Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Еглаим, 
погран. город Моава (Ис 15:8). В «Ономастиконе» (списке городов) Иеронима этот город значится как Агаллим, возм., это совр. Хирбет-эд-Джилиме — развалины, примыкающие с юго-востока к Эль-Караку. А. Музиль, однако, полагает, что это Хирбет-Джалджуль, находящийся в 7 км юж. Эль-Карака. По другим данным, Е. находился примерно в 3 км юж. Кир-Хереса, в 15 км вост. Мертвого моря.

Еглайм 
(«телячий источник»), город (Иез 47:10), согл. Иерониму, располагавшийся «у начала Мертвого моря, при впадении Иордана». Е. можно было бы отождествить с Эйн-Фешхой или -> Беф-Хоглой, если бы «Ономастикон» Иеронима не помещал Беф-Хоглу к югу от Газы. Все сказанное не позволяет точно определить его местонахождение.

Еглон 
(евр. Эглон):

1) моавитский царь, 18 лет притеснявший израильтян во времена судей. Судья Аод убил Е., оставшись наедине с ним в Иерихонском дворце якобы для секретной беседы (Суд 3:12-29). Благодаря этому израильтяне после непродолжит. борьбы с моавитянами вернули себе свободу;

2) город вблизи Лахиса (Ис Нав 10:3.5.23; Ис Нав 15:39). У.Ф.Олбрайт предполагал найти Е. в Телль-эль-Хаси, в 25 км вост. Газы. Однако Нот отождествляет Е. с Телль-Этуном.

Егуд (Аод) 
(евр. Эхуд):

1) вениамитянин, потомок Иедиаила и сын Билгана (1 Пар 7:10; 1 Пар 8:6);

2) второй сын Геры, левша. Он заколол мечом моавитского царя Еглона, к-рый, овладев Иерихоном, 18 лет притеснял израил. народ. Аод, собрав израильтян, разбил моавитян у переправы через Иордан. После его смерти народ вновь отпал от Господа (Суд 3:12 — Суд 4:1).

Еда, пища, есть, вкушать: 

1) для поддержания жизненных сил человеку необходима пища, и Бог «дает пищу всякой плоти» (Быт 2:9; Пс 135:25). От того, как человек относится к Богу, зависит, будет ли он есть хлеб в поте лица своего и в печали (Быт 3:19; Пс 126:2) или в благословении (Притч 13:25; Мф 6:31-33). Вкушение пищи подчинено установленному Богом порядку. Адаму было запрещено есть от древа познания (Быт 2:17; Быт 3:6). Господь запретил израильтянам употреблять в пищу кровь (Быт 9:4; Лев 17:10-14), а также тук жертв. животных (Лев 7:23-27). Во время Пасхи нельзя было есть хлеб, приготовленный на закваске (Исх 12:15). Закон различает чистых животных, мясо к-рых можно употреблять в пищу, и нечистых, мясо к-рых есть нельзя (Лев 11:1; -> Чистота, нечистота). В НЗ запрет (-> Пищевые запреты) на употребление в пищу крови и удавленины остается в силе, что делает возможным совместные трапезы между христианами, обращенными из иудеев и из язычников (Деян 15:29). О других предписаниях в отношении Е. в НЗ ничего не говорится, но ожидается, что такая свобода не послужит соблазном для немощных (Рим 14:1; 1 Кор 8:1; 1 Кор 10:25-31; 1 Тим 4:1-5; ср. Евр 13:9).
Иногда от Е. следует воздержаться (Быт 24:33), особенно ради общения с Господом (Исх 34:28; Мф 11:18; Деян 9:9; -> Пост). Относит. вынужденного голодания -> голод и жажда;

2) совместная с гостем трапеза означает, что он принят в семейный круг хозяина дома. Поэтому для фарисеев камнем преткновения стала совместная трапеза Иисуса с мытарями и грешниками (Мф 9:11). Цари же позволяли есть за одним столом с ними лишь тем, кому они оказывали особую честь (2 Цар 9:7; 3 Цар 2:7; 4 Цар 25:29). Считалось предосудительным предавать того, чей хлеб ты ел (Пс 40:10; Авд 1:7; Мк 14:18; Ин 13:18);

