Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 11 «Л»

Ла, Ле-Лес, Лет-Лж, Ли, Ло, Лу-Ль, Лю

Лоамми 
(«не Мой народ»), имя второго сына Осии, имевшее символич. значение (Ос 1:9; Ос 2:23).

Лоб (чело) 

I. Израильские «благородные» женщины закрывали свои лица покрывалами (Быт 24:65), а простолюдинки (и блудницы) лиц не закрывали. Поэтому Л. блудницы (Иер 3:3) так же, как медный (Ис 48:4) или крепкий Л. (Иез 3:7), был символом народа, в своем упрямстве и непокорности не желавшего ни слушать Бога, ни подчиниться Ему, ни устыдиться Его. Пророк, к-рый должен возвестить такому народу суд Божий, также получает от Бога «крепкое чело» (Иез 3:8 и след.) — силу и несгибаемость.

II. В Библии говорится о знаках отличия, к-рые имеются на Л. нек-рых людей. Так, Аарон, как -> первосвященник, носил на челе полиров. золотую пластинку с надписью «Святыня Господня» (Исх 28:36-38). Пророк в 3 Цар 20:38.41, как кажется, скрывает под покрывалом, доходящим до глаз, некий знак на челе, к-рый позволяет опознать его принадлежность к пророкам. Кр. того, в видении Иезекииля чело всех воздыхающих и скорбящих о грехах Иерусалима помечается евр. буквой «Тав», к-рая в своей древнейшей форме изображалась в виде креста; такие люди освобождаются от кары небесной (Иез 9:4-6, в Синод. пер. — «знак на челах»). В Откровении сказано, что рабы Божьи носят печать (Откр 7:3) или Имя Божье (Откр 14:1; Откр 22:4) на своем челе. Но есть и такие, к-рые приняли начертание зверя, противника Агнца, на свое чело (Откр 13:16; Откр 14:9); они будут подвержены каре (Откр 14:10), в то время как запечатл. окажутся пощаженными (Откр 9:4). Вероятно, знамение, к-рым был отмечен Каин (Быт 4:15), следует рассматривать в связи с этими местами Откровения.

Лобзание 
-> Целование, лобзание.

Лобное место 
-> Голгофа.

Лобные подвески 
(Ис 3:18, в Синод. пер. — «звездочки и луночки») -> Украшение (II,3).

Лод (Лидда), 
город, располож. вблизи Оно (1 Пар 8:12) и Иоппии (Деян 9:38), о к-ром упоминается уже в надписи Тутмоса III. После возвращения израильтян из вавил. плена Л. был вновь заселен (Езд 2:33; Неем 7:37; Неем 11:35). В новозаветные времена этот город назывался Лиддой (Деян 9:32 и след.), позднее — Диосполисом, в наст. время это снова Л. (в 18 км юго-вост. Тель-Авива).

Лодевар (Лодавар) 
(«без слова»), город, лежащий вост. Иордана (2 Цар 9:4; 2 Цар 17:27). Возм., совр. Умм-эд-Дабар, находящийся юж. Вади-эль-Араба, одного из левых притоков Иордана, к югу от Ярмука.

Ложь 
— сознат. искажение -> истины, призванное ввести к.-л. в заблуждение. Мотивы Л. могут быть самыми разными: бессилие, тщеславие, хвастовство, себялюбие. Л. может выражаться в различных формах: обман, мошенничество, клятвопреступление, лжесвидет-во, -> клевета.

