Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Екбатана (Экбатаны) 
(евр. Ахмета (ныне Хамадан)), город, располож. прим. в 580 км сев. Персидского залива. Был столицей Северной Мидии и летней резиденцией перс. царей. При Дарии I в архиве Е. (Езд 6:2) был обнаружен указ Кира, разрешавший иудеям восстановление храма, что подвигло и Дария продолжить строит-во.

Екер 
(евр. Экер, возм., «потомство»), сын Рама из колена Иуды (1 Пар 2:27).

Екклесиаста книга 
-> Книга Екклесиаста.

Екрон (Аккарон) 
Название Е., возм., связано с аккад. и егип. словами, к-рые переводятся как «город». Е. — филистимский город (Ис Нав 13:3), жители к-рого поклонялись Веельзевулу (4 Цар 1:3). Израильтяне завоевывали Е. дважды — после смерти Иисуса Навина (Суд 1:18) и при Самуиле (1 Цар 7:14). Сюда был доставлен захвач. филистимлянами ковчег завета (1 Цар 5:10; в Синод. пер. — Аскалон); после смерти Голиафа израильтяне преследовали филистимлян до ворот этого города (1 Цар 17:52). Фараон Шешонк (библ. -> Сусаким) упоминает Е. в надписи, сделанной в честь его победы. Во времена правления Езекии жители Е. свергли своего царя Пади и приняли участие в восстании против захватившего их город Синаххериба (библ. Сеннахирима). Пророки предвещали этому городу суд (Иер 25:20; Зах 9:5) и гибель (Соф 2:4): «Екрон искоренится». Это пророчество сбылось. Ученые полагают, что Е. находился на месте совр. Хирбет-эль-Муканна, где ранее пытались найти следы Елтеке. Исследования, проведенные в 1975 г., показали, что здесь в раннем бронзовом веке существовало поселение, но затем до раннего железного века это место оставалось незаселенным.

Ела 
-> Эла (4).

Елам 
(евр. Элам):

1) названный первым сын Сима (Быт 10:22; 1 Пар 1:17), потомки к-рого населяли плоскогорья сев.-вост. и вост. Вавилона;

2) гос-во Е. (в совр. лит-ре — Элам) прошло долгий, богатый переменами ист. путь, отмеченный продолжит. враждебным противостоянием Вавилонии. Эламский царь Кедорлаомер в союзе с царями трех менее влиятельных вавил. царств предпринял поход против Палестины, но был разбит Авраамом (Быт 14:1-16). В 1764 г. до Р.Х. вавил. царь Хаммурапи покорил Элам, но касситы, свергшие династию Хаммурапи и установившие свое господство над Вавилоном (прим. 1530-1160 гг. до Р.Х.), вновь пали жертвой эламитов.

При этом черный каменный блок (высотой превышающий человеч. рост), на к-ром были высечены законы Хаммурапи, был доставлен в столицу эламитов Сузы, где его обнаружили в 1902 г. После того как в 1137 г. до Р.Х. Вавилон вновь сломил власть Элама, сведения об эламитах появляются только в VIII и VII вв. до Р.Х. Теперь они выступают как враги Ассирии и неоднократно терпят от нее поражение. Отряды эламитов входят в состав ассир. войска, подступившего к Иерусалиму (Ис 22:6); уведенные в плен израильтяне попали и в Элам (Есф 2:5 и след.; Ис 11:11). Окончат. завоевав Сузы в 639 г., Ашшурбанапал переселил часть эламитов в Самарию (Езд 4:9 и след.), где позднее они пытались воспрепятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В период заката Ассирии эламиты попадают под власть мидян и персов и участвуют вместе с ними в покорении Вавилона в 539 г. до Р.Х. (Ис 21:2.9). Перечисляя павших воинов тех народов, к-рые были побеждены вавил. царем Навуходоносором, Иезекииль упоминает и эламитов (Иез 32:24.25). В Персидском царстве Элам стал одной из провинций, а г. Сузы — одной из двух столиц (ср. Дан 8:2). Дарий I Великий (Гистасп) подавил восстание эламитов, о чем он сообщает в выбитой по его приказу наскальной надписи на трех языках, открытой в Бехистуне. Cуд над Е. в Иер 49:34-39 заканчивается обетованием Господа возвратить плененных эламитов. Среди чужеземцев, слушавших в Иерусалиме проповедь Петра в день Пятидесятницы, находились и эламиты (Деян 2:9);

