Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Еман 
(евр. Хеман, возм., «верный», «дитя удачи»):

1) знаменитый мудрец, упомянутый в 3 Цар 4:31 наряду с тремя другими, к-рых Соломон превзошел мудростью. Е., Халкол и Дарда названы сыновьями Махола; возм., это уточнение относится и к названному перед ними Ефану езрахитянину. Согл. 1 Пар 2:6, все четверо были сыновьями, т.е. потомками, Зары. Автором 87-го псалма назван Е. Езрахит;

2) сын Иоиля и внук пр. Самуила, левитский певец и музыкант (1 Пар 6:33; 1 Пар 15:19). Вместе с Асафом и Ефаном (Идифуном) он руководил певцами во времена Давида (ср. 2 Пар 35:15), причем его отделение вместе с Идифуном славило Господа перед ковчегом в Гаваоне (1 Пар 16:39.41) и принимало участие в освящении храма при Соломоне (2 Пар 5:12). Е. назван цар. прозорливцем (1 Пар 25:5); все его 14 сыновей (у него было еще и три дочери) вместе с ним участвовали в богослужении, пением и музыкой славя Господа в храме.

Емаф (Имаф), 
в науч. лит-ре — Хамат, город на вост. берегу Оронта (Числ 13:22), совр. Хама, находящаяся в 200 км сев. Дамаска. Название города, к-рый в Ам 6:2 именуется «великим», часто встречается при обозначении сев. границы земли обетованной (3 Цар 8:65; Ам 6:14). Давид поддерживал с царем Е. дружеств. отношения (2 Цар 8:9), а Соломон построил в области Е. «города для запасов» (2 Пар 8:4). Царь Е. Ирулени вместе с Ахавом и Венададом участвовал в сражении против ассирийцев при Каркаре (853 г. до Р.Х.); около 800 г. до Р.Х. в Е. царствовал Закир (-> Венадад (3) -> Хадрах). Иеровоам II возвратил Израилю Дамаск и Е. — области, входившие ранее в состав царства Соломона (4 Цар 14:25.28). Позднее Е. был завоеван ассирийцами (4 Цар 18:34; 4 Цар 19:13; Ис 10:9), к-рые переселили часть его жителей в Самарию; колонисты принесли с собой свое божество Ашиму (4 Цар 17:24.30). Израильтяне были переселены в Е. (Ис 11:11). Из городов, находившихся в области Е., в Библии упоминается Ривла (4 Цар 25:21).

Емаф-Сува, 
небольшое арам. царство в Сирии, завоев. Соломоном (2 Пар 8:3), после того как Давид нанес поражение сувскому царю Адраазару в Емафе (1 Пар 18:3). Из 1 Пар 18:9 и 2 Цар 8:3.9 следует, что Е.-С. нельзя отождествлять с Емафом.

Емек-Кециц, 
город в колене Вениамина, располож. предположит. в долине Иордана, недалеко от Иерихона (Ис Нав 18:21).

Емима 
(евр. Йемима, «голубка»), дочь Иова (Иов 42:14).

Емимы (Эмимы), 
народ, изгнанный моавитянами из места его проживания (Втор 2:10 и след.). Е. были исполинами, как и -> Енаковы сыны. Кедорлаомер со своими союзниками разгромил их войско при Шаве-Кириафаиме (Быт 14:5).

Емиуд 
(евр. Аммихур), отец гессурского царя Фалмая, деда Авессалома (2 Цар 13:37).

Еммануил 
-> Имена Иисуса Христа.

Еммаус 
(от евр. хаммат, «горячий источник»). Местонахождение этого селения, «отстоявшего на 60 стадий» (ок. 11,5 км) от Иерусалима (Лк 24:13), вызывает большие споры. Евсевий Кесарийский и Иероним обозначают Е. в своих «Ономастиконах» (списках геогр. названий) как родной город Клеопы (Лк 24:18), называвшийся в свое время Никополем. В 1 Макк 3:40 есть упоминание о Е., как о поселении, располож. на равнине вблизи гор (ср. 1 Макк 4:16-21). Согл. этому сообщению, Е. следует искать неподалеку от Гезера, отождествляя его с тем поселением, к-рое позднее стало называться Никополем, — совр. Амвас. Однако расстояние от этого селения до Иерусалима более чем вдвое превышает то, что указано Лукой, и равняется 160 стадиям, т.е. ок. 31 км. Даже если учесть, что в отдельных списках Ев. от Луки указано расстояние в 160 стадий, это никак не согласуется с тем, что путники, шедшие в Е., вернувшись в Иерусалим, еще застали всех учеников Иисуса в сборе. Однако вариант со 160 стадиями нельзя исключить полностью.

Когда ученики попросили Господа остаться с ними в Е. (Лк 24:29), было прим. 7 часов вечера. При свете полной луны (праздник Пасхи празднуется в 14-й день месяца нисан и всегда в полнолуние) они прошли путь от Е. до Иерусалима и прибыли туда после полуночи. Т.о., не следует отказываться от варианта, основанного на древнем предании. В качестве места, где находился Е., исследователи предложили семь различных пунктов в окрестностях Иерусалима, отстоящих от него ровно на 60 стадий (11,5 км). Хотя при раскопках в Эль-Кубебе, располож. сев.-зап. Иерусалима и удаленном от него именно на такое расстояние, были обнаружены развалины церкви, это селение никогда не носило названия Е.; к тому же, здесь нет источника. Самое древнее предание указывает на Еммаус-Никополь, находящийся в 23 км зап. Иерусалима. Дом Клеопы якобы был перестроен в базилику.

Здесь поверх фундамента одной рим. виллы действительно были обнаружены развалины визант. базилики, вероятно, V в. К тому же, располагавшиеся здесь купальни свидет-вуют о наличии горячих источников, к-рые были засыпаны в более позднее время. Расстояние в 160 стадий довольно точно соответствует протяженности наиб. оживленной рим. дороги от Иерусалима через Беф-Орон в Еммаус-Никополь. Возм., более поздний вариант прочтения, указывающий расстояние в 160 стадий, является сознат. исправлением, к-рое было сделано с учетом древних преданий о местонахождении Е. Не исключено, что цифра 60 в самой древней рукописи стала результатом ошибки переписчика, но, возм., также, что это было сделано сознательно.

Еммер 
-> Иммер.

Еммор 
(евр. Хамор, «осел»), евеянин, князь Сихема. После того как его сын Сихем обесчестил дочь Иакова Дину, Е. вместе с жителями Сихема пал жертвой мести ее братьев Симеона и Левия (Быт 34). Как «отец Сихема», т.е. праотец сихемлян, Е. упоминается в Ис Нав 24:32; Суд 9:28 и Деян 7:16.

Ен, 
ф-ма от сущ. -> Аин («источник»); обычно составная часть геогр. названий (напр., Ен-Риммон и др.).

Ен-Гадди 
-> Ен-Геди.

Ен-Ганним (Анем) 
(«садовый источник»):

1) город в Иудее (Ис Нав 15:34), располож. недалеко от Одоллама, юго-зап. Иерусалима и сев.-зап. Хеврона. Судя по входящему в название города слову «ен» («колодец», «источник»), Е.-Г. следует искать вблизи колодца или источника. Название Умм-Джина близко по звучанию к Е.-Г., но на его тер. нет источников. Предположение, что Е.-Г. — это Айн-Фатиф, располож. в 1,5 км сев.-зап. Заноаха (1), также вызывает сомнения, хотя источники здесь все же имеются — один в самом городе, а другой в долине. Возм. также, что речь идет о совр. Бейт-Джамале, находящемся в 2 км зап. Бет-Шемеша;

2) город левитов в уделе Иссахара (Ис Нав 19:21; Ис Нав 21:29; 1 Пар 6:73). Возм., это Гинея, упоминаемая Иосифом Флавием, совр. Дженин, располож. в 11 км юж. Изрееля на главном пути из Иерусалима в Назарет. По другой версии, этот город находился на месте Улама, в 18 км сев. Бет-Шеана.

Ен-Гацор 
(«источник Гацора»), город в уделе колена Неффалима (Ис Нав 19:37). Возм., Е.-Г. — это совр. Хирбет-Хазире, находящийся в 4 км зап. Айн-Ибла и сев.-зап. Хацора (Гацора).

Ен-Геди (Ен-Гадди, Эн-Гадди) 
(«козлиный источник»), иуд. город на побережье Мертвого моря (Ис Нав 15:62; Иез 47:10). Здесь скрывался Давид (1 Цар 24:1), а в дни Иосафата располагался стан моавитян, аммонитян и маонитян. Более древнее название Е.-Г. — Хацацон-Фамар (2Пар 20:1 и след.); это был оазис, где росли кипер, известный своими белыми душистыми цветами, и виноград (Песн 1:13), а также финиковые пальмы, славившиеся превосходными плодами. Этот оазис и сегодня называется Энгадди (ивр. Эйн-Геди).

Ен-Риммон 
(«гранатовый источник»), селение в Иудее (Неем 11:29), к-рое возродилось к жизни после возвращения израильтян из вавилон. плена. В Ис Нав 15:32; Ис Нав 19:7 и в 1 Пар 4:32 обе части слова — Аин (Ен) и Риммон — выделены как отдельные слова, ср. -> Аин (2). Вероятно, это результат ошибки. В Неем 11:29 оба названия пишутся в одно слово — Ен-Риммон. На месте Е.-Р., прим. в 17 км сев. Беэр-Шевы (Вирсавии), сейчас находится Хирбет-эр-Рамамин.

Ен-Рогел 
-> Рогель.

Ен-Таппуах 
(«яблочный (или яблоневый) источник»), источник на юж. границе удела Манассии (Ис Нав 17:7) (совр. Айн-Туффах, к северу от -> Таппуаха, 2).

Ен-Хадда, 
селение в уделе Иссахара (Ис Нав 19:21), к-рое, вероятно, следует искать в Эль-Хадете, в 9 км вост. Тавора (Фавора), или в Хирбет-эль-Хаддаде, в 3,5 км сев.-вост. Мегиддо.

Ен-Шемеш 
(«солнечный источник»), источник вблизи Иерусалима (Ис Нав 15:7; Ис Нав 18:17), известный также как Гион (3 Цар 1:33), в наст. время называется источником Марии. Е.-Ш. неоднократно отождествляли с Айн-Хаусом, находящимся вост. Масличной горы, у дороги в Иерихон. Но это маловероятно, поскольку в Ис Нав 18:17 говорится, что Е.-Ш. находился сев. источника Рогел (Ен-Рогел).

Ена, 
город, завоеванный ассирийцами (4 Цар 18:34; 4 Цар 19:13; Ис 37:13). В Септуагинте он назван Айна, или Айнаг, в Вульгате — Ана, в ассир. анналах — Анат. Возм., что Е. — это совр. Ана, располож. на правом берегу Евфрата. Существует также предположение, что этот город находился на берегу Персидского залива.

Енаим 
(«место источников»), город в уделе колена Иуды (Быт 38:14), располож. на пути в Фамну и, вероятно, тождественный Гаенаму, упомянутому в Ис Нав 15:34. Видимо, он был расположен недалеко от Айн-эль-Кезбе: это название, возм., также указывает на ложь Фамари (Быт 38).

Енаковы сыны 
(евр. анаким), народ -> исполинов, получивший свое название от Енака, отец к-рого Арба считался самым сильным в этом народе (Ис Нав 14:15; Ис Нав 15:13). Е.С. жили в холмистой местности, в основном в районе Хеврона (Числ 13:23). То, что израил. соглядатаи рассказали о росте Е.С., вызвало страх в народе (Числ 13:23.29.34; Втор 1:28). Перед переправой через Иордан израильтяне еще раз получают обещание победы над этими великанами (Втор 9:2 и след.), и Иисус Навин уничтожает Е.С., проживавших в горах (в Хевроне, Давире и Анаве). Уцелевшие исполины остаются только в Газе, Гефе и Азоте (Ис Нав 10:36-39; Ис Нав 11:21 и след.). Колено Иуды под командованием Халева изгнало Е.С. — Шешая, Ахимана и Фалмая из Хеврона (Ис Нав 14:12-15; Ис Нав 15:13 и след.; Суд 1:10). К остатку Е.С. в земле Филистимской, по всей вероятности, принадлежал Голиаф из Гефа (1 Цар 17:4). Многие исследователи причисляют к Е.С. и четверых потомков рефаимов из Гефа (2 Цар 21:16-22; 1 Пар 20:4-8). Емимы и замзумимы, племена к-рых были изгнаны из Моава и из земли аммонитян, по телосложению и силе сравниваются с Е.С. (Втор 2:10 и след.,20 и след.). Нек-рые исследователи считают, что Е.С., возм., принадлежат к народам, упомянутым в тексте одного егип. проклятия (XVIII в. до Р.Х.), или что их наименование является более ранним названием филистимлян.

Енан 
(евр. Энан):

1) отец Ахиры, главы колена Неффалима во время странствования по пустыне (Числ 1:15; Числ 2:29);

2) название местности -> Гацар-Енан.

Еней 
(греч. Айнеас, «обещанный»), человек из Лидды, к-рый восемь лет был парализован до исцеления его Петром (Деян 9:32-35).

Енон 
(«место источника»), место вблизи Салима, к-рое Иоанн избрал для крещения, т.к. там было много воды (Ин 3:23). Во время паводка крещение в Иордане опасно, но его притоки также считались водами Иордана. Салим расположен в 12 км юго-вост. Скифополя (Беф-Сана). Е. находился рядом с родным селением Елисея -> Авел-Мехолой и вблизи главной дороги на Самарию, где позднее располагались общины учеников Иоанна Крестителя.

Енос 
(евр. Энош, «человек», «человеческий род»). Со словом енос часто связывается представление о немощи и смертности человека (Иов 4:17). Соответствующий ему глагол анаш переводится как «быть немощным». Е. был первым сыном Сифа, внуком Адама (Быт 5:6-11; Лк 3:38). Ко времени его рождения люди «начали призывать имя Господа» (Быт 4:26).

Енох 
-> Ханох (I,1,2; II).

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий