Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 7 «Ж»

Жестоковыйный, 
непослушный, непокорный, своевольный. В основе этих определений лежит образ упряжного животного, к-рое не сгибает шею и не дает надеть на себя упряжь. Определение «жестоковыйный» применяется гл. образом к народу Израиля, к-рый упрямо противостоит Божьей воле, упрямо отвергая руководство Господа (Исх 32:9; Иер 7:26; Деян 7:51).

Жестокосердие, жестокий: 

1) в отношении человека к Богу и Его заповедям эти слова означают «упрямство, противление Богу, неверие» (Иез 2:4; Иез 3:7; Мк 16:14);

2) в отношении к ближнему Ж. означает «немилосердие» (Ис 19:4; Мф 19:8; Мк 10:5);
3) Божьи дела названы в Библии жестокими, если Он строго карает грешников (Пс 59:5). Господь кажется людям немилосердным, если по Своей мудрости не сразу внемлет их просьбам и медлит с помощью (Ис 63:15).

Животноводство

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В древнем мире Ж. было основным занятием кочевников, в то время как оседлые племена занимались преимущ. земледелием. Богатство патриархов составлял в первую очередь скот (Быт 12:16; Быт 29:6-10; Быт 30:29-36), поэтому в Египте семья Иакова поселились в местности Гесем, где были хорошие условия для Ж. (Быт 47:3-6). После того как израильтяне пришли в Ханаан, Ж. у них стало вытесняться -> земледелием. Правда, нек-рые роды и в дальнейшем оставались преимущ. скотоводческими, особенно на юге удела Иуды (1 Цар 25) и на вост. берегу Иордана (Числ 32:1). Среди них особо выделялись рехавиты (Иер 35). Ж. оставалось основным занятием колен Рувима и Гада. Каково было значение скота для израильтян, видно хотя бы по тому, что евр. слово, обозначающее скот, служило и для обозначения имущества вообще. Стада скота составляли главное богатство Иова (Иов 1), Навала (1 Цар 25:2), а также иуд. царей (1 Пар 27:29-31; 2 Пар 26:10). В Законе (Исх 21-23) уделяется большое внимание правам и обязанностям людей, занимающихся Ж. Зачастую одно и то же семейство занималось как земледелием, так и Ж., во всяком случае, земледельцы владели тягловым скотом. Стада находили себе корм преимущ. в остающихся зелеными в течение всего года степных районах, а в сезон дождей — и в пустыне (Иоил 1:19). Выращивание и заготовка кормов на полях и лугах израильтянам не были знакомы.

II. ПОГОЛОВЬЕ СКОТА

1) из мелкого рогатого скота наиб. распространены были -> овцы, огромные стада к-рых паслись на юге Иудеи и на вост. берегу Иордана (ср. Числ 31:32; 1 Цар 25:2). Многотысячные стада овец, очевидно, не были редкостью (ср. 4 Цар 3:4). Также израильтяне разводили -> коз, к-рые могут обитать там, где для овец недостаточно кормов. Коз выпасали либо небольшими стадами, либо вместе с овцами;

2) из крупного скота в Библии упоминаются -> коровы (волы) (Быт 18:7; Быт 32:5; Быт 46:32). Они, естественно, представляли собой большую, нежели овцы, ценность, но нуждались в лучших пастбищах и предполагали более оседлый образ жизни владельцев. Особо славился крупный скот из Васана (Иер 50:19; Ам 4:1). В хозяйствах израильтян были и -> верблюды, одногорбые дромедары (Быт 24:10; Иов 1:3; Езд 2:67; Ис 60:6). Чаще, чем израильтяне, их разводили жители пустыни, напр. мадианитяне (ср. Суд 6:5). Верблюдов использовали как вьючных и верховых животных. В этих же целях разводили -> ослов (Быт 12:16; 1 Цар 9:3; Неем 13:15; Зах 9:9) и -> мулов (3 Цар 1:33). -> Лошади же были у израильтян редкостью и, вероятно, получили более широкое распространение только в царствование Соломона (3 Цар 10:28 и след.), в то время как египтяне широко разводили их и в более ранние периоды (Исх 14:9; Исх 15:19);

3) из птиц были приручены -> голуби, а также куры (-> Петух), причем убедит. свидет-ва этого появляются только после вавил. плена. Гуси и утки в Библии не упоминаются;

4) свиньи считались у израильтян нечистыми животными и потому были запрещены для разведения (Лев 11:7), но живущие по соседству народы держали стада свиней (Мф 8:30; Мк 5:11; Лк 15:15).

III. ПРОДУКЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА

Если волы и ослы использовались как тягловые животные — их впрягали в плуг или повозку, то остальной скот держали гл. обр. ради получения продуктов питания. Одним из важнейших продуктов Ж. было -> молоко, из к-рого готовили сыр и масло; в периоды дождей его было много, летом — мало. В пищу употребляли молоко не только коровье и верблюжье (Быт 32:14.15), но также овечье (Ис 7:21.22) и козье (Притч 27:27). Съедобным мясом считались баранина (1 Цар 25:18), козлятина (Суд 6:19) и говядина (Лк 15:23), но не верблюжатина (Лев 11:4). Шкуры животных, прежде всего козьи, находили широкое применение в хозяйстве. После выделки их использовали для покрытия шатров, из них делали сумки и мехи.

IV. СОДЕРЖАНИЕ СКОТА

Стада всегда находились под открытым небом (Дан 4:22; Дан 5:21). На ночь животных загоняли в загоны — огорож., но не крытые убежища (Числ 32:24; 2 Пар 32:28; Мих 2:12; Лк 2:8). При загонах иногда сооружали сторожевые башни (2 Пар 26:10). Для охраны стад использовали собак (Иов 30:1; Ис 56:10). Во время кочевья пастух (-> Пастух, пастырь) нес ответственность за скот и в случае ранения или утраты животного он должен был возместить хозяину ущерб (Исх 22:9-14). Поэтому пастух пересчитывал скот утром и вечером, прогоняя его под своим посохом (Лев 27:32). Пастух также должен был находить для стада пригодные пастбища и водопои (-> Колодец) (Пс 22:2) и защищать животных от опасностей, к-рые грозили стаду не только со стороны хищников — львов, медведей или волков (1 Цар 17:34 и след.; Ам 3:12), но и разбойников (1 Цар 25:7). Нередко между пастухами возникали раздоры из-за воды или пастбищ (ср. Быт 26:20). Во время кочевья пастухи питались молоком, к-рое сами надаивали, и продуктами, к-рые держали при себе в пастуш. сумках. В качестве оружия наряду с дубинкой (-> Жезл и посох) пастухи использовали -> пращу. Оседлые земледельцы выпасали свой скот вблизи поселений и размещали его в хлевах (2 Пар 32:28; Авв 3:17), под к-рые они нередко использовали природные пещеры. Но чаще всего крестьянский дом давал под одним кровом приют как людям, так и животным (-> Дом, I,2).

Животные 
в Библии — это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в воздухе; Ж., сотвор. в шестой день, — обитатели суши и пресмыкающиеся. Человеку было поручено властвовать над Ж. (Быт 1:26.28; Пс 8:7-9), поэтому в грехопадение человека с его последствиями были вовлечены и Ж. Змея была проклята «пред всеми скотами» (Быт 3:14). После потопа Бог постановил, что Ж. должны жить в страхе пред человеком, в руки к-рого отданы, и что они должны служить ему пищей.

В этом проявляется прогрессирующее по причине греха разрушение сотвор. мира. При этом Бог обещает взыскать со зверей человеч. кровь (Быт 9:2-5). Бог говорит о Своем праве собственности на животных (Пс 49:10 и след.), они предназначены прославлять Бога (Пс 148:10; Ис 43:20). Во время потопа Бог повелел Ною спасти Ж. — «от всякой плоти по паре» (Быт 6:19; Быт 8:1); Бог защищает животных, запрещая человеку злоупотреблять той властью, к-рую Он дал ему над зверями (Исх 20:10; Исх 23:12; Втор 22:6.7; Втор 25:4). Иногда Он даже использует Ж. как орудие для суда над человеком (Втор 32:24; Ис 56:9; Иер 15:3; ср. Иез 34:5.8). Божье деяние, направл. на спасение мира, распространяется и на Ж. Они упоминаются в обетовании мирного царства (Ис 11:6 и след.; Ис 65:25; ср. Ос 2:18). Противоборство зверей между собой и их вражда с человеком прекратятся вместе с устранением греха; вся тварь будет свободна от служения бренной плоти и с надеждой станет ожидать откровения славы сынов Божьих (Рим 8:19.21). В то же время падение человека особенно ярко проявляется в том, что он поклоняется изображениям Ж. (Рим 1:22-25). Ж. часто упоминаются в притчах и в других местах Свящ. Писания, служа примером для людей (Притч 6:6-8; Ис 1:3), свидет-вом творч. силы Бога (Иов 38:39 — Иов 41:26), а также олицетворением политич. (Дан 7:1; Дан 8:1; Откр 13) или демонич. сил (Откр 9:2-21). Израильтяне различали Ж. чистых и нечистых, т.е. таких, мясо к-рых было разрешено или запрещено употреблять в пищу. -> Пищевые запреты -> Рыба -> Птица -> Змея -> Гады, пресмыкающиеся -> Лапа -> Животноводство -> Херувимы (I,1). См. далее статьи по названиям отдельных Ж.

Живущие в доме 
-> Домашние, живущие в доме.

Добавить комментарий