Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Евангелие от Марка 
I. СМ. ВСТУПИТ. ЧАСТЬ СТАТЬИ «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ»
II. ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА

1) в отличие от других Евангелий, Е. от М., без вступления (к-рое могло бы повествовать о рождении и годах отрочества Иисуса или же содержать пролог), начинается непосредственно с Его деяний. Точно так же строит свою проповедь и Петр (см. ниже, II,3), говоря об Иисусе, Который был засвидет-вован от Бога «силами и чудесами и знамениями» (Деян 2:22). И читатель Е. от М. может воскликнуть вместе с теми, кто присутствовал при чуде Пятидесятницы: «Слышим… о великих делах Божиих» (Деян 2:11);

2) АВТОР. Как название Е. от М., так и предание приписывают авторство книги -> Марку, о к-ром из Деяний апостолов известно, что он был «сотрудником» апостолов;

3) МЕСТО И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ. Живший в Иерусалиме Марк, очевидно, лично принимал участие в нек-рых событиях жизни Иисуса Христа, хотя и не входил в число учеников, постоянно Его сопровождавших, и поэтому не мог знать обо всем том, что происходило в Его окружении. Поэтому исследователей всегда интересовал вопрос об источниках, из к-рых Марк черпал свои сведения. Свидет-ва II в. по Р.Х. (Папий, Ириней, Климент Александрийский), как и более поздние, единогласно сходятся на том, что Марк записывал свое Евангелие со слов Петра. Согл. Клименту, а вслед за ним и Евсевию, Петр удостоверил правильность записанного и огласил Евангелие в церкви. Сам Марк упоминает многие подробности тех событий, к-рые могли быть известны только очевидцу (см. Мк 1:40; Мк 2:1-4; Мк 3:5; Мк 5:4-6; Мк 6:39.40; Мк 7:34; Мк 8:33; Мк 10:21; Мк 11:21; Мк 14:66-72).

Сравнение Е. от М. с другими Е. также подтверждает участие Петра в его создании: в Е. от М. отсутствует все то, что в других Е. сказано в похвалу Петру, но в то же время его ошибки здесь не замалчиваются. Местом написания второго Е. отцы Церкви называют Рим Там Марк по просьбе членов церкви записал то, что проповедовал Петр. Марк, согл. 1 Петр 5:13, действит. был с Петром в Риме, поэтому нет оснований сомневаться в этом рассказе. Отсюда следует, что написание Е. от М. относится ко времени пребывания Петра в Риме незадолго до его кончины, т.е к середине 60-х годов I в. по Р.Х.;

4) АДРЕСАТ. Е. от М. было, т.о., предназначено для Римской церкви. Неизвестно, имело ли оно первоначально распространение за пределами этого круга. Содержание книги показывает, что она предназначалась для христиан из язычников, т.к. в ней присутствуют сведения, к-рые были наиб. актуальны именно для этой аудитории. Так, в Е. от М. нет родословия Иисуса, фарисеи упоминаются редко, отсутствуют обличения в их адрес и т.д. С др. стороны, здесь разъясняются нек-рые иуд. обычаи (Мк 7:3.4; Мк 14:12; Мк 15:42) и арам. слова (Мк 3:17; Мк 5:41; Мк 15:22). В греч. языке Е. от М. часто ощущается лат. влияние;

5) ПОДЛИННОСТЬ Е. от М. в целом никогда не подвергалась сомнению со стороны серьезных исследователей. Вопросы вызывала лишь концовка (Мк 16:9-20), поскольку в самых ранних и важнейших рукописях она отсутствовала. В то же время, наличие этого отрывка подтверждается многими свидет-вами, нек-рые из к-рых восходят ко II в. по Р.Х. Концовка могла быть прибавлена к тексту позднее, или же, наоборот, в отдельных рукописях могла оказаться утраченной. Нек-рые манускрипты содержат сокращ. вариант концовки. Не представляется также правдоподобным, чтобы Марк без серьезных причин (напр., из-за преследований) закончил свое Е. указанием на еще не осуществленное (по сюжету повествования) поручение Иисуса женам-мироносицам, и уж тем более — словами: «И никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк 16:8). Множество различных теорий и до сего дня оставляет этот вопрос открытым.

III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

1) КОМПОЗИЦИЯ 
Иоанн Креститель — «приготовляющий путь» (Мк 1:1-8).
Приготовление Иисуса к служению (Мк 1:9-13).
«Приблизилось Царствие Божие» (Мк 1:14.15).

I. Собирание круга учеников (Мк 1:16 — Мк 8:30).
А. Призвание учеников (Мк 1:16 — Мк 3:35):
1) призвание через слово и знамение (Мк 1:16 — Мк 2:17);
2) служение учеников (Мк 2:18 — Мк 3:35).

Б. Наставления ученикам (Мк 4:1 — Мк 6:30):
1) проповеди Иисуса (Мк 4:1-34);
2) деяния Иисуса (Мк 4:35 — Мк 6:6);
3) деяния учеников (Мк 6:7-30).

В. Утверждение учеников в вере (Мк 6:31 — Мк 8:30):
1) деяния Иисуса (Мк 6:31-56);
2) проповеди Иисуса (Мк 7:1-23);
3) готовность учеников к исповеданию (Мк 7:24 — Мк 8:30).

II. Борьба и победа (Мк 8:31 — Мк 16:20).
А. Духовный рост учеников (Мк 8:31 — Мк 10:52):
1) следование за Иисусом и вера (Мк 8:31 — Мк 9:29);
2) мера истинного величия (Мк 9:30 — Мк 10:31);
3) путь служения (Мк 10:32-52).

Б. Приготовление к борьбе (Мк 11:1 — Мк 13:37):
1) вторжение во вражеский стан (Мк 11:1-26);
2) разделение позиций (Мк 11:27 — Мк 12:34);
3) наступление Иисуса (Мк 12:35 — Мк 13:2);
4) указания к последней битве (Мк 13:3-37).

В. Страдания (Мк 14:1 — Мк 16:20):
1) путь послушания (Мк 14:1-42);
2) торжество тьмы (Мк 14:43 — Мк 15:47);
3) Победитель тьмы (Мк 16:1-20).

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Чтобы понять Е. от М., следует обратиться к личности Петра — вдохновителя этой книги и свидетеля описанных в ней событий. Он пишет: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Петр 1:16). Благовещение Петра — это свидет-во о проявившемся на глазах у всех могуществе Иисуса, Которому «покорились Ангелы и власти и силы» (1 Петр 3:22) и посредством силы Которого «даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Петр 1:3). -> Царство Божие, о к-ром в первую очередь повествует Е. от М. (Мк 1:14.15), — это Царство, являющееся не в слове, а в силе (1 Кор 4:20). Речь идет не о распространении некоего нового мировоззрения и новой этики, но о том, чтобы показать, как сила Божья проявляется в человеке и как можно достичь такой взаимосвязи с Богом, к-рая позволит Его силе действенно проявляться по отношению к людям. Царство Божие присутствует там, где внешняя и внутр. неполнота человеч. бытия восполняется силой Божьей. Здесь ничто не может быть исключением. Болезни, потребность в пище, страдания вследствие природных катаклизмов, бедствия, вызванные грехом (Мк 2:5) и смертью (Мк 5:42), — все преодолевается Христом. Злые духи обращаются в бегство перед Ним, имеющим власть, — Святым Божьим (Мк 1:24), Сыном Божьим (Мк 5:7).

Люди прибегают к Его помощи, и Его силы достаточно, чтобы избавить людей от любых бедствий, сколь бы ни возрастало число нуждающихся (Мк 3:10). Однако в Е. от М. показана и другая сторона явления — неверие, препятствующее действию силы Божьей (Мк 6:5.6), и отвержение веры нек-рыми в Иудее. Но об этом упоминается вскользь, т.к. вопрос об Израиле играет в Е. от М. подчиненную роль. Основополагающие слова Крестителя, относящиеся к этой теме (Мф 3:7-12; Лк 3:7-9), отсутствуют в Е. от М., как и диспуты Иисуса с фарисеями (Мф 23). Подчеркивается только мысль о непобедимости и славе Царства Божьего, к познанию к-рого должны быть приведены также и ученики Иисуса. Одна из особенностей Е. от М. — частое употребление слова «тотчас». Время Иисуса не безгранично: час Его смерти уже предопределен Богом. Поэтому Он спешит совершить все, что Ему предназначено. Деяниям Его учеников также поставлены временн е границы; всё стремится к своему завершению. В Е. от М. — «книге деяний Иисуса» — теме последних событий человеч. истории уделено необычайно много внимания (Мф 13). В этом также можно увидеть указание на участие Петра в создании книги (см. 1 Петр 4:7-19; 2 Петр 3:1-14). Важнейший эпизод Е. от М. — исповедание Петра в Кесарии Филипповой, где Петр восклицает: «Ты — Христос» (Мк 8:27-30). Это исповедание — кульминация Е. от М., его теологич. вершина. В первой части второго Е. центром являются чудеса, к-рые творит Иисус, во второй же основной акцент переносится на воспитание учеников. Тайна личности Иисуса беспрерывно обсуждается на страницах этой книги, а в конце ее внимание сосредоточивается на тайне Его страданий. Кесария Филиппова выступает в Е. от М. и как поворотный пункт в географич. смысле. Достигнув сев. предела Своего земного пути, Иисус с этого момента направляется на юг, к Иерусалиму — к Своим страданиям и смерти.

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий