Аа Ав Аг Ад Ае-Аз Аи-Ак Ал Ам Ан Ао-Ап Ар Ас Ат Аф Ах Ац-Аэ
Ад, преисподняя
I. В Синод. пер. ВЗ словами «ад» и «преисподняя» переведено евр. слово шеол (3 Цар 2:6; Иов 26:6; Пс 15:10 — «царство мертвых»; Иов 24:19 — «смерть»), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и нек-рые другие слова (напр., -> Аваддон) встречаются в тех греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в к-ром умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр 20:13 и след.).
II: слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и преисподняя — понятия тождественные (Ис 38:18; Ос 13:14; Откр 1:18; Откр 6:8; Откр 20:13 и след.). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов 7:9; Пс 62:10; Ис 14:15; Иез 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (Числ 16:30.33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1 Цар 28:15, евр. глагол ала означает движение вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1 Петр 3:19; 1 Петр 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (Быт 37:35; Быт 42:38; 3 Цар 2:6; Иов 17:13-16), четкого разграничения с понятием «царство мертвых» здесь не существует. В шеоле нет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екк 9:10); мертвые молчат (Пс 30:18) и не славят Господа (Пс 6:6; Пс 113:25; Ис 38:18). Шеол — это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (Ис 14:9 и след.). В царстве мертвых пребывают не только грешники (Числ 16:33; Иов 24:19; Пс 9:18; Пс 48:14 и след.), но и праведники (Ис 38:10), ожидающие Божьей помощи и новой жизни (1 Цар 2:6; Пс 15:10; Пс 48:16; ср. Пс 72:24; Дан 12:13 -> Воскресение, II,АБ), ибо и шеол открыт для Бога (Иов 26:6; Притч 15:11; Ам 9:2), Господь присутствует и там (Пс 138:8). Только в Лк 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных «великой пропастью», что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Ев. от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают;
II. победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (Деян 2:27.31), распространяется и на подземный мир: Христос — Господь живых и мертвых (Рим 14:9), Он владеет ключами А. и смерти (Откр 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1 Петр 3:19; 1 Петр 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Врата А. не одолеют Церкви Христовой (Мф 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (Флп 1:23). Смерть попрана победой Христа (1 Кор 15:55.57). В конце времен после всеобщего -> воскресения царство мертвых опустеет (Откр 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в «озере огненном» (Откр 21:8).
III. Об огненном А. (греч. слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (Мф 5:22,29 и след.; 10:28; 23:15-33; А. может быть обозначен и как тьма, Мф 8:12; Мф 22:13; Мф 25:30). А. — это «печь огненная», где будет «плач и скрежет зубов» (Мф 13:42.50), это неугасимый, вечный огонь (Мф 3:12; Мф 18:8), где «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9:47 и след.; ср. Ис 66:24), это «мука вечная» (Мф 25:46). Огонь А. предназначен также в наказание -> дьяволу и его ангелам (ср. Откр 19:20; Откр 20:10.15). Но в Библии нет указаний на А. как на царство, где властвует сатана (ср. Еф 2:2; Еф 6:12). Трудно говорить о том, каковы временный границы адских мук. В библ. контексте А. связан с окончат. приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.
Ада
(знач. имени связано с евр. «надевать украшения», «украшать себя»):
1) одна из двух жен Ламеха, мать Иавала и Иувала (Быт 4:19-21);
2) одна из жен Исава, дочь хеттеянина Елона, мать Елифаза (Быт 36:2.4).
Адада,
город на юге Иудеи (Ис Нав 15:22). Его местонахождение неизвестно. Вряд ли это может быть А., располож. в 90 км сев.-вост. Пальмиры. Возм., вместо А. следует читать «Арара», город, располож. прим. в 20 км юго-вост. Вирсавии (в евр. алфавите буквы, передающие звуки д и р, близки по начертанию). Ср. -> Ароир (3).