I:

1) описываемые в ВЗ случаи Л. порой не сопровождаются к.-л. определ. нравств. оценкой (Быт 12:13; 1 Цар 19:14.17; 1 Цар 20:6), но это отнюдь не означает, что Л. оправдывается. С др. стороны, Господь использует воен. хитрость Хусия, чтобы поссорить Авессалома и Ахитофела (2 Цар 16:16-19; 2 Цар 17:6-14). Повивальные бабки, утаившие правду от фараона и тем самым спасшие свои жизни и жизни израил. младенцев, были вознаграждены Господом (Исх 1:18-21). Но, как правило, Л. и обман подвергаются Божьему суду, поскольку они прямо запрещаются Его заповедями (Исх 20:16; Лев 19:11). Особенно предосудительным считаются действия священника или пророка, из корыстных соображений извращающего Божье слово или своевольно говорящего от имени Бога (Иер 6:13; Иер 8:8; Иер 28:15; Иер 29:31; Иез 13:6-9);

2) в евр. тексте присутствуют различные слова и выражения, обозначающие Л., ее разнообразные проявления, напр., «ложь» (Пс 39:5); «лживый язык» (Пс 108:2); «обманчивое слово» (Иер 7:4); «лжесвидетельство» (Пс 26:12); «вероломство» (Иез 17:20); «нарушение завета» (Пс 43:18); «лжеучительство» (Авв 2:18); «ложная клятва» (Ос 10:4).

II:

1) уже в ВЗ Л. подвергается Божьему наказанию, однако только в НЗ вскрывается ее подлинная суть. Л. тесно связана с царством тьмы. Подобно тому как существует царство -> света и истины, принадлежащее Богу и Христу, существует и царство -> тьмы и лжи, где владычествуют дьявол и подвластные ему демоны;

2) сатана — лжец (греч. псэустес) и отец лжи (греч. псэудос); Л. — неотъемлемое свойство его сущности (Ин 8:44; ср. Быт 3). В его распоряжении находится целое царство Л., к к-рому принадлежат: а) -> антихрист, творящий «ложные чудеса» (2 Фес 2:9), чтобы люди «верили лжи»; б) лжехристы (греч. псэудохристой; Мф 24:24; Мк 13:22), выдающие себя за Христа и производящие чудеса, чтобы (насколько это возможно) прельстить избранных; в) лжепророки (греч. псэудопрофетай; Мф 24:11.24; Мк 13:22). Уже в ветхозаветные времена они играли губит. роль, отвлекая народ завета от Бога и навлекая тем самым на Израиль Божью кару (Иер 6:13; Зах 13:2). НЗ также предостерегает от подобных искусителей, к-рые внешне неотличимы от истинных пророков и к тому же удостаиваются всеобщей хвалы (Мф 7:15; Лк 6:26; Деян 13:6; 2 Петр 2:1; 1 Ин 4:1). В Oткр «лжепророк» (Откр 13:11-13; Откр 16:13; Откр 19:20; Откр 20:10) действует рука об руку с антихристом, заботясь о религ. обосновании власти богопротивных мирских сил; г) лжеапостолы (греч. псэудапостолой; 2 Кор 11:13; Откр 2:2), лжебратия (греч. псэудаделфой; 2 Кор 11:26; Гал 2:4) и лжеучителя (греч. псэудодидаскалой; 2 Петр 2:1; ср. 1 Тим 4:2), с дьявольской силой стремящиеся расколоть, сбить с истинного пути и уничтожить Церковь Иисуса Христа и одноврем. организовать лжеобщину и построить лжецерковь. (Ср. также сказанное о лжесвидетелях (греч. псэудомартюрес) в Мф 15:19; Мф 26:59 и след.; 1 Кор 15:15; Откр 3:9); д) все люди, не гнушающиеся Л. (греч. псэустай). Существует правило: «Всякий человек лжив» (Рим 3:4).

Язычники «заменили истину Божию ложью» (Рим 1:25). Ап. Павел вынужден предостерегать верующих от лжехристиан (гностиков; 1 Тим 6:20.21). Анания и Сапфира нашли внезапную смерть за наглую Л. посреди исполненной Св. Духом Церкви (Деян 5:1-11); е) обольщающие людей (1 Тим 4:1) нечистые духи (Мф 10:1; Мф 12:43 и след.; Мк 3:11.30) или бесы (демоны, Мк 1:34; -> Одержимость). Т.к. бесы стремятся подражать делам Св. Духа, то верующим совершенно необходим дар различения духов (-> Дар, дарование (II,Г,7); 1 Кор 12:10; 1 Ин 4:1). В Откр 16:13.14 говорится о «знамениях бесовских духов». Сюда же относятся лживые предсказания и колдовство волхвов (Деян 8:9-11; Деян 13:6-12);

3) как царство истины, -> Царство Божие являет собой полную противоположность царства Л.; земная жизнь Иисуса проходила в борьбе против лживой власти дьявола и бесов. Он изгонял бесов «перстом Божиим» (Лк 11:20), и «не было лести в устах Его» (1 Петр 2:22). В искупит. страданиях Иисуса Ему противостояли силы Л.: в лице предателя Иуды, в лице первосвященников Анны и Каиафы, в лице лицемерных книжников и фарисеев, в лице лжесвидетелей и непостоянного в своих симпатиях народа, в лице Пилата и Ирода и в лице отрекшегося Петра (Мк 14:1 — Мк 15:1; Ис Нав 18-19).

Даже тайну воскресения первосвященники пытались превратить в Л. посредством подкупа стражей гробницы (Мф 28:11-15). Но победа Иисуса свершилась и будет открыто явлена во время Его Второго пришествия (Флп 2:10.11; Откр 1:7). А до тех пор Церковь Христова — это «столп и утверждение истины» (1 Тим 3:15). Через -> возрождение люди, природа к-рых изначально лжива (Пс 115:2), войдут в Царство Божие, в к-ром дух истины наставляет на всякую истину (Ин 16:13). Отсюда и требование: отвергните Л. (Еф 4:25; Кол 3:9; Иак 3:14). Ап. Павел с полным основанием говорит о себе: «Я не лгу» (Рим 9:1; 2 Кор 11:31; Гал 1:20; 1 Тим 2:7). Но все те, кто продолжает лгать, будут лишены грядущего Царства Божиего и его славы (Откр 21:8.27; Откр 22:15).

Лоза 
(виноградная) -> Виноград.

Лоида 
(«лучшая», «более желательная»), верующая бабушка Тимофея (2 Тим 1:5).

Локотники 
В 3 Цар 10:19; 2 Пар 9:18 и др. «локотниками» названы подлокотники цар. трона.

Локоть 
-> Меры длины, площади, объема и веса (I,1).

Лоно Авраамово,
обозначение защищенности, к-рая, по представлениям иудеев, ожидает умерших праведников в царстве мертвых (Лк 16:22). В основе образа лежит картина праздничного пира. При этом Авраам выступает в роли хозяина, а самый уважаемый гость возлежит на его -> лоне или на его -> груди (ср. Мф 8:11).

Лоно, колени 

I. словоЕвр хек обозначает сгиб, к-рый образует тело сидящего человека. В этом сгибе помещается ребенок, лежащий или сидящий на коленях у матери (3 Цар 17:19 — в Синод. пер. — «руки»), или животное (2 Цар 12:3 — в Синод. пер. — «грудь»). Иногда то же подразумевается и под словом биркайим — «колени». Далида усыпляет Самсона, держа его голову на своих коленях (Суд 16:19). Когда на колени кладут новорожденного (Иов 3:12), это символизирует принятие его в семью. В Руф 4:16 Ноеминь, заключая дитя в свои объятья, тем самым берет на себя заботу о нем. В Быт 30:3 речь идет об усыновлении ребенка. В НЗ слово «лоно» (греч. колпос) подразумевает почетное место у -> груди хозяина дома (см. Ин 13:23.25; Ин 21:20). То же значение имеет и «лоно Авраамово» (Лк 16:22.23) или «недро Отчее» (Ин 1:18).

II. Л. означает также пазуху подпояс. одежды, к-рая служила карманом. Там хранили, напр., заработ. вознаграждение (Лк 6:38). Возм., и в 2 Цар 12:3 также подразумевается одежда, в складках к-рой спала овечка (ср. Ис 40:11).

Лопата 
-> Оружие и орудия труда -> Веяло, лопата.

Лорухама 
(«нелюбимая»), имя дочери Осии, имевшее символич. значение (Ос 1:6).

Лот 
(в Ис 25:7 слово «лот» переводится как «покрывало»).

I. Сын Арана, брата Авраама (Быт 11:27). Л. сопровождал Авраама в Ханаан (Быт 11:31; Быт 12:5) и в Египет (Быт 13:1). После того как Л. стал обладателем столь же больших стад, как и Авраам, последний бескорыстно предложил ему выбрать себе для жизни любую часть Ханаана. Л. выбрал область у Иордана и переселился в Содом (Быт 13:1-13), где ему приходилось ежедневно созерцать разврат и распутство жителей города (2 Петр 2:7.8). Когда Л. попал в плен, Авраам освободил его (Быт 14:12-16). Во время разрушения Содома Господь спас Л., вспомнив об Аврааме (Быт 19:29), к-рый молил Его помиловать город ради спасения праведников (Быт 18:16-33). Жена Л., оглянувшись на город во время бегства, превратилась в соляной столп (Быт 19:17.26); сам же Л. первое время оставался в Сигоре, а затем стал жить на горе. В результате кровосмесит. связи Л. с его двумя дочерьми, напоившими отца вином, у него родились два сына. Моав («вода», т.е. семя, потомок отца), сын Л. от старшей дочери, стал родоначальником -> моавитян; от Бен-Амми («дитя моего народа»), сына от младшей дочери, произошли -> аммонитяне (Быт 19:31-38).

II. -> Меры длины, площади, объема и веса (II).

Лотан 
О значении слова см. -> Лот. Сын хоррея Сеира (Быт 36:20).

Лохеш (Галлохеш) 
(«шептун», «заклинатель»), отец Шаллума (Неем 3:12). Во времена Неемии Л. подписался под обязат-вом исполнять Закон (Неем 10:24).

Лошадь 
(Equus caballus; евр. сус, параш, рэкэш; греч. гиппос). Находки, сделанные при раскопках Ура, показывают, что Л. была известна в Месопотамии как упряжное животное уже в середине III тысячел. до Р.Х. Свидет-вом существования митаннийско-хурритского коневодства является найденное в Богазкёе руководство по приручению Л. В Рас-Шамре был обнаружен текст с описанием болезней Л. (-> Пласт.) В благословении Иакова конь упоминается как верховое животное (Быт 49:17; ср. Быт 47:17). В Египте запрягать Л. в колесницы первыми начали гиксосы (ср. Исх 14:6-9), и с тех пор конь стал символом военной мощи (Втор 17:16; Пс 19:8; Пс 32:17; Ис 31:1.3).
Наряду с этим известны егип. изображения всадников; по-видимому, у египтян существовали и кавалерийские отряды, служившие, напр., для разведыват. целей. Существуют доказат-ва существования кавалерии у ассирийцев с VIII в. до Р.Х. Однако в Библии, там, где речь идет о военных действиях, под «всадниками» (Исх 14:9; 2 Пар 12:3; Иер 51:21) подразумеваются почти исключит. воины на колесницах (-> Колесница, повозка); всадники в роли вестников упоминаются в 4 Цар 9:18 и след. (ср. Есф 8:10). В Израиле запрягать Л. в колесницы начали при -> Соломоне (3 Цар 4:26), к-рый занимался посреднич. торговлей Л. для колесниц (3 Цар 10:28 и след.; -> Кува). Поскольку Л. не подковывали, то особое значение придавалось крепости ее копыт (Ис 5:28). Изредка Л. использовали при молотьбе (Ис 28:28). Белый конь у римлян был символом победы (ср. Откр 6:2; Откр 19:11-16). -> Осёл.

Ла, Ле-Лес, Лет-Лж, Ли, Ло, Лу-Ль, Лю

Добавить комментарий