Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Елкана 
(евр. Элкана, «Бог создал»):

1) левит, потомок Корея из рода Каафа. Согл. 1 Пар 6:22 и след., Асир, Е., и Авиасаф (Евиасаф), перечисленные в Исх 6:24, являются соотв. отцом, сыном и внуком. В том же родословии еще трижды встречается имя Е., причем данные о нем не всегда однозначны (см. 2-4);

2) согл. 1 Пар 6:24 и след.,35 и след., Е., вероятно, был сыном Саула или Иоиля и отцом Амасаи и Ахимофа;

3) в 1 Пар 6:26.35 Е. назван сыном Ахимофа или Махафа и отцом Цуфа или Цофая;

4) согл. 1 Пар 6:27 и след.,33 и след. (ср. 1 Цар 1:1), Е. — сын Иерохама и отец пророка Самуила. Е. жил в Раме (Рамафаим-Цофиме) (1 Цар 1:19). Его женами были Анна и Феннана. Бездетная Анна во время одного из ежегодных посещений святилища в Силоме вымолила себе сына, к-рого назвала Самуилом (1 Цар 1:2-28). Позже она подарила мужу еще трех сыновей и двух дочерей (1 Цар 2:21). От Феннаны у Е. также были сыновья и дочери. Как левит, живущий в уделе колена Ефрема (1 Цар 1:1), Е. назван ефремлянином (в Синод. пер. — ефрафянином);

5) левит, также потомок Корея, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:6). Возм., он же был придверником у ковчега, упомянутым в 1 Пар 15:23;

6) высокопост. сановник иуд. царя Ахаза, убитый ефремлянином Зихрием во время вторжения израил. царя Факея (2 Пар 28:7);

7) левит из рода Мерари; его внук Берехия после вавил. плена жил в «селениях Нетофафских» (1 Пар 9:16).

Елкос, 
родина пророка Наума (Наум 1:1). Местонахождение Е. неизвестно. Согл. более поздней традиции, его отождествляют с Алкусом, располагавшимся в двух днях пути от Ниневии. Но это не соответствует данным Книги пр. Наума. Согл. Иерониму, Е. следует искать в сев. Галилее. Третье возможное его местонахождение указано Епифанием, к-рый считал, что Е. находился на месте Бет-Джибрина в Иудее. Наконец, есть данные, что Е. — более древнее название Капернаума, т.к. слово «Капернаум» восходит к евр. кафар нахум, т.е. «деревня Наума».

Еллада 
-> Греция.

Елласар 
(Быт 14:1.9), город, где царствовал Ариох, и к-рый часто отождествляют с Ларсой в Вавилонии, совр. Сенкере. Но среди известных царей Ларсы имя Ариоха не упоминается. Однако это имя, звучащее как Арривук, встречается в док-тах архива Мари, не соотносясь с временами Авраама. Неподтвержденными остаются и другие предположения, согл. к-рым Е. находился в сев.-зап. Месопотамии.

Еллинисты (эллинисты), 
люди, воспринявшие греч. язык и культуру. Е. в НЗ названы евреи, жившие или продолжавшие жить в рассеянии и поэтому говорившие на греч. языке как на родном (Деян 6:1; Деян 9:29). Под эллинизмом в наше время понимают историч. эпоху, к-рая, начавшись с воцарения Александра Македонского, ознаменовалась распространением греч. языка и культуры среди негреч. народов.

Еллины (эллины): 

1) -> Греция;

2) Е. в НЗ (прежде всего в посланиях ап. Павла) названы не только греки, но и вообще все язычники, к к-рым нередко обращено слово Евангелия (Рим 1:16; Рим 10:12; Гал 3:28 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). -> Септуагинта -> Библия (I,5,б), (II,2).

Елмодам 
(евр. Элмедад), предок Иисуса, живший в период до вавил. плена (Лк 3:28).

Елнаам 
(евр. Элнаам, «Бог — блаженство»), отец Иеривая и Иошавии, двух храбрых у Давида (1 Пар 11:46).

Елнафан 
(евр. Элнатан, «Бог дал»):

1) отец Нехушты, жены царя Иоакима и матери Иехонии (4 Цар 24:8). Е. жил в Иерусалиме, и его, вероятно, можно отождествлять с Елнафаном, сыном Ахбора, одного из высокопост. чиновников Иоакима (Иер 26:22; Иер 36:12.25);

2-4) трое мужей (один из них ученый), к-рых Ездра направил в Касифье, чтобы они привели в Иерусалим левитов (Езд 8:16 и след.).

Елон 
(евр. Элон, «сильный», «дуб»):

1) хеттеянин, отец Васемафы, второй жены Исава (Быт 26:34), к-рая также названа Адой (Быт 36:2);

2) второй сын Завулона (Быт 46:14), родоначальник одного из родов завулонян (Числ 26:26);

3) судья Израиля из колена Завулона, занимавший этот пост в течение десяти лет (Суд 12:11 и след.);

4) место в погран. области колена Дана (Ис Нав 19:43; 3 Цар 4:9); где именно оно находилось, не установлено.

Елпаал 
(евр. Элпаал, «Бог создал»), глава рода в колене Вениамина (1 Пар 8:11 и след.,18).

Елтеке (Елфеке), 
город левитов (Ис Нав 21:23) в уделе колена Дана (Ис Нав 19:44), упоминаемый наряду с Гиввефоном и Екроном. В сообщении Синаххериба (библ. Сеннахирима) о воен. походе 701 г. до Р.Х. он назван по-ассир. — Алтаку. Его точное местонахождение не установлено. В то время как Дальман считает, что это Эль-Мурар, располож. в 4 км юго-зап. Экрона, Олбрайт и Нот полагают, что Е. находился на месте Хирбет-эль-Муканны, в 40 км зап. Иерусалима.

Елтекон, 
город, располагавшийся в горах Иудеи (Ис Нав 15:59), предположит. — совр. Хирбет-эль-Деир, находящийся в 9 км зап. Вифлеема.

Елтолад (Елфолад, Фолад), 
город колена Симеона (Ис Нав 15:30; Ис Нав 19:4; 1 Пар 4:29). Предположит. Е. — это совр. Хирбет-Эрка-Сакра (A.Musil, Arabia Petraea II,2, S. 73), находящийся прим. в 23 км юго-вост. Беэр-Шевы (Вирсавии).

Елузай 
(евр. Элузай, «Бог — моя сила»), воин, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:5).

Елул 
-> Год.

Елфалет 
(евр. Элпелет, «Бог — спасение»), сын Давида (1 Пар 14:5), называемый также -> Елифелетом (2) (1 Пар 3:6).

Елфеке 
-> Елтеке.

Елфолад 
-> Елтолад.

Елханан 
(евр. Элханан, «Бог проявил милость», «Бог милостив»):

1) в 2 Цар 21:19 речь идет о том, что Е., сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, убил Голиафа Гефянина. В 1 Пар 20:5, однако, говорится: «Елханан (в Синод. пер. — Елханам), сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина». Из названия местности явствует, что оба стиха повествуют об одном событии. Не исключено, что в 2 Цар 21:19 произошло искажение текста (подробнее об этом см.: Brokhaus Kommentar zur Bibel, S.384), тогда 1 Пар 20:5 следовало бы признать первоначальным вариантом. Нек-рые исследователи считают 1 Пар 20:5 текстом Мидраша, призванного устранить несоответствие между 2 Цар 21:19 и 1 Цар 17:12 и след., где говорится, что Голиаф, филистимлянин из Гефа, был убит Давидом. Кр. того, предлагалось рассматривать имя Е. как первонач. имя Давида;

2) в 2 Цар 23:24 и 1 Пар 11:26 Е., сын Додо, причисляется к храбрым у Давида. Здесь речь идет о другом человеке, к-рый не тождествен Е., упомянутому в (1).

Елцафан (Елисафан, Елицафан) 
(евр. Элцафан, «(мой) Бог уберег, сохранил»):

1) левит, потомок Узиила и Каафа (Исх 6:18.22; Лев 10:4). Е. был главой рода Каафа во время странствования по пустыне (Числ 3:30). Потомки Е. упоминаются в связи с переносом ковчега завета в Иерусалим при Давиде (1 Пар 15:8) и в связи с очищением храма во времена Езекии (2 Пар 29:13);

2) сын Фарнака, израильтянин из колена Завулона (Числ 34:25), один из мужей, ответственных за раздел земли в Ханаане.

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий