Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть1 «А»

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

Аса: 

1) сын и преемник иуд. царя Авии, внук Ровоама и правнук Соломона (3 Цар 15:9-24; 2 Пар 14:1 — 2 Пар 16:1; Мф 1:7). Его царствование длилось 41 год (911-870 гг. до Р.Х.). Первые десять лет его царствования были мирными (2 Пар 14:1), и это дало А. возможность направить усилия на искоренение идолопоклонства в Иудейском царстве. Он уничтожил изображения богов и языч. жертвенники, статуи солнца и святилища на высотах, изгнал блудников, мужчин, занимавшихся проституцией в местах поклонения богине плодородия, и лишил свою бабку Мааху (в МТ 3 Цар 15:13 и 2 Пар 15:16: мать свою Мааху) звания царицы за то, что она установила истукан Астарты (-> Астарта), к-рый он впоследствии сжег. А. повелел внести в храм дары, посвящ. Господу его отцом и им самим. Одноврем. с этим он использовал мирное время для укрепления иуд. городов и создания армии. А., полагаясь на помощь Бога, смог отразить нападение огромного по численности войска Зарая ефиоплянина (2Пар 14:9 и след.). Победа в сражении у Мареши была полной, и войско А. вернулось домой с богатой добычей. Пр. Азария, сын Одеда, укреплял царя в его вере в Бога и борьбе с идолопоклонством. Отныне А. проводил реформы по всему своему царству. Он обновил жертвенник всесожжения у храма. Принесением в жертву 700 быков и 7 тыс. овец из воен. добычи народ возобновил свой завет с Господом. Участие в этом празднестве подданных Северного царства из колен Ефрема и Манассии, вероятно, дало повод израил. царю Ваасе начать строит-во крепости в Раме с целью контролировать дороги, ведущие в Иерусалим. Указания на «тридцать пятый» и «тридцать шестой год царствования Асы» (2 Пар 15:19; 2 Пар 16:1) кажутся при этом непонятными, поскольку Вааса, согл. 3 Цар 15:33; 3 Цар 16:8, умер за 10 лет до того. Здесь, вероятно, имеется в виду летосчисление с момента раздела царства при Ровоаме, или это ошибка переписчика при написании 15-го и 16-го годов (поскольку 25-й и 26-й тоже были бы слишком поздним сроком).

Исходя из этого, строит-во в Раме началось в том же или в след. году после принесения благодарственной жертвы А. Угрозу со стороны Ваасы А. пытался отразить полит. средствами. Он собирал все золото и серебро, к-рое еще оставалось в храме и в цар. сокровищнице после набега фараона Сусакима на Палестину (3 Цар 14:25 и след.), и отправил его сир. царю Венададу, призывая последнего расторгнуть свой союз с Ваасой. План А. увенчался успехом: сирийцы напали на Израильское царство с севера, и Вааса отступил от Рамы. Оставшийся строит. материал А. приказал доставить в Геву и Мицфу (Массифу) и с его помощью укрепил эти города (Иер 41:9). Этот внешне удачный полит. ход царь предпринял, руководствуясь собственными соображениями и не посоветовавшись с Богом. Когда же прозорливец Ананий упрекает царя и открывает ему, что этим А. упустил победу над сирийцами и ему надо ждать войны, А. впадает в гнев и приказывает заключить Анания в темницу (2 Пар 16:7-10). Этот момент оказался поворотным пунктом в жизни А. Позднее, когда у него стали болеть ноги, «он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар 16:12), и болезнь привела его к смерти на 41-м году царствования. Погребение А. было торжественным. На престоле ему наследовал его сын Иосафат. В Мф 1:7 А. упоминается среди предков Христа;

2) сын Елканы, левит, отец Берехии (1 Пар 9:16).

