Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Епафрас 
(греч. Эпафрас, кр. ф-ма от Епафродит). Христианин, тесно связанный с церковью в Колоссах, откуда он, предположит., был родом (Кол 4:12), а также с церквами Лаодикии и Иерополя. Известно, что Е. был служителем церкви в Колоссах (Кол 1:7); не исключено, что он и основал ее. В Кол 1:7 ап. Павел называет Е. своим сотрудником и служителем Христовым, а в Флм 1:23 — узником. Когда Павел находился в заключении, Е. жил здесь же, в Риме, и сообщал апостолу о христианах в Колоссах, к-рым тот дважды просил передать свое приветствие (Кол 4:12; Флм 1:23).

Епафродит 
(греч. Эпафродитос, «миловидный»), член церкви в Филиппах, к-рый передал ап. Павлу во время его заключения в Риме (или в Эфесе? -> Послание к Филиппийцам) то, что послали ему члены этой церкви (Флп 4:18). Там, в Риме, Е. опасно заболел, о чем стало известно общине. Впоследствии Павел, называвший Е. своим братом, сотрудником и сподвижником, направил его обратно в Филиппы с благодарств. ответным посланием (Флп 2:25-30). Предпринимались попытки рассматривать Епафраса и Е. как одно лицо, но, кроме созвучия имен, других оснований для этого нет.

Епенет 
(греч. Эпайнетос, «достойный похвалы»), христианин из Рима, к-рому ап. Павел адресовал особое приветствие и к-рый был ему наиболее дорог. Е. был первым уверовавшим в провинции Асия (Рим 16:5).

Епископ 
ПОНЯТИЕ
Слово «Е.» происходит от греч. эпископос («надзиратель», «блюститель») и обозначает в НЗ одну из должностей в ранней Церкви. Еще в Др. Греции надзиратели, гос. чиновники, философы и т.д. назывались эпископой. В НЗ Е. еще не были предстоятелями и надзирателями над общинами определ. округа. Управление общинами осуществлялось советом пресвитеров или епископов; в НЗ термины «Е.» («блюститель») и «пресвитер» используются как взаимозаменяемые (напр., в Деян 20:17.28). Слово «Е.» в НЗ обычно стоит во мн. ч. — эпископой, кроме 1 Тим 3:2, где говорится о необходимых Е. качествах. Е. как единоличный глава общины или округа (монархич. епископат) не был возможен до II в., когда этот институт начинает формироваться, и данный процесс не отражен в тексте НЗ.

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Задачей Е., к-рых было несколько в одной местной церкви (Флп 1:1), было духовное руководство общиной, они должны были «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян 20:28). Эти слова ап. Павел обращает к эфесским пресвитерам, т.е. к Е. («блюстителям»), а ап. Петр в наставлении к пресвитерам (1Петр 5:1 и след.; см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), употребляет слово «надзирая» (греч. эпископунтес), производное от эпископос. Задача пасти стадо Божье возлагается на плечи пастырей (Еф 4:11), и это особо подчеркивается тем, что Сам Иисус в 1 Петр 2:25 назван «Пастырем и Блюстителем душ ваших». Задачу Е. ап. Павел видит также в поучении и наставлении, т.е. в попечении о душах (Тит 1:9). Это соотносится с Евр 13:17, где о наставниках говорится, что они «неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет». Наш подлинный Е. («блюститель») — Сам Иисус (1 Петр 2:25).

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ЕПИСКОПСКОЙ ДОЛЖНОСТИ
В 1Тим 3:1 и след., а также в Тит 1:7 и след. названы качества, необходимые человеку, занимающему епископскую должность (в Тит 1:5.7 «пресвитер» и «Е.» означают одно и то же). Эти требования важны не только при принятии решения, кому быть Е., но и самому Е. они послужат для самопроверки и помогут его постоянному духовному росту. По мнению ап. Павла, Е., к-рого он называет «Божьим домостроителем», необходимо иметь дар наставника, терпение; он должен быть мудрым и рассудит. и пользоваться хорошей репутацией даже у тех людей, к-рые не принадлежат к Церкви. -> Служение -> Пресвитер -> Пастырь -> Учитель.

Ераст 
(греч. Эрастос, «любимый», «желанный»), христианин, к-рый служил Павлу в Эфесе и был направлен им вместе с Тимофеем в Македонию (Деян 19:22). В Коринфе Е. и Тимофей вновь находились при апостоле и передали свое приветствие рим. церкви (Рим 16:21.23). Из текста этого послания известно, что Е. был хранителем казны в Коринфе. Позднее он, по-видимому, вновь путешествовал с Павлом, но во время второго заключения апостола в Риме оставался в своем родном городе (2 Тим 4:20). Не исключена возможность, что сподвижник Павла и хранитель казны — два разных человека.

Ересь 
Учение первых христиан иудеи называли «Назорейской ересью» (Деян 24:5). Слово «Е.» греч. хайресис; Деян 24:14; Деян 28:2 — в Синод. пер. — «учение») не имело негативного оттенка, оно означало религ. партию, школу или группу (ср. Деян 5:17; Деян 15:5; Деян 26:5 — в Синод. пер. — «учение»). Ср. -> Фарисеи -> Саддукеи.

Ери 
(евр. Эри, «бдительный»), сын Гада (Быт 46:16). Его потомки образовали один из родов гадитян (Числ 26:16).

Ерм 
(греч. Гермас (Гермес), имя одного из греч. богов), христианин из Рима, к-рому ап. Павел передает приветствие (Рим 16:14).

Ермий 
(греч. Гермес):

1) греч. бог, к-рому в римской мифологии соответствовал Меркурий. Он считался посланцем богов и, согл. легенде, был спутником Зевса (рим. Юпитера), когда боги спускались на землю. Об этом вспомнили жители языческой Листры: видя, что апостол исцелил парализованного, они наделили Павла достоинствами Гермеса (Деян 14:8-18);

2) христианин из Рима, к-рому ап. Павел просит передать приветствие (Рим 16:14).

Ермоген 
(«происходящий от Ермия»), христианин, покинувший ап. Павла (2 Тим 1:15).

Ермон 
(евр. Хермон, «(гора) изгнания», «(гора), освященная изгнанием»). Арабы называют эту гору Джебель-эт-Тельдж («гора снега»), или Джебель-эш-Шех («гора старца»). Сидоняне называли ее Сирионом, а аморреи — Сениром (Втор 3:9). Гора Е. является юж. отрогом хребта Антиливан. Самая высокая точка ее трезубого гребня — 2814 м. Поэтому в Пс 41:7 говорится о «Хермоним», т.е. «горах Ермон». Некогда здесь водилось много хищников (Песн 4:8). В Пс 88:13 гора Е. упоминается как одна из главных гор Палестины. Ныне эта гора на стыке границ трех стран — Сирии, Иордании и Израиля — имеет большое стратегич. значение.

Есевон, 

1) столица царства Сигона. Город располагался между реками Арнон и Иавок, в 25 км вост. устья р. Иордан. Е. был завоеван израильтянами (Числ 21:25) и после разрушения заново построен коленом Рувима (Числ 32:37). Е. находился на границе уделов Рувима и Гада (Ис Нав 13:17.26). Из озер Есевонских, к-рые в Песн 7:5 сравниваются с глазами невесты, сохранилось только одно. Позднее Е. принадлежал моавитянам; в этой связи он упоминается в предсказаниях бедствий, к-рые постигнут Моав (Ис 15:4; Иер 48:2.3.4-47). Его совр. название Хесбан;

2) (евр. Ивцан), судья Израиля родом из Вифлеема, правивший семь лет (Суд 12:8-10). Примечат., что у него было очень много детей: 30 сыновей и 30 дочерей. Е. был погребен в родном городе.

Есек 
(«спор», «раздор»), название колодца, к-рый выкопали пастухи Исаака (Быт 26:20), его местонахождение не установлено.

Еслим 
(евр. Хесли, возм., кр. ф-ма от Азалии, «Яхве явил свое благородство»), предок Иисуса, живший в период после вавил. плена (Лк 3:25).

Есром 
-> Хецрон (I,2).

Есфири книга 
-> Книга Есфирь.

Есфирь 
(евр. Эстер, имя перс. происхождения, предположит. означающее «девственница» или «звезда»). Осиротевшая дочь некоего иудея из диаспоры (Есф 2:7), удочеренная своим двоюродным братом Мардохеем. Ее иуд. имя было Гадасса. Когда перс. царь Артаксеркс (Ксеркс I, 485-465 гг. до Р.Х.) отверг свою супругу Астинь (Есф 1:12 и след.), ему было представлено множество девиц, из к-рых он мог выбрать новую царицу (Есф 2:2.8). Е. обрела расположение царя (Есф 2:17 и след.) и благодаря своей мудрости и осторожности смогла расстроить смертоносный замысел второго по значимости человека в гос-ве — Амана, к-рый, будучи могуществ. царедворцем, стремился истребить в Персии всех иудеев (Есф 3:6). В память о спасении иудеев (Есф 7:1 и след.; Есф 8:5 и след.) был установлен праздник Пурим (от пур — «жребий»; Есф 8:16 и след.; Есф 9:17 и след.,24,26). О событиях, давших повод для этого празднования, рассказано в Книге Есфирь, получившей название по имени царицы.

Есхол 
О соглядатаях, посланных в землю Ханаанскую, сказано: «…и дошли до Хеврона … и пришли к долине Есхол…» (Чис 13:23 и след.). Поэтому исследователи ищут эту долину вблизи Хеврона, хотя в Числ 32:9 и Втор 1:24 Хеврон не упоминается. Вблизи Хеврона есть несколько мест, к-рые можно было бы отождествить с Е. Название источника Айн-Кашкала (Айн-Эшкала), находящегося прим. в 5 км сев.-зап. города, созвучно древнему названию Е. Кр. того, Е. отождествляют также с Вади-эль-Халилем, располож. юго-зап. Хеврона.

Етам 
-> Ефам.

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий