Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 11 «Л»

Ла, Ле-Лес, Лет-Лж, Ли, Ло, Лу-Ль, Лю

Лебедь 
Евр слово тиншемет (Лев 11:18; Втор 14:16), переданное в Синод. пер. как «лебедь», обозначает, видимо, сову, а именно сипуху (Tyto alba). Птица считалась нечистой.

Лев 

I. В Палестине в библ. времена львы (Felis leo) встречались повсеместно. В евр. языке существует целый ряд слов, обозначающих Л., львицу и их детенышей (ср. в евр. тексте Иов 4:10.11; Иез 19:1-9). Согл. библ. свидет-вам, Л. встречались на границе долины Шефелы (Суд 14:5), в Иудейских горах (1 Цар 17:34; 3 Цар 13:24), в лесах по берегам Иордана (Иер 49:19), в Самарии (4 Цар 17:25), Моаве (Ис 15:9) и у подножия Ливана (Песн 4:8). Этот крупный хищный зверь (Притч 30:30) нападал на стада (Иер 50:17), и его не могли отогнать крики пастухов (Ис 31:4). Очень редко пастуху удавалось спасти животное, схваченное Л. (1 Цар 17:34-36; ср. Ам 3:12).

II. Цари Древнего Востока охотились на Л., ловили их и сажали в клетку (Иез 19:4.9 и ассир. изображения). Клетки служили и для перевозки этих животных; упоминаемый в книге Даниила ров (гл. 6), вероятно, представлял собой установленную под землей клетку, в к-рой в Вавилоне держали Л.

III. Л. является символом народа Израиля (Числ 24:9) и колен Иуды (Быт 49:9), Гада (Втор 33:20) и Дана. С Л. сравнивается Бог, вершащий Свой суд (Ис 38:13; Ос 5:14; Ос 13:7.8), а в Откр 5:5 Иисус Христос назван Л. от колена Иуды. Образ Л. служит воплощением мужества (Притч 28:1) и силы (2 Цар 1:23), к нему прибегают при описании мощи врагов (Пс 21:14; Ис 5:29) и сатаны (1 Петр 5:8), он же может обозначать и надуманную опасность (Притч 22:13; Притч 26:13). В мире будущего Царства Божиего преобразится и хищная натура Л. (Ис 11:6.7; Ис 65:25). -> Дьявол (IV,3).

Левана (Лебана) 
(«белый», «полнолуние»), привратник в храме, потомки к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:45; Неем 7:48).

Леваоф 
-> Беф-Леваоф.

Левиафан 
(евр. ливьятан, «свернувшийся»). Л., как и существо, обозначаемое евр. словом таннин (-> Змей, дракон, крокодил) — это похожее на дракона чудовище (Пс 73:14; Пс 103:26). В Ис 27:1 Л. выступает как символ темных сил. В Иов 3:8, вероятно, отражены фольклорные представления о Л. как о небесном драконе, проглотившем солнце и луну. В подробном описании Л., приводимом в Иов 40:20 — Иов 41:26, можно узнать крокодила. Нильский крокодил (Crocodylus niloticus), к-рый в Иез 29:3-5; Иез 32:2-4 назван евр. словом таннин (в Синод. пер. — «чудовище») и к-рый, вероятно, подразумевается под «зверем в тростнике» в Пс 67:31, встречался ранее и в Палестине, особенно в окрестностях Кесарии. Страбон и Плиний упоминают «город крокодилов» и «реку крокодилов», находившиеся юж. горы Кармил.

Город до наших дней не сохранился, но река — это, возм., совр. Нахал-Танниним. Нильский крокодил достигает в длину 6 м, его узкое вытянутое тело имеет темно-зеленую, с бронзовым отливом окраску и небольшие черные пятна на спине; брюшная часть туловища крокодила грязно-желтого цвета. Охотятся крокодилы обычно ночью. Они питаются рыбой и птицами, а также нападают на млекопитающих, приходящих на водопой. Их добыча — овцы, козы, коровы, ослы и иногда даже верблюды; большую опасность они представляют и для человека. Крокодилы передвигаются с поразит. скоростью, используя в качестве руля мощный хвост. В наст. время в Египте нильский крокодил почти исчез.

Левий 
(евр. Леви):

1) третий сын Иакова от Лии (Быт 29:34). Вместе с братом Симеоном Л. напал на город Сихема; мстя за поруганную честь своей сестры Дины, они убили всех мужчин в этом городе (Быт 34:25). За этот поступок потомки обоих братьев были осуждены на разделение и рассеяние (Быт 49:5-7). Позднее это проклятие обратилось для -> левитов в благословение (Исх 32:26-29; Втор 33:8-11). Л. поселился вместе с Иаковом в Египте, где и умер в возрасте 137 лет. У него было три сына — Гирсон, Кааф и Мерари (Быт 46:11; Исх 6:16);

2) евр. имя ап. Матфея (Мк 2:14; Лк 5:27);

3-4) два предка Иисуса Христа (Лк 3:24.29).

Левит, 
название третьей книги Моисея. -> Пятикнижие Моисея.

Левиты 

I. Л., потомки трех сыновей -> Левия — -> Гирсона, -> Каафа и -> Мерари — делились на гирсонян, каафитян и мераритян. В пустыне Господь избрал Л. в Свою нераздельную собственность как возмещение за первенцев Израиля, и они были посвящены на служение Ему (Числ 3:6-8.12.13; -> Первородство). Из числа Л. были назначены и -> священники — Аарон и его сыновья (Исх 28:1). Т.о., внутри колена Левия следует различать священников из рода Аарона, к к-рому должен был принадлежать и первосвященник, и остальных левитов, к-рые хотя и происходили от Левия, но не были потомками Аарона. Л. не получили, как все остальные колена, удела в Ханаане; их «частью» был Сам Господь (Числ 18:20). В распоряжение Л. были отданы 48 городов (по четыре от удела каждого колена) вместе с пастбищами для скота. Израильтяне отдавали Л. -> десятину от собранного урожая и от скота, первые плоды и первенцев животных, а также части от приносимых Господу жертв (см. Исх 23:19; Лев 27:30-33; Числ 18:21-24; Числ 35:1-8). В свою очередь Л. отдавали десятую часть от полученного священникам (Числ 18:26-32; Неем 10:39). Л. следовало приглашать на все устраиваемые израильтянами жертв. трапезы (Втор 12:12.18; Втор 14:27.29; Втор 16:11).

II:

1) Л. подчинялись священникам. В число их обязанностей, к-рые определены в Числ 3; Числ 4; Числ 18, входила охрана святилища, однако им не позволялось приближаться ни к утвари святилища, ни к жертвеннику (Числ 18:3). К служению привлекались Л. в возрасте от 25 до 50 лет (Числ 8:23-26). Согл. Числ 4:23, Л. в возрасте от 30 до 50 лет выполняли работы в скинии собрания, а также переносили саму скинию и ее утварь (ср. 1 Пар 23:3-5). Период между 25 и 30 годами считался у евреев временем обучения и подготовки к служению. Давид снизил возрастной ценз до 20 лет (ср. 2 Пар 31:17; Езд 3:8). Но, возм., только с 30-летнего возраста Л. начинали исполнять все возлож. на них обязанности, в т.ч. и самые важные. Обряд посвящения Л. описан в Числ 8:5-22;

2) служение Л., особенно певцов и музыкантов, было по-новому организовано Давидом (1 Пар 16:37-42; 1 Пар 23:1 — 1 Пар 26:28). Подобно священникам, Л. — певцы, музыканты и привратники — были разделены на 24 отделения (чреды), регулярно сменявших друг друга в служении; часть же Л. Давид назначил чиновниками и судьями (1 Пар 26:29-32; ср. 2 Пар 19:8-11);

3) в особо торжеств. случаях Л. надевали дорогие льняные одежды (1 Пар 15:27; 2 Пар 5:12). Для выполнения тяжелых работ в святилище, для заготовки дров и доставки воды в распоряжении Л. находились -> нефинеи (евр. нетиним, «данные»), к числу к-рых принадлежали гаваонитяне и военнопленные.

III. После разделения царства оставшиеся в Северном царстве иудеи утратили связь с Иерусалимским храмом, и поэтому многие священники и Л. покинули Израиль и отправились в Иудею (2 Пар 11:13.14), где могли служить Богу согл. Его заповедям. Л. участвовали в свержении Гофолии (2 Пар 23), в восстановлении храма при Иоасе (2 Пар 24:5), способствовали проведению реформ царей Езекии (2 Пар 29-31) и Иосии (2 Пар 34-35); они помогали священникам наставлять народ в Законе (2 Пар 17:8.9). Среди евреев, возвратившихся из вавил. плена, были и Л. (Езд 2:40-42; Езд 8:15-19), к-рые возобновили свое служение (Езд 3:8.9; Неем 12:27-30; Неем 13:22) и были восстановлены в своих прежних правах (Неем 10:38 и след.; Неем 12:44-47). Нек-рые Л. женились на язычницах (Езд 10:23.24). В НЗ наряду с Л. из притчи Иисуса (Лк 10:32) упоминаются также левитские привратники (служители первосвященников; Ин 7:32.45.46; Ин 18:3; Деян 5:22.26) и их начальники (Лк 22:4.52; Деян 4:1; Деян 5:24.26). Л. из евр. диаспоры был кипрянин -> Варнава (Деян 4:36).

Левона 
(предположит. «белая»), место сев.-зап. Силома (Суд 21:19), прим. в 30 км сев. Иерусалима на пути в Сихем, совр. Луббан.

Левый, слева 
Правая рука человека, как правило, более активна по сравнению с левой, вследствие чего последняя часто считается ущербной. Когда Иаков благословлял своих внуков, то с возложением его левой руки было связано менее значимое благословение (Быт 48:13). В притче о Страшном суде проклятые стоят по левую сторону от Царя (Мф 25:41). В других случаях (напр., Исх 14:22; Ис 30:21) обе стороны называются без различия их значимости даже тогда, когда правая сторона называется первой; они обозначают лишь нахождение по обе стороны от некоего центра (ср. Мф 20:21 и след.). Оружие в правой и левой руке (2 Кор 6:7) — это оружие для нападения и защиты. -> Рука (III).

Легавим 
(ф-ма мн.ч. в евр. яз. = «легавы»), народность в Египте, возм., ливийцы (Быт 10:13; 1 Пар 1:11).

Легион 

I. Воинское соединение в рим. армии. В древнейшие времена Л. насчитывал приблизит. 3 тыс. воинов, в эпоху Империи — 5-6 тыс. пехотинцев и около 300 всадников. Легион делился на десять когорт, каждая из к-рых состояла из трех манипул; манипула, в свою очередь, включала в себя две центурии. Легионом командовал легат, когортой — военный трибун (-> Клавдий Лисий, Деян 23:26), центурией — центурион (-> Сотник; ср. -> Юлий, Деян 27:1). Тактич. единицей являлась когорта. Легионы состояли из тяжеловооруж. воинов (легионеров), набиравшихся первонач. из рим. граждан, а затем — и из жителей провинций, к-рые, став легионерами, получали гражд. права. Из располагавшихся в Палестине войск большая часть находилась в Кесарии (на тер. Иудеи). В Иерусалиме обычно стояло лишь несколько когорт, но в дни празднеств и в случае народных волнений гарнизон города усиливался.

II. В Мф 26:53; Мк 5:9; Лк 8:30 Л. названо множество ангелов, а также множество бесов.

Лед
в Пс 77:47 — крупный град.

Лемуил 
(евр. Лемуэл, «принадлежащий Богу, Его собственность»), царь, к к-рому обращается с наставлениями его мать (Притч 31:1-9). В Притч 31:1 он назван «Лемуилом, царем Массы», измаилитского племени, жившего в сев. Аравии (Быт 25:14).

Лен 
(Linum usitatissimum; евр. пешет и пишта), однолетнее травянистое растение с длинным волокнистым стеблем. Цветки небольшие, голубые или белые. Из стеблей Л. получают волокно, из к-рого ткут полотно (тонкое льняное полотно в Синод. пер. названо виссоном). Из льняного семени получают льняное масло. В библ. времена Палестина была богата диким Л. В качестве культурного растения Л. выращивался прежде всего в Египте (Исх 9:31; Ис 19:9), откуда ткань поставляли в Тир (Иез 27:7) и Палестину (Притч 7:16). В Палестине Л. выращивали лишь в отдельных местностях (в Библии упоминается только Иерихон — Ис Нав 2:6). Внебибл. источники сообщают также о полях Л. в Газере и Беф-Сане. Из льна ткали полотно (Притч 31:13) для одеяний священников (Исх 28:1; Исх 39:1; Исх 6:10; Исх 16:4.23; Иез 44:17 и след.).

Из полотна, привезенного из Египта, были изготовлены покрывала и занавес для скинии (Исх 26:1.31.36). Особенно ценилось «крученое» полотно, сотканное из сученых разноцветных нитей. Искусством изготовления такого полотна славились египтяне. В быту ценились льняные верхние и нижние одежды (2 Цар 6:14; Лк 16:19 и др.). Полотном обертывали тела умерших (Мф 27:59 и др.), из льняных нитей изготавливали фитили для ламп и плели веревки (Суд 15:14; Суд 16:9). -> Ремесло (II).

Лента 
-> Шнур, лента.

Лень, леность, ленивый 
Под Л. понимается вялость и бездействие человека. Ленивый должен брать пример с трудолюбивого муравья (Притч 6:6-8); ленивый — обуза для других людей (Притч 10:26). Оправдываясь, ленивый только наказывает себя, т.к. приводимые им доводы глупы (Притч 22:13) и свидет-вуют о его скудоумии, вызывая насмешки людей (Притч 6:9-11; Притч 10:4; Притч 12:24; Притч 13:4; Притч 14:23; Притч 18:9; Притч 19:15; Притч 20:4; Притч 24:30-34). Немилосердному суду подвергнется тот, кто жил только для себя и не реализовал дарованный ему талант (Мф 25:26 и след.).

Лепешка 
-> Хлеб -> Пресные хлебы, лепешки, пирожки.

Лепта 
-> Деньги.

Лес 
Леса Палестины произрастают главным образом на горных склонах, т.к. именно там выпадают обильные осадки (см. Ис Нав 17:15.16). -> Васан -> Ефрем (II) -> Херет -> Кармил (1) -> Ливан -> Шарон (1) и -> Палестина (V). О «полях Иарима» (Пс 131:6). -> Кириаф-Иарим.

Лесть 
-> Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец.

Ла, Ле-Лес, Лет-Лж, Ли, Ло, Лу-Ль, Лю

Добавить комментарий