Асаил 
(евр. Асаэл, «Бог совершил»):

1) сын Саруи, брат Иоава и Авессы. Один из 30 храбрых у Давида, славился быстрым бегом (2 Цар 2:18; 2 Цар 23:24). В 1 Пар 27:7 он и его сын Завадия названы начальниками четвертого отделения войска Давида. После поражения войска царя Иевосфея под Гаваоном А. упрямо преследует Авенира, военачальника Иевосфея, не прислушиваясь к его уговорам, пока наконец не погибает, пронзенный копьем Авенира (2 Цар 2:19-23). Через несколько лет Иоав отомстил за смерть брата, убив Авенира в Хевроне (2 Цар 3:26.27);

2) один из девяти левитов, к-рым Иосафат поручает учить народ (2 Пар 17:8; в Синод. пер. — Азаил);

3) левит, живший в царствование Езекии, один из смотрителей, ответственных за сохранность приношений и пожертвований храму (2 Пар 31:13);

4) отец Ионафана, выступившего при Ездре против развода с иноплем. женами (так понимает текст Езд 10:15 большинство совр. переводчиков).

Асаия 
(«Яхве совершил»):

1) князь из колена Симеона (1 Пар 4:36);

2) левит, потомок Мерари, глава семейства во времена Давида (1 Пар 6:30; 1 Пар 15:6.11);

3) сын Варуха из колена Иуды, из рода Шилона (Шилония). После возвращения из плена А. жил в Иерусалиме. Он же — Маасеея, это имя имеет то же значение, что и имя А: 1 Пар 9:5; Неем 11:5);

4) слуга царя Иосии, к-рому было поручено вопросить Господа о «словах» найденной книги Закона (4 Цар 22:13.14; 2 Пар 34:20).

Асардан 
-> Асархаддон.

Асареель 
(евр. Асарел, возм., «Бог связал его (обетом)» или «Бог обрадовал»), сын Иегаллелела из колена Иуды (1 Пар 4:16).

Асархаддон (Асардан) 
(«(Бог) Ассур дал брата»), любимый, но не старший, сын ассир. царя Сеннахирима, самый способный из его сыновей. Предпочтение, оказываемое А. отцом, так разозлило его братьев Адрамелеха и Шарецера, что они убили Сеннахирима, когда А. не было в Ниневии, т.к. он принимал участие в воен. походе. По возвращении из похода А. одержал победу над братьями, к-рые вынуждены были бежать в Армению (-> Арарат; 4 Цар 19:36 и след.; Ис 37:37 и след.). А. царствовал в 681-669 гг. до Р.Х. Он был выдающимся полководцем и политиком, могуществ. властителем Ассирии.

В первый год своего царствования А. разбил в юж. Вавилонии сына халдея -> Меродаха Валадана, врага Сеннахирима. Затем он отстроил Вавилон, разруш. его отцом, и восстановил в нем храм Мардука, восславив это деяние в сделанных по его приказу надписях. А. сражался с киммерийцами (-> Гомер), вторгшимися в Ассирию с севера, совершил успешные походы в Киликию и Сирию. В 676 г. до Р.Х. он завоевал и разрушил Сидон. В результате успешных войн ему покорились 10 народов на Кипре и 12 — на материке; среди прочих побежденных царей был и Манассия (2 Пар 33:11), к-рый упоминается в одной из надписей как «Манассия, царь иудейский». В условиях договоров с вассалами А. обязывал их признать верховного бога ассирийцев Ашшура. В период правления А. в Самарию были переселены чужеземные колонисты (Езд 4:2). Затем А. обратился против Египта. Фараону Тахарке (Тиргаку) удалось отбить первое нападение, но когда в 671 г. до Р.Х. А. вновь обрушился на эту страну, войско фараона было разбито, а столица Мемфис — осаждена, взята, разрушена и сожжена за полдня. Тахарка бежал в Эфиопию. А. присоединил к своему царству Нижний Египет, назначив над ним 20 сатрапов, и первым из ассирийцев принял титул «Царь царей Египта». После смерти А. власть унаследовал его сын -> Ашшурбанапал (библ. Аснафар).