Адаия (Адая)
(«Яхве украсил, надел как украшение»):
1) израильтянин из Боцкафы, дед царя Иосии (4 Цар 22:1);
2) левит из рода Гирсона (1 Пар 6:41);
3) священник из рода Малахии (1 Пар 9:12; Неем 11:12);
4) вениамитянин, сын Шимея (1 Пар 8:21);
5) два потомка Вания, согрешивших, взяв иноплем. жен (Езд 10:29.39);
6) сын Иоиарива из колена Иуды (Неем 11:5);
7) отец Маасеи, начальника сотни (2 Пар 23:1).
Адалья,
один из десяти сыновей Амана (Есф 9:8).
Адам
I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
«Человек», или собират. наименование для обознач. понятия «люди/человечество». Знач. слова связано с евр. существительным -> адама и глаголом адэм — «быть красным» (ср. «Едом»). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:
1) в Быт 1:26-30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как «мужчина и женщина», завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение «образ Божий» относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к к-рому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как «мужчина и женщина». Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об «образе» или соотв. об «образе Божием» говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (-> Человек, IV,1);
2) в Быт 2:4 и след. еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; Быт 6:17; Екк 3:18-21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28; ср. -> Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было «хорошо весьма» (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от -> дерева познания добра и зла (Быт 2:16 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (Быт 3; ср. -> Женщина, I и -> Грех, I,В);
3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4:1 и след.,25; Быт 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (-> Летосчисление);
4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей — не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: «… потому что все согрешили» (Рим 5:12 — цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза «потому что» стоит «в нем», что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, «для многих», создав «правдою одного всем человекам оправдание». Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5:15 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена «последним А.», т.е. Христом (1 Кор 15:45-58). Христианин — как и всякий человек — все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас — в «совлечении» старого и «облечении» в нового человека (Кол 3:9 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: «…все и во всем Христос».
II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ
«Красное место», город на Иорданской равнине под Цартаном (Ис Нав 3:16; Ос 6:7); ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению — в 30 км юж. А., у г. Иерихона.
Адама
(первонач. «красная, вспаханная земля», впослед. всякая «возделанная земля с растительностью»):
1) один из укреп. городов удела Неффалима (Ис Нав 19:36) сев.-вост. Геннисаретского озера. Совр. холм Телль-эд-Дамие (не путать с одноим. местом на Иордане, -> Адам, II) расположен юго-зап. Тивериады, поэтому его тождественность древней А. сомнительна (ср. Адами-Некев). А. предположит. можно отождествить с совр. городом Хадшар-эд-Дамм, прим. в 4 км сев.-зап. впадения Иордана в Геннисаретское озеро;
2) -> Адма.
Адами-Некев,
погран. город удела Неффалима (Ис Нав 19:33), возм., совр. Хирбет-Дамие. Это место было заселено еще в бронз. веке. А.-Н. расположен у колодца на древнем караванном пути, ведущем из Акко в Галаад, прим. в 8 км юго-зап. Тивериады.
Адар
(«темный, пасмурный (месяц)») -> Год.
Адая
-> Адаия.
Адбеел,
третий сын Измаила (Быт 25:13; 1 Пар 1:29). В ассир. надписях VIII в. до Р.Х. упоминается сев.-арав. племя идибаил, обитавшее недалеко от егип. границы.
Адда
-> Иддо (II,3,4).
Аддар:
1) город на юге Иудеи, на границе с Эдомом (Ис Нав 15:3), тождествен Гацар-Аддару (Числ 34:4). Ныне, возм., Аин-Кедерат, прим. в 8 км сев.-зап. Кадес-Варни;
2) вениамитянин (1 Пар 8:3). Возм., то же лицо, что -> Ард в Быт 46:21 (евр. написание этих имен сходно).
Адди
(вероятно, кр. ф-ма от Адаии), предок Христа, живший на несколько поколений раньше Зоровавеля (Лк 3:28).
Адер
(евр. Хадад) -> Хадад (4).
Адиел (Адиил)
(евр. Адиэл, «украшение Божье»):
1) израильтянин из колена Симеона (1 Пар 4:36);
2) отец Азмавефа, заведовавшего сокровищами Давида (1 Пар 27:25);
3) священник, сын Иахзера (1 Пар 9:12).
Адиил
-> Адиел (1), (2).
Адин
(«великолепный», «роскошный»). Переселенные пленники из рода А. вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:15) и Ездрой (Езд 8:6). Во времена Неемии некто А. был среди тех, кто от имени народа подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:16).
Адина,
один из храбрых у Давида, из колена Рувима (1 Пар 11:42).
Адифаим,
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:36), один из погран. городов, точное местоположение неизвестно. Предположит. речь идет о селении А. в 5 км сев.-вост. Еммауса.
Адлай
(возм. знач. «кресс-салат»), отец Шафата, заведовавшего скотом Давида, пасущимся в долинах (1 Пар 27:29).
Адма,
город вблизи Мертвого моря (Быт 10:19; Быт 14:2.8), к-рый был уничтожен вместе с Содомом и Гоморрой (Втор 29:23; Ос 11:8; в Синод. пер. — Адама).
Адмафа
(перс. армати, «неодолимый» или «святое смирение»), один из семи князей при -> Артаксерксе (Есф 1:14). Эти ближайшие советники перс. царя упомянуты и в Езд 7:14. Они обладали высшей гос. властью и имели беспрепятств. доступ к царю.
Админ,
предок Иисуса Христа (Лк 3:33 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер. имя Админа отсутствует).
Адна
(евр. Адина, возм., «великолепный», «роскошный»):
1) военачальник при Иосафате, принадлежавший к колену Иуды (2 Пар 17:14);
2) сын Пахаф-Моава (Езд 10:30);
3) священник, возглавлявший дом Харима во втором поколении после вавил. плена (Неем 12:15).
Аднах,
израильтянин из колена Манассии, перешедший на сторону Давида (1 Пар 12:20).
Адоникам
(«(мой) Господь возвысился»). Израильтяне из рода А. вернулись из вавил. плена с Зоровавелем и Ездрой (Езд 2:13; Езд 8:13; Неем 7:18). В Неем 10:16, в том месте, где можно было бы предположить А., значится Адония (-> Адония, 3).
Адонирам
(«(мой) Господь возвышен»), сын Авды, высокопост. чиновник при царях Давиде, Соломоне (3 Цар 4:6; 3 Цар 5:14) и Ровоаме, ответств. за сбор податей. Он же Хадорам (2 Пар 10:18 в евр. тексте) и Адорам (2 Цар 20:24; и в евр. тексте в 3 Цар 12:18). Когда 10 колен Израилевых восстали против Ровоама, царь необдуманно посылает А. парламентером, но израильтяне свершили над ним скорую расправу, побив камнями (3 Цар 12:18; 2 Пар 10:18).
Адониседек
(евр. Адони-Цедек, «(мой) Господь — праведен/праведность»), царь иерусалимский. Его имя напоминает имя Мелхиседека, царствовавшего ранее над Салимом. После падения Гая и заключения союза между жителями Гаваона и израильтянами А. вместе с четырьмя другими царями напал на Гаваон, но был побежден и убит Иисусом Навином (Ис Нав 10:1-27).
Адония
(«(мой) Господь — Яхве»):
1) четвертый сын Давида, родившийся в Хевроне от Аггифы (2 Цар 3:4). Когда царь состарился, А., как старший из оставшихся в живых цар. сыновей (на основании древнего права), попытался добиться цар. власти, несмотря на то, что наследником престола был определен Соломон. А. создал собственный отряд телохранителей и пытался вместе с Иоавом и Авиафаром привлечь на свою сторону войско и часть священников и левитов. Но ему не удалось привлечь ни пророка Нафана, ни священника Садока, ни Ванею, ни цар. гвардию. Предупрежденный Нафаном, Давид в последний момент успевает помазать на царство Соломона, и заговор А. проваливается. Соломон милует А. (3 Цар 1). Однако когда А., после смерти Давида, пытается при посредничестве Вирсавии взять в жены Ависагу сунамитянку, Соломон усматривает в этом новую попытку А. заявить претензии на престол. Он распоряжается казнить А. и Иоава и отправляет Авиафара в ссылку, избавляя себя от дальнейшей опасности (3 Цар 2:13-34);
2) один из левитов, к-рым Иосафат повелел учить народ Закону Господню (2 Пар 17:8);
3) израильтянин, во времена Неемии подписавший от имени своего рода обязат-во исполнять Закон (Неем 10:16).
Адораим,
город, превращ. Ровоамом в крепость (2 Пар 11:9). Позднее — Адора (ср. 1 Макк 13:20: в Синод. пер. — Адара), ныне — Дура, примерно в 7,5 км зап. Хеврона.
Адорам
-> Адонирам.
Адраазар
(евр. Хададэзер, «(Бог) Хадад — помощь»), сын Рехова, арам. царя Сувы, области, располож. сев. Дамаска. А. и арамеи из Дамаска покорились Давиду, после того как он победил их и захватил ценную добычу. Упомянутые среди трофеев золотые щиты, вероятно, были отличит. признаком военач. А. Его противник, царь Имафа (Хамата), приветствовал победу Давида (2 Цар 8:3-10; 1 Пар 18:3-10). Вновь выступив против Давида в союзе с аммонитянами, А. потерпел еще одно, на этот раз окончат., поражение при Еламе. Арам. цари покорились Давиду (2 Цар 10:6-19; 1 Пар 19:6-19). Во время одного из сражений сириянин Разон бежал от своего государя А.; позднее Разон стал царем в Дамаске (3 Цар 11:23).
Адрамелех
(евр. Адраммелех, «(Бог) Адар (= Хадад) есть царь»):
1) бог народа из Сепарваима, переселенного царем ассир. в Самарию. В жертву этому, вероятно сир., божеству сжигали детей (4 Цар 17:24.31);
2) сын Сеннахирима (Синаххериба), царя ассир. В 681 г. до Р.Х. А. и его брат Шарецер убили отца, а затем бежали в Армению (4 Цар 19:36 и след.; Ис 37:38).
Адрамитий
портовый город в Мисии, области, входившей в состав рим. провинции Асии. Ап. Павел и Юлий покинули Кесарию на «Адрамитском корабле» (Деян 27:2), к-рый возвращался на родину и по пути заходил в приморские города провинции Асии. Из А. Павел и Юлий намеревались продолжить свой путь в Pим (Деян 27:5). Ныне это город Эдремит на побережье Эгейского моря, прим. в 50 км сев. Пергама (совр. Бергамы).
Адриатическое море
море между Италией и Балканским полуо-вом, ныне — до Ионического моря. В древности это обозначение распространялось и на часть Средиземного моря далее к югу, так что о-в Мальта считался находящимся в Адриатическом море (Деян 27:27).
Адриэл
(«помощь (мне) — это Бог»), сын Верзеллия из Мехолы, к-рому Саул отдал в жены свою дочь Мерову, хотя она уже была обещана Давиду (1 Цар 18:17-19). Пять сыновей Меровы были среди потомков Саула, к-рых Давид выдал гаваонитянам, намеревавшимся убить их в отмщение за жестокость Саула (2 Цар 21:1-14; ср. Числ 35:33).
Адуммим,
возвышенность между Иерусалимом и Иерихоном (Ис Нав 15:7). Это название вошло в совр. топоним Талат-эд-Дамм, к-рым поименован крутой подъем дороги перед Хан-Хатуром («Приютом милосердного самарянина»). Древнее название представляет собой мн.ч. от прил. адом «(кроваво-) красный» и указывает на красноватый цвет здешних известняковых скал.