Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 11 «Л»

Ла, Ле-Лес, Лет-Лж, Ли, Ло, Лу-Ль, Лю

Луд, 
сын Сима (Быт 10:22; 1 Пар 1:17) и его потомки. Иосиф Флавий считал (и возм., это так и есть), что потомками Л. были лидийцы. В Ис 66:19 упоминается языч. народ Л. В Иез 27:10 и Иез 30:5 о Л. (в Синод. пер. — «лидияне») говорится как о союзнике Персии.

Лудим 
(ф-ма мн.ч. в евр. яз. — «луды»). В Быт 10:13; 1 Пар 1:11 Л. назван потомком Мицраима, сына Хама. Вероятно, это был африканский народ, оказывавший воен. помощь египтянам (Иер 46:9 — в Синод. пер. — «лидяне»).

Лужа, 
небольшое углубление в почве, наполненное водой (Иез 47:11). -> Соль (I).

Луз
(«миндальное дерево»):

1) древнее название Вефиля (Быт 28:19; Быт 48:3; Ис Нав 18:13; Суд 1:23);

2) город в земле хеттеев (т.е. хеттов), к-рый, по всей видимости, находился в Сирии и был основан после разрушения первого Л. (Суд 1:26). Высказывались предположения, что это совр. Лувейзие, лежащий прим. в 7 км сев.-зап. Банияса (Кесарии Филипповой).

Лук 

I. Л. (и стрелы), о к-ром часто говорится в ВЗ, являлся в древности грозным оружием. Согл. Быт 27:3, Исав ходил на охоту с колчаном и Л. В Ис 7:24 Л. также упоминается как охотничье оружие, но прежде всего Л. был оружием боевым. Хорошими лучниками слыли египтяне и ассирийцы; в Израиле искусным владением Л. особо отличались представители колена Вениамина (1 Пар 8:40; 1 Пар 12:2; 2 Пар 14:8; 2 Пар 17:17). Л. делали из прочного, но гибкого дерева. О том, что представляли собой медные Л. (2 Цар 22:35; Иов 20:24; Пс 17:35), четких сведений нет.
Деревянные Л. иногда укреплялись сплетенными веревками, сухожилиями или роговыми накладками. В Сирии были распространены тупоугольные Л. Тетиву для Л. сплетали из скруч. льняных нитей или из сухожилий и кишок волов и верблюдов. В 3 Цар 22:34, 4 Цар 13:16 и в 2 Пар 18:33 речь идет об обыкнов. способе натягивания Л., а в остальных случаях для обозначения этого действия служит евр. выражение, к-рое дословно можно перевести как «нажать ногой», «наступить на лук» (1 Пар 5:18; Пс 7:13; Пс 10:2; Пс 36:14; Ис 5:28; Ис 21:15; Плач 2:4; Плач 3:12; Зах 9:13). Для подготовки Л. к стрельбе его клали на землю, наступали на него ногой, затем одной рукой сгибали Л., а другой закрепляли тетиву. После использования Л. тетиву отвязывали, чтобы она не растягивалась. Стрелы изготавливали из тростника или дерева, а наконечники — из железа или меди и особым образом зазубривали. Оперение на тупом конце стрелы предотвращало ее вращение во время полета. Иногда наконечники стрел обматывали пропитанной смолой или маслом пенькой, к-рую поджигали, и горящие стрелы летели в лагерь противника (см. Пс 7:14; Ис 50:11; Еф 6:16). Из Иов 6:4 можно заключить, что в библ. времена были известны и отравленные стрелы. Специальные напальчники и нарукавники защищали левую руку воина, державшую Л., от травмирования при выстреле.

II:

1) (евр. хацир, «трава»; Числ 11:5), очевидно, подразумевается лук-порей (Allium Por-rum), выращиваемый в Египте и Палестине. Его ели с хлебом и другими продуктами отдельно или в салате, а также использовали как приправу к рыбным блюдам;

2) (Allium cepa), растение из семейства лилейных, овощная культура. Во времена ВЗ его использовали в пищу в сыром, жареном или вареном виде. Во время странствования по пустыне израильтянам остро недоставало егип. Л. (Числ 11:5). В Палестине разводили преимущ. репчатый Л., причем его трубчатые листья считались вредными. В качестве приправы Л. употребляли прежде всего с чечевичной похлебкой.

Лука 
(кр. ф-ма от Луция или Луциана). Во время своего первого заключения в Риме Павел передает христианам из Колосс приветствие Л., «возлюбленного врача» (Кол 4:14), бывшего, вероятно, христианином из язычников. Одноврем. с этим в Флм 1:24 Павел упоминает Л. в числе других своих сотрудников. Во время второго заключения Павла в Риме Л. также находился с апостолом, оставаясь временами его единств. помощником (2 Тим 4:10). Л. назван автором третьего Евангелия, из чего можно заключить, что он одноврем. является и автором книги Деяния Апостолов — произведения, тесно связанного с Ев. от Луки (Лк 1:1-4; ср. Деян 1:1.2). Повествование от 2-го лица мн.ч. (т.н. «мы-повествование») в книге Деяния (Деян 16:10-17; Деян 20:5 — Деян 21:18; Деян 27:1 — Деян 28:16) с большой долей вероятности позволяет сделать заключение, что Л. присоединился к Павлу в Троаде, во время второго миссионерского путешествия, и сопровождал Павла до Филипп. Вероятно, там Л. задержался на нек-рое время и позже вместе с Павлом отправился в Иерусалим. Наконец, он сопровождал Павла в его поездке в Рим Именно к этому времени относятся упоминания о Л. в апостольских посланиях (Кол 4:14; Флм 1:23; 2 Тим 4:10). О жизни Л. более ничего не известно; согл. преданию, он был родом из Антиохии (Сирия). -> Деяния апостолов (I) -> Евангелие от Луки (II).

Лукавый 
-> Зло, злоба, злобный.

Луна 
(евр. йерех или йареах — «странствующий», «движущийся»; ходеш — «обновляющийся»; левана — «белая»):

1) широко распростр. среди языч. народов почитание Л. (Иов 31:26.27; Ис 47:13) было перенято частью израильтян, к-рые, вопреки заповедям Господним (Втор 4:19; Втор 17:3), предались многобожию, в т.ч. поклонению светилам (4 Цар 21:3; 4 Цар 23:4.5; Иер 8:2);

2) в др.-евр. календаре принят лунно-солнечный год (лунные циклы согласуются с солнечными при помощи введения дополнит. — «високосного» — месяца) (ср. Быт 1:14; -> Календарь). При этом особую роль играют «новомесячия», поскольку месяцы связаны только с Л., а след., по Л. рассчитываются и библ. годовые праздники (см. Исх 12:2.6.14; Лев 23). В Числ 10:2.8.10 содержится предписание священникам трубить в новомесячия в две серебряные трубы, а в Числ 28:11-15 — приносить в эти дни особую жертву сверх ежедневной. В новомесячие седьмого месяца (свящ., впоследствии получившего вавил. название «тишри») отмечается праздник Труб (Лев 23:23-25), или День трубного звука (Числ 29:1-6; ср. Пс 80:4.5), к-рый, согл. иуд. традиции, считается также праздником Новолетия, или Нового года, (Рош-Гашана) и Днем ежегодного небесного суда над всеми людьми. Благодаря празднованию новомесячия каждый наступающий месяц в году посвящается Господу, подобно тому как и каждый день года освящается утренними и вечерними ежедневными жертвоприношениями (-> Жертва).

Лунатизм 
-> Болезнь.

Лухит, 
селение в Моаве, расположенное в горах (Ис 15:5; Иер 48:5). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, оно располагалось между Ареополем (Эр-Раббой) в Моаве и -> Сигором. Музиль (Arabia Petraea, I,75) считает, что это Хирбет-Фас, находящийся прим. в 20 км юго-зап. Эль-Керака (библ. Кир-Харешета), или Хирбет-Мединт-эр-Рас, прим. в 4 км вост. Хирбет-Фас.

Луций, 
христианин из Кирины, пророк и учитель в Антиохийской церкви (Деян 13:1). Возм., он тождествен Л., упомянутому в Рим 16:21.

Льстец 
-> Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец.

Льстить 
-> Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец.

Ла, Ле-Лес, Лет-Лж, Ли, Ло, Лу-Ль, Лю

Добавить комментарий