Асаф 
(«собиратель»):

1) сын Берехии, левит из рода Гирсона, современник Давида (1 Пар 6:39; Неем 12:46). А. и его потомки были певцами и музыкантами при ковчеге завета, а затем — при храме. Пением и музыкой они восхваляли Господа. А. упомянут в рассказе о перенесении ковчега завета в Иерусалим (1 Пар 15:16-19; 1 Пар 16:5.7); о сыновьях А. говорится в рассказах об очищении храма в царствование Езекии (2 Пар 29:13), о празднике Пасхи, устроенном Иосией (2 Пар 35:15), о возвращении из вавил. плена (Езд 2:41; Неем 7:44) и о кладке основания нового храма (Езд 3:10 и след.). А. был не только певцом, но и поэтом и пророком (1Пар 25:1 и след.; 2 Пар 29:30). Подобные дарования были и у его потомков. Так, псалмы 73-й и 78-й из двенадцати, носящих имя А. (Пс 49:1; Пс 72:1 — Пс 82:1), содержат сетования о разрушении храма; это позволяет предположить, что их автором был кто-то из потомков А., т.к. храм был разрушен почти через 400 лет после смерти А. Иозиил из рода А. предсказал царю Иосафату победу над аммонитянами и моавитянами (2 Пар 20:14-17);

2) отец Иоаха, дееписателя при дворе Езекии (4 Цар 18:18; Ис 36:3);

3) хранитель лесов перс. царя Артаксеркса, к-рому вменялось в обязанность поставлять Неемии строит. древесину (Неем 2:8).

Асенефа 
(евр. Асенат, егип. «принадлежащий (богине) Нейт» (богиня войны города Саис в дельте Нила)), дочь Потифера, жреца Илиопольского. Фараон отдал ее в жены Иосифу. А. стала матерью Манассии и Ефрема (Быт 41:45.50; Быт 46:20).

Асиил 
(евр. Асиэл, «Бог совершил это»), израильтянин из колена Симеона, отец Сераии (1 Пар 4:35).

Асинкрит 
(«несравненный»), христианин из Рима, к-рому Павел просит передать приветствие (Рим 16:14).

Асир 
(1-2) евр. Ассир, «пленный»; 3-5) евр. Ашер, «счастливый»):

1) левит, сын Корея, родившийся в Египте (Исх 6:24; 1 Пар 6:22);

2) левит, сын Евисафа (1 Пар 6:23);

3) восьмой сын Иакова, второй — от Зелфы, служанки Лии (Быт 30:12 и след.; 35:26). Когда А. пришел в Египет, у него было четыре сына, дочь и два внука (Быт 46:17). Благословением Иакова (Быт 49:20), как и благословением Моисея (Втор 33:24 и след.), ему было обещано жить на плодородной земле;

4) колено Асира, потомки А. (3). В период со второго года после исхода до переписи израил. народа на вост. берегу Иордана число мужчин, годных для участия в войне, в колене А. увеличилось с 41,5 тыс. до 53,4 тыс., в результате чего это колено по численности перешло с девятого на пятое место (Числ 1:41; Числ 26:47). Но спустя несколько поколений численность воинов из этого колена составила всего 26 тыс. (1 Пар 7:40).

В стане колено А. занимало место к северу от скинии, между коленами Дана и Неффалима. Эти три колена замыкали колонну, когда стан снимался с места (Числ 2:25-31). Удел А., отведенный ему при разделе земли Ханаанской, простирался от горы Кармил у Средиземного моря на север до Сидона (Ис Нав 19:24-31). Его вост. соседи — колена Неффалима и Завулона, на юге находилось колено Манассии, к-рое хотя и получило право на нек-рые города, располож. в земле колена А., но не смогло овладеть ими (Ис Нав 17:11-13). Кр. того, в уделе А. располагались четыре города, выдел. левитам (Ис Нав 21:30 и след.). Поскольку сынам А. не удалось изгнать хананеев из целого ряда укрепл. городов (Суд 1:32 и след.) и выйти к морю они смогли лишь у горы Кармил, им досталась для проживания, гл. обр., горная территория. А. не участвует в борьбе Варака против -> Сисары (Суд 5:17), но приходит на помощь -> Гедеону в войне с мадианитянами (Суд 6:35; Суд 7:23). Из колен, живших зап. Иордана, А. является единств., не считая Симеона, из к-рого не вышло ни одного судьи, а позднее — ни одного выдающегося деятеля. Уже во времена Давида колено А. стало столь незначительным, что его даже не упоминают при перечислении князей колен (1 Пар 27:16-22). Нек-рые израильтяне из колена А., еще остававшиеся в стране после того, как 10 колен были уведены в плен, по приглашению царя Езекии пришли в Иерусалим на праздник Пасхи (2 Пар 30:11). Из колена А. происходила пророчица Анна, к-рая в храме славила Господа за рождение Иисуса (Лк 2:36-38). В пророчестве Иезекииля, однако, А. назван вторым после Дана при перечислении колен, получающих удел в земле обетованной (Иез 48:2 и след.), а среди 144 тыс., названных из 12 колен Израилевых, указаны и 12 тыс. из колена А. (Откр 7:6);
5) возм., один из городов вост. Сихема на границе с землями колена Манассии (Ис Нав 17:7). Его точное местонахождение неизвестно.

Асироф 
(«места станов»), место, где израильтяне разбивали свой стан во время странствования по пустыне (Числ 11:35; Числ 13:1; Чис 33:17 и след.). Исследователи полагают, что А. находился в районе источников Айн-Ходара, прим. в 60 км сев.-вост. Синая, недалеко от Руэйс-эль-Эбейрига, в к-ром видят -> Киброт-Гаттааву.

Асия 

I. Так во времена Маккавеев называлось царство Селевкидов, находившееся на тер. Малой и Передней Азии.

II. НЗ понимает под А. образованную в 133 г. до Р.Х. на западе Малой Азии рим. провинцию со столицей в Эфесе, проконсульскую А. Эта провинция управлялась рим. проконсулом. Она охватывала области: Мисию, Лидию, Фригию и Карию (Деян 6:9; Деян 19:10; 1 Кор 16:19; 2 Кор 1:8; 2 Тим 1:15; 1 Петр 1:1; Откр 1:4.11).

III. НЗ называет А. зап. побережье этой провинции, исключая Фригию (Деян 2:9; Деян 16:6). Семь церквей в провинции А., к к-рым обращены семь посланий Откровения, — это церкви Эфеса, Смирны, Пергама, Фиатиры, Сардиса, Филадельфии и Лаодикии. Все они расположены в зап. части А. (Откр 1:4).

IV. Три апостола поддерживали тесные связи с многочисл. церквами А.:

1) Павел впервые обошел А. во время своего второго миссионерского путешествия (50 г. по Р.Х., Деян 16:6-8), однако подробности его деятельности там неизвестны. В начале и в конце третьего путешествия (прим. в 53-58 гг. по Р.Х., Деян 18:23; Деян 20:1 и след.,13,16) он вновь вступает на эту землю. В течение прошедших трех лет Павел проповедовал в Эфесе, столице провинции А. Он направлял свои послания в города, церкви к-рых были многим обязаны ему: в провинции А. — это Эфес и Колоссы, а также Лаодикия (к церкви этого города он обращается косвенно, см. Кол 4:13.16);

2) Петр в 1Пeт обращается среди прочих и к христианам провинции А. (1 Петр 1:1);

3) Иоанн, вероятно, и в преклонные годы еще трудился в Эфесе. Во всяком случае, через послания (Откр 1:4.11) он поддерживал связь с семью церквами в провинции А.

Аскалон, 
один из пяти основных городов (государств) земли филистимлян (-> Филистимляне -> Азот), порт на Средиземном море, послуживший воротами, через к-рые с Крита пришли филистимляне (Иер 47:7). До филистимлян там, вероятно, жили -> аввеи (Втор 2:23; Ис Нав 13:3). А. упоминается в док-тах из архива Телль-Амарны. Около 1280 г. до Р.Х. А. был завоеван Рамсесом II, а позднее попал в руки филистимлян. Хотя в Ис Нав 13:3 и говорится о притязаниях Израиля на А., колена Иуды и Симеона не смогли завладеть этим городом (Суд 1:18; Суд 14:19; 1 Цар 6:17).

Затем А. был завоеван Тиглатпаласаром III, а Сеннахирим удержал его под властью Ассирии. Иеремия, Амос, Софония и Захария выступали с грозными пророчествами о А. (Иер 25:20; Иер 47:5.7; Ам 1:8; Соф 2:4.7; Зах 9:5). В письме на папирусе, найденном в Саккаре, содержится просьба о помощи, направленная А. в 604 г. до Р.Х. Египту в связи с угрозой со стороны Навуходоносора (помощь не была оказана). А. был родным городом Ирода Великого, к-рый умножил его славу, воздвигнув величественные постройки и насадив великолепные сады. В рим.-визант. эпоху А. стал центром греч. культуры. Проведенные на месте А. раскопки (1921-1976) позволили обнаружить следы ханаан., филистим., перс., греч. и особенно рим. культур. На плодородной почве А. и сегодня получают богатые урожаи фруктов и знаменитого инжира. А. (совр. Телль-Ашкелон) расположен прим. в 20 км сев. Газы.

Аскеназ 
(евр. Ашкеназ), старший сын Гомера, внук Иафета (Быт 10:2.3; 1 Пар 1:5.6). Это слово в ассир. языке обозначает также скифов. В Иер 51:27 царства Аскеназские упомянуты наряду с «царствами Араратскими и Минийскими» древней Армении. Ср. -> Скифы.

Асна, 
один из рабов Соломона, потомки к-рого вернулись из вавил. плена при Зоровавеле (Езд 2:50).

Аснафар 
(арам. Оснаппар), арам. ф-ма имени -> Ашшурбанапал.

Асор 
-> Гацор.

Аспид 
-> Змея.

Асриил
(евр. Асриэл, возм., «(предмет) ликующей радости — Бог»), потомок Манассии, от к-рого произошел род А. (Числ 26:31; Ис Нав 17:2; 1 Пар 7:14).

Асс, 
портовый город в Мисии (Малая Азия), ныне Бехрамкёй, расположенный на скалистом берегу залива Адрамиттия (ныне Эдремит), в 25 км юго-вост. Троады. Из А. Павел отправился на корабле в Палестину (Деян 20:13.14).

Ассирия 

РАННИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ АССИРИИ (до 900 г. до Р.Х.)
В 1932-1933 гг. при раскопках в Хорсабаде был обнаружен список ассир. царей (в наст. время известны уже три экземпляра списка). Благодаря этому наука располагает довольно точными сведениями об именах царей А., сроки правления к-рых можно с достаточной достоверностью установить вплоть до XVIII в. до Р.Х. Тем не менее о древнейшем периоде истории А. известно мало. В каппадокийских клинописных текстах содержатся сведения об ассир. колониях на востоке Малой Азии в период ок. 2000 г. до Р.Х. При Шамши-Ададе I (1813-1781 гг. до Р.Х.) царство значит. усиливается, но после его смерти Хаммурапи удается подчинить А. Вавилону.

После падения династии Хаммурапи А. попадает в зависимость от царства Митанни, образованное ок. 1500 г. до Р.Х. народами несемитского происхождения, вторгшимися в Месопотамию с востока. После заката Митаннийского царства А. возвращает себе независимость при Ашшурубаллите I (1365-1330 гг. до Р.Х.). Этот царь вел дипломатич. переписку с фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном), что дает ученым самый ранний временной ориентир, позволяющий уточнить даты событий егип. истории. Впоследствии в зависимость от А. попадает Вавилон. Власть А. еще больше распространяется при Салманасаре I (1274-1245 гг. до Р.Х.) и Тукульти-Нинурте I (1244-1208 гг. до Р.Х.); последний временно становится и царем Вавилонии. Однако с 1200 г. до Р.Х., одноврем. с восстановлением независимости Вавилонии, для А. начинается период заката, к-рый прерывается лишь в правление Тиглатпаласара I (1117-1077 гг. до Р.Х.), восстановившего царство в тех границах, к-рые оно имело во времена Тукульти-Нинурты. Но преемники Тиглатпаласара I не смогли противостоять постоянному давлению арамеев. Вновь обозначившийся закат Ассирийского царства и совпавший с ним по времени период ослабления Вавилона сделали возможным создание великого Израильского царства во времена Давида и Соломона.

НОВОАССИРИЙСКАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИЯ (900-612 гг. до Р.Х.)
Властители новоассир. царства становятся непосредств. участниками библ. истории. При них А. достигает своего расцвета. Ашшурнацирапал II (884-858 гг. до Р.Х.) с неслыханной жестокостью воевал против арам. удельных князей (при нем с живых пленников сдирали кожу, сажали их на кол. и т.п.) и восстановил царство в тех размерах, какие оно имело при Тиглатпаласаре I. Он ввел четкую организацию системы гос. управления. Столица царства была воздвигнута в Кальху (библ. Калах, совр. Нимруд). Обнаруженная в 1951 г. надпись, относящаяся к 879 г. до Р.Х., гласит, что в городе насчитывалось свыше 60 тыс. жителей (ср. указание на 120 тыс. жителей прим. вдвое большей по площади Ниневии, содержащееся в Книге пр. Ионы (4:11). -> Салманасар III (858-824 гг. до Р.Х.) продолжил политику отца. А. при нем стала простираться от Урарту (тер. совр. Армении) до Персидского залива и от Мидии до побережья Сирии и Киликии (Тарс). При Каркаре он дал сражение сир. коалиции (853 г. до Р.Х.), победил дамасского царя -> Азаила и обложил данью израил. царя -> Ииуя. После смерти Салманасара III А. управлял целый ряд слабых царей, к-рым приходилось вести борьбу, гл. обр., с укрепляющимся царством Урарту и подавлять восстания в собств. стране. Поэтому Иудейское и Израильское царства могли в период с 824 по 744 гг. до Р.Х. жить в условиях мира. Истинным основателем Ассир. мировой империи был узурпатор Пулу (библ. Фул; 4 Цар 15:19; 1 Пар 5:26), к-рый в 745 г. до Р.Х. взошел на ассир. престол как -> Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) и правил по 727 г. до Р.Х. После успешной борьбы с Урарту он устремился на запад. Израил. царь -> Менаим покорился ему добровольно (4 Цар 15:19 и след.).