3) как у иудеев, так и у язычников религ., или жертвенная, трапеза (-> Жертва) являлась выражением тесного взаимного общения (Исх 32:6; Числ 25:2). Израил. старейшины ели и пили пред Господом (Исх 24:11), и весь народ должен был есть пред Господом и веселиться (Втор 12:7). Это установление нашло продолжение в последней вечере Иисуса с Его учениками (Мф 26:26-28), в трапезе, к-рую ученики разделили с Воскресшим (Ин 21:12 и след.; Деян 10:41), и в церк. традиции, где она превратилась в -> Вечерю Господню (1 Кор 10:14-21; 1 Кор 11:20-34). Вечеря Господня служит провозвестием трапезы в Царстве Божием (Лк 14:15; Лк 22:30);

4) в переносном смысле в Библии говорится о вкушении «плодов путей своих и помыслов» (Притч 1:31) и «плодов дел своих» (Ис 3:10), а также о последствиях собственных добрых или злых поступков (ср. Пс 140:4). Кр. того, «вкушать» означает получать от Бога духовные плоды и вечную жизнь (Ис 55:1-3; 1 Кор 10:3; Откр 2:7.17). Иисус говорит о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь (Ин 6:54-56): «ядущий Меня жить будет Мною». Иезекииль и Иоанн, съедая свиток с письменами, обретают слово, к-рое им предстоит возвещать (Иез 3:1-3; Откр 10:9 и след.);

5) часто в Свящ. Писании употребляется словосочетание «есть и -> пить». Прежде всего оно означает обычный прием пищи (Руф 3:3; 2 Пар 28:15; Мф 11:19), совместное проживание (Лк 13:26) и удовлетворение от повседневного благополучия (Екк 2:24; Екк 3:13). Но кр. того, это означает легкомысленное, беззаботное существование (Быт 39:6) и напрасную уверенность (Лк 12:19; Лк 17:27 и след.) или полное погружение в удовольствия (Ис 22:13; 1 Кор 15:32). В Рим 14:17 Павел выступает против ложной оценки значения Е. и питья для духовной жизни. -> Трапеза -> Сытый -> Напиток.

Едем 
(евр. Эдем), местность, в к-рой Бог насадил сад (Быт 2:8). Это означает, что сад занимал не весь Е., а лишь огранич. часть его тер. Название «Е.» ассоциировалось у древних евреев с созвучным словом, означающим наслаждение («сад удовольствий»); однако многие соврем. исследователи не склонны считать Е. именем собств., рассматривая его как имя нарицат., заимствов. непосредственно из шумер. языка (эдин — «равнина», «степь») или через посредство аккад. (эдину); это означало бы, что речь идет о некой равнинной местности. Сам сад также назван Е. (в Синод. пер. — «сад Едемский» — Быт 2:15; Быт 3:23 и след.; Иез 36:35; Иоил 2:3), или «садом Божиим» (Иез 28:13; Иез 31:9), или «садом Господа» (ган-Яхве, Ис 51:3). Септуагинта передает слово ган (сад) в Быт 2:8 и след. и слово «Е.» в Ис 51:3 как парадейсос — искаж. древнеперс. паиридаеза. Это слово означает «парк», или «увеселительный сад» и соответствует рус. слову -> рай.

Еден 
(евр. Эден):

1) город, наряду с городами Харран и Хане, торговавший с Тиром (Иез 27:23). Е. тождествен Бет-Едену (в Синод. пер. — «дом Еденов» — Ам 1:5), а его жители — «сынам Едена», о к-рых идет речь в 4 Цар 19:12 и Ис 37:12. Видимо, Е. (Бет-Еден) тождествен также ассир. провинции Бит-Адини, располож. в верхнем течении Евфрата вблизи Каркемиша (библ. Кархемиса);

2) левит, сын Иоаха, живший во времена правления Езекии (2 Пар 29:12). Вероятно, он же подразумевается и в 2 Пар 31:15.

Еденов дом 
(евр. Бет-эден, «дом удовольствия»), название селения или местности в Сирии, вероятно, возле Дамаска (Ам 1:5).

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий