Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Едом 
(в евр. и совр. лит-ре — Эдом, «красный»):

1) прозвище -> Исава, данное ему за рыжий цвет волос, а также за то, что он продал свое первородство за чечевичную похлебку, имевшую красноватый цвет (Быт 25:25.30);

2) слово Е. обозначает как потомков Исава, так и название их земли. О земле Е. говорится в Быт 36:16.21.31, об области Е. — в Быт 32:3, о гор Исава, стоявшей на земле Е., — в Авд 1:8 и след.,21, просто о Е. — в Ам 1:6. (Ср. -> Идумея -> Эдомитяне, идутеи.);

3) область Е. располагалась в горах Сеир. Ее сев. границей служила долина (ручья) Заред (Втор 2:13). Юж. границу точно определить невозможно, но Елаф и Ецион-Гавер чаще всего причисляются к Е. Гора Халак (Лысая гора), упомянутая в Ис Нав 11:17, граничила с Израилем. Е. располагался по обе стороны Арабы — долины (шир. 12 км), к-рая тянется от Мертвого моря до залива Акаба. Здесь, в Арабе, из земли били теплые источники, результат вулканич. деятельности в далеком прошлом (ср. также -> Ана, 1). Такие источники были обнаружены А.Музилем. Наряду с охотой и торговлей основой жизнеобеспечения жителей, населявших преимуществ. вост. часть страны, являлись животноводство и земледелие (Числ 20:17; Иез 25:13). Этот край имеется в виду и в словосочетаниях «расселины скал» и «вершины холмов» (Иер 49:16; Авд 1:3). Малозаселенной была западная часть страны, для ландшафта к-рой характерны нубийский песчаник ржаво-красного цвета и белый известняк. Поскольку Е. был с трех сторон окружен пустынями, то эдомитяне для расширения своей тер. были вынуждены продвигаться на север, что привело к войне с коленом Иуды.

Едреи (Едрея): 

1) один из двух городов-резиденций васанского царя Ога (Ис Нав 12:4; Ис Нав 13:12). Здесь Моисей одержал победу над этим царем (Чис 21:33 и след.; Втор 1:4; Втор 3:1 и след.). Е. были предназначены в удел роду Махира из колена Манассии. Ныне это город Деръа, располож. прим. в 50 км юго-вост. Тивериадского озера. Под Е., на глубине прим. 20 м, находятся большие разветвленные пещеры — целый подземный город с улицами, площадями, жилыми помещениями и водозаборными сооружениями. Выходящие на поверхность земли воздуховоды обеспечивают вентиляцию;

2) город в уделе Неффалима (Ис Нав 19:37), находившийся прим. в 6 км юго-зап. Кадеса, предположит. совр. Телль-Курейбе.

Езбай 
(евр. Эзбай), отец -> Наарая (1 Пар 11:37).

Ездра
(евр. Эзра; арам. «(Бог есть) помощь» или кр. ф-ма от евр. имени Азария, «Яхве помог»):

1) израильтянин из колена Иуды (1 Пар 4:17);

2) священник, вернувшийся из вавилон. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:1). Его потомки, жившие во времена первосвященника Иоакима, названы в Неем 12:13 «домом Ездры». Вероятно, потомком этого Е. был и Ездра, упомянутый в Неем 12:33, где говорится об освящении стены;

3) священник, происходивший через Садока от Елеазара, сына Аарона (Езд 7:1-5), книжник, «сведущий в законе Моисея». Тот факт, что Е. был официально послан царем в Иерусалим, возм., свидет-вует о том, что он занимал определ. пост (наподобие секретаря по делам иудеев) при перс. дворе. Как книжник, Е. должен был изучать Закон, и это позволяло ему приобретать обширные познания в области Закона Моисея. Вместе с Е. из Вавилона вернулось на родину большинство находившихся в плену израильтян. Библия говорит, что среди них были священники, левиты, певцы, привратники и нефинеи. Это произошло на седьмой год царствования перс. царя Артаксеркса (Артаксеркс I Лонгиман, 464-424 гг. до Р.Х.). Е. был направлен царем и семью его советниками в Иерусалим для оценки религ. обстановки в Иудее. До царя доходили слухи о том, что иудеи пренебрегают своими религ. обязанностями и что им грозит ассимиляция с соседними племенами, поскольку они постоянно заключают браки с дочерьми хананеев, хеттов, филистимлян, иевусеев, аммонитян и др. племен. Избранный народ был на грани исчезновения. Царю важно было привлечь иудеев на сторону Персии и укрепить таким образом власть в завоеванных им странах, в частности в Египте: несмотря на то, что Персия завоевала Египет, ее власть там была неустойчивой. Е. были выданы серебро и золото, к-рые царь и его советники принесли в дар Богу Израилеву — на украшение Иерусалимского храма. Кр. того, Е. было дано право не только собирать приношения народа и священников, но и объявить сбор серебра и золота по всей Вавилонии. На эти средства должны были приобретаться жертв. волы, овны, агнцы, а также хлебные приношения и возлияния для них. Е. вез с собой и сосуды для храма (ср. Езд 8:25).

Все, что было необходимо для службы в храме, Е. мог востребовать из цар. сокровищницы. Особое указание было дано хранителям сокровищ «за рекой», т.е. за Евфратом. (Территория «за рекой» — это часть Персидского царства, включавшая Сирию и Палестину с Иудеей, и простиравшаяся вплоть до Египта и Кипра.) Хранители сокровищ должны были исполнять все указания Е., щедро, хотя и в определ. пределах, выдавая ему все им востребованное (Езд 7:21-23). Священники, левиты, певцы, привратники, нефинеи Иерусалимского храма и служащие при нем освобождались от всех податей. Е. получил от царя полномочия назначать судей и правителей над всеми иудеями в землях, лежавших «за рекой», т.е. прежде всего в самой Иудее. Готовясь к путешествию, Е. собрал глав израил. родов, к-рые должны были идти вместе с ним. У реки Агавы он организовал группу, в к-рую вошло свыше 1700 мужчин (Езд 8:1-15). Но когда обнаружилось, что среди собравшихся нет левитов, Е. повелел доставить таковых вместе с нефинеями из местности Касифье. После этого Е. объявил о начале поста, чтобы молитвами испросить у Бога благополучного пути, поскольку он не решился просить у царя войско для охраны. Группа двинулась в путь на 12-й день первого месяца седьмого года царствования Артаксеркса (в 458 г. до Р.Х.). Путешественники благополучно достигли Иерусалима, став т.о. подкреплением потомкам тех израильтян, к-рые вернулись сюда из плена на 80 лет раньше (в 538 г. до Р.Х.). Прим. через четыре месяца после прибытия (см. Езд 7:9 и Езд 10:9), после того как начальствующие обратили внимание Е. на проблему смешанных браков, он принял меры, направленные против таких союзов (см. Езд 9:1 — Езд 10:44). Был издан декрет, на основании к-рого все иудеи, женатые на чужестранках, под угрозой лишения имущества и гражданства должны были в трехдневный срок отослать жен вместе с детьми обратно на родину. Во времена Неемии, к-рый появился здесь на 13 лет позже Е., состоялось освящение иерусалимской стены, происходившее при непосредственном участии Е. (Неем 12:36). При наступлении седьмого месяца (444 г. до Р.Х.) Е. зачитал народу Божий Закон со специально изготовленного по этому случаю деревянного возвышения (Неем 8:4). Эти события нашли отражение в -> Книге Ездры.

Ездры книга 
-> Книга Ездры.

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий