Аа Ав Аг Ад Ае-Аз Аи-Ак Ал Ам Ан Ао-Ап Ар Ас Ат Аф Ах Ац-Аэ
Алавастр
(греч. алабастрон), белый мелкозернистый гипс (Calciumsulfat), хорошо поддающийся обработке, в т.ч. шлифованию. Из А. изготавливали различные сосуды для хранения благовонных масел (Мф 26:7; Мк 14:3; Лк 7:37). Горлышко такого сосуда запечатывали воском или глиной, чтобы содержимое не испарялось.
Аламелех,
погран. город в уделе Асира (Ис Нав 19:26). Это название предположит. сохранилось в обозначении потока Эль-Мелек (новоевр. Циппори), к-рый несет воду с равнины Эль-Баттуф и впадает в реку Кишон (библ. Киссон) у горы Кармил.
Алва
(«упрямство», «несправедливый»), старейшина в Эдоме, потомок Исава (Быт 36:40; 1 Пар 1:51); вероятно, имя А. происходило от названия его удела.
Алван (Алеан),
сын Шовала, потомок Сеира хорреянина (Быт 36:23; 1 Пар 1:40).
Алеан
-> Алван.
Александр
(греч. «отражающий/защищающий мужчин»):
1) А. Македонский (356-323 гг. до Р.Х.), воцарившийся на македонском престоле в возрасте 20 лет (в 336 г. до Р.Х.). Освободил от перс. гнета греч. города на побережье Малой Азии (334 г. до Р.Х.) и нанес в 333 г. до Р.Х. тяжелое поражение перс. царю Дарию III при Иссе. В следующем году, после завоевания Тира, Палестины и Египта, основал несколько зап. устья Нила названный в его честь г. Александрию, превратившийся позднее в крупнейший центр торговли и культуры. После решающей битвы при Гавгамелах (331 г. до Р.Х.) и окончат. разгрома персов А. стал неогранич. властителем Востока. Совершив последующ. воен. походы и достигнув Индии, умер в Вавилоне от малярии в возрасте 33 лет. Созданное А. царство распалось вскоре после его смерти. Долговечнее оказались его достижения в области экономики. Он основал ок. 70 городов, развил дорожную сеть, ввел единую валюту. Но самым значит. оказалось влияние греч. культуры, распространявшейся по всей империи Александра. Греч. язык и основ. на нем образование завоевывают мир того времени, давая начало эпохе эллинизма, и в дальнейшем способствуют быстрому распространению христианства. Имя А. упоминается в 1 Макк 1:1-8; 1 Макк 6:2. В Дан 8:5-8 (ср. Дан 8:21) он явлен в образе козла. Сообщение Иосифа Флавия о том, что А. при входе в Иерусалим якобы пал ниц перед первосвященником Иаддуем и принес в храме жертву Господу, вряд ли может соответствовать ист. фактам;
2) известный среди ранних христиан сын киринеянина Симона (Мк 15:21);
3) представитель первосвященнич. рода, к-рый присутствовал в синедрионе во время разбирательства по обвинениям, выдвинутым против Петра и Иоанна (Деян 4:6);
4) иудей из Эфеса, пытавшийся во время мятежа серебряных дел мастеров обратиться к толпе, чтобы возложить вину на христиан (Деян 19:33 и след.);
5) христианин-отступник (1 Тим 1:20);
6) медник, сделавший много зла Павлу (2 Тим 4:14), возм., то же лицо, что и в п. 4.
Александрия,
город в Египте, основ. Александром Македонским в 331 г. до Р.Х. как противовес Финикии и с целью экономич. и идейно привязать гос-во фараонов к греч. мировой империи. Мысль основать город такого значения на косе между Средиземным морем и оз. Марьют оказалась чрезвычайно удачной. Такое местоположение, во-первых, обеспечивало А. связь с Нилом по судоходным рукавам реки, а во-вторых, местонахождение к западу от дельты Нила было гарантией того, что акватория порта не будет занесена песком, поскольку морское течение имеет здесь вост. направление. На небольшом о-ве Фарос, располож. на подступах к городу, Александр начал сооружение колоссального маяка, к-рый впоследствии стали называть одним из семи чудес света. А. превратилась в крупный центр торговли между Востоком и Западом. Она также служила Египту и хлеботорговым портом, откуда суда, груж. зерном, отправлялись в Pим (Деян 27:6).
Кроме того, А. стала одним из главных культурных центров древнего мира. Библиотека Александрийского Мусейона (700 тыс. книжных свитков) приобрела мировую известность. Живший в А. иуд. философ Филон предпринял попытку привести религию ветхозаветного откровения в согласие с греч. философией. Для этого он обратился к т.наз. аллегорич. истолкованию Писания, предполагавшему в словах ветхозаветных текстов иной, скрытый («подлинный») смысл. Этот метод истолкования применялся как древней Церковью, так и в эпоху средневековья. В период расцвета А. стала вторым по величине городом Римской империи. Среди ее 700 тыс. жителей были греки, египтяне, римляне и евреи. Языком общения был греч. В среде александрийских иудеев возник греч. перевод ВЗ, получивший известность под назв. -> Септуагинта. Иудеи А., к-рые, согласно Деян 6:9, были среди преследователей Стефана, имели свою синагогу в Иерусалиме. Проповедь Иоанна Крестителя и Иисуса стала известна и в А., о чем свидет-вует появление среди проповедников христианства александрийца Аполлоса (Деян 18:24-28). Согл. Евсевию Кесарийскому, основателем христ. общины в А. и ее первым епископом был евангелист Марк.
Алемеф
(евр. Алемет):
1) сын вениамитянина Бехера (1 Пар 7:8);
2) потомок Саула (1 Пар 8:36; 1 Пар 9:42).
Аллемеф,
город в уделе Вениамина, отданный левитам вместе с предместьями (1 Пар 6:60).
Аллилуйя
(«восхвалите Господа (Яхве)»), формула поклонения и благодарения в богослужебной практике израильтян, к-рая, как и слово «аминь», перешла в другие языки без перевода. Слово «аллилуйя» стоит в начале и в конце нек-рых псалмов (Пс 105:1; Пс 134:1). Среди них — т.наз. «халлель» (Пс 112:1 — Пс 117:1), исполнявшийся, в частности, на Пасху (ср. Мф 26:30). В НЗ слово «аллилуйя» встречается только в Откр 19:1.3.4.6, в торжествующей хвалебной песне, преисполненной радостью от того, что пала великая блудница — Вавилон.
Аллон
(«большое, крепкое дерево»), израильтянин из колена Симеона, потомок Шемаии (1 Пар 4:37).
Алмодад,
сын Иоктана и родонач. одного из араб. племен (Быт 10:26; 1 Пар 1:20).
Алмон
(возм., «место спасения», «путевая веха») -> Аллемеф.
Алмон-Дивлафаим,
место между р. Арнон и горой Нево, вост. Мертвого моря, где израильтяне располагали свой стан (Числ 33:46). А.-Д., возм., тождественно -> Бет-Дивлафаиму (Иер 48:22). Его местонахождение предполаг. в районе совр. Делейлет-эль-Гарбие, располож. в 18 км сев.-вост. Махера.
Алой
Это слово в библ. древности, по-видимому, употреблялось как собират. понятие, обозначающее благовонные сорта дерева, в частн. богатую смолой древесину Aquilaria Agallocha (Lignum Aloes). С ботанич. видом алоэ библ. алой не имеет ничего общего. В данном случае речь идет, скорее, о дереве семейства Thymelaceen, родина к-рого Индокитай. У него темнокоричневая, твердая и ломкая древесина, источающая благовонную горькую смолу. По великим торговым путям А. мог уже в древности доставляться в Палестину и Египет, где он очень высоко ценился. Его использовали для курений (Пс 44:9; Притч 7:17) и при бальзамировании трупов (Ин 19:39). В Песн 4:14 А. упоминается в одном ряду с другими благовониями.
Алтарь
-> Жертвенник.
Алуш,
место, где израильтяне разбили стан на пути к Рефидиму. А. расположен между пустынями Синайской и Син, у израильтян там не было воды для питья (Чис 33:13 и след.).
Алфавит
(от назв. первых двух букв греч. А.: «альфа» и «бета»). В отличие от рисуночного письма егип. иероглифов или знаков, обозначающих слоги и понятия в клинописи, алфавитным называют письмо, где буквы соответствуют исключит. звукам, что ведет к значит. упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. В Египте уже на ранней стадии развития письменности наряду со знаками, обозначающими предметы, были известны знаки, передающие отдельные согласные звуки. Но такие символы не выделились в самостоят. А., как это произошло в зап.-семит. регионе. Переход от рисунка к знаку, означающему звук, по-видимому, можно наблюдать в «протосинайских» надписях, относящихся прим. к XV в. до Р.Х. и известных по находкам, обнаруж. у рудных копей Серабит-эль-Хадим на Синайском полуо-ве. Эти знаки восходят к иероглифам. В нек-рых из обнаруж. позднее в Палестине (Вефсамис, Газер, Лахис, Сихем) надписях, также выполненных, вероятно, уже алфавитным письмом и относящихся ко II тысячел. до Р.Х., прочтение, истолкование и датировка столь ненадежны, что это не позволяет определить их место в развитии А.
Из форм клинописи затем произошел А. -> Рас-Шамры (Угарита), к-рый, возм., был в употреблении недолго, прим. в то же время, что и протосинайское письмо (XV в. до Р.Х.). Он имел ту же последоват-сть букв, что и евр. А., но содержал на несколько знаков больше, в общей сложности 29. Поэтому было сделано предположение, что пришедший на смену угаритскому упрощ. финик. А., от к-рого произошло евр. письмо, существовал еще до XV в. до Р.Х. в той же последоват-сти и при том же стр.-ве букв, что и угаритский. Финик. письмо известно прежде всего по находкам в Библе (-> Гевал), к-рые сегодня относят к XI-X вв. до Р.Х. Известны также образцы письменности из Кипра, Сардинии, Карфагена и др. мест Зап. Средиземноморья, датируемые периодом после 900 г. до Р.Х. Повсюду здесь финик. А., как и раннеевр., обнаруживает формы скорописи, в то время как южноараб. А. (ок. 300 г. до Р.Х.), также восходящий к финик. знакам, сохраняет более древний, строгий характер форм (ср. ил. на стр. 24). Заимствовав А., состоящий из одних согласных, греки (а затем и римляне) добавили в него дополнит. буквы для обозначения гласных звуков. Твердая последоват-сть букв А., подтвержденная первонач. угаритскими находками (XV в. до Р.Х.) — в Лахисе тоже найдены нацарапанные первые 5 букв А. (VIII в. до Р.Х.), — позволяла одноврем. применять их в качестве цифр. Таким способом, напр., неоднократно обозначаются числа в евр. и греч. текстах ВЗ. Числовое значение букв позволяет вычислить «сумму» или «число» отдельного слова, что использовалось в тайнописи или для обозначения скрытых понятий, к-рые широко применялись, напр., в апокалипсич. лит-ре (-> Нерон). -> Письмо.
Алфей
(точное значение имени не установлено):
1) отец ап. -> Иакова (2) (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13). Возм., он же -> Клеопа, муж -> Марии (4) и отец Иакова и Иосифа (в Синод. пер. вместо Иосифа — Иосия; Ин 19:25; Мф 27:56; Мк 15:40);
2) отец ап. Левия, или Матфея (Мк 2:14 и Мф 9:9).
Альпийский козел
(в Синод. пер. — «лань»). Евр слово акко, к-рое во Втор 14:5 употреблено среди названий чистых животных, обозначает жвачное животное, предположит. дикую козу. Вероятно, это один из подвидов А.К., обитающих на Ближнем Востоке (Capra nubiana), т.наз. безоаровый козел (Capra aegagrus), дикий прародитель всех видов домашних коз, с длинными, загнутыми далеко назад рогами (Пс 103:18; в Синод. пер. — «серна»). Он и сегодня встречается на нек-рых греч. о-вах и в районах Южной Азии. -> Серна.
Альфа и Омега
ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ
А. и О. — названия первой и последней букв греч. алфавита. Подобный способ выражения обусловлен образом мышления древних евреев — для обозначения предмета или явления во всей его целостности они называли его составляющие части или исходную и конечную точки (напр., выражение «ни худого, ни хорошего» в 2 Цар 13:22 означает «вообще ничего»). В значении «первая и последняя буквы алфавита» это выражение существует и у раввинов: «Адам преступил весь закон от Алефа до Тава» (от первой до последней буквы евр. алфавита). Другое изречение раввинов гласит: «Авраам держался закона от Алефа до Тава». Ср. также с рус. выражением «от А до Я».
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Выражением «А. и О.» в Откр. обозначены как Бог (Откр 1:8; Откр 21:6), так и превознесенный Христос (Откр 22:13). Оба Они называют Себя А. и О., при этом Христос подразумевает Свое единство с Богом (ср. Ин 10:30). Выражение «А. и О.» подчеркивает, что Христос есть истинный Бог. Близко по смыслу к А. и О. выражение «первый и последний» (Откр 1:17; Откр 2:8 — по отношению ко Христу; это же выражение встречается в ВЗ и как самообозначение Бога: Ис 44:6; Ис 48:12; ср. Ис 41:4), а также «начало и конец» (в Откр 21:6 непосредственно перед А. и О. — по отношению к Богу; в Откр 22:13 — к Христу). В Откр 22:13, следуя одно за другим, присутствуют все три словосочетания. Торжественное обозначение Бога и Христа словосочетанием «Альфа и Омега» равнозначно клятве; в этих словах Бог во Христе Своей вечной, неизменной сущностью подтверждает, что Его Слово истинно и что Он непременно исполнит все реченное Им.