3) левит, сын Мешелемии, привратник ковчега завета во времена Давида (1 Пар 26:3);

4) вениамитянин, сын Шашака, живший в Иерусалиме (1 Пар 8:24 и след.);

5) израильтянин, 1254 потомка к-рого вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:7; Неем 7:12) и еще 71 — с Ездрой (Езд 8:7). К этому семейству, вероятно, принадлежали поддержавший Ездру Шехания (Езд 10:2) и шестеро израильтян, расставшихся со своими иноплем. женами;

6) второй израильтянин, из потомков к-рого также вернулись вместе с Зоровавелем из плена 1254 человека (Езд 2:31; Неем 7:34); обращает на себя внимание совпадение чисел, но речь идет о 1254 потомках другого Е., что подчеркнуто в тексте;

7) израильтянин, во времена Неемии подписавший обязат-во соблюдать закон (Неем 10:15);

8) священник, принимавший участие в освящении иерусалимской стены (Неем 12:42).

Елама, 
город за Иорданом (2 Цар 10:17). Относительно местонахождения Е. ученые высказывали разные предположения. Е. пытались отождествить с Алеппо, к-рый оказался значит. сев., с Аламатой, стоящей на Евфрате (согл. Птолемею), и с Алемами (1 Макк 5:26), т.е. Альмой, находящейся в 20 км сев.-вост. Едреи. Кр. того, Е. мог быть и Иавок, где находятся развалины Эламуна.

Елаф 
(евр., возм., ф-ма жен. р., «большое, мощное дерево»). Е. (у антич. авторов — Элана), был портовым городом вблизи Ецион-Гавера на Красном море. Из Е. корабли отправлялись в Офир (3 Цар 9:26 и след.; 4 Цар 14:22; 4 Цар 16:6). Город находился в земле Эдома и принадлежал израильтянам только в период распространения власти Израиля на эту область. Считается, что Е. стоял на месте совр. Акабы. Н.Глюк провел раскопки древнего -> Ецион-Гавера в Телль-эль-Хулефи, находящегося в получасе езды к сев.-западу от Акабы. Во Втор 2:8; 2 Пар 8:17; 3 Цар 9:26 Ецион-Гавер упоминается рядом с Е. Глюк полагает, что Е. и Ецион-Гавер — разные названия одного и того же города; другие исследователи считают, что это были два соседних насел. пункта.

Елдага 
(евр. Элдаа, возм., «Бог позвал»), сын Мадиана, внук Авраама и Хеттуры (Быт 25:4; 1 Пар 1:33).

Елдад 
(евр. Элдад, «Бог возлюбил»), один из 70 старейшин, к-рых избрал Моисей, чтобы они разделили вместе с ним ответственность за израил. народ. Когда Дух Господа сошел на старейшин, то оставшиеся в стане Е. и Модад начали пророчествовать. Иисус Навин призвал воспрепятствовать этому, но Моисей ответил: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ 11:24-29).

Елеад 
(евр. Элад, «Бог засвидетельствовал» или, араб., «Бог вновь повернулся к нему» (?)). Один из сыновей Ефрема, участвовавший в предпринятом ими разбойничьем набеге на Геф с целью захвата стад. При этом все братья были убиты. Их отец долго горевал о своей утрате (1 Пар 7:20-22).

Елеада 
(евр. Элада, «Бог украсил»), потомок Ефрема (1 Пар 7:20).

Елеазар 
(евр. Элазер, «Бог помог» (ср. Лазарь)):

1) сын Аарона, отец Финееса (Исх 6:23.25). Е. был посвящен в сан священника (Исх 28:1; Лев 8) и после смерти своих братьев Надава и Авиуда (Лев 10:1-7) вместе с Ифамаром остался священником при Аароне (Числ 3:4; Числ 19:3.4). Е. был начальником над главами левитских родов, к-рым было вверено хранение святилища (Числ 3:32). Перед смертью Аарона Моисей передал должность первосвященника Е., облачив его в священнич. одежды отца (Числ 20:25-28).
После этого Е. помогал Моисею при исчислении народа, при назначении Иисуса Навина и т.д. (Числ 26:1-4.63; Числ 27:2.18-23; Числ 31:12.21; Числ 32:2.28), а позднее вместе с Иисусом Навином проводил распределение земли Ханаанской между израил. коленами (Числ 34:17; Ис Нав 14:1; Ис Нав 17:4; Ис Нав 19:51; Ис Нав 21:1). Е. был погребен в Гиве (4), городе его сына Финееса (Ис Нав 24:33 — в Синод. пер. — «на холме Финееса»), ставшего первосвященником после его смерти (Суд 20:28);

2) левит из рода Мерари, к-рый умер, не оставив сыновей. На дочерях Е. женились их двоюродные братья (1 Пар 23:21 и след.; 1 Пар 24:28; ср. Числ 36:6-9);

3) сын Аминадава из Кириаф-Иарима, к-рому было вверено хранение ковчега завета, когда ковчег, возвращ. филистимлянами, был помещен в доме его отца (1 Цар 7:1);

Елеале (Елеала),
город в Моаве, принадлежавший колену Рувима (Числ 32:37), но позднее вновь перешедший под власть Моава (Ис 15:4; Ис 16:9; Иер 48:34). Е. упоминается обычно вместе с Есевоном. Согл. «Ономастикону» (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Е. был в IV в. довольно большим городом. Его развалины в совр. Эль-Аль описаны А.Музилем. Это место находится прим. в 3 км сев.-вост. Есевона.

Елеаса 
-> Эласа (1), (2), (3).

Елеашив 
-> Елиашив.

Елей 
-> Маслина, масло, елей.

Елей радости, 
образное выражение, означающее радостное состояние (Пс 44:8; Ис 61:3). Елей (оливковое масло) применялся для ухода за кожей. Иногда его смешивали с особыми ароматич. веществами. -> Масть, мазь.

Елеонская гора 
-> Масличная Елеонская гора.

Елеф, 
селение вблизи Иерусалима (Ис Нав 18:28), точное местонахождение неизвестно.

Елзавад 
(евр. Элзавад, «Бог одарил»):

1) гадитянин, пришедший к Давиду в Секелаг, «укрепление в пустыне» (1 Пар 12:12);

2) левит-привратник, живший во времена Давида (1 Пар 26:7).

Елиав (Елиаф)
(евр. Элиав, «(мой) Бог — отец»):

1) сын Хелона, возглавлявший колено Завулона во время странствования в пустыне (Числ 1:9; Числ 2:7; Числ 7:24);

2) израильтянин из колена Рувима, сын Фаллуя и отец Немуила, Дафана и Авирона (Числ 16:1; Чис 26:8 и след.);

3) левит, предок Самуила (1 Пар 6:27), отец Иерохама. В 1 Пар 6:34 он назван Елиилом, а в 1 Цар 1:1 — Илием;

4) старший брат Давида, к-рого Самуил вначале принял по внешнему виду за Божьего избранника (1 Цар 16:6 и след.). Е. рассердился на Давида, когда тот, придя в израил. войско к трем своим старшим братьям, расспрашивал их о Голиафе (1 Цар 17:13.28). В евр. тексте 1 Пар 27:18 он назван Элиху (в Синод. пер. — Елиав);

5) один из гадитян, перешедших к Давиду, когда тот находился в Секелаге (1 Пар 12:9 и след.);

6) левит, привратник и певец при ковчеге завета во времена Давида (1 Пар 15:18 и след.).

Елиада (Елидае) 
(евр. Эльяда, «Бог знал, узнал»):

1) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2 Цар 5:16; 1 Пар 3:8). В 1 Пар 14:7 он назван -> Веелиада;

2) отец Разона из Сувы (3 Цар 11:23);

3) вениамитянин, один из военачальников Иосафата (2 Пар 17:17).

Елиаким 
(евр. Эльяким, «Бог воздвигает»):

1) сын Хелкии, придворный чиновник Езекии. Пр. Исаия предсказал, что Е. заменит на посту начальника дворца Севну, к-рого свергнет Господь, станет управлять как раб Божий и будет «отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина» (Ис 22:15-25). В Ис 22:25, вероятно, вновь говорится о свержении Севны. Позднее Е. действительно становится начальником дворца, а Севна — писцом. Они вместе с дееписателем Иоахом участвуют в переговорах с посланниками ассир. царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) и сообщают о полученном от них ультиматуме царю, а затем, по его повелению, — и пр. Исаии (Ис 36:3.11.22; Ис 37:2; ср. 4 Цар 18:1; 4 Цар 19:1);

2) сын царя Иосии, к-рого фараон Нехао сделал царем Иудеи и переименовал в -> Иоакима (4 Цар 23:34; 2 Пар 36:4);

3) священник, принимавший участие в освящении иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 12:41);

4) предок Христа, происходивший от Давида через Нафана (Лк 3:30 и след.);

5) потомок Зоровавеля и предок Иосифа (Мф 1:13).

Елиам 
(евр. Элиам, «(мой) Бог — родственник, член семьи (досл. «народ»)»), отец Вирсавии, жены Урии Хеттеянина (2 Цар 11:3; 1 Пар 3:5). Предположит., тождествен Елиаму, сыну Ахитофела Гилонянина, одному из храбрых у Давида (2 Цар 23:34); ср. -> Аммил (3).

Елиасаф 
(евр. Эльясаф, «(мой) Бог собрал» или «Бог прибавил»):

1) сын Регуила, главы колена Гадова во время странствования по пустыне (Числ 1:14; Числ 7:42);

2) левит, сын Лаела, глава рода Гирсона во время странствования по пустыне (Числ 3:24).

Елиаф 
-> Елиав (3).

Елиафа 
(евр. Элиата, «(мой) Бог — Ты»), сын левита и музыканта Емана, живший во времена Давида (1 Пар 25:4), руководитель 20-й чреды певцов в храме.

Елиашив (Елияшив, Елеашив) 
(евр. Эльяшив, «Боже, возврати»):

1) священник, глава одиннадцатой чреды служивших в храме во времена Давида (1 Пар 24:12);

2) левит и певец (Езд 10:24);

3) сын Иоакима, первосвященник во времена Неемии (Неем 12:10.22). Вместе со священниками он построил Овечьи ворота в сев. стене Иерусалима (Неем 3:1.20-32). Е. предоставил аммонитянину Товии, с к-рым он породнился, большую комнату в храме, но Неемия воспрепятствовал этому (Неем 13:4-9). Сыновьями Е. были будущий первосвященник Иоиада (Неем 12:10) и, вероятно, Иоханан, упомянутый в Езд 10:6. Внук Е. женился на дочери хоронита Санаваллата, т.е. взял в жены иноплеменницу, после чего Неемия «прогнал его от себя» (Неем 13:28);

4) сын Елиоеная и потомок Зоровавеля (1 Пар 3:24);

5) два израильтянина — из рода Заффу (Езд 10:27) и из рода Вания, — к-рые взяли в жены иноплеменниц.

Елигу (Илий, Елиав, Елия, Елиуй) 
(евр. Элиху, «(мой) Бог — он» или «Он — (мой) Бог»):

1) ефремлянин, сын Тоху, предок пророка Самуила (1 Цар 1:1). В 1 Пар 6:34 он назван Елиилом, а в 1 Пар 6:27 — Елиафом;

2) тысяченач. в колене Манассии, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:20);

3) -> Елиав (4);

4) привратник из семейства Овед-Едома во времена Давида (1 Пар 26:7);

5) друг -> Иова, сын Варахиила Вузитянина (-> Буз) из племени Рама (Иов 32:2). Как вузитянин он, вероятно, является потомком Нахора, брата Авраама (ср. Быт 22:21).

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий