Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Дети (сыны) Божьи 
-> Усыновление.

Дети, сыновья, младенцы, чада 

I. Словами «дети» или «сыновья» в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (Мф 18:3; 1 Кор 14:20; 1 Петр 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., «чада света» или «сыны века сего» (Лк 16:8; Еф 5:8), «сын смерти» (2 Цар 12:5 — в Синод. пер. — «достоин смерти»), «сын геенны» (Мф 23:15), «сыны лукавого» (Мф 13:38).

II. Многочисл. потомство означало радость и счастье, оно считалось Божьим благословением (Втор 28:4; Иов 5:25; Пс 126:3; Пс 127:3 и след.; Притч 17:6). В бездетном браке видели Божье наказание (Быт 30:23; 1 Цар 1:6 и след.; Ис 47:9).

III. Израил. матери долго вскармливали младенцев грудью (Быт 21:7 и след.) и отлучали их от груди только в два-три года (1 Цар 1:23; 2 Макк 7:27; ср. -> Грудь (3) -> Кормилица). Имя ребенку часто давала мать (Быт 4:1.25; Быт 29:32-35; Быт 38:4; Суд 13:24; 1 Цар 1:20; Ис 7:14 — МТ; в Синод. пер. — «нарекут ему имя»), но иногда это делал и отец (Быт 4:26; Быт 5:28 и след.; Быт 21:3; Быт 35:18; Быт 38:3; Быт 41:51; Исх 2:22; 2 Цар 12:24 — МТ; в Синод. пер. — «нарекла ему имя»). В новозаветный период имя мальчику давали при -> обрезании, на восьмой день после -> рождения (Лк 1:59; Лк 2:21). Первенец, как все -> первородное, посвящался Господу; его полагалось принести в святилище и выкупить за пять сиклей серебра (Чис 18:15 и след.).

IV:

1) в первые годы жизни мальчики и девочки росли вместе, под присмотром матери (Притч 6:20; Притч 31:1; 2 Тим 1:5). Позднее -> воспитание мальчика брал на себя отец; в богатых семьях были воспитатели (4 Цар 10:1; Ис 49:23). Закон обязывал отца рассказывать Д. о деяниях и слове Господа (Втор 4:9 и след.; Втор 6:6 и след.,20-25), поскольку начало всякой мудрости — страх Господень (Притч 1:7 и след.). Во время пасхальной трапезы глава семьи рассказывал Д. о том, как Бог спас Свой народ (Исх 12:26 и след.);

2) Д. считались собственностью отца, он имел право даже продавать их в рабство, правда, только израильтянам (Исх 21:7). Чаще в Библии речь идет о Д., обращенных в рабство заимодавцем за долги их отца (4 Цар 4:1; Неем 5:5; Ис 50:1). Отец решал, за кого выдать замуж дочерей, нередко он же решал и вопрос о женитьбе сыновей (-> Брак). Если Д. совершали тяжкие преступления, отец имел право наказывать их смертью (Быт 38:24; Втор 21:18-21), однако, во избежание произвола, право вынесения окончат. приговора оставалось за старейшинами города. С др. стороны, отцу запрещалось при распределении наследства отдавать первенство сыну любимой жены в ущерб первенцу, рожденному от нелюбимой (Втор 21:15-17). Закон многократно заповедует Д. почитать родителей (Исх 20:12; Лев 19:3; Втор 5:16; ср. Притч 1:8 и след.; Притч 13:1). Злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать (Исх 21:15.17; Лев 20:9; Втор 27:16; Притч 20:20; Мф 15:4).

V. НЗ не отменил ветхозаветную заповедь, но обращался одноврем. и к Д., и к родителям (Еф 6:1-4; Кол 3:20 и след.); слова Иисуса устанавливают известный предел привязанности Д. к родителям, указывая на приоритет непосредств. подчинения Д. Богу и Его воле (Мк 3:33-35; Лк 9:59-62; Лк 14:26).

Детоводитель, наставник 
(греч. пайдагогос), раб, к-рому доверяли воспитание детей и присмотр за ними (1 Кор 4:15). Таким «детоводителем ко Христу» ап. Павел называет Закон (Гал 3:24 и след.).

Добавить комментарий