Когда позднее Тиглатпаласар III вторгся в землю Филистимскую, иуд. царь -> Ахаз призвал его на помощь в борьбе против Израиля и Дамаска (Арама). Тиглатпаласар истребил в сражении огромное число израильтян и сирийцев, а оставшихся в живых увел в плен (сирийско-ефремлянская война 733 г. до Р.Х.; 4 Цар 16:5-9; -> Ахаз, 1). Вместо Факея царем над усеченным Израильским гос-вом был поставлен Осия, а Ахаз обложен данью. Завоевав и укрепив Газу на егип. границе, Тиглатпаласар под именем Пулу (Фул) в 729 г. до Р.Х. короновался как царь Вавилона. -> Салманасар V (727-722 гг. до Р.Х.) в короткий период своего правления вынужден был, главным образом, подавлять волнения в Сирии и Палестине. В течение трех лет он подвергал осаде Самарию, поскольку ассир. вассал, царь Осия, отказывался платить ему ежегодную дань (4 Цар 17:4). Повидимому, город был взят еще при Салманасаре, но эту победу приписывают его преемнику -> Саргону II (722-705 гг. до Р.Х.), прославившемуся также и пленением 27 270 израильтян (см. 4 Цар 17:1-6). Саргон II продолжил укрепление границ А., окончат. покорив царство Урарту и последнее хеттское царство Каркемиш (библ. Кархемис, 717 г. до Р.Х.), победив мидян, мелкие сир. гос-ва и -> Меродаха Баладана Вавилонского. Его сын -> Сеннахирим (705-681 гг. до Р.Х.) снова разгромил Меродаха Баладана и покорил в 701 г. до Р.Х. большую часть финикийских и палест. городов. Лишь Езекии удалось удержаться в Иерусалиме (4 Цар 18:13 — 4 Цар 19:36). После разрушения города Вавилона (689 г. до Р.Х.), вновь восставшего против ассир. владычества, Сеннахирим в 681 г. до Р.Х. был убит двумя своими старшими сыновьями (4 Цар 19:37). После того как -> Асархаддон (681-669 гг. до Р.Х.) подавил мятеж двух своих старших братьев и взошел на ассир. престол, он приказал восстановить Вавилон. Асархаддон еще более укрепил царство победами над киммерийцами и скифами, и главное — завоеванием Египта (672 г. до Р.Х.). -> Ашшурбанапал, его сын (ок. 627 г. до Р.Х.), подавил восстание египтян и разрушил Фивы (663 г. до Р.Х.). Но потом он был до такой степени поглощен борьбой с Вавилоном и Эламом, что фараон Псамметих I (ок. 655 г. до Р.Х.) смог вернуть Египту независимость. После смерти Ашшурбанапала истощенная многочисл. войнами Ассирийская империя начала быстро приближаться к распаду, пока, наконец, в 612 г. до Р.Х. ее столица Ниневия не была завоевана и разрушена мидянином Киаксаром и халдеем Набопаласаром. Усеченное Ассирийское царство со столицей в Харране, к-рое пытался сохранить Ашшурубаллит II, также было разгромлено, несмотря на помощь египтян (-> Нехао). Мидяне и халдеи разделили между собой владения бывшей А. (см. Наум 2-3).

Ассуир 
(евр. -> Ахашверош (1)).

Ассур 
(правильнее — Ашшур):

1) сын Сима и родонач. ассирийцев (Быт 10:22; 1 Пар 1:17);

2) самый южный и наиболее древний из больших городов -> Ассирии, единственный среди них расположенный на правом (зап.) берегу Тигра (Быт 2:14). Изначально город был вавил. колонией в области, где проживали хурриты (библ. -> хорреи). А. был главным святилищем бога Ашшура, к-рый считался прежде всего богом войны. Позднее Ашшур стал общеассир. богом. Его именем были названы город, земля и царство (Быт 10:11; Числ 24:22 и др.). В городе находилось 34 храма. При раскопках, начатых в Ашшуре в 1840 г., найден документ, содержавший перечисление этих храмов и названный «адресной книгой богов». Другими значит. находками являются анналы Тиглатпаласара I (ок. 1100 г. до Р.Х.) и обнаруженные под большим дворцом цар. саркофаги, среди к-рых — саркофаг -> Сеннахирима, убитого в 681 г. до Р.Х. в -> Ниневии (4 Цар 19:37);

3) следует отличать от А.= Ассирия — местность в сев.-зап. Аравии (Пс 82:9), к-рую, вероятно, можно отождествить с -> Суром. Ср. -> Ашурим.

Астароф (Аштароф, Аштероф), 
древний город в Васане, столица царя Ога (Втор 1:4; Ис Нав 9:10). Ог и нек-рые другие жители А. были великанами (Ис Нав 12:4; Ис Нав 13:12). А., судя по названию, возм., был связан с культом богини Астарты. А. предназначался сынам Махира из колена Манассии (Ис Нав 13:31), но был выделен как город левитов сыновьям Гирсона (1 Пар 6:71). Узия, один из храбрых у Давида, был родом из этого города (1 Пар 11:44). Обычно А. отождествляют с совр. Телль-Аштара, располож. прим. в 30 км вост. Геннисаретского озера. Но А. может быть тождествен -> Аштероф-Карнаиму.

Астарта, 
Астарты (мн. ч.):

1) в сочетании с Ваалом или Ваалами — общее наименование женского божества у хананеев (Суд 2:13; Суд 10:6; 1 Цар 7:3 и след.; 1 Цар 12:10; 1 Цар 31:10; 3 Цар 11:5; 4 Цар 23:13). Судя по названиям городов, в -> Астарофе и Аштероф-Карнаиме находились святилища А. Еще один храм этой богини был воздвигнут в Беф-Сане (1 Цар 31:10), и, как полагают, именно его и обнаружили археологи. Как верховное божество финикийцев А., к поклонению к-рой Соломон был совращен своими женами, Библия называет «божеством Сидонским» (3 Цар 11:5.33) или презрительно — «мерзостью Сидонской» (4 Цар 23:13). Хананейской А. соответствует вавил.-ассир. богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее — женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян (1 Цар 31:10) — как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, к-рую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя — как звезда любви. В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере.

В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синод. пер. — «богиня неба»), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии (Иер 7:18; Иер 44:17-19.25), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. — об А. В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, к-рые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города -> Аштероф-Карнаим = «Астарта о двух рогах»). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины (Втор 23:17; 3 Цар 14:24; -> Блуд, блудница, блудник). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез 23);

2) (евр. Ашера), богиня, имя к-рой кроме ВЗ упоминается также в док-тах из архива Телль-Амарны, где она названа Абд-Аширта, и в текстах, обнаруж. при раскопках Рас-Шамры (Угарита). По мнению Бёля, Ашират, или Ашерат, была супругой бога Амурру. Предполагается также тесная связь между Ашерой и А., богинями плодородия и любви. В текстах Рас-Шамры Ашерат предстает женой верховного бога по имени Эль, бога солнца, живущего на горе где-то далеко на севере. Ашера обозначается как «владычица моря». Ее называют также Элат (ф-ма ж. р. от Эль). У Эля и Ашеры было 70 общих детей, и среди них Ваал. Т.о., Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение ее идолам проникло также в среду народа Божьего (Суд 3:7 — мн. ч. — МТ: «служили Ашерам»; 3 Цар 15:13 — МТ: «идол Ашеры»; 4 Цар 24:4.6.7 — МТ везде: «Ашера»; 2 Пар 33:3 — МТ: «сделал Ашеры»; Синод. пер.: «устроил дубравы»). В 3 Цар 18:19 наряду с 450 пророками Ваала упомянуты 400 пророков Ашеры (в Синод. пер. — «пророки дубравные»), к-рые содержались Иезавелью.
1 Евр слово келев, «пёс», означало также мужчину, занимающегося проституцией. — Прим. пер.

Астинь 

1) (евр. Вашти, «желанная», «любимая»), жена перс. царя Артаксеркса (-> Ахашверош,

2), к-рую он лишил положения -> царицы, за то что она отказалась показаться перед его гостями во время пира (Есф 1).

Асфафа 
(евр. Аспата, от перс. «дан от коня» (?)), один из 10 сыновей Амана (Есф 9:7).

Асфеназ 
(евр. Ашпеназ, перс. «гостеприимный»), начальник евнухов при дворе Навуходоносора. А. были подчинены Даниил и его друзья (Дан 1:3).

Аа  Ав  Аг  Ад  Ае-Аз  Аи-Ак  Ал  Ам  Ан  Ао-Ап  Ар  Ас  Ат  Аф  Ах  Ац-Аэ

Добавить комментарий