар. титуле, в остальном подтвердил завещание Ирода. В качестве этнарха (правителя народа) А. получил власть над Самарией, Иудеей и Идумеей с городами Кесарией, Себастой (Самария), Иоппией и Иерусалимом (4 г. до Р.Х.). В это время (-> Летосчисление, V,1) Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются из Египта. Услышав о вступлении на престол А. и опасаясь жить в подвластной ему области, Иосиф поселяется в Назарете Галилейском (Мф 2:22 и след.). Во время своего царствования А. проявлял жестокость к самарянам и иудеям, пока наконец в ответ на жалобы он не был смещен Римом с престола и сослан в Виенну, юг Франции (6 г. по Р.Х.). Его бывшие владения отныне рассматривались как рим. провинция, управляемая рим. наместником (прокуратором).

Археология 
-> Раскопки.

Архипп 
(«господин над лошадьми»), христианин из Колосс, к-рому было поручено служение (-> Служение, служба, служитель, -> Должность) в церкви (Кол 4:17) и к-рый, вероятно, будучи другом или родственником Филимона, поддерживал с ним дружеские отношения. Павел называет А. сподвижником (Флм 1:2).

Архитяне, 
племя потомков Аркея, сына Ханаана (Быт 10:17; 1 Пар 1:15), владевшего городом Арха, сев. Триполи в Сирии, к-рый упоминается фараоном Тутмосом III (XV в. до Р.Х.) как Арканту. В док-тах из архива Телль-Амарны этот город назван Иркита. Ассир. царь Тиглатпаласар III завоевал его в 743 г. до Р.Х. Согл. Ис Нав 16:2, владения А. находились у юж. границы удела Ефрема, между Лузом и Атарофом. Архитянином был друг и советчик Давида -> Хусий.

Арюбоф, 
город, бывший резиденцией одного из двенадцати приставников Соломона (3 Цар 4:10). К подчиненной ему тер. относились также «Соко и вся земля Хефер». Предположит. это место находится в Аррабе, в 14 км сев. Самарии или в 15 км юго-вост. Дора.

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

Добавить комментарий