Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Деяние, дело 

I. ДЕЯНИЯ
Библейский Бог — это Творец мира и Вершитель истории. Он творит великие дела, многие из к-рых недоступны человеч. пониманию (Иов 5:9 и след.). Крепче всего в памяти ветхозаветного народа Божьего сохранились славные Д., связ. с освобождением народа из егип. рабства (Втор 11:2-4). Но Господь допускает и бедствия, когда своим отпадением народ вынуждает Его прибегнуть к карам (Ам 3:6). Помыслы и дела Господа едины (Ис 46:11). Бог «бодрствует над словом Своим», чтобы оно скоро исполнилось (Иер 1:12). Для благочестивых людей нет более приятного занятия, чем размышлять и рассуждать «о делах рук» Господа (Пс 142:5). Основное Д. Божие в НЗ — это приход в мир Иисуса. Этим Бог осудил грех и дал человеку возможность внутр. духовного обновления (Рим 8:3 и след.).

II. ДЕЯНИЯ ИИСУСА
Основная миссия Иисуса на земле состоит в том, чтобы исполнить волю пославшего Его Отца (Ин 6:38). Эта воля направлена на вечное спасение верующих. Сын Божий един со Своим Отцом, потому что ничего не творит от Себя, а послушно взирает на Отца, в покорности принимая и исполняя все то, что предначертано Отцом (Ин 5:19). Творить волю Отца есть «пища Сына» (Ин 4:34).

III. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ 

1) богоугодные Д. народа Израиля, к-рому Бог возвестил Свою святую волю у горы Синай, заключаются в соблюдении Его «заповедей и законов». Послушно соблюдая их, человек получает обетование, что «будет жив» (Лев 18:5). Но никто из людей не может восславить Бога полным исполнением Его воли. Суть новозаветной проповеди ап. Павла именно в том, что на пути исполнения Закона никто не достигнет спасения, а новое «деяние», делающее человека блаженным, — это вера в Христа;

2) праведное поведение не исчерпывается -> делами. Господь спас нас «не по делам праведности, которые мы бы сотворили, а по Своей милости» (Тит 3:5). Праведный же образ действий служит свидет-вом истинности веры (Гал 5:6; Иак 1:22; Иак 2:17), при этом без постоянной внутр. связи со своим Господом ученик ничего не может сделать (Ин 15:5). Тайна следования за Христом заключается в том, чтобы все делать во славу Божью (1 Кор 10:31) и во имя Иисуса Христа (Кол 3:17).

Деяния апостолов 
Деяния апостолов (греч. праксейс апостолон, «дела апостолов»). Так с конца II в. по Р.Х. называют вторую часть повествования о возникновении христианства; первая часть этого труда известна как Ев. от Луки.

I. ВВЕДЕНИЕ

1) писавший Д.А. не называет своего имени; однако из Деян 1:1 и Лк 1:1-4 следует, что он то же лицо, что и автор третьего Евангелия. Заглавие этого Евангелия, а также мнение отцов Церкви свидет-вуют о том, что это был Лука, сподвижник Павла (Кол 4:14; 2 Тим 4:10; Флм 1:23). Эти свидет-ва подкрепляются еще и тем, что часть Д.А. написана как рассказ очевидца (т.е. от первого лица: Деян 16:10-17; Деян 20:5-16; возм., также и Деян 20:17-38; Деян 21:1 — Деян 28:16). Исключив сотрудников, к-рые были с Павлом и в других эпизодах, можно прийти к выводу, что именно Лука был автором этой книги. Если такие доводы установления авторства не кажутся достаточно убедительными, как и свидет-во отцов Церкви, то и возражения против них не выглядят основательными.

О личности Луки нам известно, что он был врачом (Кол 4:14). Это косвенно подтверждается тем, что Лука дает точное описание болезней (Деян 3:2; Деян 9:33; Деян 14:8; Деян 28:8). О его профессион. наблюдательности свидет-вуют также меткие характеристики людей (Деян 8:9-24; Деян 17:18-21; Деян 19:23-40) и яркие подробности в рассказах о событиях (Деян 27). В отличие от других евангелистов, Лука не был евреем, что следует из Кол 4:10-14. В НЗ не содержится никаких сведений о его родине и его пути к вере;

2) в Д.А. говорится, что они были написаны для некоего Феофила. Его личность также остается в тени. В Ев. от Луки он назван кратистос, что означает «могущественный», «высокочтимый», — так обращались, напр., к наместнику (Деян 23:26; Деян 24:3). Т.о., речь, возможно, идет о лице высокого ранга, влияние к-рого могло оказаться важным для Церкви. Полагают, что Феофил жил в Италии, поскольку города и местности Палестины описаны достаточно подробно, в то время как города Италии, видимо, знакомы ему и без более точных указаний;

3) о времени и месте написания Д.А. мнения расходятся. Книга заканчивается сообщением автора (ведущего рассказ от первого лица — «мы») о том, что Павел два года находился в заключении в Риме, однако сведений о его освобождении или казни нет. Поэтому, возможно, книга была составлена еще до первого гонения на христиан при Нероне в 64 г. Если предположить более позднее время написания, то тогда непонятно, почему, в таком случае, в книге не говорится ни о смерти ап. Павла и Петра, ни о разрушении Иерусалима;

4) о намерениях Луки мы можем судить по его книге. Он не летописец, ведущий хронику всех событий, его описания избирательны. Но все, что он изображает, представлено живо и точно. С другой стороны, он не биограф, стремящийся прославить своего героя, иначе он не умолчал бы о том, что упоминается в 2 Кор 11:23-28; 2 Кор 12:1-4. Итак, Д.А. он писал с той же целью, что и Евангелие. Феофил, как человек, занимающий высокий пост, должен был познакомиться с достоверным образом Иисуса и с тем, как Господь ведет Свою Церковь. Поэтому автор описывает созидание Церкви, распространение Евангелия и путь апостолов среди преследований и опасностей;

5) Лука смог написать подобный «отчет» о возникновении христианства, пос
кольку он имел доступ к различным источникам. Он сам был участником нек-рых важных событий. Дополнит. сведения о деят-сти Павла он мог получить от него самого или от его непосредств. окружения. Кр. того, сопровождая Павла, Лука имел возможность говорить с другими апостолами и сотрудниками; проверить надежность рассказов, как он уже делал это при написании своего Евангелия (Лк 1:1-4). Т.о., сведения, дошедшие до нас, абсолютно достоверны, что проявляется даже в мелочах, к-рые подтверждаются археол. находками.

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) в Д.А. можно видеть исполнение поручения, данного Иисусом (Деян 1:8), рассказ о проникновении Благой Вести в области от Иерусалима и Иудеи до Самарии и даже до «края земли». Вначале Лука дополняет написанное им ранее Евангелие подробным рассказом о вознесении Иисуса, т.е. о Его восхождении на престол Божий. На земле теперь следует собрать и ободрить народ Божий, чтобы он под водит-вом Божьим мог устоять в бурях мировой истории. Этот завещанный Богом труд совершается апостолами (и проч. христианами, ср., напр., Деян 11:19 и след.) в период, отображенный в Д.А. Так, Петр приблизит. одноврем. с завершением этого периода может констатировать: «Некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр 2:10). Д.А., как рассказ о создании Божьего народа (-> Церковь; ср. также Послания к коринфянам), в полной мере соответствуют представленим Павла, в различных своих посланиях обращавшегося к вопросу о том, как из иудеев и эллинов создать «один народ и одно тело»;

2) с этой т.зр. в книге выявляется следующий замысел:
Вступление: восхождение Иисуса на престол (Деян 1:4-12). Пополнение круга сотрудников (Деян 1:13-26).

2.1 Община (Деян 2:1 — Деян 7:60):
а) ее основание в результате чуда, явленного в день Пятидесятницы, и проповеди Петра (Деян 2:1-47);
б) нерешительность синедриона (Деян 3:1 — Деян 4:22);
в) период терпимости со стороны властей (Деян 4:23 — Деян 5:42);
г) гонения от разгневанной толпы (Деян 6:1 — Деян 7:60).

2.2 Присоединение язычников (Деян 8:1 — Деян 10:48):
а) путь Филиппа (Деян 8:1-40);
б) призвание апостола язычников (Деян 9:1-31);
в) наставление Петра о пути Божьем (Деян 9:32 — Деян 10:48).

2.3 Создание нового народа Божьего (Деян 11:1 — Деян 15:35):
а) новые трудности Церкви (Деян 11:1 — Деян 12:25);
б) миссия среди язычников (Деян 13:1 — Деян 14:28);
в) Церковь, свободная от Закона (Деян 15:1-35).

2.4 Построение Церкви на новом основании (Деян 15:36 — Деян 20:38):
а) второе миссионерское путешествие Павла (Деян 15:36 — Деян 18:23);
б) Церковь в столице провинции Асии (Деян 18:24 — Деян 20:38).

2.5 Новый народ и власти (Деян 21:1 — Деян 28:16):
а) путь Павла навстречу аресту (Деян 21:1-40);
б) решение иудеев (Деян 22:1 — Деян 23:21);
в) решение наместника (Деян 23:22 — Деян 25:12);
г) решение царя Агриппы (Деян 25:13 — Деян 26:32);
д) поездка для рассмотрения дела императором (Деян 27:1 — Деян 28:16).
Заключение: последний призыв к Израилю (Деян 28:17-31).

III. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
О богосл. постулатах Д.А. можно говорить только как об этапах на пути развития, а не как об устоявшихся канонах. Нельзя, взяв одно слово, один рассказ или какую-то ситуацию из жизни Церкви, возвести их в церк. норму, действующую всегда и повсеместно. Подобные попытки опровергаются как самой книгой Д.А., так и включ. в НЗ посланиями. Это можно показать на след. примере: верующим после крещения путем возложения рук сообщается Св. Дух (Деян 8:17; Деян 19:6). На Павла перед его крещением возлагают руки, но о сообщении Духа в Его видимом проявлении (с даром говорении на языках) здесь не упоминается (Деян 9:17-19). С другой стороны, Дух Св., без возложения рук, нисходит на язычников, а затем они принимают крещение (Деян 10:44-48). Аполлосу, знавшему только Иоанново крещение, сообщаются более точные наставления о пути Господа, но ничего не говорится о его крещении и о возложении на него рук для передачи Духа. Тем не менее он проповедовал, «горя духом» (Деян 18:25). Вслед за этим сообщается о мужах, к-рые приняли Иоанново крещение, а теперь принимают крещение во имя Иисуса. Потом Павел возлагает на них руки, после чего на крещаемых нисходит Св. Дух, и они начинают «говорить иными языками» (Деян 19:1-7).

Т.о., мы находим во всех этих фрагментах свободное, не связанное никакой формой действие Бога через служащих Ему. Но эта свобода не является произвольной: мы видим, что события, происходящие одноврем. в разных местах, развиваются в едином направлении. Буква Закона, составлявшего основу ВЗ, перестает довлеть над детьми Божьими, которые призваны достичь подлинной свободы во Христе Иисусе. Их дела должны определяться только любовью к Богу и собратьям. Решающим прорывом к этой свободе стал -> Апостольский собор. Но и на нем еще не был окончат. преодолен дух законничества, стремившийся на место неогранич. послушания сердца поставить соблюдение религ. норм и формальностей. Произошел также прорыв к признанию того, что Крест не стоит между иудеями и язычниками, но язычник через Крест становится участником обетований, данных иудеям (Рим 2:29; Рим 3:30; Гал 3:28 и след.). С другой стороны, путь ко Кресту пролегает не через иудаизм, и язычник не обязан прежде подчиниться Закону (Деян 15:28; Гал 2:3). Ведь теперь иудеи и язычники едины перед Христом и во Христе (Рим 3:9 и след.; Рим 3:23; Рим 10:12). Пройдя через врата крещения, они едины как члены одного тела и одного народа (Рим 3:9; 1Кор 12:12 и след.; Кол 3:11). Этот вопрос можно поставить и по-другому: кто ближе к спасению во Христе, израильтяне или язычники? (Рим 3:9). В Д.А. мы видим горячее стремление к обращению иудеев (Деян 13:14; Деян 14:1 и след.; Деян 17:2.10 и др.). Почти все дошедшие до нас великие речи и проповеди были обращены к израильтянам (Деян 2:14 и след.; Деян 7:2 и след.; Деян 11:4 и след.; Деян 15:7 и след.,13 и след.). Мы узнаём, как труден был путь Павла, готового пожертвовать собств. блаженством ради спасения своего народа (Рим 9:3) и вынужденного в конце концов обратиться почти исключит. к проповеди среди язычников (Деян 13:46; Деян 28:28). За его горькими словами об иудеях (1Фес 2:15 и след.) стоят события, отраженные в Д.А. К этому вопросу Павел обращается в своих посланиях к галатам, римлянам и ефесянам. Предлагаемый Павлом ответ можно рассматривать как теологич. вывод, основанный на осмыслении Божьего промысла, о котором рассказывается и в Д.А. И, наоборот, можно рассматривать Д.А. как живую иллюстрацию к этим посланиям.

Добавить комментарий