Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Ефа 
(евр. Эфа, возм., «мрак»):

1) сын Мадиана (Быт 25:4; 1 Пар 1:33), родоначальник одноим. араб. племени, населявшего тер. к югу от Палестины (Ис 60:6). В ассир. надписях это племя упоминается как Хаяпа. Возм., это название сохранилось как Гевафа — так называется совр. селение, располож. вост. залива Акаба, прим. в 80 км юго-зап. Табука;

2) наложница Халева, сына Есрома (1 Пар 2:46);

3) сын Ехдай (в Синод. пер. — Иегдая), вероятно, другой наложницы Халева (1 Пар 2:47);

4) -> Меры длины, площади, объема и веса (I,4,а).

Ефам (Етам): 

1) город в Иудее, укрепленный Ровоамом (2 Пар 11:6; ср. 1 Пар 4:3), совр. Хирбет-эль-Хох, находящийся вблизи Айн-Атана, у подножия холма, скрывающего под собой древнее поселение. Город расположен в 3 км юго-зап. Вифлеема (-> Иерусалим, II,В);

2) селение в уделе Симеона (1 Пар 4:32), возм., совр. Телль-Эйтун, находящийся поблизости от Телль-Бейт-Мирсима (древн. Дебира; библ. Давира);

3) скала, в ущелье к-рой сидел Самсон (Суд 15:8.11). Возм., это отвесная стена горы Арак-Исмаин, в к-рой есть большая пещера. Эта гора находится вблизи железнодорожной станции Дер-Абан, вост. Бет-Шемеша, что в долине Вади-эс-Сарар, и напротив Хирбет-эс-Сиджага (возм., это развалины Рамаф-Лехи — Суд 15:17);

4) егип. погран. крепость, стоявшая на месте пересечения дорог, ведущих к центру и на юге Синайского полуо-ва, и предположит. находившаяся на сев. побережье Горьких озер, — там, где ныне пролегает Суэцкий канал (Исх 13:20; Числ 33:6). Так же называется и пустыня, располож. вост. этого места (Числ 33:8);

5) -> Ефан.

Ефан, Ефам 
(евр. Этан, «прочный», «долговечный»):
1) Е. Езрахитянин, знаменитый мудрец, упоминаемый в 3 Цар 4:31 наряду с прочими мудрецами, мудрость к-рых была превзойдена мудростью Соломона. Е. известен как создатель одного из псалмов (Пс 88:1). Согл. 1 Пар 2:6, он происходил от Зары из колена Иуды;
2) левит из рода Мерари, сын Кишия (Кушаии) (1 Пар 6:44; 1 Пар 15:17), певец. Наряду с Асафом и Еманом он руководил певцами в храме во времена Давида; его имя, видимо, затем было изменено на Идифун (ср. 1 Пар 15:17.19 с 1 Пар 16:37.41; 1 Пар 25:1). Позднее Еман и Е. обеспечивали служение при скинии и жертвеннике в Гаваоне, в то время как череда Асафа оставалась при ковчеге завета в Иерусалиме.

Ефваал 
(евр. Этбаал, «с Ваалом», т.е. «в сообществе с Ваалом», возм., «последователь Ваала»). Царь Тира и Сидона, отец Иезавели, жены Ахава (3 Цар 16:31). Согл. Иосифу Флавию (Иуд древности, VIII,13,1 и след.), Е. был жрецом -> Астарты до тех пор, пока не убил своего брата, царя Фелеса, и не занял престол.

Ефер 
(возм., связано с евр. «вымаливать посредством жертвы», «молиться»):
1) селение в Иудее (Ис Нав 15:42), ныне Хирбет-эль-Атер, находящийся в 3 км сев.-зап. Бейт-Джибрин, прежнее название Е. — Елевферополь (ивр. Телль-Этер);
2) город в уделе Симеона (Ис Нав 19:7). Обнаруженная в -> Медеве карта дает возможность предполагать, что это совр. Эль-Хатира, располож. в 10 км юго-зап. Беэр-Шевы (Вирсавии);
3) -> Эфер (1,3).

Ефес 
(в совр. лит-ре — Эфес). Город в Лидии, на зап. побережье Малой Азии, располагавшийся при впадении реки Каистр в Эгейское море. К тому времени, когда при римлянах Е. стал столицей провинции Асия, он уже имел долгую историю. Е. был расположен на пути из Рима на восток; сильно пострадал во время землетрясения в период правления императора Тиберия. Позднее обмеление эфесской бухты в результате заноса песком привело к упадку, а затем и к гибели города. Его развалины находятся вблизи деревни Аясолук (искаж. греч. гагиос теологос, «святой богослов»; этим титулом обладал ап. Иоанн, к-рый, согл. древнецерк. преданию, был главой малоазийских церквей, а в Е., как полагают, находилась его главная резиденция). В новозаветный период Е. был самым значит. городом Малой Азии.

В нем был жив дух позднегреч. космополитич. культуры; наряду с Иерусалимом и Афинами он был одним из трех святых городов древности. Е. с его Артемисием — храмом Артемиды — стал центром одного из вост. мистич. культов. Этот храм, обнаруженный археологами, считался одним из семи чудес света. Было найдено и подножие статуи богини, под к-рым находились драгоценные дары, пожертвованные богине Артемиде. За культ Артемиды город был награжден почетным титулом неокорос, («блюститель храма») (Деян 19:35; в Синод. пер. — «служитель»), присуждавшимся по решению рим. сената тем городам, к-рые сооружали храмы в честь императоров и устраивали атлетич. состязания. Сохранились и развалины эфесского театра (Деян 19:29), в к-ром насчитывалось 66 рядов скамей с 24 тыс. мест для зрителей. Во времена ап. Павла городом управляли Сенат и Народное собрание, руководимое секретарем («блюстителем порядка», Деян 19:35). Это собрание осуществляло надзор и за гор. казной, размещавшейся в храме. Павел дважды бывал в Е. Первый раз он прибыл сюда из Коринфа весной 52 г. по Р.Х. (Деян 18:18 и след.), а затем жил здесь с осени 52 г. до лета 55 г. Сначала апостол три месяца проповедовал в синагоге, но, натолкнувшись на неприязнь, вместе с учениками отделился от иудеев и в течение двух лет ежедневно благовествовал «в училище некоего Тиранна» (Деян 19:8-10). Предположит. Павел наведывался в Е. и в третий раз (ср. 1 Тим 1:3).

Ефес-Даммим, 
местность в «долине дуба» (1 Цар 17:1 и след.) между Сокхофом (возм., у совр. Эс-Сувеке) и Азеком (предположит. Телль-Закарие). Тогда Е.-Д. — это, вероятно, совр. Дженнабатейн. В 1 Пар 11:13 эта местность названа Фасдамим.

Ефиопия, ефиопляне 
-> Куш.

Ефлал 
(евр. Эфлал, «рваный»), сын Завада и отец Овида из колена Иуды (1 Пар 2:37).

Ефнан 
(евр. Этнан, «дар»), израильтянин из колена Иуды, сын Ахшура и Хелы (1 Пар 4:7).

Ефний 
(евр. Этни, краткая ф-ма от Ефнана), сын Зераха и отец Малхии, левит из рода Гирсона (1 Пар 6:41).

Ефод 
(евр. Эфод):

1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. Переднее и заднее полотнища соединялись на плечах двумя нарамниками, на каждом из к-рых крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых (Исх 28:6-14; Исх 39:2-7). На Е. золотыми цепочками крепился -> наперсник, в к-ром находились урим и туммим (Исх 28:30) — два камня, с помощью к-рых испрашивали волю Господа. По-видимому, именно в этой связи упоминается Е. в 1 Цар 23:6-23; 1 Цар 30:7 и след. (-> Урим и туммим);

2) простой льняной Е. (эфод бад), к-рый принадлежал к облачению прочих священников (1 Цар 22:18). Такой Е. носил юный Самуил (1 Цар 2:18). В Е. был облачен и Давид, когда перевозил ковчег завета в Иерусалим (4 Цар 6:14);

3) на ассир. клинописных табличках XIX в. до Р.Х. и в угаритских текстах XV в. до Р.Х. упоминается эпаду — одежда, к-рую носили преимущ. женщины;

4) в нек-рых местах Библии Е. упоминается в сочетании с домашними идолами (терафимами) — Суд 17:5; Суд 18:14.17-31; Ос 3:4. В этих случаях речь может идти об одеянии идола и, возм., о самом идоле (Суд 8:27);

5) отец Ханниила, князя из колена Манассии (Числ 34:23).

Ефраим 
-> Ефрем (3).

Ефрафа 
(евр. Эфрата, возм., «плодородная земля»):

1) местность близ Вифлеема, а также прежнее название Вифлеема (Быт 35:19; Быт 48:7; Руф 4:11; Мих 5:2), где находится гробница Рахили. Эта гробница располагалась у дороги, к-рая вела из -> Рамы (2) мимо Фаворской дубравы в Гиву (1 Цар 10:1-5). Поэтому нек-рые исследователи, принимая во внимание текст Иер 31:15, где сказано, что Рахиль возносит плач в Раме, предполагали, что существовала вторая Е. близ Рамы (1). Но подобная гипотеза не учитывает того обстоят-ва, что следует различать две Рамы (1 и 2), а также того, что в Быт 35:19 и Быт 48:7 определенно говорится, что Рахиль была погребена близ Е., т.е. близ Вифлеема;

2) жена Халева и мать Хура (1 Пар 2:19.50; 1 Пар 4:4).

Ефрафяне 
Так названы жители Вифлеема в Руф 1:2 и 1 Цар 17:12; -> Ефрафа (1).

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий