Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Елим 
(возм., «(место) больших деревьев»), место на зап. побережье Синайского полуо-ва. Найдя в Е. 12 источников воды и 70 финиковых пальм, израильтяне разбили там свой стан. Вероятно, этот оазис находился на месте совр. Вади-Гарандель (Исх 15:27; Числ 33:9).

Елима, 
вероятно, «мудрец», второе имя волхва -> Вариисуса.

Елимелех 
(евр. Элимелех, «(мой) Бог — царь»), израильтянин из Вифлеема Иудейского, живший во времена судей. Из-за начавшегося голода Е. с семьей перебрался в Моав, где и умер. Е. был свекром Руфи (Руф 1:1-3).

Елиоенай 
(евр. Эльйоэнай, кр. ф-ма от Эльегоеная, «мои глаза направлены на Господа» (дословно «мои глаза у Господа»)):

1) вениамитянин, сын Бехера (1 Пар 7:8);

2) потомок Симеона (1 Пар 4:36);

3) израильтянин, один из сыновей Заффу, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:27);

4) священник из потомков Пашхура, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:22). В Неем 12:41, вероятно, говорится о том же самом человеке;

5) сын Неарии из потомков Зоровавеля (1 Пар 3:23).

Елиса 
(евр. Элиша, «Бог Благородный»):

1) сын (по-видимому, старший) Иавана (Быт 10:4; 1 Пар 1:7), по имени к-рого позднее стали называться и его потомки;

2) остров в Средиземном море. Тир покупал здесь ткани «голубого и пурпурового цвета» (Иез 27:7). Исходя из этого, Е. следует искать в сев.-вост. части Средиземного моря. В док-тах архива из Телль-Амарны упоминается Алашия (Аласия) — область, соседствующая с Киликией. Возм., Алашия идентична Е. и обозначает Кипр.

Елисавета 
(евр. Элишева, в греч. транслитерации — Элисабет, «(мой) Бог — изобилие, совершенство»):

1) дочь Аминадава из колена Иуды, сестра Наассона, вождя колена Иуды во время странствования по пустыне. Е. вышла замуж за Аарона и родила ему сыновей Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23; ср. Числ 1:7);

2) женщина из рода Аарона (Лк 1:5), носившая имя своей прародительницы (Исх 6:23). Брак Е. со священником Захарией из чреды Авии долгое время оставался бездетным, пока Бог не обещал ее мужу рождение сына Иоанна, будущего Крестителя. Е. была родственницей Марии, матери Иисуса, к-рой ангел при благовещении указывает на то, что Е. в старости суждено стать матерью. Мария, услышав это, спешит «в нагорную страну», где живет Е., и при встрече узнает, что Е. носит во чреве младенца. В свою очередь Е., по вдохновению от Бога, подтверждает Марии, что «совершится сказанное ей от Господа». Три месяца Мария гостит у Е., находя в общении со своей старшей родственницей наилучшие условия для того, чтобы внутренне осознать и воспринять то потрясающее событие, к-рое вошло в ее жизнь (Лк 1:5-56).

Елисам 
-> Елишама.

Елисама 
-> Елишама.

Елисафан 
-> Елцафан.

Елисей 
(евр. Элиша, «Бог помог»). Пророк Илия, находясь у горы Хорив, получил от Господа поручение сделать своим преемником Е., сына Сафата, из Авел-Мехолы. Илия застал Е. за работой в поле, и тот, оставив родных, пошел за Илией, став его слугой и учеником (3 Цар 19:16.19-21). Незадолго до того как Илия был вознесен на небо, Е. просил, чтобы Св. Дух, к-рый был на Илии, почил на нем вдвойне. Эта доля соответствовала доле наследства, предназначавшейся первородному сыну, т.е. была вдвое больше доли остальных братьев (4 Цар 2:9 и след.; ср. Втор 21:17).

Служение Е., самый важный отрезок к-рого приходится на 12-летнее царствование Иорама (4 Цар 3:1), ознаменовано многочисл. чудесами, к-рые делают очевидной Божью помощь во всех жизненных затруднениях: от одолженного топора, к-рый, будучи утрачен, появляется вновь (4 Цар 6:1-7), заботы о еде (4 Цар 4:38-44) и питье (4 Цар 2:19-22), других забот (4 Цар 4:1-7.8-17; 4 Цар 8:1-6) до воскрешения из мертвых (4 Цар 4:18-37; 4 Цар 13:20 и след.). Чудеса Елисея отмечены добротой и милосердием, что отличает их от деяний Илии, обычно исполнявшего Божий суд. Но и Елисей порой прибегал к жестоким наказаниям по отношению, напр., к дразнившим его детям (4 Цар 2:23 и след.), к недоверчивому сановнику царя (4 Цар 7:2.17-20) или к жадному Гиезию (4 Цар 5:19-27). На фоне благодетельных и карающих чудес, демонстрирующих абсолютное превосходство Господа над Ваалом, мы видим, какое большое влияние имел Елисей на полит. жизнь своего народа. Во время похода против моавитского царя Месы, предпринятого Иорамом в начале его царствования, Е. спасает войско от опасности и предсказывает ему победу (4 Цар 3:9-27). Но Е. делает это не ради идолопоклонника Иорама, от к-рого пророк резко отмежевался, а ради иуд. царя Иосафата. Е. следит за борьбой между Израилем и Арамом (Сирией), к-рую Иорам продолжил после смерти своего отца Ахава. Е. сообщал царю о передвижениях арам. полчищ и сам привел в плен арамеев, собиравшихся пленить его (4 Цар 6:8-23). На это время или на период относит. благоприятных отношений между двумя гос-вами (ср. 4 Цар 5:7) приходится и исцеление Неемана от проказы (4 Цар 5:1-19).

Когда бедственное положение в осажденной Самарии достигло апогея, Е. предвещает Иораму спасение на след. день, что в точности сбывается (4 Цар 6:24 — 4 Цар 7:20). Но все это не заставило Иорама свернуть с прежнего пути; мать царя, Иезавель, по-прежнему пользуется влиянием, и поклонение Ваалу в Израиле продолжается. Наступило время исполнить поручение, данное Богом еще Илии у горы Хорив (3 Цар 19:15 и след.): Е. должен предварить Божий суд. В Дамаске Е. предсказал Азаилу смерть Венадада и сообщил, что Азаил сам будет править Сирией (4 Цар 8:7-15). Когда уже шла война между Иорамом и Азаилом (4 Цар 9:14), Е. распорядился помазать в цари над Израилем Ииуя и передал ему повеление истребить дом Ахава (4 Цар 9:1-13). Затем в течение более 40 лет (ср. 4 Цар 10:36 и 4 Цар 13:1) совершается суд над Израилем. Библия ничего не говорит об обществ. служении Е. в этот период: пророк безмолвствует. Во времена царствования Ииуя и его сына Иоахаза власть сир. царя Азаила усиливается, а Израиль постепенно ослабевает (4 Цар 13:3.7). Только когда Иоас, внук Ииуя, пришел к Е., и пророк со своего смертного ложа возвестил ему о трех победах над сирийцами (4 Цар 13:14-19), открывая т.о. новый период истории израил. народа, отмеченный, как и прежде, Божьей помощью и участием.

Елисуа 
(евр. Элишуа, «(мой) Бог — помощь»), сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2 Цар 5:15; 1 Пар 14:5). В 1 Пар 3:6, вероятно, вследствие описки он назван Елишамой.

Елиуд 
(евр. Элихуд), один из предков Иосифа (Мф 1:14 и след.).

Елифаз 
(евр. Элифаз, возм. «Бог побеждает»):

1) сын Исава и Ады, родонач. нескольких эдомитских народностей (Быт 36:4.10-43; 1 Пар 1:35 и след.);

2) друг -> Иова, живший в Фемане, сев. Эдома (Иов 2:11). Возм., потомок Фемана, сына E. (1).

Елифал 
(евр. Элифал, «(мой) Бог произвел суд»), сын Уры, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:35). В 2 Цар 23:34 назван Елифелетом, сыном Ахасбая.

Елифалеф 
-> Елифелет.

Елифелет (Елифалеф)
(евр. Элифелет, Элифалет, «(мой) Бог — спасение»):

1) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2 Цар 5:16; 1 Пар 3:8; 1 Пар 14:7);

2) другой сын Давида, также родившийся в Иерусалиме (1 Пар 3:6), возм., правильнее -> Елфалет, как он назван в 1 Пар 14:5;

3) сын Ахасбая, внук Магахати (2 Цар 23:34), один из храбрых у Давида. Ср. -> Елифал;

4) сын Ешека, потомок Саула (1 Пар 8:39);

5) потомок Адоникама, вместе с другими 62 израильтянами вернувшийся из вавил. плена во времена Ездры (Езд 8:13);

6) потомок Хашума, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:33).

Елифлеуй 
(евр. Элифелеху), левит из рода Мерари, певец, музыкант и привратник при храме, живший во времена правления Давида (1 Пар 15:15-21).

Елихореф 
(евр. Элихареф), сын Сивы. Вместе с братом Ахией был писцом при дворе Соломона (3 Цар 4:3).

Елицафан 
-> Елцафан.

Елицур 
(евр. Элицур, «(мой) Бог — скала»), сын Шедеура, глава колена Рувима во время странствования по пустыне (Числ 1:5; Числ 2:10; Числ 7:30.35; Числ 10:18).

Елишама (Елисама, Елисам) 
(евр. Элишама, «(мой) Бог услышал»):

1) сын Аммиуда, вождь ефремлян во время странствования по пустыне (Числ 1:10; Числ 2:18; Числ 7:48.53; Числ 10:22), дед Иисуса Навина (1 Пар 7:26);

2) возм., ошибочное написание имени сына Давида (1 Пар 3:6), к-рый в остальных случаях назван -> Елисуа (2 Цар 5:15; 1 Пар 14:5);

3) другой сын Давида (2 Цар 5:16; 1 Пар 3:8; 1 Пар 14:7);

4) сын Иекамии, потомок Иерахмеила из колена Иуды (1 Пар 2:41);

5) израильтянин из рода Давида, дед Исмаила, убившего -> Годолию (4) (4 Цар 25:25; Иер 41:1);

6) один из священников, к-рых Иосафат направил в города Иудеи наставлять народ в Законе (2 Пар 17:8);

7) писец царя Иоакима (Иер 36:12.20-32).

Елишафат 
(евр. Элишафат, «(мой) Бог обеспечил справедливость»), сын Зихри, начальник сотни, участвовавший в свержении Гофолии (2Пар 23:1 и след.).

Елия 
-> Илия (2), (3), (4).

Елияхба 
(евр. Эльяхба, «Боже, огради (сохрани)»), один из храбрых у Давида, шаалбонянин (2 Цар 23:32; 1 Пар 11:33).

Елияшив 
-> Елиашив.

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий