Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Ефрем (Ефраим) 
(евр. Эфрайим, вероятно, «плодородная земля»):

1) второй сын Иосифа, к-рого родила в Египте Асенефа, дочь Потифера, незадолго до наступления семи засушливых лет (Быт 41:50.52). Иаков, приняв обоих сыновей Иосифа, уравнял их со своими собств. сыновьями и благословил Е. как первородного вместо Манассии (Быт 48:5.8-20). Поэтому потомки Иосифа причисляются к двум коленам. С Рувима первенство было перенесено на Иосифа (1 Пар 5:1 и след.). В благословениях Иакова (Быт 49:22-26) и Моисея (Втор 33:13-17) Е. и Манассия объединены вместе как потомки Иосифа. Многие из сыновей Е. погибли во время грабительского набега на Геф, предпринятого с тер. Египта (1 Пар 7:20-23);

2) потомки Е., сына Иосифа, и их удел. Это колено было одним из самых малочисленных. За время странствования по пустыне его численность сократилась с 40 500 (Числ 1:33) до 32 500 пригодных к воен. службе мужчин, хотя колена Е. и Манассии вместе еще превышали по численности колено Иуды (Числ 26:22.34.37). При передвижении израил. стана Е. вел те колена, к-рые располагались к западу от скинии; здесь были также колена Манассии и Вениамина. Они снимались с места вслед за левитами, несшими скинию (Числ 2:18-24; Пс 79:3). При разделе Ханаана ефремляне получили удел в центральной части этой земли — от Иордана до Средиземного моря; на юге они граничили с коленами Дана и Вениамина, а на севере — Манассии (Ис Нав 16:9; Ис Нав 17:8 и след.).

В уделе Е. левитам был предоставлен Сихем и три других города, из к-рых Гезер (Газер) оставался во власти хананеев (Ис Нав 16:10; Ис Нав 21:20-22). Зато город Вефиль ефремлянам удалось завоевать, возм., не без помощи колена Манассии (Суд 1:22.25). Когда оба колена пожаловались Иисусу Навину на то, что их уделы малы, он призвал их вырубить лес у горы Ефремовой (Ис Нав 17:14-18) — на части тер. горной страны, попавшей в удел Ефрема (Суд 2:9; Суд 4:5; 3 Цар 4:8). Поскольку Иисус Навин был ефремлянином (Числ 13:9.17; Ис Нав 19:49 и след.), а скиния была установлена в Силоме, принадлежавшем уделу Е. (Ис Нав 18:1), это колено, несмотря на малочисленность, приобрело довольно высокое положение и ревностно старалось его сохранить. Варак разгромил Сисару не без помощи ефремлян (Суд 5:14).

Когда же Гедеон не позвал их на битву с мадианитянами, пригласив лишь преследовать разбитых врагов, ему пришлось столкнуться с гневом ефремлян, к-рый он смог погасить разумными доводами (Суд 7:24 — Суд 8:3). После победы Иеффая над аммонитянами новое возмущение ефремлян привело к трагедии, поскольку галаадитяне взялись за оружие и нанесли ефремлянам сокрушит. поражение (Суд 12:1-6). Данный текст также сообщает об особенности произношения ефремлян, связанной с диалектом, на к-ром они говорили, — ефремляне не выговаривали звук «ш», и по этому признаку галаадитяне выявляли уцелевших после битвы врагов, предлагая им в качестве проверки произнести слово «шибболет», к-рое у ефремлян звучало как «сибболет» (Суд 12:6). В периоды царствования Саула и Давида Е. стоит на стороне прочих сев. колен, впрочем не особенно проявляя себя (2 Цар 2:8 и след.; 1 Пар 12:30). Только после отпадения 10 колен от сына Соломона Ровоама, о чем было провозглашено в Сихеме, ставшем цар. городом (3 Цар 12:1.16.25), Е. вновь приобретает влияние. Первый царь Северного царства Иеровоам и пророк Ахия были ефремлянами (3 Цар 11:26.29). К полит. разногласиям добавились религ. Одно из золотых скульптурных изображений тельца Иеровоам установил в Вефиле (3 Цар 12:28 и след.).

Господствующее положение колена Е. на севере позволяло пророкам использовать имя «Е.» для обозначения Израильского царства в целом (Ис 7:5.9; Ис 17:3; Ос 4:17; Ос 9:3.11.16; Зах 9:10). Завоевав в 722 г. до Р.Х. Самарию, ассирийцы увели ефремлян в плен, из к-рого не все они вернулись. Люди из колена Е., еще остававшиеся на тер. бывшего Израильского царства, смеялись и издевались над гонцами Езекии, к-рые приглашали их в Иерусалим на праздник Пасхи (2 Пар 30:1.10). Езекия приказал уничтожить изображения Астарты и языч. жертвенники «в земле … Ефремовой» (2 Пар 31:1). Также поступил позднее и Иосия. Кр. того, этот царь принудил ефремлян сделать пожертвования на ремонт Иерусалимского храма (2 Пар 34:6.9). Нек-рые ефремляне жили после возвращения из вавил. плена в Иудее (1 Пар 9:3). Пророки возвестили окончат. воссоединение колен Е. и Иуды (Ис 11:13; Иез 37:16-19), и Иезекииль в своем предсказании выделил колену Е. удел в земле обетованной между коленами Манассии и Рувима (Иез 48:5). Однако в Откровении имя Е. не упоминается. Там наряду с Манассией (Откр 7:6) назван Иосиф;

3) город вблизи Ваал-Гацора (2 Цар 13:23), тождеств. Ефрону (2 Пар 13:19) и Офре Вениаминовой (Ис Нав 18:23; 1 Цар 13:17). Сегодня это место, располож. в 7 км сев.-вост. Вефиля, называется Эт-Тайджибе; но существуют и другие предположения относит. местонахождения Е. Ефраим «близ пустыни» (Ин 11:54) — это, по-видимому, тот же Эт-Тайджибе. Под пустыней в данном случае следует понимать долину Иордана. Е. был расположен к вост. от главной дороги, ведшей из Иерусалима на север. -> Офра.

Ефремов лес 
Где именно находился упомянутый в 2 Цар 18:6 Е.Л., точно не установлено. По мнению Дальмана, это место следует искать между Табкатом и Кафр-Абилом или на плоскогорье Эт-Тайджибе (в 1 Макк 5:46 Ефрон), вост. Иордана и юж. Ярмука. Поскольку удел колена Ефрема находился зап. Иордана, то это название, как полагают, может быть связано с поражением ефремлян в битве с Иеффаем (Суд 12:4-6).

Ефремова гора, 
самое древнее название центр. горной гряды, находящейся на зап. берегу Иордана, сев. Иудейских гор (Ис Нав 17:15; Суд 3:27; 1 Цар 1:1; Иер 31:6). В указ. местах Библии «гора Ефремова» тождественна горам Самарийским. К Е.Г. относилась область между Рамой и Вефилем (Суд 4:5). В той же горной стране находился и Сихем (1 Цар 12:25).

Ефремовы ворота 
-> Иерусалим (III,В).

Ефрон 
(евр. Эфрон):

1) хеттеянин, сын Цохара, у к-рого Авраам купил пещеру Махпелу для погребения Сарры (Быт 23:8 и след.);

2) крупный город на севере удела Иуды (2 Пар 13:19) вблизи Вефиля, предположит. тождествен -> Офре (Ис Нав 18:23) и -> Ефрему (3). Е. находился в 20 км сев. Иерусалима;

3) гора на границе между уделами Иуды и Вениамина, в непосредств. близости от города Кириаф-Иарима (Ис Нав 15:9).

Еффей 
-> Иттай (2).

Ецбон 
-> Эцбон (2).

Ецель, 
селение в уделе колена Иуды (Мих 1:11), в наст. время носящее название Дер-эль-Асал и располож. прим. в 5 км сев.-зап. Давира.

Ецем (Ацем) 
В Ис Нав 15:29 говорится о Е. как о городе в уделе Иуды, а в 1 Пар 4:29 он назван городом в уделе Симеона, поэтому можно предположить, что это был погран. город. Е. отождествляют с Хирбет-эль-Ацам (евр. Борот-Эцем), в 40 км к западу от юж. берега Мертвого моря.

Ецер 
-> Эцер.

Ецион-Гавер 
(ецион (евр. эцйон) — кустарник Arthrochemum fruticosum; гавер (евр. гевер) — «молодой, сильный мужчина», возм., «хребет мужчины»). Город-порт на берегу залива Акаба (3 Цар 9:26; 3 Цар 22:48), обнаруженный Н.Глюком при раскопках холма Телль-эль-Хулефи. В Е.-Г. и его окрестностях были найдены остатки крупных медеплавильных сооружений (-> Горное дело). Самые древние из плавильных печей Телль-эль-Хулефи относятся к XI в. до Р.Х. Как предполагают ученые, их восстанавливали во времена -> Соломона. Т.о., Е.-Г. был не только портом, но и крупным промышленным центром по переработке руды, доставлявшейся из медных копей Аравы и Синайского полуо-ва.

Ешан, 
селение в горах Иудеи (Ис Нав 15:52), возм. Хирбет-Сама, прим. в 15 км юго-зап. Хеврона.

Ешбаал
(евр. Эшбаал, «человек (последователь) Ваала» или «человек Господа»). Первонач. ф-ма имени -> Иевосфей (Иш-Бошет), сын царя Саула (1 Пар 8:33; 1 Пар 9:39).
Ешбан

-> Эшбан.
Ешек
(евр. Эшек), вениамитянин, отец трех сыновей (1 Пар 8:39).

Ештаол (Естаол), 
город, находящийся в 20 км зап. Иерусалима и в 2 км сев.-вост. Цоры (совр. Эшва, ивр. Эштаол). В Ис Нав 19:41 Е. причисляется к уделу Дана, в Ис Нав 15:33 — к уделу Иуды, из чего следует, что, вероятно, это был погран. город. Дух Господень начал действовать в Самсоне, когда тот находился между Цорой и Е. (Суд 13:25). В Е. находится могила Самсона (Суд 16:31). Из Цоры и Естаола воины колена Дана отправились покорять Лаис (Суд 18:2.11).

Ештемо (Естемоа, Ештемоа), 
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:50); Ис Нав 21:14; 1 Цар 30:28. В 1 Пар 6:57 он назван Ештемоа («Город, где внемлют оракулу»). Согл. «Ономастикону» (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Е. — это евр. поселение в Дароме, в окрестностях Елевферополя.

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий