Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 7 «Ж»

Жилище, обитать 

1) Вечное Ж. Бога — на небе (Пс 2:4; Евр 8:1 и след.; Евр 9:11; Откр 15:5). Но поскольку Господь хочет обитать среди Своего народа, то Он повелевает Моисею построить на земле святилище по указ. образцу (Исх 25:9), шатер (-> Скиния), к-рый можно во время странствования переносить с места на место. Здесь Бог являлся Своему народу, как позднее в -> храме (3 Цар 8:10 и след.); отныне каждый израильтянин знал, где ему следует искать Бога (Пс 121). Осознание того, что в храме обитает Бог, заставляло израильтян и в изгнании направлять свои молитвы в сторону Иерусалима (Дан 6:11). И все же оказалось, что это Ж. не было соверш., ибо здесь Господь обитал во мгле (3 Цар 8:12), а человек, приблизившийся к Нему незванным, должен был умереть (Числ 3:10; Числ 18:7; ср. Ис 6:5). Это Ж. Бога на земле люди подвергали осквернению своим нечестием (Лев 15:31; Иер 23:11). Кр. того, это малое Ж. не могло вместить славу великого Бога (3 Цар 8:27). При всей радости, к-рую вызывает святилище, не следует забывать о том, что только небесное Ж. достойно Бога (Ис 66:1).

2) В НЗ Бог также обитает в Своем народе на земле, но уже не в построенном человеч. руками храме (Деян 7:48; Деян 17:24). В Иисусе слово Божье обитало среди нас во плоти (досл. «жило в шатре»; Ин 1:14), через три дня после Своей смерти Он соорудил истинный храм Своего тела (Ин 2:19). Отец обитает на земле во Христе (Ин 14:10), во Христе обитает вся полнота Божества (Кол 1:19; Кол 2:9). Теперь на этом краеугольном камне стоит храм из живых камней (1Пет 2:5 и след.), т.е. людей, в к-рых Отец и Сын сотворили Свою обитель (Ин 14:23) посредством Св. Духа (Рим 8:9.11; 1 Кор 3:16; 2 Тим 1:14). Христос через веру обитает в их сердцах (Еф 3:17), и Бог вселяется в них и ходит в них (2 Кор 6:16), т.е. Он входит не в малое помещение, чтобы говорить только с одним человеком, а наполняет Своим присутствием все здание Своей Церкви.

3) Созиданием Церкви Божья цель еще не достигается. Когда Авраам пришел в землю, к-рую Бог намеревался дать его детям, он не строил там постоянных Ж., а жил в шатрах в знак того, что остается пришельцем в этой земле и ожидает города, Художник и Строитель к-рого — Бог (Евр 11:9 и след.). Это пример для Божьего народа Нового Завета, как и переход Израиля через пустыню в землю обетованную (Евр 4). Верующие — пришельцы в этом мире (1 Петр 2:11), здесь у них нет постоянного города, они стремятся к будущему (Евр 13:14). Каждый из них живет здесь в хижине, к-рая когда-нибудь разрушится (2 Кор 5:1), но может радоваться этому, ибо знает, что Христос приготовил ему место в доме Отца Своего (Ин 14:2). Там Господь собирает своих чад, к-рые через возрождение уже имеют жительство на небесах (Флп 3:20) и будут жить у Него вечно (Откр 7:15; Откр 21:3; Откр 22:3 и след.).

Жир 
-> Тук, жир.

Житница: 

1) упоминаемые в Притч 3:10 и в Лк 12:24 житницы — это помещения для хранения зерна. Вероятно, речь идет о небольших помещениях без окон внутри дома, возможно, подвального типа. Намек на наличие в Палестине библ. времен подвалов-кладовых содержится в Иер 41:8;

2) хранилище для зерна и других продуктов (Иер 50:26; Иоил 1:17). В ветхозаветные времена так обычно называли круглую емкость диаметром 2-3 м, имеющую отверстие в верхней части. Ж. храма называли более обобщенно — кладовыми (1 Пар 26:15.17). Настенная живопись, обстановка гробниц и надписи дают достаточно полное представление о Ж. егип. фараонов (Быт 41:35.36), о засыпке и учете зерна, а также о должностных обязанностях и титуле «смотритель над житницами». Более крупные хранилища сооружались в определ. городах с учетом адм. нужд и стратегич. необходимости. Израильтяне были вынуждены построить для фараона в Египте «города запасов» — Пифом и Раамсес, к-рые рассматривались как опорные пункты для воен. походов. С их помощью египтяне поддерживали свое владычество над Арамом (Сирией) и Палестиной (Исх 1:11). Соломон, заботившийся об укреплении своего царства, также сооружал «города для запасов» (3 Цар 9:19; 2 Пар 8:4.6). Как свидет-вуют результаты раскопок, такими городами регион. значения с хранилищами для зерна и других продуктов, собиравшихся в качестве натур. податей, были также Лахис и Бет-Шемеш (Вефсамис). В казематной конструкции (-> Крепость, II,4) гор. стен Девира, Бет-Шемеша, Гезера, Хацора исследователи также видят указание на то, что эти населен. пункты представляли собой «города для запасов». Пустоты внутри стен, первонач. служившие хранилищами, позднее были частично засыпаны щебнем. Ровоам (2 Пар 11:11), а позднее Иосафат (2 Пар 17:12) и Езекия (2Пар 32:28 и след.) продолжили эту практику. Подобные города существовали и в Израильском царстве (2 Пар 16:4);

3) помещение для хранения продуктов растениеводства, прежде всего зерна (Быт 41:56; Втор 28:5.8; Пс 143:13 и др.). Как наполненные Ж. отождествлялись с благополучием и Божьим благословением (Притч 3:10), так опустевшие или разрушенные Ж. были символом бедствия и запустения (Иоил 1:17; Агг 2:19).

Жнец 
-> Земледелие (IV).

Жребий 
С помощью Ж. израильтяне испрашивали Божью волю (Притч 16:33; ср. -> Урим и туммим); для этих же целей его использовали и язычники (Есф 3:7; Иез 21:21; Ион 1:7). Израильтяне бросали Ж. при разделе Ханаана (Числ 26:55; Ис Нав 14:2; Ис Нав 18:6.10), при распределении служений и обязанностей (1 Пар 24:5.31; 1 Пар 25:8; 1 Пар 26:13; Неем 10:34; Лк 1:9); Ж. руководствовались при определении виновного в к.-л. грехе или преступлении и даже при избрании царя (Ис Нав 7:14-18; 1 Цар 10:19-21; 1 Цар 14:28-42). В день Искупления с помощью Ж. определялись козел для Господа и козел отпущения (-> Азазель) (Лев 16:8-10). К жеребьевке нередко прибегали при разделе добычи и пленных (Авд 1:11; Иоил 3:3; Наум 3:10; ср. Мф 27:35). В НЗ говорится лишь об одном случае, когда верующие воспользовались Ж.: это было при избрании ап. Матфия (Деян 1:26). О том, как именно шла жеребьевка, в Библии сведений нет, только в Притч 16:33 сказано, что Ж. бросался в пол одежды.

Жук 
Неизвестно, обозначает ли евр. слово хасил (в Синод. пер. — «жуки»; Иоил 1:4; Иоил 2:25) определ. вид насекомого или одну из стадий развития -> саранчи.

Журавль 
Евр слово агур в Иер 8:7 в Синод. пер. передано как «журавль». Но поскольку здесь, как и в Иер 38:14, слово агур дано в сочетании со словом сус (в Синод. пер. — «ласточка»), то скорее всего речь идет о более точном определении понятия сус. Тогда словосочетание сус агур может означать «черный стриж». -> Ласточка (2).

Добавить комментарий